ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1243/2021 от 07.10.2021 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

66а-1243/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 7 октября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Колпаковой А.В.,

судей Солдатовой С.В., Фофонова А.С.,

при ведении протокола секретарем Дораевой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Ростовского областного суда дело № 3а-22/2021 (УИД 61OS0000-01-2020-000475-51) по административному исковому заявлению Резникова Романа Алексеевича, Резникова Павла Алексеевича, Дорошева Ивана Петровича, Бакалова Александра Анатольевича о признании недействующим в части генерального плана Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, утверждённого решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области № 24 от 30 апреля 2009 г., в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г. «Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области» по апелляционным жалобам заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «БизнесЭйр», администрации Аксайского района Ростовской области, представителя административных истцов Резникова Р.А., Резникова П.А. – Алешина Алексея Валерьевича, апелляционному представлению участвовавшего в деле прокурора на решение Ростовского областного суда от 25 мая 2021 г., которым административное исковое заявление удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Солдатовой С.В., объяснения административного истца Резникова П.А., представителя административных истцов Резникова Р.А., Резникова П.А. – Алешина А.В., представителя административных ответчиков Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области, Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, заинтересованных лиц администрации Аксайского района Ростовской области, администрации Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области – Гарбузенко Евгения Николаевича, представителя заинтересованных лиц общества с ограниченной ответственностью «БизнесЭйр», общества с ограниченной ответственностью «МИДЭЙР», Шульман Галины Алексеевны – Рохмина Виктора Викторовича, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего оспариваемый нормативный правовой акт подлежащим признанию недействующим, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области № 24 от 30 апреля 2009 г. утверждён генеральный план Ольгинского сельского поселения на 2009-2030 годы.

Решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области от № 474 от 19 марта 2020 г. утверждены изменения в генеральный план, в соответствии с которыми на карте функциональных зон Ольгинского сельского поселения предусмотрено расположение аэродрома «Ольгинская» и в целях создания надлежащих условий для его эксплуатации, приняты решения об исключении ряда земельных участков (частей земельного участка) из границ станицы Ольгинская, хутора Махин, хутора Нижнеподпольный, с дальнейшим отнесением этих земель к категории земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности», с изменением функционального зонирования земель с зоны «сельскохозяйственного использования», зоны «рекреационных территорий» на зону «транспортной инфраструктуры».

Решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г. в генеральный план Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области (далее – Генеральный план) внесены изменения, в соответствии с текстовой частью которых:

земельный участок с кадастровым номером , образованный из состава земельного участка с кадастровым номером , включен в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на данном участке взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;

земельный участок с кадастровым номером включен в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;

земельные участки с кадастровыми номерами , , , , включены в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на данных земельных участках взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов, вертолётов);

земли, ограниченные земельными участками с кадастровыми номерами , , включены в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на данных земельных участках взлётно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение обслуживание самолётов, вертолетов);

согласно карте функциональных зон, материалам по обоснованию в виде карт, карте планируемого размещения объектов местного значения перечисленные земельные участки и земли, ограниченные земельными участками с кадастровыми номерами , , , расположены в зоне планируемой застройки индивидуальными жилыми домами в сочетании с существующей зоной транспортной инфраструктуры, с планируемым размещением на них в существующей зоне транспортной инфраструктуры объектов воздушного транспорта - двух посадочных площадок.

В графическом виде зона транспортной инфраструктуры, являясь более узкой, чем зона застройки индивидуальными жилыми домами, изображена в виде полос, проходящих через территорию, образованную вышеуказанными землями.

Административные истцы Резников Р.А., Резников П.А., Дорошев И. П., Бакалов А.А., являясь жителями территории Ольгинского сельского поселения и правообладателями объектов недвижимости, расположенных на его территории, обратились в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, с учетом его уточнений и дополнений, с требованиями о признании недействующим генерального плана Ольгинского сельского поселения в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 474 от 19 марта 2020 г., в части вышеприведенных градостроительных решений, в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г. в части:

размещения на земельном участке с кадастровым номером (площадью 136,01 га), образованном из земельного участка с кадастровым взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;

размещения на земельных участках с кадастровыми номерами (площадью 35,68 га), (площадью 0,5 га), (площадью 0,51 га), (площадью 0,2 га), (площадью 4,77 га) взлетно-посадочной площадки (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);

размещения на земельном участке с кадастровым номером (площадью 2,57 га) взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;

размещения на земле неразграниченной государственной собственности общей площадью 0,85 га, ограниченной земельными участками с кадастровыми номерами ,:, взлетно-посадочной площадки (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов);

включения в карту функциональных зон Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области и в карту планируемого размещения объектов местного значения Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области посадочных, взлетно-посадочных площадок, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов.

Определением Ростовского областного суда от 25 мая 2021 г. производство по административному делу в части административного искового требования о признании не действующим со дня принятия генерального плана Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 474 от 19 марта 2020 г. «Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области» прекращено.

Заявляя требования о признании недействующим генерального плана Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г., административные истцы полагали, что оспариваемое решение принято в целях сохранения и развития в станице Ольгинская инфраструктуры аэродрома, создание которого признано незаконным судебными актами, без учета мнения участников публичных слушаний, с нарушением порядка его опубликования; оспариваемые изменения, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения и объектов федерального значения (в зоне полетов воздушных судов находится автомобильная дорога федерального значения), приняты, в нарушение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, без согласования с уполномоченными органами; кроме того, установлено функциональное зонирование, в силу которого земельные участки отнесены как к зоне индивидуального жилищного строительства, так и к зоне транспортной инфраструктуры; полагали также нарушенными принадлежащие им права на удобную, здоровую и безопасную среду обитания.

Решением Ростовского областного суда от 25 мая 2021 г. административные исковые требования удовлетворены частично.

Признан не действующим со дня принятия генеральный план Ольгинского сельского поселения, его текстовая и графическая части (карта планируемого размещения объектов местного значения поселения и карта функциональных зон поселения), утвержденный решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области № 24 от 30 апреля 2009 года, в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области от 19 ноября 2020 года № 538 «Об утверждении изменений в Генеральный план Ольгинского сельского поселения», в той мере, в какой допускается размещение на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , , и на землях, ограниченных земельными участками с кадастровыми номерами , , вновь создаваемых взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки, взлетно-посадочной площадки (взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов).

В остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с решением суда, заинтересованные лица общество с ограниченной ответственностью «БизнесЭйр», администрация Аскайского района Ростовской области подали апелляционные жалобы, в которых просят обжалуемое решение суда отменить и в удовлетворении административного искового заявления отказать, полагая, что действующее правовое регулирование предусматривает возможность размещения аэродрома в пределах населенного пункта, обращая внимание на то, что согласно оспариваемому решению размещение авиационного комплекса в жилой зоне не предусмотрено.

Представитель административных истцов в апелляционной жалобе, ссылаясь на доводы, аналогичные ранее изложенным, просит решение суда первой инстанции изменить, удовлетворив исковые требования.

В апелляционном представлении участвующий в деле прокурор просит обжалуемое решение суда отменить и принять новое решение, которым признать не действующим со дня принятия генеральный план Ольгинского сельского поселения, утвержденный решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области № 24 от 30 апреля 2009 г., в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 года «Об утверждении изменений в Генеральный план Ольгинского сельского поселения», в той мере, в какой им допускается размещение на земельных участках соответствующих объектов инфраструктуры воздушного транспорта.

В суде апелляционной инстанции участвующие в деле лица поддержали изложенные в соответствующих апелляционных жалобах позиции.

Административные истцы Резников Р.А., Дорошев И.П., Бакалов А.А., заинтересованное лицо Шульман Г.А., представители заинтересованных лиц Правительства Ростовской области, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается материалами дела, ходатайств об отложении судебного разбирательства – не заявляли.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, дополнительно представленные суду апелляционной инстанции доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, возражений на них, заслушав участников процесса, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).

В соответствии с подпунктами 2, 8, 9 пункта 1 статьи 2 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

Согласно части 2 статьи 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с данным Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Документы территориального планирования муниципальных образований могут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке (часть 4 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции, исходившим при принятии обжалуемого решения из того, что территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, соблюдением требований безопасности территорий, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 24 ГрК РФ утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что соблюдение правил компетенции, требований, предъявляемых к форме, порядку принятия и опубликованию генерального плана Ольгинского сельского поселения, в том числе решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 474 от 19 марта 2020 г., являлись предметом судебной оценки Ростовского областного суда, постановившим 8 сентября 2020 г. решение по делу № 3а-183/2020, не установившим фактов нарушений приведенных требований.

Изложенная позиция суда первой инстанции по настоящему делу соответствует положениям статьи 64 КАС РФ.

Проверяя соблюдение названных требований при принятии решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г., суд первой инстанции правильно применив нормы материального права и оценив фактические обстоятельства, изложив их в мотивировочной части решения, установил, что оно принято уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие, отклонив доводы о нарушении порядка его опубликования и не установив, с учетом положений статей 5.1 и 28 ГрК РФ, оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в силу возражений, поступивших в ходе публичных слушаний по его проекту.

Анализируя доводы стороны административных истцов об отсутствии необходимых согласований с уполномоченными органами, суд первой инстанции, изучив представленные доказательства, в том числе, в части наличия согласований в отношении земель сельскохозяйственного назначения, правильно не согласился с их позицией, также указав, что оспариваемые изменения не касались объектов, предусмотренных в статье 25 ГрК РФ.

Судебная коллегия не установила оснований не согласиться с приведенным суждением.

В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны представляют собой зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Статьей 35 ГрК РФ предусмотрено, что в состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными жилыми домами блокированной застройки; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами блокированной застройки и многоквартирными домами; зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами; зоны жилой застройки иных видов (часть 2).

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства (часть 3).

Согласно части 5 статьи 90 ЗК РФ «Земли транспорта» в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.

Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (часть 8 статьи 35 ГрК РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Согласно статье 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) к объектам инфраструктуры воздушного транспорта относятся, в том числе, аэродромы, вертодромы, обустроенные места для приводнения и причаливания воздушных судов, прочие объекты, необходимые для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; аэровокзалы (терминалы) и иные объекты, в том числе объекты капитального строительства, необходимые для посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, погрузки, разгрузки и хранения грузов, перевозимых воздушным судном, обслуживания и обеспечения безопасности пассажиров и грузов; объекты единой системы организации воздушного движения; наземные объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции и ремонта аэропортов, аэродромов и вертодромов, подземные сооружения и инженерные коммуникации; здания, сооружения, расположенные на территориях аэропортов, аэродромов, вертодромов и предназначенные для обеспечения авиационной безопасности, оказания услуг.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» регламентировано, что инфраструктура воздушного транспорта - аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника (статья 1).

В части 1 статьи 40 ВК РФ закреплено, что аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Аналогично, согласно части 7 данной статьи посадочная площадка - участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) – определенный прямоугольный участок сухопутного аэродрома, подготовленный для посадки и взлета воздушных судов; рулежная дорожка (РД) - определенный путь на сухопутном аэродроме, установленный для руления воздушных судов и предназначенный для соединения одной части аэродрома с другой, в том числе: полоса руления воздушного судна на стоянке - часть перрона, обозначенная как рулежная дорожка и предназначенная для обеспечения подхода только к местам стоянки воздушных судов; перронная рулежная дорожка - часть системы рулежных дорожек, расположенная на перроне и предназначенная для обеспечения маршрута руления через перрон; рулежная дорожка быстрого схода с ВПП - рулежная дорожка, соединенная с ВПП под острым углом и позволяющая выполнившим посадку самолетам сходить с ВПП на более высоких скоростях, чем те скорости, которые достигаются на других выводных рулежных дорожках, и тем самым сводить к минимуму время нахождения на ВПП (авиационные правила «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов», утверждённые приказом Минтранса России от 25 августа 2015 г. № 262).

Взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят, в частности указанные объекты, пунктом 2 статьи 7.1 ВК РФ отнесены к особо опасным, технически сложным объектам.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, в том числе объяснений лиц, участвующих в деле, что правообладателями земельных участков с кадастровыми номерами (образован из земельного участка ), (образован из земельного участка ), , , , , являются ООО «БизнесЭйр», ООО «МИДЭЙР», Шульман Г.А. На земельных участках, в том числе на землях, ограниченных земельными участками с кадастровыми номерами , , (часть земельного участка с кадастровым номером , снятого с государственного кадастрового учета), размещены объекты инфраструктуры воздушного транспорта – объекты аэродрома «Ольгинская», собственником которого являлось общество с ограниченной ответственностью «БизнесЭйр», которому вступившим в законную силу решением Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону от 12 декабря 2019 г. запрещена деятельность, связанная с эксплуатацией аэродрома, передача прав по его эксплуатации третьим лицам; на Южное межрегиональное территориальное Управление Росавиации возложены обязанности по исключение аэродрома из Государственного реестра аэродромов гражданской авиации Российской Федерации и аннулированию свидетельства о государственной регистрации аэродрома.

Правообладатели вышеуказанных земельных участков в июне 2020 г. обратились в администрацию Аксайского района с заявлениями о внесении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения, в том числе, затрагивающих земли неразграниченной государственной собственности, ограниченных земельными участками с кадастровыми номерами , в части их включения в черту населенного пункта станицы Ольгинская, в функциональную зону жилой застройки для индивидуального жилищного строительства, с учетом размещения на земельных участках посадочной площадки, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов и вертолетов. Согласно представленным в материалы дела объяснениям, такое зонирование необходимо в целях создания центра в сфере авиации по разработке научных инноваций с местами для работы и проживания сотрудников, с соответствующей инфраструктурой для взлета и посадки, с сохранением существующих взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, посадочной площадки, для развития инфраструктуры воздушного транспорта, создания новых элементов.

Решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г. внесены изменения в генеральный план Ольгиснкого сельского поселения, в силу которых, согласно текстовой части:

земельный участок с кадастровым номером , образованный из состава земельного участка с кадастровым номером , включен в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на данном участке взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;

земельный участок с кадастровым номером включен в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом взлетно-посадочной полосы для посадочной площадки;

земельные участки с кадастровыми номерами , включены в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на данных земельных участках взлетно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение и обслуживание самолетов, вертолётов);

земли, ограниченные земельными участками с кадастровыми номерами включены в границы станицы Ольгинская в функциональную зону индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на данных земельных участках взлётно-посадочной площадки (ВПП, РД, сооружений и оборудования, обеспечивающих взлет, посадку, руление, размещение обслуживание самолётов, вертолетов);

согласно карте функциональных зон, материалам по обоснованию в виде карт, карте планируемого размещения объектов местного значения на земельных участках отражена зона планируемой застройки индивидуальными жилыми домами и зона существующей транспортной инфраструктуры, с планируемым размещением в существующей зоне транспортной инфраструктуры двух посадочных площадок.

В графическом виде зона транспортной инфраструктуры, являясь более узкой, чем зона застройки индивидуальными жилыми домами, изображена в виде полос, проходящих через нее.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, следует, что существующая зона транспортной инфраструктуры, сочетание которой с зоной застройки индивидуальными жилыми домами закреплено в отношении названных земельных участков (земель), фактически отражает территорию расположения на соответствующих земельных участках (землях) объектов инфраструктуры воздушного транспорта, аэродрома, в том числе, перечисленных в текстовой части Генерального плана, с учетом проектируемого увеличения одной из существующих взлетно-посадочных полос.

Таким образом, оспариваемым назначением территорий, закрепленным Генеральным планом, определяемым их функциональным зонированием, включая указание на отнесение земельных участков (земель) к зоне индивидуального жилищного строительства с учетом размещения на них объектов инфраструктуры воздушного транспорта, и предусматривающим их нахождение в условиях сочетания двух функциональных зон, не отвечает требованиям ГрК РФ и принципам законодательства о градостроительной деятельности, поскольку создает условия, при которых при определении территориальных зон не может быть обеспечено соблюдение требований части 4 статьи 30 ГрК РФ и установление в отношении них единого регламента.

Из материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле, усматривается, что согласно Правилам землепользования и застройки Ольгинского сельского поселения, утверждённым решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 539 от 19 ноября 2020 г., принятым с учетом положений Генерального плана в оспариваемой редакции, в отношении спорных территорий установлены территориальные зоны Ж-2/3 «зона развития жилой застройки», П-3 «зона промышленных, производственных, коммунальных и складских объектов V класса опасности».

В силу градостроительных регламентов виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в границах зоны П-3, предполагают размещение объектов воздушного транспорта, в том числе размещение аэродромов, прочих объектов, необходимых для взлета и приземления воздушных судов; объектов авиационного спорта.

Положениями градостроительных регламентов для зоны Ж-2/3 не предусмотрены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных для зоны П-3.

Суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 4 части 1, частью 8 статьи 85 ЗК РФ, в силу которых в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне инженерных и транспортных инфраструктур, которые, в свою очередь, предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения, согласно градостроительным регламентам, пришёл к выводу о правомерности нахождения соответствующих земельных участков в двух функциональных зонах, с которым судебная коллегия согласиться не может по вышеприведенным основаниям.

Оспариваемое функциональное зонирование в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности правового режима соответствующих земель, что также указывает на создание условий для нарушения прав и законных интересов административных истцов в области гармоничного, устойчивого развития территории муниципального образования, и его части, являющейся, в том числе смежной с принадлежащими им земельными участками (истцы Резников Р.А., Резников П.А., Дорошев И.П.), исходя из утверждённых муниципальным образованием нормативных правовых актов.

На основании изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения о признании недействующим генерального плана Ольгинского сельского поселения, утверждённого решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области № 24 от 30 апреля 2009 г., в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г. «Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения», в части функционального зонирования, установленного решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г. «Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и земель, ограниченных земельными участками с кадастровыми номерами .

При таком положении, в отсутствие основы для вывода о законности установления соответствующего функционального зонирования, возможность размещения на спорных территориях вновь создаваемых объектов инфраструктуры воздушного транспорта не может являться предметом судебной оценки.

Кроме того, с учетом предмета искового заявления, доводы апелляционной жалобы представителя административных истцов о несоответствии Генерального плана требованиям, закрепленным в части 5.1, пунктах 2,3,6, части 7 статьи 23 ГрК РФ, в данном случае не имеют самостоятельного правового значения.

Судебная коллегия также исходит из того, что определение Генеральным планом, согласно положениям карты планируемого размещения объектов местного значения, в качестве таковых двух посадочных площадок, является решением, производным от решения о функциональном зонировании, признанном судебной коллегией не соответствующим нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Поскольку признанию не действующим подлежит Генеральный план в части изменений, внесенных решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г. в отношении определенной территории, в отсутствие обстоятельств, указывающих на то, что на основании его положений были реализованы права граждан и организаций, определяя дату, с которой необходимо признать его недействующим, судебная коллегия, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», приходит к выводу о признании его не действующим в соответствующей части со дня принятия.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ростовского областного суда от 25 мая 2021 г. отменить.

Признать не действующим со дня принятия генеральный план Ольгинского сельского поселения, утверждённый решением Собрания депутатов Ольгинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области № 24 от 30 апреля 2009 г., в редакции решения Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г. «Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения», в части функционального зонирования, установленного решением Собрания депутатов Аксайского района Ростовской области № 538 от 19 ноября 2020 г. «Об утверждении изменений в генеральный план Ольгинского сельского поселения» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и земель, ограниченных земельными участками с кадастровыми номерами .

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 октября 2021 г.

Председательствующий:

Судьи: