ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1205/2021 от 16.11.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 27OS0000-01-2021-000131-09

Дело № 66а-1205/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 16 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.

судей Ненашевой Е.Н., Никитиной Г.Н.

при секретаре Ивановой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Оборонэнерго» о признании недействующими в части постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2020 года № 44/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2021 год», Постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2020 года № 43/15 «О внесении изменений в Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2019 года № 46/10»,

по апелляционным жалобам Акционерного общества «Оборонэнерго», Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 12 июля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Ненашевой Е.Н., объяснения представителей акционерного общества «Оборонэнерго» Дмитриенко Е.И., Семеряковой Н.В., административного ответчика Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионовой М.Н., заинтересованного лица акционерного общества «Дальневосточная распределительная сетевая компания» Дружининой Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2020 года № 43/15, опубликованным 29 декабря 2020 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, внесены изменения в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27 декабря 2019 года № 46/10 «Об установлении индивидуальных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (мощности), установленных на основе долгосрочных параметров регулирования, по сетям акционерного общества «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы», в соответствии с которыми: в графе «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» строки «2021» пункта 1. Таблицы «Необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)» приложения 1 к постановлению цифры «<данные изъяты>» заменены цифрами «<данные изъяты>»; таблица «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на территории Хабаровского края для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на 2020-2024 годы» приложения 3 к постановлению изложена в новой редакции: в графе 8 указано <данные изъяты>, в графе 10 - <данные изъяты>, в графе 11 - <данные изъяты>, в графе 13 - <данные изъяты>.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2020 года № 44/6, опубликованным 30 декабря 2020 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2021 год, в таблице 3 приложения № 1 необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь на 2021 год для АО «Обронэнерго» филиал «Дальневосточный» указана <данные изъяты> тыс.руб., учтенные расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение, указаны в размере <данные изъяты> тыс.руб.

Акционерное общество «Оборонэнерго» (далее также - АО «Оборонэнерго», Общество) обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с даты принятия:

- постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2020 года № 44/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2021 год» (далее также - Постановление от 29 декабря 2020 года № 44/6) в части установления необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2021 год, а также постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2020 года № 43/15 «О внесении изменений в Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 № 46/10» (далее также - Постановление от 25 декабря 2020 года № 43/15) в части внесения изменений в графу «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» строки «2021» пункта 1 таблицы «Необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь)» и в части внесения изменений в таблицу «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на территории Хабаровского края для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на 2020-2024 годы» в столбец 2021 года в графы 8 (ставка за содержание электрических сетей 1 полугодие), 10 (одноставочный тариф 1 полугодие), 11 (ставка за содержание электрических сетей 2 полугодие), 13 (одноставочный тариф 2 полугодие)».

Ссылаясь на не соответствие оспариваемых положений части 1 статьи 23, пункту 5 статьи 37, части 3 статьи 23.2 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункту 87 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, Правилам организации учета электрической энергии на розничных рынках, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФАС России от 17 февраля 2012 года № 98-э, также просит обязать Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части постановления.

В обоснование заявленных требований Обществом указано, что при утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края необоснованно исключены планируемые на 2021 год расходы, связанные с обеспечением коммерческого учета электрической энергии (не относящихся к капитальным вложениям) на сумму <данные изъяты> тыс.руб., тогда как в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 522-ФЗ в статью 37 Закона об электроэнергетике, на сетевые организации с 01 июля 2020 года возложена обязанность по установке приборов учета электроэнергии, их приобретению, замене, допуску в эксплуатацию.

Кроме того орган регулирования необоснованно отказал во включении в НВВ Общества на 2021 год при ее корректировке разницу между платой за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и фактическими расходами, понесенными Обществом на осуществленное технологическое присоединение в 2018 году, составившую <данные изъяты> тыс.руб., что привело к уменьшению тарифа на услуги по передаче электрической энергии и нарушению прав административного истца.

Решением Хабаровского краевого суда от 12 июля 2021 года административные исковые требования АО «Оборонэнерго» удовлетворены, признаны недействующими с даты принятия:

- постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2020 года № 44/6 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2021 год» в части установления необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь на 2021 год для АО «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный»;

- постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 25 декабря 2020 года № 43/15 «О внесении изменений в Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2019 № 46/10» в части внесения изменений в графу «НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь» строки «2021» пункта 1 таблицы «Необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь)»; в части внесения изменений в таблицу «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Дальневосточный» на территории Хабаровского края для взаиморасчетов с акционерным обществом «Дальневосточная распределительная сетевая компания» (филиал «Хабаровские электрические сети») на 2020-2024 годы» в столбец 2021 года в графы 8, 10, 11, 13.

Также указанным решением на Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края возложена обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими в части постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2020 года № 44/6 и от 25 декабря 2020 года № 43/15, с Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в пользу акционерного общества «Оборонэнерго» взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В апелляционной жалобе административный истец АО «Оборонэнерго» просит об отмене решения Хабаровского краевого суда в части вывода о правомерном отказе во включении органом регулирования в НВВ Общества на 2021 год расходов Общества, определяемых в виде разницы между платой за технологическое присоединение по индивидуальному проекту и фактическими расходами на осуществленное технологическое присоединение, понесенных в 2018 году, в размере <данные изъяты> тыс.руб., полагая в указанной части вывод суда постановленным при неправильном применении норм материального права и неверной оценке доводов истца.

В апелляционной жалобе административный ответчик Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права и неверное определение имеющих значение для дела обстоятельств, просит постановленный судебный акт отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В качестве доводов жалобы выражает несогласие с выводами суда об отсутствии у органа регулирования права исключения из НВВ Общества при корректировке тарифа на 2021 год планируемых Обществом на 2021 год расходов, связанных с обеспечением коммерческого учета электрической энергии (не относящихся к капитальным вложениям), поскольку обязанность по установке таких приборов учета электроэнергии, их приобретению, замене, допуску в эксплуатацию для Общества возникает в силу закона только с 1 января 2022 года.

Относительно доводов апелляционных жалоб сторонами административно-правового спора, представлены взаимные возражения.

В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, выражая мнение о законности обжалуемого решения.

В судебном заседании представители сторон административно-правового спора поддержали доводы своих апелляционных жалоб и письменных возражений по изложенным в них основаниям.

Представитель заинтересованного лица АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» Дружинина Д.А. в судебном заседании отношения к апелляционным жалобам не выразила.

Административное дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства (далее также - КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, заслушав объяснения представителя административного истца и заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Осуществление деятельности в сфере электроэнергетики регулируется Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее также - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее также - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила государственного регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 (далее также - Правила № 1178), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее также - Правила № 861), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее также - Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года № 98-э (далее также - Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 11 сентября 2014 года № 215-э/1 (далее также - Методические указания № 215-э/1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно Положению о Комитете по ценам и тарифам, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2010 года № 142-пр, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования, и осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям в соответствии с действующим законодательством (пункты 4.1.1, 4.1.2 Положения).

АО «Оборонэнерго» является сетевой организацией, оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства. На территории Хабаровского края указанный вид деятельности осуществляет одно из обособленных подразделений организации - филиал «Дальневосточный» АО «Оборонэнерго».

Проанализировав указанные положения федерального законодательства, положения Закона Хабаровского края от 31 июля 2002 года № 48 «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края» суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к их форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

С данным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на законе, является правильным. Решение суда по указанным основаниям не обжалуется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемых частях нормативные правовые акты противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем подлежат признанию недействующими со дня их принятия.

С указанными выводами Хабаровского краевого суда судебная коллегия также соглашается, считая их постановленными при правильном определении имеющих значение для дела обстоятельств, правильном применении и истолковании норм материального права и надлежащей правовой оценке собранных по делу и оцененных по правилам статьи 84 КАС РФ доказательств.

Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что Постановлением Комитета по ценам и тарифам от 27 декабря 2019 года № 46/10 установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» (филиал «Дальневосточный») на долгосрочный период регулирования на 2020-2024 годы методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

30 апреля 2020 года АО «Оборонэнерго» обратилось в Комитет по тарифам с заявлением о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021-2024 годы, рассмотрев которое, Комитет оспариваемым постановлением 43/15 скорректировал индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021, полностью исключив при этом расходы, связанные с обеспечением коммерческого учета электрической энергии (не относящихся к капитальным вложениям) на сумму <данные изъяты> тыс. руб.

Одновременно с этим Комитет полностью исключил расходы, связанные с технологическим присоединением к сетям АО Оборонэнерго «Ситуационного центра Объединенного стратегического командования «Восток» и «Центра обработки данных Объединенного стратегического командования «Восток» в размере <данные изъяты> тыс. руб.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Комитета по тарифам, судебная коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции об отсутствии у органа регулирования правовых оснований для полного исключения из НВВ Общества на 2021 год расходов, связанных с обеспечением коммерческого учета электрической энергии (не относящихся к капитальным вложениям), и о противоречии в этой связи оспариваемых положений нормативных правовых актов пунктам 29, 31 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

В расчет устанавливаемых тарифов регулирующим органом подлежат включению обязательные в соответствии с требованиями действующего законодательства для регулируемой организации затраты, необходимые для осуществления регулируемой деятельности, а также иные документально подтвержденные расходы.

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» на сетевые организации с 01 июля 2020 года возложена обязанность по установке, своевременной замене и поверке приборов учета.

Согласно пункту 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).

Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.

Порядок реализации указанных обязанностей в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, используемых для коммерческого учета электрической энергии (мощности) определяется правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках.

Пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике в редакции, действующей с 01 июля 2020 года, на электросетевые организации возложена обязанность по установке приборов учета в отношении энергопринимающих устройств потребителей в следующих случаях: прибор учета вышел из строя и требуется его замена; у прибора учета истек межповерочный период; у прибора учета закончился срок эксплуатации; при новом технологическом присоединении.

В соответствии с частью 3 статьи 23.2 Закона об электроэнергетике расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Аналогичная норма закреплена в абзаце12 пункта 136 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике - расходы сетевых организаций, понесенные ими для исполнения обязанностей в части приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и иного оборудования, учитываются в тарифе на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен в электроэнергетике.

Проанализировав приведенные законоположения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на законодательном уровне в качестве источника финансирования мероприятий по обеспечению коммерческого учета электрической энергии определен именно тариф на передачу электрической энергии, обоснованно отклонив довод регулирующего органа о необходимости включать расходы на приобретение приборов учета в инвестиционную программу.

Как следует из материалов дела, административным истцом предоставлены документы, подтверждающие количество приборов учета, необходимых к установке в 2021 году с учетом вышеперечисленных требований.

Приказом ФСТ России от 01 сентября 2020 года № 804/20 внесены изменения в Методические указания № 98-э, согласно которым расходы на выполнение обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, учитываются в составе необходимой выручки сетевой организации отдельной статьей расходов.

Также внесены изменения в пункт 11 Методических указаний, в котором формула определения необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и последующие годы долгосрочного периода регулирования дополнена новой составляющей Yi, которая суммируется с другими составляющими необходимой валовой выручки и определяется как планируемые на период регулирования, соответствующий году i, расходы, признанные регулирующим органом экономически обоснованными, на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, определяемые до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 года № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Исходя из указанных положений, изменивших во втором полугодии 2020 года порядок определения необходимой валовой выручки организаций с учетом вступивших в законную силу изменений в Законе об электроэнергетике, суд пришел к правильному выводу о необходимости включения расходов Общества на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), учитывая их обязательный характер, усмотрев наличие правовых оснований для применения к спорному правоотношению положений статей 29, 31 Основ ценообразования.

Доводы административного ответчика о возможности покрытия регулируемой организацией указанных расходов за счет инвестиционной программы и программы энергосбережения получили надлежащую правовую оценку в решении суда и обоснованно признаны судом несостоятельными, поскольку действующим законодательством в области регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию предусмотрено включение расходов по коммерческому учету электроэнергии непосредственно в тариф на услуги по ее передаче, в том числе планируемых.

Дополнительно к указанным обстоятельства судебная коллегия признает необоснованность доводов апелляционной жалобы административного ответчика о наличии в распоряжении регулируемой организации (по состоянию на дату принятия оспариваемых актов) неиспользованных приборов учета 2014 года, избыточность денежных средств и их не освоение Обществом в рамках инвестиционной программы, поскольку из содержания протокола заседания и экспертного заключения следует, что данные обстоятельства органом регулирования в качестве оснований для признания расходов экономически необоснованными не обсуждались и не признавались.

Более того, в нарушение пункта 23 Правил регулирования экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности заявки Общества по данному виду расходов.

Оценивая доводы апелляционной жалобы административного истца, судебная коллегия находит их основанными на неверном толковании норм материального права, соглашаясь с выводами суда первой инстанции о правомерном исключении органом регулирования из расчета НВВ общества при проведении процедуры ее корректировки на 2021 год расходов в размере <данные изъяты> тыс.руб,, связанных с технологическим присоединением к сетям АО Оборонэнерго «Ситуационного центра Объединенного стратегического командования «Восток» и «Центра обработки данных Объединенного стратегического командования «Восток».

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1, пунктом 1 статьи 24 Закона № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике), плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций подлежит государственному регулированию. Порядок расчета тарифов в электроэнергетике закреплены в Основах ценообразования.

Согласно пункту 17 Правил № 861 размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил 861, при утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов должны быть учтены расходы сетевой организации по осуществлению технологического присоединения заявителя. Размер платы за технологическое присоединение определяется, исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства

Судом установлено, что постановлением Комитета по тарифам от 24 апреля 2013 года № 11/1 установлена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям АО «Оборонэнерго» энергопринимающих устройств объекта по индивидуальному проекту в размере <данные изъяты> тыс. руб. (без НДС) в соответствии с перечнем конкретных мероприятий по технологическому присоединению и обязательств сторон по их выполнению, определенных комитетом согласно представленных материалов. Экономическая обоснованность заявленных «Оборонэнерго» расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта по индивидуальному проекту установлена, в том числе, на основании заключений управления по ценообразованию в строительстве Министерства строительства края «О проверке сметной документации на технологическое присоединение к электрическим сетям», подготовленных на основании сметных расчетов, представленных АО «Оборонэнерго», что соответствует требованиям распоряжения правительства Хабаровского края от 03 октября 2007 года № 304-рп «Об организации работы по становлению платы за технологическое присоединение к энергетическим сетям» и приказа Комитета от 04 октября 2007 года № 214 «Об организации работы по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям».

Судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что, несмотря на объем мероприятий (работ) по технологическому присоединению и размер платы, установленный указанным постановлением Комитета по тарифам № 11/1, который административным истцом не был оспорен в установленном законом порядке, Обществом были выполнены работы, по объему и стоимости, превышающие признанные органом регулирования экономически обоснованными, что привело к возникновению разницы между размером платы, утвержденной постановлением Комитета № 11/1, и фактически понесенными затратами истца, заявленными по настоящему делу.

Вместе с тем, вопрос обоснованности включения или не включения затрат на мероприятия по технологическому присоединению ранее являлся предметом рассмотрения со стороны органа регулирования, и нашел свое подтверждение при принятии Комитетом по тарифам постановления № 11/1, законность и обоснованность которого до настоящего времени не оспорена и не опровергнута.

В соответствии с подпунктами «а» и «д» пункта 16 Правил 861, перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, а также размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, являются существенными условиями договора о технологическом присоединении. При этом размер платы за технологическое присоединение, при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту определяется исключительно с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил.

Учитывая, положения пункта 16 Правил № 861, принимая во внимание публичный характер договора технологического присоединения для сетевой организации, плата за технологическое присоединение относится к сфере государственного регулирования, в связи с чем участники сделки не вправе определять иную цену за технологическое присоединение к электрическим сетям, нежели установленную в нормативном акте.

Согласно пункту 23 Правил № 861 в случае если в ходе проектирования у заявителя возникает необходимость частичного отступления от мероприятий, указанных в технических условиях, такие отступления должны быть согласованы с сетевой организацией, выдавшей технические условия, с последующим внесением изменений в технические условия. Согласование соответствующих изменений в технические условия сетевая организация осуществляет в течение 10 рабочих дней со дня обращения заявителя. В случае если в ходе проектирования необходимость частичного отступления от технических условий (в том числе в части мероприятий, выполняемых на объектах электроэнергетики смежных сетевых организаций) возникает у сетевой организации, сетевая организация вносит соответствующие изменения в технические условия, выданные заявителю при условии, что такие изменения не повлекут необходимости корректировки указанных в заявке сведений, обязательств заявителя, определенных в технических условиях, а также рассчитанной для него платы за технологическое присоединение.

С учетом приведенных законоположений и учитывая, что установление платы за технологическое присоединение неразрывно связывается законодателем с техническими условиями по технологическому присоединению, изменение которых безусловно влечет изменение платы за технологическое присоединение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы Общества, пришел к правильному выводу о том, что повторное заявление указанных расходов в виде выпадающих доходов в порядке корректировки тарифов на второй год долгосрочного периода регулирования (2021 год) нельзя признать обоснованным.

Кроме того, поскольку расходы, которые были заявлены ОАО «Оборонэнерго» в 2019 году, не относятся к числу расходов, предусмотренных пунктами 32, 87 Основ ценообразования, отсутствуют правовые основания для их включения в расчет тарифа в новом периоде регулирования в качестве выпадающих фактических расходов.

Фактически доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, истолкованы и применены нормы материального права, подлежащие применению в спорном правоотношении, решение суда является законным и обоснованным.

Оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского краевого суда от 12 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Акционерного общества «Оборонэнерго», Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 07 декабря 2021 года.