ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1225/2022 от 28.07.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-1225/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

28 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Катанаевой А.С. и Колпаковой А.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кирилловым Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-156/2022 (УИД 34OS0000-01-2021-000468-84) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СЧС» о признании недействующими отдельных положений Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. № 469-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. № 63-п), Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, утвержденной приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 5 марта 2020 г. № 11-н,

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «СЧС» на решение Волгоградского областного суда от 17 марта 2022 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «СЧС» Кузьмичева А.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителей Администрации Волгоградской области Синкина М.В., комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области Голубевой Т.В., заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. № 469-п (далее также - Постановление № 469-п) утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов (далее также - Порядок расчета).

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Волгоградская правда», 31 августа 2011 г., № 162.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. № 63-п «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. № 469-п «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов» (далее - Постановление № 63-п), опубликованным 20 февраля 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 28 февраля 2020 г. в издании «Волгоградская правда» № 23, в Порядок расчета внесены изменения.

В частности, абзац 10 пункта 1.6 Порядка расчета изложен в следующей редакции: «коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области один раз в пять лет и не может быть выше 1,5. Значение коэффициента определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора в соответствии с методикой, утвержденной комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области;».

Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 5 марта 2020 г. № 11-н (далее также - Приказ № 11-н), опубликованном 6 марта 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 20 марта 2020 г. в издании «Волгоградская правда» № 32, утверждена Методика определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости (далее также – Методика).

Пунктом 1 Методики установлено, что Методика разработана в соответствии с абзацем 10 пункта 1.6 Порядка расчета и устанавливает порядок определения значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости (Кказ) (далее именуется - коэффициент Кказ).

Согласно пункту 2 Методики коэффициент Кказ устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области один раз в 5 лет и не может быть выше 1,5.

Значение коэффициента Кказ определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст (далее – ОКВЭД).

Значение коэффициента Кказ применяется при расчете арендной платы за пользование земельными участками из земель населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимости, для арендатора указанного земельного участка, осуществляющего вид деятельности, включенный в соответствующий раздел ОКВЭД, в качестве основного вида экономической деятельности (пункт 3 Методики).

Общество с ограниченной ответственностью «СЧС» (далее – ООО «СЧС») обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу: абзац 10 пункта 1.6 Порядка расчета (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. № 63-п), в той его части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора; Методику, в той ее части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что оспариваемые в части нормативные правовые акты не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее также - Постановление № 582), статей 7, 16, 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 131-ФЗ), поскольку не отвечают принципу экономической обоснованности арендной платы, а также приняты лицом по вопросу, не относящемуся к его компетенции, нарушают права и законные интересы административного истца как плательщика арендной платы.

Решением Волгоградского областного суда от 17 марта 2022 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель ООО «СЧС» обратился с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, настаивая на доводах административного искового заявления.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов представителем Администрации Волгоградской области, участвующим в деле прокурором поданы возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также -КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, земельное законодательство (пункты «в», «г», «к» части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержден Постановлением № 469-п.

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Постановление № 469-п (в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. № 63-п) и Приказ № 11-н приняты уполномоченными органами в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования.

Пунктом 1.5.7. Порядка расчета установлено, что годовая арендная плата за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, на которых расположены объекты недвижимости (за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, гаражи для хранения личного автотранспорта, объекты спорта, а также садовых и огородных земельных участков, земельных участков, предоставленных религиозным организациям, и за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта, пункте 1.17 настоящего Порядка), определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка.

Согласно пункту 2.5. Порядка расчета размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле:

А = С x Кмд x Кказ, где:

А - величина арендной платы;

С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;

Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка;

Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.

В соответствии с оспариваемыми положениями абзаца 10 пункта 1.6 Порядка расчета, а также Методики коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости (далее также – коэффициент (Кказ)) - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области один раз в пять лет и не может быть выше 1,5. Значение коэффициента определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора.

Отклоняя доводы административного истца о том, что приведенное правовое регулирование свидетельствует о фактической передаче полномочий субъекта Российской Федерации муниципальным образованиям Волгоградской области без надлежащего законодательного оформления, суд первой инстанции обоснованно не установил противоречия оспариваемых нормативных правовых актов в указанной части нормам, имеющим большую юридическую силу.

Положениями статьи 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой, такое перераспределение осуществляется законами субъекта Российской Федерации.

Полномочия Волгоградской области по установлению порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, реализованы указанным субъектом Российской Федерации в Постановлении № 469-П, нормы которого, как и Приказа № 11-н, вопреки утверждению административного истца, не содержат положений о передаче данных полномочий органам местного самоуправления.

Закрепляя положение об установлении значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, абзац 10 пункта 1.6 Порядка расчета, таким образом, устанавливает способ его определения в соответствии с Методикой, утвержденной комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

В рассматриваемом случае уполномоченным органом субъекта Российской Федерации утвержден Порядок расчета и установлен способ определения значений коэффициентов, являющихся составной частью формулы расчета размера арендной платы, при этом, на органы местного самоуправления возложена обязанность по определению цифрового значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, в соответствии с утвержденной Методикой и устанавливать их цифровое значение нормативными правовыми актами.

Определение органом местного самоуправления значения названного коэффициента по Методике и установление данного значения муниципальным нормативным правовым актом не тождественно перераспределению государственных полномочий субъекта Российской Федерации органу местного самоуправления по установлению порядка регулирования размера арендной платы.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативными правовыми актами данного уровня, так как перераспределение полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений осуществляется только законами субъекта Российской Федерации, а также о том, что оспариваемым регулированием органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по установлению порядка регулирования размера арендной платы, являются несостоятельными.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о соответствии оспариваемых положений нормативных правовых актов требованию экономической обоснованности по следующим основаниям.

Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

В соответствии с пунктом 4 Постановления № 582 приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 (далее - Методические рекомендации).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Вышеуказанный вывод суда первой инстанции сделан на основании представленного административным ответчиком экономического обоснования применения оспариваемого подхода для расчета коэффициента (Кказ), подготовленного авторским коллективом Волгоградского государственного университета доктором экономических наук профессором Буяновой М.Э., доктором экономических наук профессором Руссковой Е.Г., под руководством кандидата экономических наук доцента Туманянц К.А., заключения экспертов ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет» по результатам проведения судебной экспертизы, вступившего в законную силу решения Волгоградского областного суда от 29 января 2019 г. по делу № 3а-1/2019, с учетом изменений внесенных апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 16-АПА19-4.

Оценка указанного экономического обоснования, а также заключения экспертов судом подробно приведена в обжалуемом решении и является убедительной, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.

Судом первой инстанции также правильно отклонен повторяющийся в апелляционной жалобе довод административного истца о несоблюдении оспариваемыми нормативными правовыми актами принципа экономической обоснованности, ввиду отсутствия отражения в коэффициенте (Кказ) особенностей земельных участков с точки зрения доходности с учетом местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, поскольку данное обстоятельство не исключают экономической обоснованности указанного коэффициента, как части формулы, в которой названные критерии и особенности учитываются в составе других ее элементов.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в признании оспариваемых в части нормативных правовых актов недействующими.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении суда. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Волгоградского областного суда от 17 марта 2022 г оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «СЧС» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 августа 2022 г.

Председательствующий

Судьи