ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1161/2022 от 23.06.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1161/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

23 июня 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Сиротиной Е.С.,судей Артамоновой Т.А. и Брянцевой Н.В. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 23OS0000-01-2022-000121-58 (№ 3а-496/2022) по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 г. об удовлетворении административного искового заявления закрытого акционерного общества «Агропромстрой» об оспаривании отдельных положений перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость.Заслушав доклад судьи Сиротиной Е.С., объяснения представителя административного истца Зафирова С.В., представителя департамента имущественных отношений Краснодарского края Буренкова Д.Л., допросив свидетеля ФИО7, выслушав заключение прокурора Костюка А.И., судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. № 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 г. (далее также - перечень).

В данный перечень объектов недвижимого имущества под пунктом № 18812 включено нежилое здание с кадастровым номером , расположенное по адресу:.

Нормативный правовой акт размещен на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.diok.krasnodar.ru 27 декабря 2022 г.

Закрытое акционерное общество «Агропромстрой» (далее – ЗАО «Агропромстрой»), являющееся собственником указанного здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании указанного пункта перечня недействующим, ссылаясь на противоречие этой нормы положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В обоснование заявленных требований указано на то, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включение здания в перечень нарушает права административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в завышенном размере.

Решением Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 г. административные исковые требования удовлетворены, признан недействующим оспариваемый пункт перечня.

В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, приводит доводы о наличии правовых оснований для включения в перечень спорного объекта.

Административным истцом и прокурором представлены письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Буренков Д.Л. доводы апелляционной жалобы поддержал, ссылаясь на незаконность решения суда.

Представитель административного истца Зафиров С.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Прокурор Костюк А.И. полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 307 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие. Решение суда в указанной части не обжалуется.

Проверяя соответствие содержания перечня объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, не отвечающего критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, и пришел к выводу о неправомерности включения нежилого здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.

Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

В силу пункта 1 статьи 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения признается, в том числе, недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.

К объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены административно-деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (пункт 1 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 620-КЗ), а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 620-КЗ).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, устанавливается исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.

В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 4.1. статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, оспариваемая норма может быть признана соответствующей статье 378.2 НК РФ, если спорное здание подпадает под условия, перечисленные в пунктах 3, 4, 4.1. статьи 378.2 НК РФ, либо соответствует требованиям подпункта 2 пункта 1 этой статьи.

Удовлетворяя административный иск, суд исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для определения налоговой базы как кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости и пришел к выводу о том, что здание не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, и не могло быть включено в перечень.

Судебная коллегия считает приведенные выводы суда правильными, основанными на верном применении норм материального права.

Из материалов административного дела следует, что ЗАО «Агропромстрой» является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером , площадью 437,5 кв. м, расположенного по адресу:.

Здание находится на арендуемом истцом земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «эксплуатация офиса, магазина, авторемонтных и сервисных мастерских, гаражей, склада».

Здание включено административным ответчиком в Перечень на 2022 г. исходя из вида разрешенного использования земельного участка и фактического использования здания в целях коммерческого назначения, поскольку более 20 процентов его общей площади используется для размещения торговых объектов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что приведённый вид разрешённого использования земельного участка не является однозначно определённым, поскольку допускает размещение одного объекта недвижимости - здания смешанного назначения, что не позволяет сделать вывод о размещении исключительно торгового объекта.

Из технического паспорта, составленного Павловским Бюро технической инвентаризации государственного бюджетного учреждения Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» по состоянию на 14 апреля 2003 г., следует, что нежилое здание площадью 442,2 кв. м, расположенного по адресу:, состоит из помещений с наименованием: основное, вспомогательное, гараж, котельная, склад.

Таким образом, сведения ЕГРН и документы технической инвентаризации не подтверждают наличие в данном объекте недвижимости помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади здания с назначением, разрешенным использованием или наименованием помещений (частей помещения), предусматривающим размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в связи с чем необходимо устанавливать фактическое использование здания.

Судом первой инстанции обоснованно отвергнут, как недопустимое доказательство, акт обследования здания от 5 марта 2021 г., выполненный главным специалистом ГКУ КК «Кубаньземконтроль» ФИО8

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Фактическое обследование объектов недвижимости с целью включения их в соответствующие перечни в целях статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации проводится в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 г. № 319 (далее - Порядок).

Пунктом 3 Порядка (в редакции от 8 октября 2019 г. № 678) предусмотрено, что в перечень на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен Уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом результатов рассмотрения заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества о пересмотре решения об определении вида фактического использования, а также объекты недвижимого имущества, вид фактического использования которых соответствует условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и определен Уполномоченным органом на основании заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 18 - 21 настоящего Порядка, а также по результатам выездного обследования, проведенного по поручению судебных органов или прокуратуры.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Уполномоченным органом в отношении отдельно стоящих зданий (строений, сооружений) и помещений, соответствие которых назначению, предусмотренному подпунктом 2 пункта 1, пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, невозможно определить на основании сведений о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации), а также в отношении объектов недвижимого имущества, выездное обследование которых проведено по поручению судебных органов или прокуратуры.

Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется на основании сведений о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и помещениях, и (или) сведений об использовании объектов недвижимого имущества, предоставляемых по запросу Уполномоченного органа федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, в случае отсутствия указанных сведений или по поручению судебных органов или прокуратуры вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется путем выездного обследования (пункт 4 Порядка).

При определении вида фактического использования объектов недвижимого имущества учитываются условия отнесения объектов к административно-деловым центрам, торговым центрам, условия признания нежилого помещения фактически использующимся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, установленные пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка).

В соответствии с пунктом 6 Порядка в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган не позднее чем за 5 рабочих дней до даты начала проведения обследования размещает на своем официальном сайте график выездного обследования объектов недвижимого имущества, сформированный из числа объектов недвижимого имущества, указанных в абзаце первом пункта 4); не позднее чем за 5 рабочих дней до даты обследования направляет по адресу объектов зданий (строений, сооружений) и помещений (при наличии почтового адреса) уведомления о проведении их обследования в соответствии с графиком обследования. График обследования составляется Уполномоченным органом на отдельные периоды в течение календарного года.

Объекты недвижимого имущества, в отношении которых выездное обследование проводится по поручению судебных органов или прокуратуры, в график обследования не включаются. Правообладатели таких объектов недвижимого имущества уведомляются Уполномоченным органом о проведении обследования посредством факсимильной связи либо электронной почты в сроки, обеспечивающие своевременное выполнение поручений судебных органов или прокуратуры, но не позднее одного рабочего дня до даты обследования.

Согласно пункту 7 Порядка выездное обследование объектов в целях определения вида их фактического использования проводят специалисты подведомственного Уполномоченному органу государственного учреждения Краснодарского края, наделенного полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования

В ходе проведения обследования объектов недвижимого имущества осуществляется фотосъемка и (или) видеосъемка, фиксирующая фактическое использование таких объектов, а также фотосъемка и (или) видеосъемка вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении, и (или) наименованиями обследуемых объектов. По итогам обследования составляется акт обследования объекта недвижимого имущества. В акте обследования отражается следующая информация: дата и место составления акта; фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших обследование; адрес обследуемого объекта недвижимого имущества; кадастровый номер обследуемого объекта недвижимого имущества; информация об обеспечении доступа для проведения обследования объекта недвижимого имущества; дата и время обследования; общая площадь обследуемого объекта недвижимого имущества в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости; выявленные в ходе обследования признаки, свидетельствующие об использовании объекта недвижимого имущества в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов; информация о площади объекта недвижимого имущества, используемой в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов; доля площади обследуемого объекта недвижимого имущества, фактически используемой в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов; иная дополнительная информация.

В случае если при проведении обследования объектов недвижимого имущества возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимого имущества, акт обследования составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) и помещении, и (или) наименованиями обследуемых объектов недвижимого имущества) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимого имущества.

К акту обследования прилагается копия уведомления о проведении обследования, также (при наличии) прилагаются документы технического учета (инвентаризации), документы, содержащие сведения из Единого государственного реестра недвижимости, иные документы, полученные в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, или их копии, а также соответствующие материалы фотосъемки и (или) видеосъемки (пункт 8 Порядка).

Если визуально объект недвижимого имущества не полностью используется в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, площадь такого объекта недвижимого имущества, используемая в целях размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, определяется на основании содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о площади соответствующих помещений. В случае отсутствия документов технического учета (инвентаризации) или несоответствия фактической планировки помещений документам технического учета (инвентаризации), или использования помещения в целях размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания неполностью, площадь объекта недвижимого имущества, используемая в целях размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, определяется на основании результатов замеров, проводимых специалистами Учреждения, и (или) на основании документов, подтверждающих передачу объекта недвижимого имущества (части объекта недвижимого имущества) во владение и (или) пользование в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.

Доля фактически используемой в целях, указанных в пунктах 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площади здания (строения, сооружения) или помещения определяется как отношение выявленной в ходе обследования площади, используемой для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, к общей площади соответствующего здания (строения, сооружения) или помещения, сведения о которой содержатся в реестре объектов недвижимости.

Документы технического учета (инвентаризации), документы, подтверждающие передачу объекта недвижимого имущества (части объекта недвижимого имущества) во владение и (или) пользование, иные документы могут представляться правообладателями объектов недвижимого имущества специалистам Учреждения при проведении обследования (пункт 9 Порядка).

Определением Краснодарского краевого суда от 3 февраля 2021 г. по административному делу по иску ЗАО «Агропромстрой» об оспаривании включения нежилого здания с кадастровым номером в перечень на 2020 г. на административного ответчика департамент имущественных отношений Краснодарского края возложена обязанность представить в предварительное судебное заседание, назначенное на 1 марта 2021 г., акт обследования объекта с кадастровым номером , проведенного в целях определения вида его фактического использования в соответствии с требованиями порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Во исполнение данного поручения суда департаментом имущественных отношений Краснодарского края в адрес ЗАО «Агропромстрой» направлено уведомление от 25 февраля 2021 г. № 52-08-17-7223/21 о проведении осмотра здания.

От представителя ЗАО «Агропромстрой» в департамент имущественных отношений Краснодарского края 2 марта 2021 г. поступил отказ в проведении осмотра здания со ссылкой на нецелесообразность осмотра, отсутствие правового обоснования.

Мероприятия по обследованию нежилого здания с кадастровым номером на предмет его фактического использования проведены 4 марта 2021 г. главным специалистом подведомственного департаменту имущественных отношений Краснодарского края государственного учреждения Краснодарского края, наделенного полномочиями по проведению выездного обследования объектов в целях определения вида их фактического использования – государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» ФИО8

Согласно акту обследования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером от 5 марта 2021 г. из общей площади 437,5 кв. м здания 128,9 кв. м занимают магазины «Декор», «Комфорт» (торговые залы с местами для выкладки и демонстрации товаров – полками, стеллажами и прилавками с товарами, демонстрационными конструкциями, крупной бытовой техникой, терминалами для безналичной оплаты), что составляет 29,5% от общей площади объекта; 10,9 кв. м занимают складские помещения, что составляет 2,5% от общей площади объекта; в помещения, площадью 297,7 кв. м, доступ не был обеспечен, что составляет 68 % от общей площади объекта.

В качестве дополнительной информации в акте указано, что объект представляет собой двухэтажное здание, согласно сведениям ЕГРН здание является одноэтажным, на двери, ведущей в помещение торгового зала магазина «Комфорт» размещена информационная табличка «Магазин «Комфорт» с указанием графика работы магазина. На прилегающей к объекту территории перед входом в магазин «Комфорт» размещены образцы крупной бытовой техники. Доступ обеспечен только в места общего пользования. Конфигурация помещений № 9, № 10 и № 11 изменена путем демонтажа внутренних стен и объединения площадей. Совокупная площадь, занимаемая торговыми залами магазинов, составляет 128,9 кв. м, площадь помещений, доступ в которые не обеспечен – 309,1 кв. м.

В акте указан способ определения величины используемой в качестве торговой площади объекта – документы технического учета (инвентаризации).

Свидетель ФИО7, являющийся начальником отдела обследования объектов капитального строительства государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль», в судебном заседании апелляционной инстанции пояснил, что составивший акт обследования ФИО8 сотрудником государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» в настоящее время не является, допрос его не представляется возможным. Из содержания акта обследования здания от 5 марта 2021 г. следует, что замеры специалистом не проводились, доля используемой торговой площади определена на основании документов технического учета.

Судебная коллегия критически оценивает указанный акт, поскольку вывод о фактическом использовании нежилого здания и помещений в нем под размещение торговых объектов сделан специалистом исходя из визуального осмотра, на основании экспликаций к поэтажному плану, содержащиеся в акте фотографии здания не позволяют достоверно определить фактическое использование более 20 процентов его площади для размещения торговых объектов. Фототаблица, включенная в названный акт обследования, содержит фотоснимки, на которых отображен фасад здания без каких-либо характерных признаков использования здания для тех или иных целей (отсутствуют рекламные вывески, баннеры, другие признаки размещения в здании торговых объектов). Следовательно, описание внешнего вида здания, не дает возможности определить вид его фактического использования.

В нарушение требований пункта 9 Порядка главным специалистом государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» ФИО8 после визуального установления факта использования объекта недвижимого имущества не полностью в целях размещения торговых объектов, площадь такого объекта, используемая в целях размещения торговых объектов определена на основании содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) сведений о площади соответствующих помещений. При этом специалистом установлено несоответствие фактической планировки (конфигурация помещений № 9, № 10 и № 11 изменена путем демонтажа внутренних стен и объединения площадей) помещений документам технического учета (инвентаризации). Кроме того, специалистом установлено несоответствие сведений ЕГРН о площади, количестве этажей здания документам технического учета и фактическому обследованию.

Однако, при таких установленных специалистом обстоятельствах, при отсутствии документов, подтверждающих передачу объекта недвижимого имущества (части объекта недвижимого имущества) в пользование в целях размещения торговых объектов, площадь объекта недвижимого имущества, используемая в целях размещения торговых объектов, не была определена на основании результатов замеров.

Представленная государственным казенным учреждением Краснодарского края «Кубаньземконтроль» копия технического паспорта по состоянию на 14 апреля 2003 г. с цветными отметками об использовании помещений не позволяет соотнести используемые в качестве торговых объектов помещения со сведениями, содержащимися в документах технической инвентаризации ввиду произведенной перепланировки и не соответствия данным о площади здания и его этажности, содержащимся в ЕГРН.

Следовательно, определение приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 29 июля 2021 г. № 1827 вида фактического использования здания в качестве торгового объекта на 2022 г. на основании акта обследования от 5 марта 2021 г. не соответствует требованиям Порядка.

Учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), вышеназванное нежилое здание не могло быть включено в оспариваемый Перечень исходя из его фактического использования, поскольку акт обследования здания не может являться достоверным доказательством, подтверждающим использование здания для осуществления торговой деятельности, поскольку акт составлен с нарушением требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.

Допустимых доказательств, подтверждающих факт проведения в отношении здания мероприятий по определению вида фактического использования административным ответчиком суду не представлено, несмотря на то, что в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, на него возложена обязанность доказать законность включения объекта в перечень, представление доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания условиям, определенным НК РФ, и необходимых для включения объекта в перечень.

При таких данных, поскольку ни вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект, ни его предназначение исходя из сведений ЕГРН и технической документации (инвентаризации), ни фактическое использование не позволяют признать спорное здание объектом недвижимости, предназначенным или используемым в целях делового, административного, коммерческого назначения, в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, и в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости, суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального законодательства, установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска и исключения здания из оспариваемых перечней.

Судебный акт принят при соблюдении норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оценёнными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 КАС РФ, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о незаконности судебного решения и необходимости его отмены, судебная коллегия находит выводы суда не подлежащими переоценке. Доводы жалобы повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого решения. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений процессуальных прав лиц, участвующих в деле, при рассмотрении дела не допущено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 16 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Мотивированное апелляционное определение составлено 28 июня 2022 г.

Председательствующий

Судьи