ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1249/20 от 16.12.2020 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-1249/2020

Санкт-Петербург 16 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Морозковой Е.Е.

судей Вдовиченко С.В. и Семеновой И.А.,

при секретаре Карасевой Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-531/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» (ООО «ОК и ТС», Общество) о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17 декабря 2019 г. №82-т/22 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ОК и ТС» потребителям, расположенным на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас» по апелляционной жалобе ООО «ОК и ТС» на решение Архангельского областного суда от 21 сентября 2020 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е., объяснения представителя административного ответчика агентства по тарифам и ценам Архангельской области ФИО1, возражавшего против апелляционной жалобы, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, полагавшей, что решение суда является правильным, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

17 декабря 2019 г. агентством по тарифам и ценам Архангельской области (административный ответчик, тарифный орган) принято постановление №82-т/22 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ОК и ТС» потребителям, расположенным на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас» (далее-постановление №82-т/22).

Пунктом 1 постановления №82-т/22 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «ОК и ТС» на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению №1.

Пунктом 2 постановления №82-т/22 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «ОК и ТС» потребителям, расположенным на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас», согласно приложению №2.

Пунктом 3 постановления №82-т/22 установлены льготные тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «ОК и ТС» потребителям, расположенным на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас», согласно приложению №3.

Пунктом 4 постановления №82-т/22 предусмотрено, что тарифы, установленные в пунктах 2 и 3 настоящего постановления, действуют с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г.

Текст постановления с приложениями официально опубликован 26 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу, является действующим.

Являясь регулируемой организацией, общество с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» (далее-ООО «ОК и ТС», Общество) обратилось в суд с административным иском о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17 декабря 2019 г. №82-т/22 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ОК и ТС» потребителям, расположенным на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас», обязании административного ответчика установить экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию в следующих размерах:

-с 01.01.2020 г. по 30.06.2020 г. в размере 1 767 руб. 16 коп. за 1 Гкал.;

-с 01.07.2020 г. по 31.12.2020 г. в размере 2 322 руб. 24 коп. за 1 Гкал.

Общество полагало, что агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее-тарифный орган, орган регулирования) при расчете тарифов на тепловую энергию использовало неверные данные по двум статьям: корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, и расходы на уплату процентов по договорам займа и кредитным договорам.

Ссылаясь на п.п.9.1, 22,51,52 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 г. №760-э, Общество считало, что выручка от реализации тепловой энергии (i-2) году должна определяться регулируемой организацией на основании фактического объема полезного отпуска тепловой энергии, определенного исходя из показаний приборов учета и утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг и подтвержденного формой федерального статистического наблюдения №46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей».

Соответственно в калькуляции тарифного органа по зоне теплоснабжения «рабочий поселок Вычегодский» в строке «выручка от реализации факт 2018 г.» должна быть указана отраженная Обществом в форме №46-ТЭ (полезный отпуск) за 2018 г. сумма доходов (выручка) за 2018 г. в размере 124 344,65 тыс.руб., а не 131 163, 18 тыс.руб., как применил тарифный орган, рассчитав данную сумму простым умножением полезного (товарного) отпуска на стоимость 1 Гкал без учета наличия прямых договоров с населением и порядка начисления платы за услуги теплоснабжения, а именно-без учета нормативов, утвержденных постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 08 июля 2013г. №102-пн.

При расчете корректировки НВВ тарифным органом не учтено, что в зоне теплоснабжения «рабочий поселок Вычегодский» общедомовыми приборами учета оборудовано только 43 дома из 116.

Агентством необоснованно не включены в НВВ расходы на уплату процентов по договорам займа и кредитным договорам. Документы, подтверждающие уплату процентов по кредитным обязательствам за 2018 год в размере 4 650,65 тыс. руб. были направлены административному ответчику.

Поскольку в связи с реорганизацией в форме присоединения ООО «ТЭК пос. Вычегодский» к ООО «ОК и ТС», произошедшей 04 апреля 2019 года, сформировались две зоны теплоснабжения, то сумма процентов на 2020 год, с учетом произведенного нормирования расходов в размере 4 552,40 тыс. руб., была распределена на две зоны в соответствии с приказом директора ООО «ОК и ТС» от 08 апреля 2019 года № 36/ПЭО, в том числе: по зоне теплоснабжения «город Котлас» – 3 641,92 тыс. руб., по зоне теплоснабжения «поселок Вычегодский» – 910,48 тыс. руб.

Решением Архангельского областного суда от 21 сентября 2020 г. в удовлетворении административного иска ООО «КС и ТС» отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Общество считает решение суда незаконным по тем доводам, которые приведены в административном иске, ссылаясь также на необоснованное неприменение судом п.22 Методических указаний №760-э, подлежащего применению при разрешении настоящего дела. Утверждает, что оспариваемое постановление №82-т/22 не соответствует требованиям законодательства в сфере тарифного регулирования, установленный тариф является экономически необоснованным. Применение постановления №82-т/22 может повлечь наступление негативных экономических последствий для Общества.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов тарифным органом и прокурором, участвующим в деле, представлены возражения в письменной форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, свидетеля ФИО3 судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд пришел к выводу о том, что расчет корректировки НВВ по результатам 2018 г. произведен правильно, в соответствии с п.п. 52, 55 Методических указаний №760-э.

Довод представителя ООО «ОК и ТС» о том, что в состав НВВ должны быть включены расходы на обслуживание кредитов, понесенные обществом в 2018 году по участку теплоснабжения город Котлас, пропорционально по зонам теплоснабжения в соответствии с приказом директора общества от 08 апреля 2019 года № 36/ПЭО, суд признал несостоятельным, сославшись на п. 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 г. №1075.

Судебная коллегия полагает выводы суда правильными по следующим основаниям.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее-Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Архангельской области в соответствии с Положением об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденным постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 №214-пп, является поименованное выше агентство.

Установлено, что ООО «ОК и ТС» осуществляет деятельность по теплоснабжению рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас».

ООО «ОК и ТС» 25 апреля 2019 г. обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям, расположенным на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас», на период регулирования 2020 год. В качестве метода регулирования тарифов организацией предложен метод экономически обоснованных расходов.

Распоряжением тарифного органа от 15 мая 2019 г. №76-о/т на основании заявления ООО «ОК и ТС» открыто тарифное дело об установлении на 2020-2024 гг. тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ОК и ТС» потребителям, расположенным на территории поселка Вычегодский муниципального образования «Котлас». В качестве метода регулирования тарифов избран метод индексации установленных тарифов.

17 декабря 2019 г. составлено экспертное заключение агентства по тарифам и ценам Архангельской области об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ОК и ТС» потребителям, расположенным на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас», на период с 01 января 2020 г. по 31 декабря 2024 г.(далее-экспертное заключение).

В п.п. 2.1.2.7 экспертного заключения отражено, что расходы на уплату процентов по договорам займа и кредитным договорам не были предусмотрены (при расчете НВВ).

В п.п.2.2 указано, что размер корректировки НВВ по результатам 2018 г. рассчитан в соответствии с п.52 Методических указаний по формуле 22 и составил 5249, 88 тыс.руб.

В экспертном заключении предложено (экспертные предложения) установить: определенные долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «ОК и ТС» на территории городского округа Архангельской области «Котлас» на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов; тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «ОК и ТС» потребителям, расположенным на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас».

На заседании коллегии агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 17 декабря 2019 г. №82 после обсуждения возникших у Общества возражений, принято решение об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ОК и ТС» потребителям, расположенным на территории рабочего поселка Вычегодский городского округа Архангельской области «Котлас» на период 2020-2024 гг.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением предусмотренного законом порядка, в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.

Согласно пункту 22 Методических указаний фактический объем полезного отпуска тепловой энергии за предыдущие периоды (за исключением объемов тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) регулирования определяется органом регулирования с учетом представленных регулируемой организацией договоров поставки тепловой энергии, оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, теплоснабжения, заключенных с потребителями, информации об объемах отпуска, определенных по показаниям приборов учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, а также выставленных регулируемой организацией счетов на оплату тепловой энергии, теплоносителя, оказанных услуг.

В силу пункта 51 Методических указаний необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, НВВ I определяется в i-м году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по формуле 21, включающей размер корректировки НВВ, рассчитываемый на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в предыдущем периоде регулирования, определяемый в соответствии с п.52 Методических указаний.

В соответствии с п.52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле 22 с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения. При этом, формула 22 включает показатель ТВi-2 –выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соотвествующего вида продукции (услуг) в (i-2) году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)й год, без учета уровня собираемости платежей.

Как установлено, при определении размера выручки от реализации услуг Общества за 2018 г. объем полезного отпуска определен тарифным органом в размере 73 722, 77Гкал. на основании формы №46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» и формы «Технико-экономические показатели регулируемой организации (факт)», направленной Обществом в виде шаблона в ФАС России.

Соответственно, товарная выручка за 2018 г. была определена в размере 128 042, 48 тыс.руб. на основании фактического полезного отпуска ООО «ОК и ТС» за 2018 г. и установленных тарифным органом тарифов на тепловую энергию на 2018 г. На основании изложенного, размер корректировки за 2018г. был установлен в размере 5 249, 88 тыс.руб.(133292, 35тыс.руб.- 128042,48 тыс.руб.).

При изложенных обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что расчет корректировки НВВ по результатам деятельности Общества за 2018 г. произведен в соответствии с требованиями п.п. 51, 52 Методических указаний, формулы №22.

Данный расчет не противоречит требованиям п.п.9.1, 22 Методических указаний с учетом информации, указанной Обществом в форме №46-ТЭ ««Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» и в форме «Технико-экономические показатели регулируемой организации (факт)», направленной Обществом в виде шаблона в ФАС России.

Обоснованно и суждение суда о том, что довод административного истца об установлении тарифным органом размера товарной выручки в сумме 131 163, 18 тыс.руб.(при расчете корректировке НВВ по результатам 2018 г.) не нашел своего подтверждения и является несостоятельным.

Пунктом 63 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Как выявлено судом, в предложении Общества об установлении тарифов было заявлено сумма на уплату процентов по договорам займа и кредитным договорам за 2018 г. в размере 115, 07 тыс.руб. Так как в материалы тарифного дела Обществом не представлено обоснование привлечение кредитов за 2018 г., то заявленные расходы на уплату процентов по договорам займа и кредитным договорам займа в размере 115,07 тыс.руб. обоснованно не включены в состав необходимой валовой выручки на 2020 г. В указанной части действия тарифного органа Обществом не оспаривались.

Обществом утверждалось, что в состав необходимой валовой выручки должны быть включены расходы на обслуживание кредитов, понесенные Обществом в 2018 г. по участку теплоснабжения город Котлас (в размере 4 650, 65 тыс.руб.), пропорционально по зонам теплоснабжения: 80 % на зону теплоснабжения город Котлас и 20% на зону теплоснабжения поселок Вычегодский в соответствии с приказом директора Общества от 08.04.2019 г. №36/ПЭО.

Ссылаясь на п. 11 Основ ценообразования и то обстоятельство, что денежные средства в размере 4 650, 65 тыс.руб. уплачены в качестве процентов по кредитам, привлеченным в 2018 г. для организации деятельности по зоне теплоснабжения город Котлас, тарифный орган обоснованно не включил в состав НВВ на 2020 г. 20% от указанной суммы с чем правомерно согласился суд первой инстанции.

Суд учел, что в форме «технико-экономические показатели регулируемой организации (факт)», направленной Обществом тарифному органу, по данной статье расходов указана сумма 0, 0 тыс.руб.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, проверялись и получили правильную оценку в решении, в связи с чем оснований для отмены решения суда, установленных ст.310 КАС РФ, судебная коллегия не усматривает.

Ссылка административного истца на разъяснения ФАС России, изложенные в письмах от 21.01.2020 г., от 26.10.2020 г. не опровергает правильности расчета корректировки НВВ по результатам деятельности за 2018 г., произведенного в соответствии с п.52 Методических указаний по формуле 22.

Суждение административного истца о том, что при расчете корректировки НВВ за 2018 г. тарифный орган должен был исходить из товарной выручки, указанной в «комментариях» к шаблону(124344, 65 тыс.руб.), не согласуется с порядком расчета, установленным п.52 Методических указаний, в том числе и с формулой 22.

Иного порядка расчета корректировки НВВ при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, нежели чем определенного в поименованной норме, законодательством в указанной области регулирования не предусмотрено.

Учитывая изложенное, и руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Архангельского областного суда от 21 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Объединение котельных и тепловых сетей» (ООО «ОК и ТС») - без удовлетворения.

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи