ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-121/2021
Санкт-Петербург 11 февраля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стаховой Т.М.
судей Вдовиченко С.В., Семеновой И.А.
с участием прокурора Капсамун И.С.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-336/2020 по апелляционным жалобам Первоуральской городской Думы и администрации городского округа Первоуральск на решение Свердловского областного суда от 12 октября 2020 года, принятое по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью УК «Даниловское» о признании недействующим в части Решения Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома».
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения представителей: административного ответчика Первоуральской городской Думы –ФИО1; заинтересованного лица - администрации городского округа Первоуральск – ФИО2; административного истца - общества с ограниченной ответственностью УК «Даниловское» - ФИО3 и ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Первоуральской городской Думы от 30 января 2020 года № 262 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома» (далее - Решение Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года), опубликованным 31 января 2020 года в официальном издании «Вечерний Первоуральск» №8 (19316) и размещенным на официальном сайте Первоуральской городской Думы в сети «Интернет» (www.prvduma.ru), вступившим в силу с 01 февраля 2020 года, установлен и введен в действие с указанной даты размер платы за содержание жилых помещений многоквартирных домов для нанимателей жилых помещений муниципального или государственного жилого фонда по договорам найма, договорам социального найма, для собственников помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении платы за содержание жилого помещения (Приложение 1) (далее - размер платы за содержание жилого помещения), а также определены перечень и периодичность услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (Приложение 3).
В Приложении 1, помимо прочего, установлен размер платы за содержание жилых помещений многоквартирного дома в рублях с НДС за один квадратный метр в месяц по категориям домов и степени благоустройства.
Так, для многоквартирных жилых домов, имеющих все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, газифицированных, размер платы за содержание жилого помещения в период с 01 февраля 2020 года по 31 мая 2021 года равен 14,60 рублей за квадратный метр с НДС; в период с 01 июня 2021 года по 31 мая 2022 года – 17,04 рублей; в период с 01 июня 2022 года по 31 мая 2023 года – 19,89 рублей; в период с 01 июня 2023 года – 23,20 рублей;
для многоквартирных жилых домов, имеющих все виды благоустройства с мусоропроводом (действующим) без лифта, газифицированных, размер платы за содержание жилого помещения в период с 01 февраля 2020 года по 31 мая 2021 года равен 16,00 рублей за квадратный метр с НДС; в период с 01 июня 2021 года по 31 мая 2022 года – 18,49 рублей; в период с 01 июня 2022 года по 31 мая 2023 года – 21,39 рублей; в период с 01 июня 2023 года – 24,76 рублей;
для многоквартирных жилых домов, имеющих все виды благоустройства с мусоропроводом (действующим) и лифтом, негазифицированных, размер платы за содержание жилого помещения в период с 01 февраля 2020 года по 31 мая 2021 года равен 19,24 рублей за квадратный метр с НДС; в период с 01 июня 2021 года по 31 мая 2022 года – 21,84 рублей; в период с 01 июня 2022 года по 31 мая 2023 года – 24,85 рублей; в период с 01 июня 2023 года – 28,34 рублей.
Приложением 3 к Решению Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года установлен перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и периодичность их выполнения.
Административный истец – общество с ограниченной ответственностью УК «Даниловское» (далее-УК «Даниловское») осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории города Первоуральска.
УК «Даниловское» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просил в Приложении 1 к Решению Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года признать недействующими строки, которыми установлен размер платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома в рублях с НДС за один квадратный метр в месяц по категориям домов и степени благоустройства:
- «многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, газифицированные»;
- «многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства с мусоропроводом (действующим) без лифта, газифицированные»;
- «многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства с мусоропроводом (действующим) и лифтом, негазифицированные».
Признать недействующим Приложение 3 к Решению Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома».
В обоснование требований административный истец ссылался на финансово-экономическую необоснованность размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома, установленного оспариваемым Приложением 1 к нормативному акту.
Предусмотренные Приложением 3 к Решению Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года перечь и периодичность основных работ и услуг, необходимых для содержания общего имущества многоквартирного дома, по мнению административного истца, не соответствуют Минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года №290, поскольку не определяют стоимость за отдельные виды услуг, дифференциацию основных работ и услуг по типам многоквартирных домов и степени благоустройства.
Решением Свердловского областного суда от 12 октября 2020 года административный иск удовлетворен.
Суд признал недействующим с момента вступления в законную силу решения суда:
1) Приложение 1 к Решению Первоуральской городской Думы от 30 января 2020 года № 262 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома» в части установления «размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома, руб./м2 с НДС в месяц» (столбцы таблицы с номерами 2.3.4.5) для следующих категорий домов по степени благоустройства:
- «многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, газифицированные»;
- «многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства с мусоропроводом (действующим) без лифта, газифицированные»;
- «многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства с мусоропроводом (действующим) и лифтом, негазифицированные»;
2) Приложение 3 к Решению Первоуральской городской Думы от 30 января 2020 года № 262 «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома», которым утвержден Перечень и периодичность услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания в многоквартирном доме.
Также суд указал, что сообщение о принятии данного решения суда подлежит размещению в газете «Вечерний Первоуральск» и на официальном сайте Первоуральской городской Думы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
С Первоуральской городской Думы в пользу ООО УК «Даниловское» взысканы судебные расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 4 500 рублей.
В апелляционных жалобах административного ответчика Первоуральской городской Думы и заинтересованного лица Администрации городского округа Первоуральска поставлен вопрос об отмене судебного решения ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения явившихся представителей административного ответчика и заинтересованного лица, которые настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы, представителей административного истца и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которые указали на законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из следующего.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования административного иска, суд указал на несоответствие нормативного акта в оспариваемой административным истцом части требованиям жилищного законодательства Российской Федерации ввиду отсутствия экономического обоснования размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и отсутствия систематизации перечня услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме исходя из типа многоквартирного дома, определяемого с учетом его конструктивных и технических характеристик, степени благоустройства и перечня инженерного оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома.
Выводы суда следует признать правильными.
Отношения в сфере внесения платы за жилое помещение регулируются жилищным законодательством, согласно которому органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5 названного кодекса, далее - ЖК РФ).
При этом муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с частями 4, 7 статьи 156 и частью 4 статьи 158 ЖК РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями устанавливать размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, а также для собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Такой размер платы устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В пунктах 3-4 Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных приказом Минстроя России от 6 апреля 2018 года № 213/пр, содержатся конкретные указания по способу расчета и определения размера платы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 года № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
Таким образом, при определении размера платы за содержание жилого помещения органы местного самоуправления должны исходить из приведенных выше федеральных норм, предоставить расчеты, подтверждающие соблюдение норм жилищного законодательства и баланса интересов участников жилищных отношений.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений имеющим большую юридическую силу нормативным правовым актам возлагается на орган, принявший такой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, такие доказательства Первоуральской городской Думой не представлены.
Финансово-экономическое обоснование (л.д.85-99 т.1) к проекту Решения Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года не раскрывает методику расчета размера платы за содержание жилого помещения, установленного Приложением 1 (столбцы таблицы с номерами 2, 3, 4, 5) для следующих категорий домов по степени благоустройства:
- «многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, газифицированные»;
- «многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства с мусоропроводом (действующим) без лифта, газифицированные»;
- «многоквартирные жилые дома, имеющие все виды благоустройства с мусоропроводом (действующим) и лифтом, негазифицированные».
В финансов-экономическом обосновании к проекту Решения Первоуральской городской Думы указано, что по состоянию на 01 января 2020 года стоимость платы за содержание 1 квадратного метра жилого помещения многоквартирного дома, имеющего все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, составляет 20,91 руб./м2. В соответствии с «Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (разработан Минэкономразвития России) ежегодный уровень инфляции составит 3,5%. В связи с этим за период с 2020 года по 2023 год рост размера платы за содержание жилого помещения возрастет с 20,91 руб/м2 до 23.20 руб./м2.
Оспариваемым Приложением 1 к Решению Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года установлен размер платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома в рублях с НДС за 1 квадратный метр в месяц для многоквартирных жилых домов, имеющих все виды благоустройства, кроме лифта и мусоропровода, газифицированных, в период с 01 февраля 2020 года по 31 мая 2021 года - 14,60 рублей за квадратный метр с НДС; в период с 01 июня 2021 года по 31 мая 2022 года – 17,04 рублей; в период с 01 июня 2022 года по 31 мая 2023 года – 19,89 рублей; в период с 01 июня 2023 года – 23, 20 рублей.
При этом расчет изменения платы за содержание 1 квадратного метра жилого помещения данного типа многоквартирного дома с суммы 20,91 руб/м2, указанной в финансово-экономическом обосновании к проекту Решения, до утвержденного Решением Первоуральской городской Думы размера - 14.60 руб./м2 ни в финансов-экономическом обосновании (Л.д.85-98 т.1), ни в пояснительной записке к проекту Решения (Л.д.99 т.1), ни в протоколе заседания Первоуральской городской Думы 30 января 2020 года при разрешении вопроса «Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирного дома» (Л.д.72-75 т.1), не приведен.
В связи с этим вывод суда о несоответствии Приложения 1 к Решению Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года в оспариваемой части требованиям жилищного законодательства, а также критериям экономической обоснованности является правильным.
Согласно частям 1 и 1.1. статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него частью 3 статьи 39 и частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ, постановлением от 13 августа 2006 года № 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливающие состав общего имущества в многоквартирном доме и порядок исчисления размера расходов на его содержание, а постановлением от 03 апреля 2013 года № 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Минимальный перечень таких услуг и работ.
При этом в силу части 4 статьи 161 ЖК РФ и пункта 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом.
Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации. Размер такой платы, согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Подпунктом 5 пункта 38 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года №75, предусмотрено, что в извещении о проведении конкурса указывается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества работ и услуг.
Согласно подпункту 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса, являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом.
Из приведенных правовых норм жилищного законодательства следует, что перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома определяется по типам многоквартирных домов и степени их благоустройства.
Такой подход соответствует пункту 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», которым установлено, что перечень услуг и работ определяется в отношении каждого многоквартирного дома с учетом: а) конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома; б) наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем; в) наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома; г) геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Поскольку в Приложении 3 к Решению Первоуральской городской Думы № 262 от 30 января 2020 года утвержденный перечень услуг и работ, необходимых для содержания общего имущества в многоквартирном доме, не систематизирован по типам многоквартирных домов, с учетом степени их благоустройства и конструктивных элементов, то вывод суда о несоответствии муниципального правового акта в оспариваемой части требованиям жилищного законодательства, является правильным.
Довод апелляционной жалобы Первоуральской городской Думы о том, что административный истец не является участником правоотношений, регулируемых решением Первоуральской городской Думы от 30 января 2020 года № 262 в оспариваемой части, опровергается доказательствами, исследованными судом.
Так, на запрос Администрации городского округа Первоуральск от 23 октября 2019 года директор УК «Даниловское» в письме от 31 октября 2019 года № 733 сообщил, что собственниками помещений многоквартирных домов не принимались решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения (л.д.74-75 т.1).
Поскольку административный истец осуществляет управление 164 многоквартирными домами, в которых собственники помещений не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, то в силу части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. В силу приведенного правового регулирования возложение на собственников обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения в размере, превышающем установленный органом местного самоуправления размер этой платы, не допускается. Следовательно, решение органа местного самоуправления о размере платы за содержание жилого помещения обязательно для УК «Даниловское».
Иные доводы апелляционных жалоб повторяют правовые позиции административного ответчика и заинтересованного лица, высказанные в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку суда и мотивированно отклонены.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского областного суда от 12 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: