Судья Кинчарова О.Е. Дело № 66а- 1169 /2020
(номер дела в суде первой инстанции 3а-92/2020)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 29 июля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С.,
судей Красновой Н.П., Батялова В.А.
при секретаре Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» о признании не действующими приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-186 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 25 декабря 2014 года № 06-961 и некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области» в части подпункта 1 пункта 4, приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-187 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 декабря 2014 года № 06-964 и отдельные приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области» в части пункта 1 таблицы пункта 4, приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-221 от 25 ноября 2019 года «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год» в части размера необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Ульяновские распределительные сети», указанного в таблице 1 приложения 1, по апелляционным жалобам Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и ФАС России на решение Ульяновского областного суда от 26 февраля 2020 года, которым административное исковое заявление публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» удовлетворено
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П., выслушав старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры РФ Дмитриева М.С., представителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области ФИО1, представителя публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» ФИО2, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
26 сентября 2019 года Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области был принят приказ № 06-186 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 25 декабря 2014 года № 06-961 и некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области», подпунктом 1 пункта 4 которого в приложение к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-626 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на период 2018-2022 годы» были внесены следующие изменения: в строке 1 в графе «Базовый уровень подконтрольных расходов» цифры «1 182, 81285 млн. руб.» заменены цифрами «1 118, 52953 млн. руб.».
26 сентября 2019 года Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области был принят приказ № 06-187 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 декабря 2014 года № 06-964 и отдельные приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области», пунктом 1 таблицы пункта 4 которого в приложение к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-628 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2018-2022 годы» были внесены изменения, указана следующая необходимая валовая выручка филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Ульяновские распределительные сети» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2018-2022 годы: «2018 год – 3 221 501,93 тыс.руб., 2019 год – 3 591 657,34 тыс. руб., 2020 – 3 110 322,47 тыс.руб., 2021 – 3 429 559 тыс.руб., 2022 – 3 513 529,18 тыс. руб.».
25 ноября 2019 года Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области был принят приказ № 06-221 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год», в таблице 1 приложения 1 установлен размер необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Ульяновские распределительные сети» - 3 591 657,34 тыс. руб.
Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее – ПАО «МРСК Волги») обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании не действующими приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области (далее – Министерство) № 06-186 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 25 декабря 2014 года № 06-961 и некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области» в части подпункта 1 пункта 4, приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-187 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 декабря 2014 года № 06-964 и отдельные приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области» в части пункта 1 таблицы пункта 4, приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-221 от 25 ноября 2019 года «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год» в части размера необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Ульяновские распределительные сети», указанного в таблице 1 приложения 1.
В обоснование административного искового заявления административный истец указал, что ПАО «МРСК Волги» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Ульяновской области.
Оспариваемые приказы не соответствуют Федеральному закону «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов), Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Как указал административный истец, оспариваемыми нормативными правовыми актами были неправомерно пересмотрены в течение периода регулирования долгосрочные параметры регулирования в части базового уровня операционных расходов и размер необходимой валовой выручки на долгосрочный период, поскольку ни одного из предусмотренных пунктами 7, 12 Основ ценообразования оснований для пересмотра регулирующим органом долгосрочных параметров регулирования и установленных тарифов не имеется.
Предписание ФАС России не может являться основанием для пересмотра тарифно-балансовых решений общества, а вновь установленная необходимая валовая выручка рассчитана в экономически необоснованном размере, что влечет образование убытков для общества.
Министерство нарушило порядок исключения из расчетов экономически необоснованных расходов, предусмотренных пунктом 7 Основ ценообразования, поскольку оно не имело права исключать расходы в течение периода регулирования, так как экономически необоснованные расходы подлежат анализу и исключению при установлении тарифов на следующий период регулирования.
Министерством нарушены требования законодательства при составлении экспертного заключения и протокола заседания Правления Министерства № 37-э от 26 сентября 2019 года, поскольку корректировка базового уровня подконтрольных расходов и величины необходимой валовой выручки на текущий долгосрочный период произведена исключительно на основании предписания ФАС России от 20 мая 2019 года № СП/41376/19 при отсутствии какого-либо экономического анализа заявленных обществом расходов и оснований их исключения.
Нарушение прав и законных интересов ПАО «МРСК Волги» выразилось в проведении корректировки базового уровня подконтрольных расходов и величины необходимой валовой выручки на текущий долгосрочный период регулирования 2018-2022 годов с нарушением тарифного законодательства, что привело к занижению НВВ и установлению ее в экономически необоснованном размере.
Министерство необоснованно исключило из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года, а также при установлении уровня подконтрольных расходов на 2019 год расходы по филиалу по статье «Другие прочие расходы» (затраты на регистрацию права собственности).
При определении базового уровня подконтрольных расходов на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годов, уровня подконтрольных расходов на 2019 год, уровня неподконтрольных расходов (по статьям «плата за аренду имущества и лизинг», «налоги», «отчисления на социальные нужды (страховые взносы)», «амортизация основных средств») на 2018 и 2019 годы, в нарушение п. 2 ст. 23, ст. 20 Закона об электроэнергетике, пунктов 16, 17, 18, 28 Основ ценообразования исключены затраты на исполнительный аппарат ПАО «МРСК Волги».
Указанные затраты фактически произведены, подтверждаются первичной документацией, экономически обоснованы, необходимость и обязательность их учета в составе НВВ предусмотрена законодательством.
Неправомерно на основании предписания ФАС России регулирующим органом в отсутствие экономического обоснования были исключены из НВВ филиала 2019, 2020 годов общехозяйственные расходы, ранее учтенные в НВВ периода 2012-2017 года в общем размере 700 967,62 тыс. руб.
Оспариваемыми приказами нарушены права и законные интересы административного истца при осуществлении экономической деятельности, связанной с оказанием услуг по передаче электрической энергии.
Решением Ульяновского областного суда от 26 февраля 2020 года административное исковое заявление ПАО «МРСК Волги» об оспаривании нормативных правовых актов удовлетворено.
Признан недействующим со дня принятия подпункт 1 пункта 4 приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области №06-186 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 25 декабря 2014 года № 06-961 и некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области» в части внесения изменений в строку 1 графы «Базовый уровень подконтрольных расходов» приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-626 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на период 2018-2022 годы».
Признаны недействующими со дня принятия пункта 1 таблицы пункта 4 приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-187 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 декабря 2014 года № 06-964 и отдельные приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области» в части внесения изменений в приложение к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-628 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2018-2022 годы» в отношении необходимой валовой выручки филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Ульяновские распределительные сети».
Признана недействующей со дня принятия таблица 1 приложения 1 к приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-221 от 25 ноября 2019 года «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год» в части размера необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Ульяновские распределительные сети».
На Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области возложена обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, ссылаясь на то, что судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что оспариваемые приказы были приняты Министерством во исполнение предписания ФАС России от 20 мая 2019 года № СП/41376/19. Не согласно с выводами суда об обязанности Министерства запросить дополнительные документы для исполнения законного предписания ФАС России, а также о том, что регулируемой организацией в Министерство были предоставлены документы в подтверждение экономической обоснованности расходов на содержание аппарата управления ОАО «МРСК Волги», которые ранее были согласованы с ФСТ, поскольку постатейной и цифровой расшифровки, соответствующей сумме исключенных по предписанию ФАС России расходов из НВВ, в материалах дела не имеется.
В апелляционной жалобе ФАС России, ссылаясь на то, что судом первой инстанции при принятии оспариваемого решения допущено нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что оспариваемые приказы были приняты Министерством во исполнение предписания ФАС России от 20 мая 2019 года № СП/41376/19, выданного по результатам проведенной ФАС России внеплановой проверки Министерства на основании приказа ФАС России от 16 января 2019 года № 33/19. Не согласна с выводами суда, что Министерством из необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Волги» были необоснованно исключены расходы на содержание исполнительного аппарата и на негосударственные пенсионные фонды по аппарату управления, поскольку судом первой инстанции не установлено обстоятельств, опровергающих вывод об отсутствии в материалах тарифного дела документов, обосновывающих расходы на исполнительный аппарат. Отмечает, что запрос дополнительных сведений и материалов является правом, а не обязанностью органа регулирования.
Кроме того ссылается на то, что установление базового уровня операционных расходов путем индексации ранее установленных расходов не соответствует пункту 34 Основ ценообразования, пунктам 11,14-16 Методических указаний № 228-э. При этом абзац первый пункта 34 Основ ценообразования не может быть применен к рассматриваемому делу, поскольку подлежит применению при расчете операционных расходов в рамках установленного долгосрочного периода регулирования, а не при установлении базового уровня операционных расходов.
Отмечает, что нормативные акты по расчету тарифа для сетевых компаний вне зависимости от метода регулирования не содержат норм, предусматривающих включение расходов на исполнительный аппарат. Не согласна с выводами суда первой инстанции об обоснованности расходов на НПФ, указывая, что законодательство в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики не предусматривает включение таких затрат. Полагает, что расходы на негосударственное пенсионное страхование не являются обязательным страховым взносом, поэтому не могут быть учтены в составе НВВ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, ПАО «МРСК Волги», прокуратурой Ульяновской области представлены возражения.
Определением судебной коллегии от 21 июня 2020 года произведена замена административного ответчика Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области на его правопреемника Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области ФИО1, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области поддержала в полном объеме, просила решение Ульяновского областного суда от 26 февраля 2020 года отменить. Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе ФАС России, полагала, что апелляционная жалоба ФАС России подлежит удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО «МРСК-Волги» ФИО2, участвующая в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, возражала против доводов апелляционных жалоб, просила решение Ульяновского областного суда от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С., полагавшего необходимым в удовлетворении апелляционных жалоб отказать, представителя Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области ФИО1, представителя ПАО «МРСК Волги» ФИО2, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике включает Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) и иные регулирующие отношения в сфере электроэнергетики федеральные законы, а также указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования (пункт 38 Основ ценообразования, пункт 8 Методических указаний «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» (далее по тексту Методические указания № 98-э).
НВВ представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 16-31 Основ ценообразования).
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний № 98-э необходимой валовой выручки (пункт 4 Методических указаний № 98-э).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО «МРСК Волги» является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области. На территории Ульяновской области действует филиал общества «Ульяновские распределительные сети».
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-626 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на период 2018-2022 годы» установлены долгосрочные параметры регулирования филиала ПАО «МРСК Волги» - Ульяновские распределительные сети» на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов.
Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-628 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2018-2022 годы» на долгосрочный (пятилетний) период регулирования с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года была установлена необходимая валовая выручка (в том числе и для филиала ПАО «МРСК Волги» - Ульяновские распределительные сети»), подлежащая ежегодной корректировке.
Приказом от 25 декабря 2018 года № 06-546 «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год» установлена необходимая валовая выручка, в том числе и для филиала ПАО «МРСК Волги» - Ульяновские распределительные сети».
Согласно материалам дела, по результатам плановой выездной проверки Федеральной антимонопольной службы России (далее – ФАС России) Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, проведенной в 2019 году на основании приказа ФАС России от 16 января 2019 года № 33/19, выдано предписание об устранении нарушений законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области при установлении тарифов по передаче электрической энергии по электрическим сетям для филиала ПАО «МРСК Волги»- «Ульяновские распределительные сети» на 2012 год, 2017-2019 годы.
Данным предписанием Министерство признано нарушившим пункты 7, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 38 Основ ценообразования, пункты 23, 28 Правил государственного регулирования для филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» на 2012-2017 годы и 2018-2022 годы.
Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1.07.2019 года предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а именно:
- исключить из базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» 2012 года расходы по статье затрат «Другие прочие расходы» в размере 119 513 тыс. руб.(п. 2.1 предписания);
- исключить из базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» 2018 года расходы по статье затрат «Фонд оплаты труда» в размере 33 481,91 тыс. руб., по статье затрат «Расходы на регистрацию права собственности» в размере 10,93 тыс. руб. (п. 2.2 предписания);
- исключить из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» на 2012-2017 годы, 2018-2022 годы учтенные расходы на исполнительный аппарат ПАО «МРСК Волги»( п. 2.3 предписания);
- пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» на 2012 год, 2018 год, а также величину необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» на 2012-2017 годы, 2018-2022 годы;
-исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из НВВ филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» на 2019 год и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год.
Во исполнение предписания ФАС России от 20 мая 2019 года Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области были приняты:
приказ № 06-186 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 25 декабря 2014 года № 06-961 и некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области», которым внесены изменения в строку 1 графы «Базовый уровень подконтрольных расходов» приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-626 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на период 2018-2022 годы»: цифры «1 182, 81285» заменены цифрами «1118, 52953»;
приказ № 06-187 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 декабря 2014 года № 06-964 и отдельные приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области», которым внесены изменения в приложение к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-628 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2018-2022 годы» в отношении необходимой валовой выручки филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Ульяновские распределительные сети» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2018-2022 годов и НВВ установлена в следующих размерах:
2018 год – 3 221 501,93 тыс.руб.,
2019 год – 3 591 657,34 тыс. руб.,
2020 год – 3 110 322,47 тыс.руб.,
2021 год – 3 429 559,13 тыс.руб.,
2022 год – 3 513 529,18 тыс. руб.»;
приказ № 06-221 от 25 ноября 2019 года «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год», которым признаны утратившими силу подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2018 года № 06-546, в таблице 1 приложения 1 установлен размер необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Ульяновские распределительные сети» в размере 3591657,34 тыс. руб.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликованы в установленном порядке.
Проверяя соблюдение регулирующим органом процедуры принятия оспариваемых актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предписание ФАС России от 20 мая 2019 года № СП/41376/19 являлось законным основанием для пересмотра в течение периода регулирования ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) в целях их приведения в соответствие с действующим законодательством.
Соглашаясь с таким выводом суда первой инстанции, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Из системного анализа положений статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы», пункта 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331, следует, что ФАС России вправе выдавать (направлять) обязательные для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении (прекращении) нарушений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
В соответствии с абзацем двенадцатым пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов), в том числе, во исполнение решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
Системное толкование положения пунктов 7, 8 Правил государственного регулирования позволяет сделать вывод о том, что решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, могут быть приняты в течение периода регулирования (финансового года) без открытия дела об установлении цены (тарифа).
Из вышеизложенного следует, что выданное по результатам проведения плановой выездной проверки Министерства предписание ФАС России от 20 мая 2019 года № СП/41376/19, которое в установленном порядке не оспорено и незаконным не признано, могло являться основанием для принятия в течение периода регулирования оспариваемых приказов, направленных на приведение ранее принятых тарифных решений в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, без открытия дела об установлении цен (тарифов).
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые в рамках данного административного дела приказы тарифного органа не соответствуют действующему федеральному законодательству.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, тарифы для филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» Министерством установлены на долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Регулирование цен (тарифов) в отношении филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» в предыдущем долгосрочном периоде (2011-2017 гг.) осуществлялось методом доходности инвестиционного капитала.
В соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, к которым относится базовый уровень подконтрольных расходов, определяемый регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний № 98-э следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).
В пункте 11 Методических указаний № 98-э приведена формула расчета необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования, в которой учитываются подконтрольные расходы. Уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э методом экономически обоснованных расходов.
В силу пункта 17 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
При этом расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе: расходы на топливо; расходы на сырье и материалы; расходы на оплату труда и страховые взносы, прочие расходы (подпункты 1, 4, 6 8 пункта 18 Основ ценообразования).
Подпунктом 4 пункта 19 Основ ценообразования установлено, что расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение предписания ФАС России Министерством за период 2012-2018 годов (л.д.167 т.3) из необходимой валовой выручки исключены расходы в размере 700 967,62 тыс. руб., в том числе:
- из базового уровня операционных расходов 2012 года по статье «Другие прочие расходы» - 119 513,0 тыс. руб.;
- из базового уровня подконтрольных расходов 2018 года расходы на регистрацию права собственности - 10,93 тыс. руб.;
- из расчета базового уровня подконтрольных расходов 2018 года по статье «Фонд оплаты труда» - 33 481,91 тыс. руб.;
- ранее учтенные расходы на исполнительный аппарат ПАО «МРСК Волги» за период 2012-2019 г.г.- в полном объеме.
Указанные расходы в размере 700 967,62 тыс. руб. исключаются поэтапно из состава НВВ филиала: 2019 год – 472 089,92 тыс. руб., 2020 год – 228 877,73 тыс. руб.
Базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год (1 182 812,85 тыс. руб.) снижен до 1 118 529,53 тыс. руб., снижены подконтрольные расходы на 2019 год на 66 084,9 тыс. руб. и составили 1 150 148,34 тыс. руб., снижены неподконтрольные расходы на 2018 год на 11 052,53 тыс. руб. и составили - 2 010 818,04 тыс. руб., снижены неподконтрольные расходы на 2019 год на 11 225,32 тыс. руб. и составили 2 106 117,35 тыс. руб.
Базовый уровень подконтрольных расходов на 2018 год, подконтрольные расходы на 2019 год были снижены в связи с исключением затрат на содержание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги», распределенных по различным статьям затрат, а также расходов по филиалу по статье «Другие прочие расходы» (затраты на регистрацию прав собственности).
Неподконтрольные расходы на 2018 и 2019 годы были снижены в связи с исключением затрат исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги» по статьям расходов «Плата за аренду имущества и лизинг», «Налоги», «Отчисления на социальные нужды», «Амортизация основных средств».
В связи со снижением базового уровня подконтрольных расходов, подконтрольных и неподконтрольных расходов на 2018 и 2019 г.г. был пересмотрен и снижен установленный размер необходимой валовой выручки филиала ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» - «Ульяновские распределительные сети» на каждый год долгосрочного периода регулирования 2018-2022 годов.
Как следует из содержания предписания ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ, вывод об экономической необоснованности и необходимости исключения из НВВ на 2018 год и на 2019 год затрат на содержание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги» мотивирован тем, что затраты по статье «Фонд оплаты труда» на 2018 год включают в себя расходы на оплату труда персонала производственных отделений, относимые на услуги по передаче электрической энергии, и расходы на оплату труда персонала исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги». Однако учтенная численность производственных отделений включает в себя также и аппарат управления филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети». Поскольку в материалах тарифного дела отсутствует сравнительный анализ функций выполняемых сотрудниками аппарата управления филиала и сотрудниками аппарата управления ПАО «МРСК Волги», документальное подтверждение положительного влияния деятельности аппарата управления на деятельность филиала и регулируемой организации в целом (сокращение расходов на услуги сторонних организаций, расчет экономического эффекта (соотнесение результатов с затратами на содержание АУП), документальное обоснование по распределению расходов по аппарату управления между филиалами ПАО «МРСК Волги», ФАС России полагала расходы на оплату труда персонала исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги» на 2018 год в размере 33 481,91 тыс. руб. не подтвержденными и подлежащими исключению из НВВ, соответственно, посчитала подлежащими исключению из НВВ на 2018 год все расходы по исполнительному аппарату ПАО «МРСК Волги» по другим статьям затрат («Другие прочие расходы», «Электроэнергия на хозяйственные нужды», «Аренда имущества», «Амортизация», «Отчисления на социальные нужды»).
Таким образом, ФАС России посчитало подлежащими исключению из НВВ на 2018-2022 годы филиала ПАО «МРСК Волги-УРС» учтенные расходы на исполнительный аппарат ПАО «МРСК Волги».
Как следует из материалов дела, ПАО «МРСК Волги» учреждено по решению Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» 27 апреля 2007 года в рамках реформирования Российской энергетической отрасли в целях эффективного управления распределительным электросетевым комплексом Волги и представляет собой единую операционную Компанию, центр управления которой расположен в городе Саратове.
ПАО «МРСК Волги» является юридическим лицом, филиал «Ульяновские распределительные сети» является одним из обособленных подразделений общества и не наделено правом юридического лица.
Перечень основных функций исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги», аппарата управления филиала, ПО и РЭС филиала определяется функциональной структурой ОАО «МРСК Волги», разработанной и утвержденной Советом директоров ПАО «МРСК Волги» (протокол № 16 от 7 апреля 2009 года).
Судом первой инстанции пояснениями представителя административного ответчика Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области ФИО3, показаниями свидетеля ФИО4 установлено, что при принятии оспариваемых в части приказов оценка представленному филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» дополнительному документу – функциональной структуре ПАО «МРСК Волги», пояснениям представителя филиала не давалась. Министерством также не запрашивались у регулируемой организации дополнительные документы в подтверждение экономической обоснованности учтенных ранее при принятии тарифных решений на периоды долгосрочного регулирования 2012-2017 годов и на 2018-2022 годов расходов на исполнительный аппарат ПАО «МРСК Волги».
Согласно пункту 19 Правил регулирования тарифов в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.
Тем самым, тарифный орган вправе затребовать и получить информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен(тарифов).
С учетом изложенного, судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что в целях исполнения предписания ФАС России регулирующим органом, ранее включившим спорные расходы в НВВ общества, должны были быть запрошены и проанализированы документы в подтверждение экономической обоснованности учтенных ранее расходов на исполнительный аппарат ПАО «МРСК Волги».
В отсутствие проведения Министерством анализа их экономической обоснованности (необходимости) их полное исключение произведено быть не могло.
В силу изложенного, поскольку долгосрочные параметры регулирования на период 2018-2020 годов, необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования 2018-2020 годы и необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год были необоснованно снижены в связи с исключением расходов на исполнительный аппарат ПАО «МРСК Волги», выводы суда первой инстанции о незаконности приказов Министерства № 06-186 от 26 сентября 2019 года, № 06-187 от 26 сентября 2019 года, № 06-221 от 25 ноября 2019 года в оспариваемой части являются верными.
По этим же основаниям судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованном исключении Министерством из базового уровня операционных расходов на 2012 год общесистемных затрат: расходов на содержание аппарата управления ПАО «МРСК Волги» и расходов на НПФ по аппарату управления в размере 119 513 тыс. руб., и, соответственно, из НВВ филиала ПАО «МРК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» общехозяйственных расходов, ранее учтенных в НВВ периода 2012-2017 годов, в общем размере 700 967,62 тыс. руб., поэтапно в течение 2019-2020 годов.
Как следует из предписания ФАС России от 20 мая 2019 года, исключая расходы на содержание аппарата управления ПАО «МРСК Волги» и расходов на НПФ за 2012 год, ФАС России указывает на отсутствие документов, обосновывающих экономическую обоснованность общесистемных затрат и расходов на НПФ в представленных материалах тарифного дела. Также указывается на то, что в экспертных заключениях на 2013, 2014, 2015, 2016 и 2017 годы отсутствует расшифровка учтенных затрат по подстатьям затрат, что не позволяет установить размер учтенных расходов на общесистемные затраты, расходов на НПФ и на содержание аппарата управления ПАО «МРСК Волги».
В экспертном заключении по определению (корректировке) на 2019 год необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии филиала ПАО «МРСК Волги»- Ульяновские РС», в обоснование исключения указанных затрат имеется ссылка на предписание ФАС России в вышеуказанной части, в котором указано на необходимость исключения указанных расходов, при этом какой-либо экономический анализ указанных затрат отсутствует.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что регулируемой организацией были представлены в подтверждение экономической обоснованности общесистемных затрат (расходов на содержание аппарата управления ПАО «МРКС Волги») и расходов на НПФ по аппарату управления обосновывающие документы, поскольку данные обстоятельства с достоверностью подтверждаются материалами дела и нашли свое подтверждение пояснениями представителя истца ФИО2, показаниями свидетелей ФИО4, которые были допрошены в суде первой инстанции.
Как следует из приказа Федеральной службы по тарифам от 28 октября 2010 года № 268-э/3 на основании заявления Министерства экономики Ульяновской области было согласовано Федеральной службой по тарифам предложение Министерства экономики Ульяновской области от 14 мая 2010 года № 1865 о переходе филиала ОАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала с применением метода доходности инвестированного капитала с 1 января 2011 года. Федеральной службой по тарифам с участием представителей Министерства экономического развития РФ и Минэнерго России рассмотрены и согласованы составляющие базового уровня операционных расходов на 1 января 2011 года, представленные Министерством экономики Ульяновской области.
Из материалов тарифного дела на 2011 год усматривается, что приказом Министерства экономики Ульяновской области от 27 декабря 2010 года № 06-503 установлены долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень операционных расходов в размере 786,868 млн. руб., ранее согласованный ФСТ России по филиалу ОАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети», который с 1 января 2011 года стал применять метод доходности инвестированного капитала при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2011-2015 годы.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» установлено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по каждому уровню напряжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на период с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года на уровне, не превышающем уровень, установленный для указанных цен (тарифов) на 2011 год. Как следует из пункта 3 указанного постановления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 1 июня 2012 года обязаны принять решения об установлении (пересмотре) с 1 июля 2012 года долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций при условии согласования с Федеральной службой по тарифам соответствующих долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала. Пунктом 4 данного постановления установлено, что для территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в 2011 году осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала, сроком окончания очередного долгосрочного периода регулирования будет являться дата не ранее 1 июля 2017 года.
Расчет цен (тарифов) с применением метода доходности инвестированного капитала осуществляется в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными приказом ФСР России от 30 марта 2012 года № 228-э (далее – Методические указания № 228-э). Регулируемые тарифы устанавливаются на основе необходимой валовой выручки организации, которая устанавливается на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования, к которым относится, в том числе, базовый уровень операционных расходов.
В соответствии с абзацем первым пункта 34 Основ ценообразования операционные расходы на очередной год долгосрочного периода регулирования определяются путем индексации базового уровня операционных расходов на коэффициент индексации, определяемый в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа и параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе с учетом индекса эффективности операционных расходов, утверждаемого регулирующими органами в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктом 32 настоящего документа.
В силу изменений законодательства был продлен срок очередного долгосрочного периода регулирования 2012-2017 годы территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых в 2011 году осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала и пересмотрены долгосрочные параметры регулирования при согласовании Федеральной службой по тарифам с участием представителей Министерства экономического развития РФ и Минэнерго России, в том числе филиала ОАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети».
Так, приказом Федеральной службы по тарифам от 21 мая 2012 года № 115-э/3 «О согласовании Федеральной службой по тарифам долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, в отношении которых применяется метод доходности инвестированного капитала» Министерству экономики Ульяновской области согласованы параметры регулирования деятельности филиала ОАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети», в отношении которого применяется метод доходности инвестированного капитала, до 31 декабря 2017 года, в том числе и базовый уровень операционных расходов на каждый год периода регулирования 2012-2017 годы в размере 826,69 млн. руб., который был применен при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2012-2017 годы.
Указанный базовый уровень операционных расходов на 2012 год был определен на основании пункта 34 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 228-э путем индексации базового уровня операционных расходов 2011 года на коэффициент индексации, определенный в размере 1,054.
В течение долгосрочного периода регулирования 2012-2017 годы при установлении тарифов регулирующим органом величина операционных расходов определялась в соответствии с пунктом 19 Методических указаний 228-э как произведение базового уровня операционных расходов на произведение скорректированных коэффициентов индексации.
Судом первой инстанции установлено, что базовый уровень операционных расходов на 2012 год долгосрочного периода регулирования 2012-2017 годы был установлен путем индексации базового уровня операционных расходов 2011 года на коэффициент индексации 1,054 на основании пункта 34 Основ ценообразования и пункта 11 Методических указаний № 228-э.
При определении базового уровня операционных расходов на 2011 год в регулирующий орган были представлены необходимые документы, подтверждающие фактические расходы на содержание аппарата управления ПАО «МРСК Волги», предусмотренные действовавшим на тот период постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26 февраля 2004 года «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», а именно, данные бухгалтерской и статистической отчетности: оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам бухгалтерского учета общества.
При проведении ФАС России проверки сотрудники ФАС России не знакомились с материалами тарифного дела 2011 года. Административным истцом были представлены необходимые документы, подтверждающие обоснованность расходов, учитываемых при определении базового уровня операционных расходов на 2011 год. Данные документы в полном объеме направлялись в ФСТ при согласовании долгосрочных параметров регулирования. Уровень операционных расходов на каждый год долгосрочного периода определялся путем индексации базового уровня операционных расходов.
С учетом вышеизложенного, проанализировав материалы тарифных дел, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регулируемой организацией в Министерство экономики Ульяновской области для определения базового уровня операционных расходов 2011 года были представлены документы в подтверждение экономической обоснованности расходов на содержание аппарата управления ОАО «МРСК Волги», данные документы были предметом рассмотрения регулирующего органа и ФСТ при согласовании долгосрочных параметров регулирования.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что не может быть признано соответствующим законодательству в области тарифного регулирования в электроэнергетике исключение из базового уровня операционных расходов на 2012 год общесистемных затрат: расходов на содержание аппарата управления ПАО «МРСК Волги» и расходов на НПФ по аппарату управления в размере 119 513 тыс. руб., исключение из НВВ филиала ПАО «МРК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» общехозяйственных расходов (расходов на содержание аппарата управления ПАО «МРСК Волги»), ранее учтенных в НВВ периода 2012-2017 годов, в общем размере 700 967,62 тыс. руб.
Как следует из предписания ФАС России от 20 мая 2019 года, исключая из базового уровня операционных расходов на 2012 год общесистемные затраты: расходы на содержание аппарата управления ПАО «МРСК-Волги» и расходы на НПФ по аппарату управления в размере 119 513 тыс. руб.; из НВВ филиала ПАО «МРСК-Волги»- «Ульяновские распределительные сети» общехозяйственные расходы (расходы на содержание аппарата управления ПАО «МРСК Волги»), ранее учтенные в НВВ периода 2012-2017 годов, в общем размере 700 967,62 тыс. руб. ФАС России отметила, что указанные расходы подлежат дополнительному экономическому анализу в целях проверки обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Волги» указанных расходов.
Между тем, анализ экспертных заключений, явившихся основанием для принятия оспариваемых приказов, позволяет сделать вывод о том, что в рамках исполнения предписания ФАС России от 20 мая 2019 года в вышеназванной части органом регулирования не был проведен дополнительный анализ представленных регулируемой организацией материалов на предмет обоснованности затрат на содержание исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги», а также общехозяйственных расходов на содержание аппарата управления ПАО «МРСК Волги» и расходов на НПФ по аппарату управления, учтенных в НВВ 2012-2017 годов.
Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что полное исключение из базового уровня подконтрольных расходов и из НВВ общесистемных расходов (расходов по содержание Исполнительного аппарата ПАО «МРСК Волги») может привести к ситуации, при которой, несмотря на документально подтвержденный и никем не оспариваемый факт несения сетевой организацией указанных расходов, они не будут отнесены ни на один из филиалов на территории регионов присутствия общества, что не будет соответствовать такому принципу организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики как соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты: подпункт 1 пункта 4 приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-186 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 25 декабря 2014 года № 06-961 и некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области» в части внесения изменений в строку 1 графы «Базовый уровень подконтрольных расходов» приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-626, пункт 1 таблицы пункта 4 приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-187 от 26 сентября 2019 года «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 декабря 2014 года № 06-964 и отдельные приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области» в части внесения изменений в приложение к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 25 декабря 2017 года № 06-628 в отношении необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети», таблица 1 приложения 1 к приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области № 06-221 от 25 ноября 2019 года «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2019 год» в части размера необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субъекте Российской Федерации филиала ПАО «МРСК Волги» - «Ульяновские распределительные сети» не соответствуют действующему федеральному законодательству.
Вопреки доводам апелляционных жалоб выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ульяновского областного суда от 26 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, Федеральной антимонопольной службы России - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.
Председательствующий
Судьи