Судья Хамидуллина Э.М. | Дело № 66а-1185/2020 (номер дела в суде первой инстанции М-405/2020) |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород |
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Калугина Д.М., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело по частной жалобе Л. на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года о возврате административного искового заявления Л. о признании недействующим пункта 2271 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года №557,
установил:
Л. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2271 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года №557.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 мая 2020 года указанное административное исковое заявление оставлено без движения со ссылкой на то, что к административному исковому заявлению не приложена копия обжалуемого приказа; копия административного искового заявления и приложенных к нему документов для ответчика и прокурора, либо доказательства самостоятельного направления указанных документов; подлинники или надлежащим образом заверенные копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №; правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности Л. на указанные помещения; технические паспорта на здание с кадастровым номером №, на помещения с кадастровыми номерами №, №, №, №; надлежащим образом заверенная копия диплома представителя, а также не подтверждены полномочия генерального директора, подписавшего доверенность на представителя, и предоставлен срок до 22 мая 2020 года для устранения недостатков, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Во исполнение определения суда об оставлении административного искового заявления без движения административным истцом было подано заявление с приложением документов.
Определением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года возвращено упомянутое административное исковое заявление ввиду неполного устранения недостатков.
Не согласившись с указанным определением, заявитель жалобы просит определение суда от 26 мая 2020 года отменить, указывая, что истцом предоставлены все документы, отсутствие которых послужило основанием для оставления административного искового заявления без движения. Полагает, что суд вправе истребовать доказательства по делу по собственной инициативе.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
Исследовав материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим установлены положениями статей 125, 126, а также статьей 209 КАС РФ.
Исходя из положений части 2 статьи 210 КАС РФ, судья возвращает административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим по основаниям, предусмотренным пунктами 2 - 7 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если: не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Возвращая указанное административное исковое заявление, судья первой инстанции указал, что недостатки административного искового заявления, изложенные в определении об оставлении заявления без движения, в полном объеме не устранил, а именно: административным истцом не представлены технический паспорт на здание с кадастровым номером №, выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, №.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что из представленных свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, №, №, № не усматривается их расположение в здании с кадастровым номером №.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта (статья 209 КАС РФ).
Отсутствие названных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 130 КАС РФ, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения (пункт 7 части 1 статьи 129 КАС РФ).
Как усматривается из административного материала и документов, приложенных к частной жалобе, указанные в определении судьи от 6 мая 2020 года недостатки административным истцом в установленный срок в полном объеме устранены: приложены выписка на указанное здание, технический паспорт, правоустанавливающие документы на помещения, что свидетельствует о соблюдении указанных требований КАС РФ.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами судьи о том, что не представление выписок из Единого государственного реестра недвижимости на помещения и технического паспорта на здание на стадии подачи административного иска может являться основанием для оставления административного искового заявления без движения, поскольку административное процессуальное законодательство не допускает произвольного возложения судом на участвующих в деле лиц процессуальных обязанностей, не предусмотренных его императивными нормами.
Кроме того, в соответствии со статьей 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.
Как установлено пунктами 5, 6, 7 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок, при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их, истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств; направляет судебные поручения.
Статьей 63 КАС РФ предусмотрено, что в целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе.
В случае, если судья полагает необходимым в целях правильного рассмотрения дела получение тех или иных документов, они могут быть запрошены, либо истребованы при подготовке дела к судебному разбирательству.
С учетом изложенного, у суда не имелось оснований для вывода о том, что недостатки, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения, не устранены.
Таким образом, судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального законодательства, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 26 мая 2020 года отменить.
Административное исковое заявление Л. о признании недействующим пункта 2271 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2015 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 30 апреля 2014 года № 557, направить в Верховный суд Республики Башкортостан для решения вопроса о принятии к производству.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный суд Республики Башкортостан.
Судья