ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1225/2022 от 17.08.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 27OS0000-01-2022-000028-43

Дело № 66а-1225/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 17 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.

судей Ненашевой Е.Н., Войтко С.Н.

при секретаре Акматовой О.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-50/2022 по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора о признании не действующим в части приказа Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 929П «Об утверждении лесохозяйственного регламента Сукпайского лесничества»

с апелляционными жалобами Министерства лесного хозяйства и переработки Хабаровского края, Краевого государственного казенного учреждения «Оборское лесничество» на решение Хабаровского краевого суда от 11 апреля 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Ненашевой Е.Н., возражения на апелляционные жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 929П утвержден лесохозяйственный регламент Сукпайского лесничества, расположенного в Южной части Хабаровского края в бассейне средней части р. Хор и его притоков Сукпай, Чукен, Кабули и др., в состав которого входят Сукпайское участковое лесничество, Горное участковое лесничество, Верхне-Сукпайское участковое лесничество (далее также - Регламент).

Пунктом 1.1.7 Регламента предусмотрено, что на территории Сукпайского лесничества расположены следующие особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ): государственный природный заказник краевого значения «Чукнеский», экологический коридор «Хорский», ландшафтный памятник природы краевого значения «Среднехорский».

В соответствии с таблицей 6 пункта 1.1.7 Регламента государственный природный заказник краевого значения «Чукенский» площадью 219,7 тыс. га находится на территории Горного участкового лесничества: кварталы 203-206, 208-212, 230-232, 237-242, 254, 261-265, 275, 276, 284-291, 294, 295, 302-308, 311-313, 316-598, части кварталов 174, 175, 176, 202, 229, 228.

Экологический коридор «Хорский» площадью 61, 4 тыс. га находится на территории Сукпайского участкового лесничества, кварталы: 207, 234, 278, 299, 302, 324, 348, 373, 374, 407, 432, 433, 463, 464, 493, 494, части кварталов: 121, 153, 154, 178, 179, 181-185, 206, 208, 233, 235, 256, 257, 277, 279, 297, 298, 300, 301, 349, 370-372, 375-377, 406, 409, 431, 461, 462, 465, 466, 491, 492, 495, 539, 551, 303, 323, 325, 326; Горного участкового лесничества, кварталы: 33,63, 64, 83, 84, 108, 109, 145, 167-175, 191-196, 219, 220, 227, 244, части кварталов: 16, 31, 32, 34, 46, 47, 61, 62, 65, 82, 85, 86, 107, 110, 111, 138-144, 146, 147, 161-166, 176, 189, 190, 197-202, 215, 217, 218, 221-222, 227, 243, 245-249.

Ландшафтный памятник природы краевого значения «Среднехорский» площадью 0, 485 тыс. га находится на территории Горного участкового лесничества, часть квартала 191.

Таблицей 4 пункта 1.1.5 Регламента к эксплуатационным лесам отнесены лесные участки государственного природного заказника краевого значения «Чукнеский», экологического коридора «Хорский».

Таблицей 8 пункта 1.2 Регламента «Виды разрешенного использования лесов» на территориях указанных ООПТ установлены виды разрешенного использования лесов.

Приказ опубликован в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Комитета лесного хозяйства Правительства Хабаровского края https://les.khabkrai.ru в разделе «лесохозяйственные регламенты лесничеств», официальном портале нормативных правовых актов Хабаровского края https://laws.khv.gov.ru в разделе «Нормативные правовые акты органов исполнительной власти Хабаровского края» 18 ноября 2018 года.

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в Хабаровский краевой суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения предмета административно-правового спора, просит признать не действующим со дня принятия лесохозяйственный регламент Сукпайского лесничества, утвержденный приказом Управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года П, в части:

- отнесения Таблицей 4 пункта 1.1.5 Регламента к категории эксплуатационных лесов, расположенных на территории государственного природного заказника краевого значения «Чукенский» (кварталы: 203-206, 208-212, 230-232, 237-242, 261-265, 275, 284-291, 294, 302-308, 311-313, 316-326, 328, 330-345, 347-362, 364-388, 390-394, 396-408, 410-422, 424-435, 437-444, 446-450, 452, 454-460, 462-479, 481-487, 489-491, 493, 494, 496-500, 503, 504 и часть квартала 228 Горного участкового лесничества);

- отнесения Таблицей 4 пункта 1.1.5 Регламента к категории эксплуатационных лесов, расположенных на территории экологического коридора «Хорский» (части кварталов 234, 278, 299, 302, 121, 178, 181-185, 206, 208, 233, 235, 256, 257, 277, 279, 297, 298, 300, 301, 349, 370-372, 375-377, 406, 431, 461, 462, 465, 466, 491, 492, 495, 539, 551, 323, 326 Сукпайского участкового лесничества, часть кварталов 143, 164, 199-200, 218, 227, 243, 16, 31, 34, 46, 47, 61, 62, 65, 82, 85, 86, 107, 110, 111, 138-142, 144, 146, 147, 161-163, 165, 166, 176, 189, 190, 197, 198, 201, 215, 217, 221, 222, 245-249 Горного участкового лесничества).

- установления Таблицей 8 раздела 1.2 Регламента следующих видов разрешенного использования лесов:

на территории Государственного природного заказника краевого значения «Чукенский»: заготовка древесины (часть квартала 228 Горного участкового лесничества), заготовка живицы (части кварталов 176, 202, 229 Горного участкового лесничества), заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (части кварталов 176, 202, 229 Горного участкового лесничества), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (части кварталов 176, 202, 209 Горного участкового лесничества);

на территории экологического коридора «Хорский»: заготовка древесины (часть квартала 227 Горного участкового лесничества; части кварталов 121, 153, 154, 178, 179, 181-185, 206, 208, 233, 235, 256, 257, 277, 279, 297, 298, 300, 301, 349, 370-372, 375-377, 406, 409, 431, 461, 462, 465, 466, 491, 492, 495, 539, 551, 303, 323, 325, 326 Сукпайского участкового лесничества);

на территории ландшафтного памятника природы краевого значения «Среднехорский»: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (часть квартала 191 Горного участкового лесничества).

В обоснование заявленных требований указывает, что в оспариваемой части нормативный правовой акт не соответствует положениям статей 1, 2, 27 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», статьям 10, 12, 21, 25, 111, 112 Лесного кодекса РФ, приказу Минприроды России от 16 июля 2007 года № 181, поскольку в пределах особо охраняемых природных территорий запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях к защитным отнесены в силу закона, в связи с чем и отнесение оспариваемыми нормативными положениями к эксплуатационным лесам не соответствует целям их создания и противоречит положениям лесного законодательства Российской Федерации. На особо охраняемых природных территориях запрещается любая деятельность, не предусмотренная правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий. Поэтому, разрешение на этих территориях занятие видами деятельности, не предусмотренными правовым режимом природного заказника, экологического коридора, а также ландшафтного памятника природы краевого значения влечет за собой нарушение законодательства об охране окружающей среды и фактическое их уничтожение. Собственником лесного фонда является Российская Федерация, поэтому указанные нарушения затрагивают её права и нарушают права неопределенного круга лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.

Определением Хабаровского краевого суда от 21 января 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Краевое государственное казенное учреждение «Оборское лесничество», Федеральное агентство лесного хозяйства.

Решением Хабаровского краевого суда от 11 апреля 2022 года административные исковые требования заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворены. Лесохозяйственный регламент Сукпайского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 929П, в оспариваемой части признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края просит постановленный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие приведенных в решении выводов фактическим обстоятельствам дела. По мнению административного ответчика, суд не учел, что распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов на территории Хабаровского края выполнено во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 18 декабря 2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установления их границ», который определяет на территории Хабаровского края перечень лесных кварталов, относящихся к категории ценных лесов и эксплуатационных лесов. Сведения в лесохозяйственный регламент Сукпайского лесничества также внесены на основании названного приказа. Отмечает, что отнесение лесов к защитным лесам не входит в полномочия Министерства. Полагает, что поскольку Лесной кодекс Российской Федерации вводит запрет на проведение на территориях заказников только сплошных рубок лесных насаждений, к которым заготовка древесины не относится, нормативный правовой акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, учитывая, что заготовка древесины допускается не на всей площади квартала, о чем отмечено в приложении к Таблице 8, которому суд не дал надлежащей правовой оценки.

В апелляционной жалобе КГКУ «Оборское лесничество» со ссылкой на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, просит решение Хабаровского краевого суда отменить, принять по делу новое решение. В качестве доводов апелляционной жалобы указывает, что, несмотря на отсутствие доказательств перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий и объектов, суд посчитал данный факт установленным и в обоснование своего решения неправомерно сослался на положения части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации. Обжалуемым решением фактически поставлена под сомнение легитимность лесозаготовительной деятельности, которая в настоящее время осуществляется на территории экологического коридора «Хорский», вывод об отнесении которого к ООПТ регионального значения сделан судом необоснованно, без учета требований федерального законодательства. Полагает, что прокурором неверно избран способ защиты нарушенного права, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Относительно доводов апелляционных жалоб участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых выражено мнение о законности и обоснованности обжалуемого решения.

В судебном заседании прокурор поддержал письменные возражения на апелляционные жалобы по изложенным в них основаниям.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены заблаговременно и в надлежащей форме.

Административное дело рассмотрено в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и поступивши на них возражений, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения Хабаровского краевого суда, считая его правильным.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде общей юрисдикции нормативные правовые акты, а также акты, обладающие нормативными свойствами, в порядке, предусмотренном главой 21 КАС РФ.

Положениями части 3 статьи 208 КАС РФ прокурору в пределах своей компетенции предоставлено право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 КАС РФ).

Разрешая заявленные требования, суд, сославшись на положения части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, правильно указал, что лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

Частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, определено, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Из анализа приведенных законоположений следует, что в силу определенных Конституцией Российской Федерации положений Российская Федерация не просто не передала полномочия по утверждению лесохозяйственных регламентов относительно лесов особо охраняемых природных территорий органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а прямо разграничила предмет в целом совместного ведения лесного законодательства по конкретному вопросу, установив прямой запрет на их утверждение на уровне субъекта Российской Федерации.

Надлежаще проанализировав и верно истолковав федеральное законодательство, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти, тогда как в соответствии с положениями пункта 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), Управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории Сукпайского лесничества расположены следующие ООПТ: государственный природный заказник краевого значения «Чукнеский», экологический коридор «Хорский», ландшафтный памятник природы краевого значения «Среднехорский».

Государственный природный заказник краевого назначения «Чукенский» организован постановлением Главы администрации Хабаровского края от 02 октября 1997 года № 430 без ограничения срока действия с целью сохранения, восстановления и воспроизводства редких и находящихся под охраной исчезновения видов животных и растений, обеспечения среды обитания и путей миграции объектов животного мира и др. Указанным же нормативным правовым актом утверждено Положение о Государственном природном заказнике краевого назначения «Чукенский», площадь которого составляет 219,7 тыс. га.

Экологический коридор «Хорский» организован постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 года № 284-пр «Об организации в Хабаровском крае экологических коридоров «Маноминский», «Матайский», «Хорский», «Хор-Мухенский», является особо охраняемой природной территорией краевого значения, расположен в долине реки Хор и ее притока реки Сагды-Биоса и связывает между собой территории экологического коридора «Хор-Мухенский» и памятника природы краевого значения «Сихотэ-Алинь».

Доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица об отсутствии у указанного объекта статуса ООПТ основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем во внимание не принимается.

Также из материалов дела следует, что постановлением Правительства Хабаровского края от 28 июня 2006 года № 101-пр «Об организации на территории Хабаровского края памятников природы краевого значения «Среднехорский», «Топты» и «Иоли» утверждено Положение об экологическом коридоре, определяющее границы и режим особой охраны его территории. Указанный экологический коридор расположен в муниципальном районе имени Лазо Хабаровского края и занимает склоны правого борта долины р. Хор в окрестностях пос. Среднехорский и представляет собой место произрастания уникального лесного сообщества со значительным участием тиса остроконечного, находится в пределах ареала амурского тигра, является особо охраняемой природной территорией краевого значения, расположен вблизи государственного природного заказника краевого значения «Чукенский» и имеет в своем составе комплекс геоморфологических, гидрологических, флористических и фаунистических объектов (пункт 1.3 Положения).

При указанных обстоятельствах Управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти автономного округа, утверждая Регламент Сукпайского лесничества, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что являлось основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим.

Помимо указанных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что положения Регламента в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника краевого значения «Чукенский», экологического коридора «Хорский» и ландшафтного памятника природы краевого значения «Среднехорский» к эксплуатационным лесам противоречат положениям статей 12, 102 и 103 Лесного кодекса Российской Федерации, указав, что цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

Так в соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ).

В статье 2 названного федерального закона перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, природные парки, памятники природы.

В соответствии со статьями 21, 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков. На территориях памятников природы и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение их сохранности.

В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом, лесные участки государственного природного заказника краевого значения «Чукенский» отнесены к категории эксплуатационных в кварталах 203-206, 208-212, 230-232, 237-242, 261-265, 275, 284-291, 294, 302-308, 311-313, 316-326, 328, 330-345, 347-362, 364-388, 390-394, 396-408, 410-422, 424-435, 437-444, 446-450, 452, 454-460, 462-479, 481-487, 489-491, 493, 494, 496-500, 503, 504 и части квартала 228 Горного участкового лесничества.

Расположенные в границах экологического коридора «Хорский» леса отнесены к категории эксплуатационных в части кварталов 234, 278, 299, 302, 121, 178, 181-185, 206, 208, 233, 235, 256, 257, 277, 279, 297, 298, 300, 301, 349, 370-372, 375-377, 406, 431, 461, 462, 465, 466, 491, 492, 495, 539, 551, 323, 326 Сукпайского участкового лесничества, часть кварталов 143, 164, 199-200, 218, 227, 243, 16, 31, 34, 46, 47, 61, 62, 65, 82, 85, 86, 107, 110, 111, 138-142, 144, 146, 147, 161-163, 165, 166, 176, 189, 190, 197, 198, 201, 215, 217, 221, 222, 245-249 Горного участкового лесничества.

Как следует из материалов дела, заказник «Чукенский» образован для выполнения следующих задач: 1) сохранение, восстановление и воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений; 2) обеспечение охраны среды обитания и путей миграции объектов животного мира (пункт 2 Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Чукенский»).

Пунктом 3.1 Положения о государственном природном заказнике краевого значения «Чукенский» предусмотрено, что на территории заказника запрещается, в том числе: рубка лесных насаждений, за исключением рубок, проводимых в случаях, указанных в подпунктах 3.2.1 названного Положения (подпункт 3.1.2); заготовка живицы (подпункт З.1.З.); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (подпункт 3.1.4).

Экологический коридор «Хорский», как было установлено выше, организован постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 года № 284-пр «Об организации в Хабаровском крае экологических коридоров «Маноминский», «Матайский», «Хорский», «Хор-Мухенский», является особо охраняемой природной территорией краевого значения, расположен в долине реки Хор и ее притока реки Сагды-Биоса и связывает между собой территории экологического коридора «Хор-Мухенский» и памятника природы краевого значения «Сихотэ-Алинь».

В соответствии с пунктом 2.1. Положения об экологическом коридоре «Хорский» на территории экологического коридора запрещается: рубки лесных насаждений, за исключением рубок, проводимых в рамках строительства линейных объектов, мероприятий по пожарной и санитарной безопасности в лесах и заготовки гражданами древесины для собственных нужд на основании заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений, и рубок лесных насаждений в пределах лесных участков, предоставленных в аренду до утверждения настоящего Положения (подпункт 2.1.14.); проведение рубок ухода, санитарно-оздоровительных мероприятий и заготовка гражданами древесины для собственных нужд в лесах в выводково-гнездовой период с 01 апреля по 30 июня (подпункт 2.1.15).

Согласно пункту 2.2. Положения о памятнике природы краевого значения «Среднехорский» на памятник природы краевого значения «Среднехорский» возлагается выполнение следующих задач: сохранение природных комплексов долины р. Хор; сохранение средоформирующих, водоохранных и водорегулирующих функций лесных экосистем; сохранение ценных в научном и эстетическом отношениях ботанических, зоологических, геоморфологических и гидрологических объектов; сохранение кедровошироколиственных, широколиственных и хвойно-широколиственных неморальных лесов с набором специфичных для них флористических и фаунистических комплексов на неопределенно долгий период времени; обеспечение охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и среды их обитания.

Пунктом 3.1 Положения о памятнике природы краевого значения «Среднехорский» предусмотрено, что на территории памятника природы краевого значения «Среднехорский» запрещается разведка и добыча полезных ископаемых (подпункт 3.1.1).

Одновременно с этим таблицей № 8 пункта 1.2 Регламента «Виды разрешенного использования лесов» на территории указанных ООПТ установлены следующие виды разрешенного использования лесов: государственный природный заказник краевого значения «Чукенский»- заготовка древесины на части квартала 228 Горного участкового лесничества, заготовка живицы в части кварталов 176, 202, 229 Горного участкового лесничества, заготовка и сбор недревесных, лесных ресурсов в части кварталов 176, 202, 229 Горного участкового лесничества, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в части кварталов 176, 202, 229 Горного участкового лесничества.

Также названным нормативным положением на территории экологического коридора «Хорский» - установлены следующие виды разрешенного использования лесов: заготовка древесины в части квартала 227 Горного участкового лесничества; части кварталов 121, 153, 154, 178, 179, 181-185, 206, 208, 233, 235, 256, 257, 277, 279, 297, 298, 300, 301, 349, 370-372, 375-377, 406, 409, 431, 461, 462, 465, 466, 491, 492, 495, 539, 551, 303, 323, 325, 326 Сукпайского участкового лесничества. На территории ландшафтного памятника природы краевого значения «Среднехорский» предусмотрено выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых на части квартала 191 Горного участкового лесничества.

Между тем, как верно указал суд первой инстанции, в отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей по состоянию на 15 ноября 2018 года).

Таким образом, в результате отнесения оспариваемым Регламентом лесных участков, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам в границах названных ООПТ и установление для них соответствующих видов разрешенного использования, фактически допущена возможность сплошной рубки лесов для целей заготовки древесины, размещения лесоперерабатывающей инфраструктуры и других видов использования лесов без соблюдения ограничений, установленных федеральным законодательством в отношении территорий ООПТ, является правильным вывод суда о противоречии оспариваемых нормативных положений целям создания заказника и нарушает права проживающих на территории Хабаровского края лиц на сохранение благоприятной окружающей среды.

Доводы апелляционных жалоб о том, что действующее федеральное законодательство допускает возможность заготовки древесины на территории заказников основаны на ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем признается судебной коллегией необоснованным.

Доводам административного ответчика о том, что оспариваемый Регламент принят во исполнение приказа Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», которым установлена принадлежность лесных участков, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой оснований не согласиться у судебной коллегии не имеется, поскольку судом установлено противоречие оспариваемых норм Регламента федеральным законам.

Довод жалобы Министерства лесного хозяйства и переработки Хабаровского края о наличии приведенного в таблице № 8 пункта 1.2 Регламента примечания, позволяющего с достоверностью установить соответствующие кварталы территорий участковых лесничеств, занятых лесами ООПТ, и производный от этого запрет на осуществление указанных в этом нормативном положении видов разрешенного использования лесов, судебной коллегией также признается необоснованным, поскольку содержание данного примечания не отвечает критерию правовой определенности.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, правомерно признал его не действующим с указанного в решении суда времени.

В целом доводы апелляционных жалоб повторяют позицию административного ответчика и заинтересованного лица в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.

Вопреки доводам апелляционных жалоб судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, верно применены и истолкованы нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ доказательствами.

При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского краевого суда от 11 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства лесного хозяйства и переработки Хабаровского края, Краевого государственного казенного учреждения «Оборское лесничество» - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 августа 2022 года