ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1199/2023 от 18.01.2024 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-25/2024 (№ 66а-1199/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 18 января 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Шеповаловой О.А.,

судей Белоногого А.В., Головкиной Л.А.,

при секретаре – помощнике судьи Михайловой К.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-45/2023 по апелляционным жалобам Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа и Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2023 года, которым удовлетворен административный иск заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа о признании не действующим в части Лесохозяйственного регламента Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года № 5186.

Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Шеповаловой О.А., объяснения представителя Федерального агентства лесного хозяйства Перевозчиковой Е.О., считавшей, что решение суда подлежит отмене, объяснения представителя заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа Капсамун И.С., возражавшей против удовлетворения апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года № 5186 утверждён лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Лесохозяйственный регламент), Лесохозяйственный регламент опубликован на сайте Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа «dprr.yanao.ru» 8 февраля 2019 года.

В пункте 2.1 таблицы 3 пункта 1.1.3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» Лесохозяйственного регламента в категорию защитных лесов – «ценные леса» отнесены, в том числе:

леса категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории – участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор», в кварталах 3, частях кварталов 1, 4, 7, 8, 12 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа;

леса категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения «Полуйский», в кварталах 92, 93, 113, частях кварталов 75-78, 91, 94, 111, 112, 114, 131-134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа;

леса категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения «Собты-Юганский», в кварталах 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, частях кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 128, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243,259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, а также в кварталах 37, 48, 59, 87, 116,-123, 146-155, 207-216, 274-280, частях кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа.

Заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просил признать не действующим Лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденный приказом Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года № 5186 в части включения вышеназванных лесов категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор», государственных природных заказников регионального значения «Полуйский» и «Собты-Юганский», в категорию защитных лесов - ценные леса.

В обоснование административного иска административный истец указал на то, что отнесение лесных кварталов, расположенных в границах особо охраняемх природных территорий к ценным лесам противоречит статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения ценных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2023 года административный иск удовлетворён.

Признан недействующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1.1.3 «Распределение лесов по целевому назначению» приказа Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 декабря 2018 года № 5186, утвердившего Лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа в части: включения лесов категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории – участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор», в кварталах 3, частях кварталов 1, 4, 7, 8, 12 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов – ценные леса; включения лесов категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения «Полуйский», в кварталах 92, 93, 113, частях кварталов 75-78, 91, 94, 111, 112, 114, 131-134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов – ценные леса; включения лесов категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, находящихся в границах особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения «Собты-Юганский», в кварталах 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, частях кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 128, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243,259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, а также в кварталах 37, 48, 59, 87, 116,-123, 146-155, 207-216, 274-280, частях кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в категорию защитных лесов – ценные леса.

В апелляционной жалобе Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа просит решение суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.

В апелляционной жалобе Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу просит решение суда отменить, в удовлетворении административного иска отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на них, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.

Лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "к" части 1 статьи 72, части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов – это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2.1.29 Положения о Департаменте природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, утверждённого постановлением Правительства Ямало-ненецкого автономного округа от 29 апреля 2013 года № 297-П (в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта), названный Департамент является исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим государственные функции, к его государственным полномочиям отнесены, в том числе, разработка и утверждение лесного плана автономного округа, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов.

На основании постановления Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2022 года № 59-ПГ «О переименовании исполнительного органа государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа и внесении изменения в пункт 2 структуры исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа», вступившего в силу с 1 мая 2022 года, Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа переименован в Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа.

Суд первой инстанции правильно констатировал, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка принятия и опубликования.

Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые положения Лесохозяйственного регламента в части отнесения лесных кварталов, включённых в состав участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор», государственных природных заказников регионального значения «Полуйский» и «Собты-Юганский» к ценным лесам, противоречат положениям статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что на особо охраняемых природных территориях не могут располагаться иные виды защитных лесов, кроме прямо установленных в пункте 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются ценные леса (пункт 4 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации); леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением её состояния, экологического воспитания населения регламентированы Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых природных территориях).

В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым в том числе относятся природные парки и государственные природные заказники (подпункты «в» и «г» пункта 2).

Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности (пункт 1 статьи 18 Закона об особо охраняемых природных территориях). На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1 статьи 21 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Закона об особо охраняемых природных территориях). На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков (пункт 1 статьи 24 Закона об особо охраняемых природных территориях).

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (пункт 1 статьи 27 Закона об особо охраняемых природных территориях).

В ценных лесах запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением велосипедных, велопешеходных, пешеходных и беговых дорожек, лыжных и роллерных трасс, если такие объекты являются объектами капитального строительства, линейных объектов и гидротехнических сооружений (часть 2 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях установлен иной режим охраны, чем для ценных лесов.

Как следует из Положения о природном парке регионального значения «Ингилор», утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2014 года № 605-П, природный парк является особо охраняемой природной территорией регионального значения, в границах которой выделены зоны, имеющие экологическое, культурное и рекреационное назначение (пункт 1.3). Природный парк общей площадью 921 986 га расположен на территории Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа и состоит из трех участков: «Ингилорский» площадью 848 968 га, «Собь-Райизский» площадью 39 999 га, «Полярно-Уральский» площадью 33 019 га (пункт 1.9). Основной задачей природного парка является, в том числе, охрана, изучение, восстановление животного и растительного мира, в том числе редких и исчезающих видов животных, занесенных в красные книги Российской Федерации и автономного округа, сохранение среды их обитания, путей миграции, мест гнездования, размножения и отела, а также поддержание экологического баланса (пункт 2.2).

Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 февраля 2019 года № 19-ПГ утвержден Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Лесной план Ямало-Ненецкого автономного округа). Часть участка «Полярно-Уральский» природного парка регионального значения «Ингилор» расположена в кварталах 3, частях кварталов 1, 4, 7, 8, 12 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа (приложение № 5 «Сведения о лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий» к Лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа).

В пункте 2.1 таблицы 3 пункта 1.1.3 Лесохозяйственного регламента квартал 3, части кварталов 1, 4, 7, 8, 12 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа отнесены к ценным лесам.

Как следует из Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Полуйский», утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 ноября 2012 года № 960-П, государственный природный заказник регионального значения «Полуйский» имеет биологический (ботанический и зоологический) профиль и предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях (пункт 1.2).

Государственный природный заказник регионального значения «Полуйский» расположен в кварталах 92, 93, 113, частях кварталов 75-78, 91, 94, 111, 112, 114, 131-134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа (приложение № 5 «Сведения о лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий» к Лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа)

В пункте 2.1 таблицы 3 пункта 1.1.3 Лесохозяйственного регламента кварталы 92, 93, 113, части кварталов 75-78, 91, 94, 111, 112, 114, 131-134, 149, 150 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа отнесены к ценным лесам.

Как следует из Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Собты-Юганский», утвержденном постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 августа 2018 года № 70-П, государственный природный заказник регионального значения «Собты-Юганский» имеет биологический (ботанический и зоологический) профиль и предназначен для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях (пункт 1.2).

Государственный природный заказник регионального значения «Собты-Юганский» расположен в кварталах 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, частях кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 128, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243,259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, в кварталах 37, 48, 59, 87, 116,-123, 146-155, 207-216, 274-280, частях кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа (приложение № 5 «Сведения о лесах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий» к Лесному плану Ямало-Ненецкого автономного округа)

В пункте 2.1 таблицы 3 пункта 1.1.3 Лесохозяйственного регламента кварталы 101, 105, 125, 126, 140-143, 157-159, 170-172, 185-187, 198-200, 211-212, 224-226, 239-241, 255-258, 274, 275, части кварталов 84-86, 104, 106-108, 124, 127, 128, 140, 144, 145, 156, 160, 169, 173, 174, 183, 184, 188, 201, 213, 214, 227, 242, 243,259, 275 Приуральского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа, кварталы 37, 48, 59, 87, 116,-123, 146-155, 207-216, 274-280, части кварталов 36, 47, 58, 71, 86, 115, 144, 145, 203-206, 271-273 Горковского участкового лесничества Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа отнесены к ценным лесам.

Как верно указал суд первой инстанции, на особо охраняемых природных территориях не могут располагаться иные виды защитных лесов, кроме прямо установленных пунктом 1 части 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к ценным лесам является незаконным, а Лесохозяйственный регламент в соответствующей части недействующим.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.

Доводы апелляционных жалоб о том, что отнесение лесов категории защитных лесов – леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, к ценным лесам и установление их границ отнесено к полномочия Федерального агентства лесного хозяйства (пункт 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736) и Лесохозяйственный регламент Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа не устанавливает распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов, а только содержит информацию о целевом назначении, установленном приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 27 августа 2012 года № 373, не опровергают правильность вывода суда о противоречии Лесохозяйственного регламента Ямальского лесничества Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствующей части нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Довод апелляционных жалоб о том, что отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к ценным лесам не приведет к снижению уровня их защиты, в связи с тем, что действующим режимом самих заказников и природного парка гарантируется использование лесных участков в целях, соответствующих положениям о соответствующих заказниках и природном парке, судебной коллегией отклоняется, поскольку потенциальная возможность защиты прав посредством применения иных нормативных правовых актов, не является обстоятельством, препятствующим признанию нормативного правового акта недействующим и исключению его из системы правового регулирования.

Ссылка в апелляционной жалобе Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа на то, что в адрес Федерального агентства лесного хозяйства не направлялся административный иск и копия заявления об уточнении административного иска, опровергается материалами дела (том 2 л.д. 18, том 3 л.д. 8,9).

Оснований для исключения из числа административных ответчиков Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу суд первой инстанции не усмотрел, верно определив круг лиц, участвующих в деле.

Что касается довода апелляционных жалоб о том, что решение суда привело к отсутствию нормативного регулирования правоотношений на территории лесных участков, в отношении которых Лесохозяйственный регламент признан недействующим, то данный вопрос выходит за рамки разрешенного судом спора.

Решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2023 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу – без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи