Судья Суднева В.Н. | дело №66а-1157/2020 (номер дела в суде первой инстанции 3а-550/2020) |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А.,
судей Батялова В.А., Калугина Д.М.,
при секретаре Грязнове Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Пивооптторг-Оса» о признании недействующими пункты № 2983, № 4767 таблицы 1 Приложения «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2019 год», определенного постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года № 756-п «Об определении на 2019 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Пивооптторг-Оса» на решение Пермского краевого суда от 18 марта 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А., объяснения представителя административного истца ФИО6, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А., полагавшего решение суда подлежим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
в соответствии со статьей 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 года № 141-ПК "О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон о налоге на имущество организаций) постановлением Правительства Пермского края от 29 ноября 2018 года N 756-п «Об определении на 2019 года перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее Перечень на 2019 год), размещенным на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2018 года и опубликованным 3 декабря 2018 года в официальном печатном издании "Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за №47, часть 2, утвержден Перечень на 2019 год, в который пунктами 4767 и № 2983 таблицы 1 включены здания с кадастровыми номерами 59:29:0780002:377 и 59:29:0000000:4691, расположенные по адресу: Пермский край, Осинский район, пос. Светлый, стр. 59 и стр. 56 соответственно (далее - спорные здания), поскольку признаны объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость.
Общество с ограниченной ответственностью «Пивооптторг-Оса» (далее - ООО «Пивооптторг-Оса», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных норм, обосновывая свою позицию тем, что вышесказанные объекты принадлежат Обществу на праве собственности, входят в состав торгово-производственной базы, которая расположена на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Земельный участок приобретен Обществом в собственность на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, где целевое пользование земельного участка определено «под объекты производственного назначения», однако, впоследствии без согласия ООО «Пивооптторг-Оса» в Единый государственный реестр прав были внесены изменения, согласно которым вид разрешенного пользования земельного участка определен «под объекты торговли».
Решением Думы Осинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером: № отнесен к территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1), предусмотренной для объектов торговли, таких как торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы), к которым включенные в Перечень объекты не относятся, при этом мероприятия по определению фактического использования здания для целей налогообложения при формировании Перечня и до его утверждения не осуществлялись, технической документацией на здание Правительство Пермского края не располагало, вид разрешенного использования земельного участка не учитывался.
По сведениям технической документации здания являются отдельно стоящим зданием хранилища, в составе здания отсутствуют помещения, предназначенные и (или) фактически используемые в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, площадь всех помещений спорного здания, попадающих под понятие «торговые объекты» составляет менее 20 процентов от общей площади спорного здания; торговая база не эксплуатируется, в ее зданиях и помещениях производственная деятельность не ведется, соответственно спорные объекты недвижимости не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, таким образом, включение данных зданий в Перечень 2019 года противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 2 Закона Пермского края от 13 ноября 2017 г. № 141-ПК «О налоге на имущество организаций на территории Пермского края и о внесении изменений в Закон Пермской области «О налогообложении в Пермском крае», нарушает права и законные интересы ООО «Пивооптторг-Оса», поскольку незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости зданий.
Решением Пермского краевого суда от 18 марта 2020 года в удовлетворении административного искового заявления ООО «Пивооптторг-Оса» отказано.
В апелляционной жалобе ООО «Пивооптторг-Оса» ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы правительством Пермского края и участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности их доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Проанализировав положения пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 16 Закона Пермского края от 7 сентября 2007 года № 107-ПК «О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края», Регламента подготовки проектов правовых актов Правительства Пермского края от 5 октября 2007 года № 223-П, Указа губернатора Пермского края от 10 апреля 2009 года № 16 «Об интегрированной системе электронного документооборота, архива и управления потоками работ Пермского края», пункта 4 Указа губернатора Пермского края от 24 июля 2008 года № 37 «О порядке вступления в силу и опубликования актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края, порядке организации опубликования законов Пермского края», суд первой инстанции верно установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий правительства Пермского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. По данному основанию административный истец нормативный правовой акт не оспаривает.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 НК РФ).
Законом о налоге на имущество организаций с 1 января 2018 года на территории Пермского края введен указанный налог исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества (статья 8).
Частью 2 статьи 2 названного регионального закона на основании статьи 372, пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
В Пермском крае к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м в городских округах (свыше 300 кв. м в муниципальных районах) и помещения в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления в Пермском крае, автономных, бюджетных и казенных учреждений Пермского края (пункт 1 части 1 статьи 2 Закона о налоге на имущество организаций).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В силу положений пункта 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) в целях настоящей статьи признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (абзац второй подпункта 2);
- фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов его общей площади здания (абзац третий подпункта 2).
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми нормами.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и вида разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, предусмотрев возможность выбора любого вида разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, указав, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В названном классификаторе под кодом 4.2 значится вид разрешенного использования земельного участка «объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)», который предполагает размещение объектов капитального строительства, общей площадью свыше 5000 кв. м с целью размещения одной или нескольких организаций, осуществляющих продажу товаров, и (или) оказание услуг в соответствии с содержанием видов разрешенного использования с кодами 4.5 - 4.9; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей торгового центра.
Из материалов дела следует, что ООО «Пивооптторг-Оса» является собственником объектов недвижимости: 1-этажного здания хранилища в кирпично-блочном исполнении, назначение: торговая база, общей площадью <данные изъяты> кв. м, с вентиляторной лит. д, пристроем лит. <адрес>, с кадастровым номером: №, расположенное по адресу: <адрес>;
2-х этажного здания склада общей площадью <данные изъяты> кв. м, лит. А, с эстакадой лит. А, холодильником лит. Г, компрессорной лит. Г1, градирней лит. Г2, забором, воротами, покрытием, назначение-торговая база, с кадастровым номером: №, расположенное по адресу: <адрес>.
Вышеуказанные объекты капитального строительства расположены на земельном участке с кадастровым номером: №, площадью <данные изъяты> кв. м, назначение: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объектами торговли, по адресу: <адрес>, который приобретен ООО «Пивоопторг-Оса» в собственность на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Главы администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, постановления Главы Осинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа администрации Осинского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что вышеуказанный земельный участок в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно части I Правил землепользования и застройки Осинского городского поселения, утвержденным решением Думы Осинского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ№, располагался в общественно-деловой функциональной зоне (учреждения и предприятия обслуживания) генерального плана Осинского городского поселения, утвержденного решением Думы Осинского городского поселения от 27 декабря 2011 года № 361 «Об утверждении генерального плана Осинского городского поселения и внесения изменений в генеральный план г. Осы», что соответствовало территориальной зоне учреждений и предприятий обслуживания (0-1).
В период с ДД.ММ.ГГГГ и на день утверждения оспариваемого Перечня земельный участок с кадастровым номером: № согласно Правилам землепользования и застройки Осинского городского поселения в новой редакции, утвержденной решением Думы Осинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, расположен в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1).
Согласно информации, предоставленной ФГБУ «ФКП Росреестра по Пермскому краю», следует, что земельный участок с кадастровым номером: №, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел вид разрешенного использования: «под объектами торговли».
На основании заявления ООО «Пивоопторг - Оса» от ДД.ММ.ГГГГ вид разрешенного использования данного земельного участка изменен с ДД.ММ.ГГГГ на «коммунальное обслуживание; земельные участки (территории) общего пользования».
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент принятия Правительством Пермского края оспариваемого Постановления 29 ноября 2018 года № 756-п принадлежащие административному истцу объекты недвижимого имущества располагались на земельном участке с видом разрешенного использования - под объектами торговли, предусматривающим размещение на нем объектов торговли, что является самостоятельным основанием для включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в связи с чем пришел к выводу, что включение объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № в оспариваемый Перечень на 2019 год соответствует критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Довод жалобы относительно того, что спорные здания не являются объектами торговли и фактически не используются в этих целях, находятся в составе торгово-производственного комплекса, не имеет правового значения для разрешения данного административного дела, поскольку для признания законным включения объектов недвижимости в Перечень достаточно установить их соответствие одному из условий, указанных в статье 378.2 НК РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что представленные доказательства позволяют с достоверностью отнести спорные здания к объектам недвижимого имущества, отвечающего требованиям, указанным в статье 378.2 НК РФ.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным истцом в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Пермского краевого суда от 18 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Пивооптторг-Оса» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи