ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1166/20 от 17.11.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1166/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Демидчик Н.В. и Сиротиной Е.С.

при секретаре судебного заседания Беляк В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-615/2020 (УИД № 23OS0000-01-2020-000144-54) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тэрра-Н» о признании недействующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20 декабря 2019 г. № 40/2019-тко «О внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края»

по апелляционной жалобе региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края и апелляционному представлению прокурора на решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2020 г., которым удовлетворено административное исковое заявление.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С., объяснения представителя региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Воробьевой Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителей общества с ограниченной ответственностью «Тэрра-Н» Тимошенко М.В. и Очака А.А., представителей заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Эко-Юг» Палий П.И. и Устинова А.Б., поддержавших доводы апелляционной жалобы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, допросив свидетелей Туча М.А. и Абышеву Н.А., выслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее также - региональная комиссия, тарифный орган, регулирующий орган) от 20 декабря 2019 г. № 40/2019-тко «О внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края» (далее также – Приказ № 40/2019-тко) внесены изменения в приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30 ноября 2018 г. № 32/2018-тко «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и от 20 декабря 2018 г. № 51/2018-тко «Об установлении тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов», предусматривающие долгосрочные параметры регулирования тарифов на долгосрочный период регулирования с использованием метода индексации - обществу с ограниченной ответственностью «Тэрра-Н» (далее – ООО «Тэрра-Н», Общество, регулируемая организация) установлен тариф на захоронение твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО): на период с 1 января по 30 июня 2020 г. - 594,31 руб./тонна (без НДС), на периоды с 1 июля по 31 декабря 2020 г., с 1 января по 30 июня 2021 г., с 1 июля по 31 декабря 2021 г.- 634,50 руб./тонна (без НДС).

ООО «Тэрра-Н» обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнений, об оспаривании Приказа № 40/2019-тко.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что при установлении тарифов региональной комиссией в нарушение пункта 18 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 (далее также - Основы ценообразования), и пункта 14 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 (далее также - Методические указания), расчетный объем твердых коммунальных отходов необоснованно определен не на основании данных о фактическом объеме твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года, а исходя из данных территориальной схемы обращения с отходами. При расчете тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов тарифным органом в нарушение требований пункта 6 статьи 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» неправомерно применен понижающий коэффициент 0,3 к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах лимитов.

Решением Краснодарского краевого суда от 17 июня 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе, дополнениях к ней региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края и в апелляционном представлении прокурором поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду нарушения и неправильного применения норм материального права. Обращается внимание на необходимость применения единообразного подхода и способа определения объема ТКО при установлении тарифа для регулируемой организации и приступившего к деятельности 1 января 2020 г. регионального оператора - общества с ограниченной ответственностью «Эко-Юг» (далее – ООО «Эко-Юг») (до переименования - общество с ограниченной ответственностью «Мехуборка» (далее – ООО «Мехуборка»), исходя из Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Краснодарском крае, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 сентября 2016 г. № 747 (далее – территориальная схема), а также на правомерность применения понижающего коэффициента 0,3 к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которые образовались в собственном производстве Общества.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе и апелляционном представлении доводов административным истцом представлены возражения.

Заинтересованным лицом ООО «Эко-Юг» представлены письменные пояснения в поддержку доводов апелляционной жалобы.

В суд апелляционной инстанции поступил отказ прокурора от апелляционного представления.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края Воробьева Е.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы, представители ООО «Тэрра-Н» Тимошенко М.В. и Очак А.А. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица ООО «Эко-Юг» Палий П.И. и Устинов А.Б. поддержали доводы апелляционной жалобы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, прокурор Калиниченко А.В. полагал решение суда не подлежащим отмене.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, возражений, письменных пояснений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Обработка и захоронение твердых коммунальных отходов относятся к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой устанавливаются предельные тарифы (пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

Отношения по установлению тарифов в сфере обращения с коммунальными отходами регулируются указанным Федеральным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Основы ценообразования), Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424, Законом Краснодарского края от 13 марта 2000 г. № 245-КЗ «Об отходах производства и потребления», а также приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 г. № 1638/16 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее – Методические указания).

Предельные тарифы и производственные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6 Закона № 89-ФЗ).

Статья 4 Закона Краснодарского края от 13 марта 2000 г. № 245-КЗ «Об отходах производства и потребления» регламентирует компетенцию органов государственной власти Краснодарского края в области обращения с отходами.

Как следует из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом - региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края в установленной форме (пункты 3.1, 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г. № 652) и официально опубликован 20 декабря 2019 г. в соответствии с Законом Краснодарского края от 6 июня 1995 г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

ООО «Тэрра-Н» осуществляет деятельность по обработке и размещению отходов I - IV класса опасности, образующихся на территории муниципальных образований г. Новороссийск и г. Геленджик, на Новороссийском экологическом комплексе - полигоне твердых бытовых отходов, расположенном в Урочище горы Щелбы г. Новороссийска Краснодарского края на основании лицензии № 023 00682, выданной 6 сентября 2018 г.

Приказами региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 29 ноября 2017 г. № 9/2017-тко «Об утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами» и от 20 декабря 2017 г. № 32/2017-тко «Об установлении тарифов на обработку и захоронение твердых коммунальных отходов» Обществу были впервые утверждены производственная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами (обработка твердых коммунальных отходов) и производственная программа в области обращения с твердыми коммунальными отходами (захоронение твердых коммунальных отходов) на 2018 г.

Апелляционным определением Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2018 г. № 18-АПГ18-18 данные приказы признаны недействующими.

Приказом № 40/2019-тко регулирующий орган утвердил основные показатели производственной программы Общества в сфере захоронения ТКО на 2020 г. - 2021 г., согласно которой планируемый объем обрабатываемых твердых коммунальных отходов составил 240 231 тонну, планируемый объем размещаемых ТКО составил 235 252 тонны, объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы, установлен в размере 147 599,09 тыс. руб. на 2020 г. и 152 426,16 тыс. руб. на 2021 г.

Этим же Приказом введены в действие с момента вступления его в силу соответствующие производственной программе тарифы на захоронение ТКО: на период с 1 января по 30 июня 2020 г. - 594,31 руб./тонна (без НДС), на периоды с 1 июля по 31 декабря 2020 г., с 1 января по 30 июня 2021 г., с 1 июля по 31 декабря 2021 г.- 634,50 руб./тонна (без НДС).

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия предусмотренных законом оснований для признания недействующим оспариваемого нормативного правового акта.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Статьей 3 Закона № 89-ФЗ определены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами; комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.

В соответствии со статьей 24.9 Закона № 89-ФЗ тарифы должны компенсировать экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала.

В силу пункта 18 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии, - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Пунктами 7, 14 Методических указаний предусмотрено, что тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на отчетный период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется в соответствии с Приложениями 2, 3 к Методическим указаниям на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, требования к содержанию производственных программ, а также процедура рассмотрения разногласий при их утверждении установлены Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 424 (далее также - Правила № 424).

Пунктами 3 и 4 Правил № 424 предусмотрено, что производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации. В производственную программу подлежат включению мероприятия, осуществляемые регулируемой организацией в рамках текущей (операционной) деятельности, а также мероприятия, обеспечивающие поддержание объектов обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов. В производственную программу не включаются мероприятия по строительству, реконструкции объектов.

Пунктом 5 Правил № 424 определено, что производственная программа включает в себя, в том числе планируемый объем обрабатываемых, обезвреживаемых и размещаемых твердых коммунальных отходов.

Предоставленные Обществом данные учета соответствовали форме, установленной в приложении № 2 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 сентября 2011 г. № 721, Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября г. № 792, приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2017 г. № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов», были приняты уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами.

Отказывая в принятии сведений о фактических объемах образования ТКО и данных о динамике их образования за последние 3 года согласно экспертному заключению от 19 ноября 2019 г. № 5/2019-тко - предложенном Обществом объеме реализации по захоронению ТКО в размере 157,26 тыс. тонн при расчете тарифов на услуги по обработке и захоронению ТКО, региональная комиссия приняла массу ТКО по данным территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Краснодарском крае, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 сентября 2016 г. № 747 (далее – территориальная схема) в размере 240,231 тыс. тонн, установленного для г. Геленджика (65,598 тыс. тонн) и г. Новороссийска (174,633 тыс. тонн).

Отказ в использовании данных оператора о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года мотивирован тарифным органом началом периода действия регионального оператора ООО «Эко-Юг» и необходимости применения единообразного подхода при установлении тарифа к способу определения объема ТКО для регулируемой организации и регионального оператора.

Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 12 ноября 2018 г. № 490 ООО «Мехуборка-Юг» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО по Новороссийской зоне деятельности.

Предметом соглашения, заключенного 12 ноября 2018 г. между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и ООО «Мехуборка-Юг», дополнительного соглашения от 10 марта 2020 г. является обеспечение региональным оператором деятельности по обращению с ТКО по Новороссийской зоне в соответствии, в том числе с территориальной схемой, - сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО в установленном порядке.

Согласно пункту 1.2 договора на оказание услуг по обработке и захоронению ТКО от 12 декабря 2018 г. № ТКО/1, заключенному между Обществом и региональным оператором ООО «Эко-Юг» (до переименования - ООО «Мехуборка-Юг»), оказание услуг по обработке и захоронению ТКО осуществляется в объеме, не превышающем производительности мусоросортировочного комплекса, предназначенного для обработки ТКО в размере 160 000 тон в год.

Установление оператору по обращению с ТКО показателей производственной деятельности на основании полученных расчетным путем показателей количества образующихся отходов в населенных пунктах, обслуживаемых оператором, без учета наличия у оператора реальной возможности по обработке и захоронению соответствующего объема отходов не соответствует основам обращения с ТКО.

Технической документацией Новороссийского экологического комплекса по обращению с ТКО предусмотрена проектная и фактическая мощность эксплуатируемого ООО «Терра-Н» сортировочного комплекса, расположенного в Урочище горы Щелбы г. Новороссийска Краснодарского края, в размере 160 000 тонн в год.

В соответствии с инвестиционной программой развития объектов утилизации (захоронения) ТКО ООО «Терра-Н» на 2016 – 2018 годы, утвержденной Городской Думой муниципального образования город Новороссийск от 22 декабря 2015 г. № 45, мощность эксплуатируемого ООО «Терра-Н» мусоросортировочного комплекса, расположенного в Урочище горы Щелбы г. Новороссийска Краснодарского края, составляет 160 тыс. тонн в год.

В соответствии с экспертным заключением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 3 июля 2018 г. № 2010.10 в производственном корпусе мусороперегрузочной станции с элементами сортировки размещено технологическое оборудование для осуществления сортировки ТКО, мощностью 160 тыс. тонн в год (две линии сортировки мощностью 80 тыс. тонн в год каждая).

При расчете тарифов не подлежит использованию объем и (или) масса ТКО, превышающий фактическую мощность объекта обработки отходов, что соответствует требованиям пункта 18 Основ ценообразования о приоритете использования данных о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данных о динамике образования ТКО за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов и применении данных Территориальной схемы только в случае отсутствия таких документов.

Из представленных суду доказательств не усматривается возможность достижения производственных показателей, установленных Обществу оспариваемым приказом.

Предусмотренные производственной программой мероприятия (ремонт здания КПП-весовой, административно-бытового корпуса, туалета, мероприятия по поддержанию объектов захоронения) не свидетельствуют об увеличении проектной либо фактической мощности эксплуатируемого ООО «Терра-Н» мусоросортировочного комплекса до принятого оспариваемым приказом объема ТКО.

Доводы тарифного органа о возможности круглосуточного использования Обществом сортировочного оборудования для реализации установленного объема обработки ТКО не подтверждены ни материалами тарифного дела, ни материалами административного дела.

Отсутствие в экспертном заключении от 19 ноября 2019 г., в выписке из протокола заседания правления региональной комиссии от 20 декабря 2019 г. мотивированного отказа в принятии данных о фактической массе ТКО за последний отчетный год и о динамике образования ТКО за последние 3 года, а также доводы тарифного органа в судебном заседании о непринятии указанных сведений в связи с применением единообразного подхода при установлении тарифа к способу определения объема ТКО для регулируемой организации и регионального оператора исходя из территориальной схемы не свидетельствуют об обоснованности доводов административного ответчика.

Принимая во внимание указанные обстоятельства и тот факт, что наряду с данными учета Обществом были предъявлены другие подтверждающие показатели отчетности документы (оборотно-сальдовые ведомости, сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления по форме № 2-ТП, сводные реестры объемов по договорам на прием и размещение ТКО, договоры на оказание услуг по размещению ТКО, сводные реестры контрагентов), судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, установившего неправомерность действий тарифного органа, отказавшегося использовать данные о фактическом объеме и (или) массе ТКО за последний отчетный год и данные о динамике образования ТКО за последние 3 года.

Вопреки доводам тарифного органа отсутствие данных регионального оператора о фактических объемах образования ТКО за последний отчетный год и динамике образования отходов за последние 3 года не является основанием для безусловного определения объема ТКО для оператора по обращению с ТКО исходя из данных территориальной схемы.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования тарифы устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

Пунктом 6 Основ ценообразования предусмотрено, что регулированию подлежат, в том числе единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и тариф на захоронение ТКО.

В силу пункта 22 Основ ценообразования тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с ТКО, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора, которая определяется как сумма необходимой валовой выручки организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО.

Согласно пункту 91 Основ ценообразования при корректировке необходимой валовой выручки оператора по обращению с ТКО, учитываемой при определении необходимой валовой выручки регионального оператора, НВВ регионального оператора корректируется на ту же величину.

Содержание в необходимой валовой выручке регионального оператора расходов оператора по обращению с ТКО и учет оплаты услуг оператора в едином тарифе регионального оператора не свидетельствуют о возможности определения объема ТКО для оператора по обращению с ТКО без учета мощности мусоросортировочного комплекса, используемого оператором по обращению с ТКО.

Вопреки доводам апелляционной жалобы увеличение операционных расходов с учетом индекса потребительских цен и количества ТКО, запланированных к захоронению, не подтверждает возможность увеличения мощности мусоросортировочного оборудования оператора по обращению с ТКО.

Доводы заинтересованного лица ООО «Эко-Юг» о том, что ООО «Терра-Н» не предоставляет сведения о возможности увеличения обрабатываемого объема ТКО мусоросортировочным комплексом, об освобождающихся мощностях в связи с введением с 1 июля 2020 г. на территории Краснодарского края раздельного сбора ТКО, о возможности использования дополнительного оборудования для сортировки ТКО, о возможности проведения мероприятий по увеличению обрабатываемого объема ТКО с привлечением третьих лиц, включая регионального оператора, а также доводы региональной комиссии об изложенных в письме от 30 декабря 2019 г. № 70.06-08-11866/19 указаниях Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обязанности операторов по обращению с ТКО принимать образовавшиеся отходы только на лицензированные полигоны и с учетом утвержденной постановлением № 747 территориальной схемы, не опровергают выводов суда первой инстанции о неправомерном применении тарифным органом данных территориальной схемы.

Ссылка административного ответчика на абзац 2 пункта 14 Методических указаний не обоснована, поскольку изменения зоны (территории), с которой ТКО поступают на объект по обращению с отходами, а также изменения количества и состава ТКО не имели места.

Доводы представителя заинтересованного лица ООО «Эко-Юг» Устинова А.Б. о том, что приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 16 января 2020 г. № 19 утверждена территориальная схема обращения с отходами Краснодарского края, предусматривающая расширение действующего полигона, увеличение мощности мусоросортировочного комплекса до 220 000 тонн/год с указанием объекта сортировки - ООО «Терра-Н» не свидетельствуют о возможности определения объема ТКО для Общества на основании территориальной схемы.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о неправомерном использовании региональной комиссией понижающего коэффициента 0,3, применяемого к ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ, части 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению, относятся к числу плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО.

Согласно части 9 статьи 23 Закона № 89-ФЗ расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.

Пунктом 44 Основ ценообразования определено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Пунктом 46 Основ ценообразования предусмотрено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя расходы на приобретение энергетических ресурсов, операционные расходы и неподконтрольные расходы, в состав которых входят, в том числе расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО (подпункт «з» пункта 50 Основ ценообразования).

Ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО IV класса опасности установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 758 и составляет 95 рублей за 1 тонну.

В соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями.

Частью 10 статьи 23 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что при размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что предусмотренная законодательством совокупность условий, необходимых для применения понижающего коэффициента к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО IV класса опасности, отсутствовала.

В тарифном деле и материалах административного дела не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что регулируемой организацией размещены отходы производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов.

Предметом договора от 12 декабря 20018 г., заключенного между региональным оператором и оператором по обращению с ТКО, является оказание услуг по обработке и захоронению ТКО, в связи с чем доводы тарифного органа о том, что в результате изменения натурально-вещественной формы предметов труда у регулируемой организации появляются отходы производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, являются ошибочными.

Судом первой инстанции принята во внимание позиция государственного органа - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, изложенная в письме от 11 сентября 2019 г. № АА-10-0282/24847, согласно которой оснований для отнесения отходов «Остатки сортировки твердых коммунальных отходов, отнесенные к ТКО» (код 7 41 119 00 00 0) к отходам, образованным в процессе осуществления ООО «Терра-Н» собственного производства, не имеется.

Вопреки доводам тарифного органа исключение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» из подпункта «з» пункта 50 Основ ценообразования условия о необходимости учета расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО исходя из нормативов и (или) лимитов не отменяет требования правовой нормы, закрепленной в пункте 6 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ и предусматривающей при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применение коэффициента 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями.

С учетом допущенных регулирующим органом нарушений при установлении в производственной программе Общества планируемых объемов обрабатываемых и размещаемых твердых коммунальных отходов, при применении в расчете тарифов расчетной массы ТКО без учета фактических данных, а также использовании понижающего коэффициента 0,3 к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах лимитов, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ подлежит признанию недействующим.

Разрешая административное дело, суд первой инстанции, правильно установив имеющие значение для дела обстоятельства, оценив правомерность действий регулирующего органа, пришел к верным выводам, что оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере обращения с ТКО, имеющих большую юридическую силу, подход, примененный тарифным органом при определении объема ТКО и использовании понижающего коэффициента 0,3 к ставке платы за негативное воздействие на окружающую среду, является неправильным, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства. При этом суд на основании подробного исследования материалов тарифного дела и представленных сторонами доказательств дал надлежащую оценку доводам административного истца по существу спора.

Несогласие тарифного органа с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

В соответствии со статьёй 303 КАС РФ отказ от апелляционных жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционных жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению. Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.

Судебная коллегия считает, что отказ прокурора от апелляционного представления не противоречит закону, не нарушат прав иных лиц, в связи с чем подлежит принятию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 303, 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

принять отказ прокурора от апелляционного представления на решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тэрра-Н» о признании недействующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20 декабря 2019 г. № 40/2019-тко «О внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края».

Производство по апелляционному представлению прокурора на решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тэрра-Н» о признании недействующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 20 декабря 2019 г. № 40/2019-тко «О внесении изменений в отдельные приказы региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края» - прекратить.

Решение Краснодарского краевого суда от 17 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи