№ 66а-1240/2020 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С.,
судей Колпаковой А.В. и Котченко Д.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловской Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-5/2020 (УИД № 26OS0000-01-2019-000023-35) по административному исковому заявлению государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» о признании недействующими отдельных положений постановления Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 14 декабря 2018 г. № 56/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы»
по апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» на решение Ставропольского краевого суда от 27 июля 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С., объяснения представителя государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Региональной тарифной комиссии Ставропольского края ФИО2, представителя Правительства Ставропольского края и Региональной тарифной комиссии Ставропольского края ФИО3, допросив свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, выслушав заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (далее – комиссия, тарифный орган, регулирующий орган) от 14 декабря 2018 г. № 56/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы» (далее – постановление от 14 декабря 2018 г. № 56/2) для государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» (далее - ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», предприятие) установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (приложение № 1 к постановлению) и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения с календарной разбивкой (приложения № 2-73 к постановлению).
ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском о признании недействующим постановления от 14 декабря 2018 г. № 56/2 в части установления тарифов в сфере питьевого водоснабжения (приложение № 6), на техническую воду (приложение № 7) и на водоотведение (приложение № 8).
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что при расчете тарифов комиссией необоснованно увеличен объем реализации, снижены межразрядные тарифные коэффициенты по отношению к предлагаемым предприятием на 2019 г., расходы на уплату процентов по кредитам и корректировка необходимой валовой выручки (далее также – НВВ) с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации воды, уровня неподконтрольных расходов, амортизации, электроэнергии за 2017 г.
Решением Ставропольского краевого суда от 27 июля 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов комиссией и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Министерства финансов Ставропольского края, Главного Управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, общества с ограниченной ответственностью «Аква» в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Таким исполнительным органом государственной власти Ставропольского края является Региональная тарифная комиссия Ставропольского края.
Согласно пунктам 2, 10, 11.2 Положения о Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2013 г. № 495-п, комиссия утверждает цены (тарифы) и их предельные уровни, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществляет деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Ставропольского края на основе утвержденных комиссией тарифов.
27 апреля 2018 г. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов, соответствующих производственным программам ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения на долгосрочный период 2019-2023 годов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, водоотведение (услуга по очистке сточных вод) с приложением обосновывающих документов.
Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 14 декабря 2018 года № 56/1 «Об утверждении производственных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, на 2019-2023 годы» ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» утверждены производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы.
Оспариваемым постановлением от 14 декабря 2018 г. № 56/2 ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и тарифы в сфере питьевого водоснабжения и водоотведения.
Постановление комиссии от 14 декабря 2018 года № 56/2 опубликовано 18 декабря 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края - pravo.stavregion.ru и на официальном сайте комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Официально опубликованными постановлениями комиссии от 12 декабря 2019 г. № 70/1 «О внесении изменений в отдельные постановления региональной тарифной комиссии Ставропольского края», от 7 февраля 2020 г. № 05 «О внесении изменений в приложение 6 к постановлению комиссии от 14 декабря 2018 г. № 56/2 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы» внесены изменения в оспариваемый нормативный правовой.
Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии со статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно статье 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.
Одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод индексации, согласно которому расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (пункт 2 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Недополученными доходами являются доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.
Для расчета недополученных доходов, связанных с невыполнением планового объема реализации, принятого при регулировании на соответствующий период, осуществляется расчет суммы товарной выручки.
Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а, также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимо валовой выручки, указанной в пункте 90 Методических указаний и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учетом положений пункта 78 настоящего документа (пункт 80 Основ ценообразования).
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях и включающей в себя следующие показатели: отклонение фактически достигнутого объема поданной воды и принятых сточных вод от объема, учтенного при установлении тарифов; отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов; отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов; ввод объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменение утвержденной инвестиционной программы; степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 90 Методических указании НВВ регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Пунктом 12 Методических указаний предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В силу пунктов 12, 13, 16, 25 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении тарифов и материалов, представленных в обоснование этих предложений.
Пунктом 30 Правил регулирования тарифов установлено, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
При обращении в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов, соответствующих производственным программам в сфере водоснабжения и водоотведения на долгосрочный период 2019-2023 годов на питьевую воду, техническую воду, водоотведение, водоотведение (услуга по очистке сточных вод), ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в качестве метода регулирования тарифов предложен метод индексации, единый тариф на 2019 г. рассчитан по питьевому водоснабжению (единый тариф для потребителей Ставропольского края, кроме потребителей г. Лермонтов) - 78 600,59 тыс. куб. м; по водоотведению (для потребителей Ставропольского края) - 44 978,15 тыс. куб. м. При расчете плановых объемов реализации на 2019-2023 годы учтены как фактические объемы реализации услуг водоснабжения и водоотведения за период 2014-2017 годов, так и расчетные объемы воды и сточных вод, планируемые к отпуску новым абонентам. При определении расчетных объемов по абонентам, планируемым к подключению в 2019 г. учтены показатели фактической среднесуточной нагрузки, определенные «Анализом фактических объемов реализаций коммунального ресурса в 2016-2017 годах» по указанным в Инвестиционной программе объектам капитального строительства заявителей или территорий, на которых расположены объекты, которые необходимо подключить к централизованным системам холодного водоснабжения.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов регулируемая организация представляет в орган регулирования тарифов инвестиционную программу (при наличии).
В силу пункта 11 Правил регулирования тарифов в случае принятия в установленном порядке решения о корректировке Инвестиционной программы регулируемой организации орган регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов учитывает внесенные в Инвестиционную программу изменения начиная со следующего периода регулирования.
Орган регулирования тарифов обязан учитывать Инвестиционную программу при установлении и корректировке тарифов, поскольку инвестиционная программа содержит данные об источнике финансирования мероприятий по реконструкции и модернизации централизованных систем водоснабжения, т.е. расходов, которые в составе тарифа должны быть включены в нормативную прибыль. Также при расчете тарифов подлежит учету прирост реализации воды за счет подключения новых абонентов по итогам выполнения мероприятий, направленных на увеличение мощности и пропускной способности объектов водоснабжения, указанных в инвестиционной программе и выполняемых за счет средств на капитальные вложения, учитываемые в составе нормативной прибыли. В случае неучета прироста объема реализации в соответствии с инвестиционной программой предприятие получит необоснованный доход от реализации этого прироста при завышении тарифа для потребителей.
При установлении тарифов на 2019 - 2023 годы действовала Инвестиционная программа предприятия на 2015 - 2019 годы, в связи с чем на 2019 г. комиссией учтены объемы последнего года действующей инвестиционной программы, содержащей плановые объемы реализации на 2019 г. в соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов в размере 90 625,165 тыс. куб. метров.
Ошибочными являются доводы истца о несоответствии экспертного заключения органа регулирования тарифов от 10 декабря 2018 г. «О рассмотрении производственной программы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в сфере холодного водоснабжения на долгосрочный период 2019-2023 годы и заявления по установлению соответствующих ей тарифов» требованиям подпункта «г» пункта 26 Правил регулирования тарифов.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 26 Правил регулирования экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.
Согласно экспертному заключению от 10 декабря 2018 г. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» эксперты органа регулирования на основании анализа отчетных данных о фактическом водном балансе, об объеме потерь в централизованных системах водоснабжения при транспортировке в общем объеме воды, поданной в водопроводную сеть, пришли к выводу о занижении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» плановых объемов поставки воды и услуг водоотведения потребителям на 2019 г. и завышении уровня потерь при транспортировке в общем объеме воды в сетях водоснабжения до 40%. ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» должным образом не осуществляется работа по выявлению скрытых потерь воды при транспортировке и реализации потребителям, при этом удельный вес объемов скрытых потерь воды в сетях за 2016 г. в объеме всех потерь воды после ее подачи в сеть составляет 84,32%, за 2017 г. - 84,96%, что свидетельствует о неэффективной деятельности регулируемой организации по выявлению и предупреждению потерь, что подтверждается результатами экспертных исследований, осуществленных Федеральным бюджетным учреждением Южный региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции российской Федерации в 2013-2014 годах, и материалами проведенной прокуратурой Ставропольского края проверки исполнения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» требований федерального законодательства при осуществлении услуг водоснабжения.
Тарифным органом принят в расчет тарифов на питьевую воду (в границах Ставропольского края, за исключением г. Лермонтов) на 2019 г. плановый объем реализации в соответствии с утвержденной Инвестиционной программой в размере 90 625,165 тыс. куб. м., поскольку инвестиционной программы на период 2020-2023 годов у регулируемой организации не имеется.
В качестве обоснований причин приведены ссылки на нормативные акты, подтверждающие правомерность подходов тарифного органа к учету объема реализации в соответствии с утвержденной и действующей в тот момент инвестиционной программой.
В нарушение подпункта «з» пункта 17 Правил регулирования тарифов водоснабжающей организацией не представлены документы по обоснованию фактических потерь, по их увеличению, а представлены только сводные итоговые показатели.
Вопреки доводам истца о расчетных объемах реализации на очередной год, а не плановых, объем реализации, затраты на прибыль, из которых формируется НВВ и рассчитывается тариф, являются полученными расчетным путем плановыми показателями. Объем реализации на очередной год рассчитывается с учетом фактических объемов реализации за 3 предшествующих года и динамики их изменения, целью которой является определение снижения или прироста объемов реализации.
Объем планируемых в соответствии с инвестиционной программой (и внесенных в нее изменений) новых подключений, рассчитанный ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» и утвержденный Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в составе инвестиционной программы исходя из технических параметров подключаемых объектов, также подлежит учету, поскольку данный дополнительный объем суммируется с основным объемом реализации.
Вопреки доводам истца принятие комиссией плановых показателей объёма водоснабжения и водоотведения, учтенных в Инвестиционной программе ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по модернизации систем водоснабжения и канализации на период 2015-2019 годов, утвержденной приказом министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10 октября 2014 г. № 543, с корректировкой 2016 и 2017 годов, утвержденной приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 25 октября 2017 г. № 269 в размере: по питьевой воде (единый тариф для потребителей Ставропольского края, кроме потребителей г. Лермонтов) - 90 625,17 тыс. куб. м; по водоотведению (для потребителей Ставропольского края) - 49 919,37 тыс. куб. м, тарифным органом верно применены показатели объема водоснабжения и водоотведения, указанных в Инвестиционной программе, при определении тарифа на водоснабжение и водоотведение в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83.
Пунктом 29 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения определено, что тарифы на питьевую воду, техническую воду и водоотведение устанавливаются как отношение НВВ и расчетного объема отпуска воды, который определяется в соответствии с Методическими указаниями, исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
Расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлений тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод) (пункт 4 Методических указаний).
При расчете объема воды, отпускаемой абонентам, на очередной год используются расчетные объемы отпуска воды за текущий год и фактические объемы отпуска воды за предшествующие три года, определяемые органом регулирования с учетом представленной регулируемыми организациями информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации организациями коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1140, Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 г. № 6 (пункт 5 Методических указаний).
Согласно пункту 6 Методических указаний при создании новых объектов централизованных систем водоснабжения объем отпуска (транспортировки) воды определяется расчетным способом с учетом технических параметров таких объектов.
В силу пункта 8 Методических указаний расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).
Органом регулирования рассмотрены представленные предприятием расчеты объемов реализации питьевой воды, технической воды и водоотведения с учетом изменения темпа роста (снижения) объемов реализации, проведен анализ отчетных данных, водных балансов, основанных на данных ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о заборе воды из природных источников, покупки воды у других водоснабжающих организаций, расхода и потерь воды, объема поставки воды потребителям, а также баланса водоотведения на основании данных предприятия за 3 предшествующих года в соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний.
По результатам рассмотрения представленных материалов эксперты органа регулирования указали на занижение предприятием объема реализации на данный период и завышение потерь питьевой воды.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Методических указаний на основании представленных ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» сведений об объемах реализации питьевой воды, технической воды и водоотведения на 2019 г., с учетом изменения темпа роста (снижения) объемов реализации за 3 предшествующих года, тарифным органом проведен анализ обоснованности планового водного баланса, основанного на отчетных данных о заборе воды из природных источников, покупки воды у других водоснабжающих организаций, обоснованности отчетных данных расхода и потерь воды, объема поставки воды потребителям, баланса водоотведения за 3 предшествующих года.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 52 Основ ценообразования).
При определении расходов на оплату труда, включаемых в НВВ, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям. Перечень расходов на оплату труда в целом по регулируемым видам деятельности предусматривает расходы по текущему премированию работников. При этом в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен (пункт 17 Методических указаний).
Приложением 2.2 Методических указаний предусмотрено, что в расчете затрат на оплату труда для расчета тарифной ставки применяются средние межтарифные коэффициенты раздельно по производственному, общехозяйственному и административно-управленческому персоналу. Каждый работник предприятия в пределах тарифной сетки имеет свой тарифный коэффициент, который соотносится к тарифному коэффициенту первого разряда, принятому за единицу. Размер тарифной ставки вырастает по мере увеличения разряда и уровня квалификации работника.
Вопреки доводам истца при расчете тарифов на 2019 г. органом регулирования приняты предложенные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» все виды доплат и премирования на уровне, предусмотренном Отраслевым тарифным соглашением. При этом применены рассчитанные регулируемой организацией межразрядные тарифные коэффициенты в расчете затрат на оплату труда на 2018 г., т.е. плановые показатели на последний расчетный период вместо больших по размеру примененных предприятием межразрядных тарифных коэффициентов, сложившихся по расчету предприятия в 2017 г. Учтены применяемые в расчете параметры на основании представленных регулируемой организацией данных, в том числе штатных расписаний.
В расчете затрат на оплату труда на 2019 г. комиссией применены рассчитанные самим предприятием средние межразрядные тарифные коэффициенты 2018 г. вместо предложенных средних межразрядных тарифных коэффициентов 2017 г., поскольку межразрядные тарифные коэффициенты за 2017 г. рассчитаны предприятием исходя из фактической среднесписочной численности персонала в 2017 г., которая ниже штатной численности на 2018 г. и на 2019 г. на 534,27 штатные единицы. Штатная численность производственного персонала в 2017 г. меньше численности персонала 2018 г. и 2019 г. на 345,53 единицы, общепроизводственного персонала меньше на 160,62 единицы, административного персонала на 28,12 единицы.
Применение рассчитанных регулируемой организацией на 2018 г. средних межразрядных тарифных коэффициентов при расчете затрат на оплату труда на 2019 г. при сопоставимой численности персонала является обоснованным и правильным.
Минимальный размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Отраслевым тарифным соглашением.
Отраслевым тарифным соглашением по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на 2017-2019 годы минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2019 г. установлена в размере - 10 303 рубля.
Ставки (оклады) работников отдельных разрядов тарифной сетки устанавливается путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на тарифный коэффициент по соответствующему разряду оплаты труда. Расчет фонда оплаты труда осуществляется на базе минимальной ставки рабочего первого разряда, определяемой с учетом Отраслевого тарифного соглашения по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края на 2017-2019 годы на соответствующий год, умноженной на средний по работникам тарифный коэффициент и далее с учетом дополнительных выплат и премирования умноженный на численность персонала предприятия.
Тарифным органом не приняты как необоснованные предложенные регулируемой организацией межразрядные тарифные коэффициенты, поскольку увеличение предлагаемых предприятием тарифных коэффициентов в 2019 г. повлечет необоснованный рост тарифных ставок (окладов) работников предприятия и с учетом дополнительных выплат и премий на увеличенную тарифную ставку (оклад) приведет к необоснованному росту фонда заработной платы.
При расчете затрат на оплату труда на 2019 г. по питьевому и техническому водоснабжению тарифным органом принят расчет запланированных регулируемой организацией затрат, представленный по форме Методических указаний на 2018 г. При расчете на 2019 г., с учетом данных ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о штатной численности, в том числе по дополнительным объектам, уровню доплат и премирования на уровне 2018 г., в расчет приняты расходы по фонду оплату труда по питьевому водоснабжению в размере - 1 693 973,31 рублей, исходя из условий Отраслевого тарифного соглашения по предприятиям ЖКХ Ставропольского края на 2017-2019 годы о минимальной месячной тарифной ставке рабочего первого разряда с индексацией относительно 2018 г. на 4% и предлагаемыми регулируемой организацией уровнями выплат и премирования с учетом заявленной штатной численности персонала.
Органом регулирования приняты указанные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» межразрядные плановые показатели за последний расчетный период - тарифные коэффициенты в расчете затрат на оплату труда на 2018 г.
Фактически сложившиеся межразрядные коэффициенты за 2017 г. рассчитаны регулируемой организацией исходя из фактической среднесписочной численности персонала, которая существенно ниже заявленной на 2019 г. по причине реорганизации, укрупнения филиалов и сокращения численности административно-управленческого персонала, в связи с чем сложившиеся межразрядные коэффициенты за 2017 г. не приняты тарифным органом как необоснованные и включены в расчет на 2019 г. межразрядные тарифные коэффициенты на уровне ожидаемых 2018 г.
Тарифным органом принято во внимание, что обоснования увеличения средних межразрядных коэффициентов, предполагающего увеличение квалификационных разрядов работников и рост окладов, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не представлено.
ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» при формировании тарифов на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 годы представлены сведения об использовании кредитных ресурсов по контракту № 0121200004717000616_255852/4686-ю от 6 декабря 2017 г., заключенному с филиалом Банка ПАО ВТБ в г. Ставрополе, на срок действия 730 календарных дней на сумму 95 000 тыс. руб., с учетом дополнительного соглашения от 18 мая 2018 г. с процентной ставкой - 10%, и по контракту от 13 июля 2018 г. № 147, заключенному с Банком ВТБ (ПАО) на срок 730 календарных дней на сумму 200 000 тыс. руб. с процентной ставкой- 8,11%. Общая фактическая сумма расходов по оплате кредитных обязательств на 2019 г. составляет 123 436,3 тыс. рублей, в том числе: погашение основного долга - 95 000 тыс. рублей, процентов по кредитам - 24 656,3 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Заявленные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» затраты по уплате процентов признаны тарифным органом завышенными и экономически не обоснованными. Проценты приняты органом регулирования исходя из равномерного ежемесячного погашения основного долга с применением процентной ставки, рассчитанной в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, согласно которому расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центробанка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не более 4 процентных пунктов. С учетом ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации на дату заключения контракта 6 декабря 2017 г. в размере 7,75%, ее увеличения в 1,5 раза, процентная ставка принята в размере 11,625% (7,75 x 1,5 =1 1,625), с увеличением на 3,875 процентных пункта (11,625 - 7,75 = 3,875) и увеличения не менее чем на 4 процентных пункта процентная ставка принята в расчет в размере 11,75% (7,75 + 4).
В связи с отсутствием подтверждения экономической обоснованности заявленных расходов проценты по контракту № 147 от 13 июля 2018 г. приняты комиссией в сумме, рассчитанной аналогичным образом. Плата за пользование данным кредитом принята, исходя из равномерного ежемесячного погашения основного долга в течение двух лет с учетом процентной ставки, сформированной в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования, и составила 11,25% (7,25 + 4).
Поскольку сумма процентов по сниженной процентной ставке превышает сумму процентов, рассчитанную при большей процентной ставке, но с ежемесячным погашением основного долга, тарифным органом приняты затраты по уплате процентов исходя из условий равномерного ежемесячного погашения основного долга, с применением процентной ставки, рассчитанной согласно пункту 15 Основ ценообразования, при уменьшении суммы основного долга и начисленных процентов.
Регулируемым органом признаны экономически необоснованными заявленные затраты в связи с завышением платы за пользование кредитными средствами, по сути являющимися дополнительной нагрузкой в тарифе для потребителей.
Корректировка НВВ осуществляется, в том числе для компенсации предприятию недополученных доходов, связанных с невыполнением предприятием планового объема реализации, принятого при регулировании на соответствующий период.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования недополученные доходы - это доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением (по причинам, не зависящим от регулируемой организации) объема поданной воды и (или) принятых сточных вод по сравнению с объемом поданной воды и (или) принятых сточных вод, применяемым для расчета при установлении тарифов.
Включение недополученных (выпадающих) доходов в необходимую валовую выручку вследствие снижения фактических объемов реализации по сравнению с утвержденными регулятором, возможно при условии того, что регулируемая организация не в силах оказать воздействие на причины такого снижения.
Для расчета недополученных доходов, связанных с невыполнением планового объема реализации, принятого при регулировании на соответствующий период, осуществляется расчет суммы товарной выручки.
Расчет суммы товарной выручки для определения недополученных доходов, связанных с невыполнением планового объема реализации, принятого при регулировании на соответствующий период, осуществляется в соответствии с пунктом 91 Методических указаний.
На основании данных регулируемой организации по водному балансу подразделений предприятия комиссия пришла к выводу, что существующие потери связаны с недоработками предприятия по выявлению несанкционированных врезок и выявлению абонентов, передающих сведения с искажениями показаний приборов учета воды.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Соблюдение баланса экономических интересов, в данном случае интересов абонентов не будет достигнуто в случае включения в тарифы рассчитанной предприятием суммы недополученного дохода, влекущего за собой существенный прирост действующих тарифов на питьевую воду для потребителей Ставропольского края.
Показатель фактического объема реализации для расчета товарной выручки и иные составляющие расчета корректировки НВВ, оценены органом регулирования относительно экономической обоснованности затрат, заявленных предприятием на очередной период регулирования.
Корректировка НВВ произведена органом регулирования с учетом отклонения фактически достигнутого объема реализации воды, уровня неподконтрольных расходов, амортизации, электроэнергии за 2017 г., сумма корректировки по питьевому водоснабжению составила 321 092,12 тыс. руб.; по водоотведению - 34 404,84 тыс. руб. Корректировка НВВ за 2017 г. произведена путем определения объема реализации и товарной выручки за 2017 г. расчетным способом: по питьевому водоснабжению увеличен фактический объем реализации на 6 512,89 тыс. куб. м, объемы реализации приняты на уровне плана, учтенного при установлении тарифа на 2017 г. в размере 85 641,83 тыс. куб. м, фактическая товарная выручка увеличена на 3 84 514,3 60 тыс. руб.; по водоотведению увеличен фактический объем реализации на 1 388,09 тыс. м3, объемы реализации приняты на уровне плана, учтенного при установлении тарифа на 2017 г. в размере 46 725,02 тыс. руб., фактическая товарная выручка увеличена на 30 953,04 тыс. руб.; по технической воде для потребителей, присоединенных к централизованной системе технического водоснабжения х. Привольного Курского района корректировка НВВ на 2017 г. исключена в полном объеме - 340,27 тыс. руб.
Органом регулирования не приняты в расчет показатели, обоснованность которых не подтверждена регулируемой организацией, поскольку включение в расчет НВВ суммы товарной выручки с учетом таких показателей повлечет возмещение возникших по вине регулируемой организации убытков, связанных с необоснованным завышением потерь, фактически вызванных недоработками предприятия по выявлению несанкционированных врезок и выявлению абонентов, передающих сведения с искажениями показателей приборов учета.
Необоснованность доводов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о возмещению недополученного дохода, связанного с отклонением планового объема реализации, учтенного при установлении тарифов от отчетного показателя предприятия о фактическом объеме поставки воды потребителям, подтверждена как экспертным заключением от 10 декабря 2018 года, так и ФАС России в рамках досудебного спора по результатам регулирования на 2016 г. и решение м арбитражного суда г. Москвы от 23 марта 2017 г.№ А40-5490/17-94-45.
Доводы ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» об экономической необоснованности тарифов и снижении с 1 января 2019 г. тарифа на питьевую воду (для потребителей Ставропольского края, кроме г. Лермонтов) для потребителей, не относящихся к категории населения, то есть для прочих потребителей (юридические лица), ошибочны, поскольку предусмотренная пунктом 42 Методических указаний возможность использования при расчетах тарифов примененного комиссией сглаживания не свидетельствует об экономической необоснованности тарифа ввиду его снижения в одном периоде относительно тарифа в другом периоде регулирования.
При расчете тарифа ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на питьевую воду на последний год долгосрочного периода регулирования 2018 г. в качестве возмещения расходов 2017 г. по применению сглаживания «минус» 225 000,0 тыс. рублей комиссией включена сумма сглаживания «плюс» 225 000,0 тыс. рублей в связи с необходимостью сохранения тарифа в первом полугодии 2018 г. на уровне тарифа, действовавшего во втором полугодии 2017 г., на второе полугодие 2018 г. отнесена основная нагрузка затрат по возмещению положительного сглаживания.
Методическими указаниями не предусмотрен перенос суммы сглаживания на следующий долгосрочный период регулирования, в связи с чем перераспределение суммы сглаживания на 2019 г. комиссией не произведено и во втором полугодии 2018 г. тариф сложился с существенным ростом относительно тарифа, установленного на первое полугодие 2018 г. В целях ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на первый 2019 г. долгосрочного пятилетнего периода регулирования (2019-2023 годы), регулятором применено сглаживание «минус» 357 823,12 тыс. рублей, НВВ на 2018 г. снижена на указанную сумму с дальнейшим возмещением этой суммы в последующие годы долгосрочного периода.
Применение сглаживания при переходе от одного долгосрочного периода регулирования (2016 - 2018 годы) к следующему долгосрочному периоду регулирования (2019 - 2023 годы) привело к снижению тарифов с 1 января 2019 г. относительно тарифа, действовавшего во втором полугодии 2018 г. при отсутствии снижения плановой необходимой валовой выручки на 2019 г. и среднегодового тарифа на 2019 г. без учета сглаживания по сравнению с 2018 г.
Принятая на 2018 г. НВВ (без учета сглаживания) составила 4 187 096,64 тыс. рублей, на 2019 г. - 4 619 397,54 тыс. рублей с увеличением на 10,32 %. Среднегодовой тариф без учета суммы сглаживания на 2018 г. составил 46,93 рублей за 1 куб. м., на 2019 г. - 50,97 руб. за 1 куб. м. с увеличением на 8,62 %.
Доводы истца о том, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не может влиять на планируемое подключение абонентов, предусмотренное Инвестиционной программой, не свидетельствует о наличии оснований для признания недействующим оспариваемого акта.
Согласно пункту 27 Основ ценообразования, уровень потерь воды, применяемый при определении расходов на возмещение потерь воды, определяется в соответствии с показателями надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
Проанализировав положения пункта 8 Перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденного приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 г. № 162/пр, пунктов 8, 15 и 18 Порядка и правил определения плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, также утвержденных указанным приказом Минстроя России, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Тарифным органом приведено обоснование со ссылками на правовые нормы, на основании которых органом регулирования тарифов принято решение об исключении оспариваемых затрат, что позволяет проверить обоснованность определения размера тарифа и не свидетельствует о произвольном установлении тарифов регулирующим органом.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции, установив все обстоятельства, дав оценку правомерности действий регулирующего органа, пришел к верным выводам, что оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, имеющих большую юридическую силу, подход, примененный тарифным органом является законным и правильным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства. При этом суд на основании подробного исследования материалов тарифного дела и представленных сторонами доказательств дал надлежащую оценку доводам административного истца по существу спора и относительно показателей, составляющих элементы оспариваемого тарифа.
Несогласие истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 27 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайводоканал» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи