ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-124/2022 от 19.01.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

66а-124/2022 (66а-2274/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 19 января 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Сицинской О.В.,

судей Печуриной Ю.А., Солдатовой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Учадзе Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференцсвязи при содействии Краснодарского краевого суда дело № 3а-1469/2021 (УИД 23OS0000-01-2021-000869-29) по административному исковому заявлению Гах Натальи Николаевны о признании недействующим в части постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 июня 2021 г. № 369 «О продлении режима «Повышенная готовность» и внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» по апелляционной жалобе административного истца Гах Н.Н. на решение Краснодарского краевого суда от 17 сентября 2021 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Солдатовой С.В., объяснения административного истца Гах Н.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения,

установила:

главой администрации (губернатором) Краснодарского края 13 марта 2020 г. принято постановление № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее также постановление от 13 марта 2020 г. № 129), в которое неоднократно вносились изменения.

Согласно пункту 2 (подпункт 2) постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 июня 2021 г. № 369 «О продлении режима «Повышенная готовность» и внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее также постановление от 24 июня 2021 г. № 369) постановление от 13 марта 2020 г. № 129 дополнено пунктом 8.9 следующего содержания:

«8.9 Санаторно-курортным организациям, осуществляющим деятельность на территории Краснодарского края, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по предоставлению мест для временного проживания на территории Краснодарского края, за исключением организаций отдыха детей и их оздоровления, указанных в пункте 8.7 настоящего Постановления, и медицинских организаций:

1) с 1 по 31 июля 2021 г. осуществлять прием и размещение потребителей соответствующих услуг (каждого прибывшего) при условии предъявления ими одного из следующих документов (сведений):

медицинского документа, подтверждающего получение второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо сертификата профилактической прививки от COVID-19, в том числе из личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг, в электронном виде или на бумажном носителе;

медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), выданного не ранее чем за три календарных дня до вселения (размещения);

наличия в мобильном приложении "Путешествую без COVID-19" полученных не ранее чем за три календарных дня до вселения (размещения) отрицательных результатов исследования на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) (для граждан государств - членов Евразийского экономического союза, которые въезжают в Российскую Федерацию из Республики Армения, Республики Белоруссия и Киргизской Республики через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации);

2) с 1 августа 2021 г. до особого указания осуществлять прием и размещение потребителей соответствующих услуг (каждого прибывшего) при условии предъявления ими одного из следующих документов (сведений):

медицинского документа, подтверждающего получение второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо сертификата профилактической прививки от COVID-19, в том числе из личного кабинета Единого портала государственных и муниципальных услуг, в электронном виде или на бумажном носителе;

медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), выданного не ранее чем за три календарных дня до вселения (размещения) (для лиц, представивших документы, подтверждающие отвод от иммунизации по медицинским показаниям в отношении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также лиц в возрасте не старше 18 лет);

наличия в мобильном приложении "Путешествую без COVID-19" полученных не ранее чем за три календарных дня до вселения (размещения) отрицательных результатов исследования на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) (для граждан государств - членов Евразийского экономического союза, которые въезжают в Российскую Федерацию из Республики Армения, Республики Белоруссия и Киргизской Республики через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации, представивших документы, подтверждающие отвод от иммунизации по медицинским показаниям в отношении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо в возрасте не старше 18 лет).».

В силу подпункта 1 пункта 2 постановления от 24 июня 2021 г. № 369 режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края продлен до 0 часов 00 минут 1 октября 2021 г.

Постановление от 24 июня 2021 г. № 369 опубликовано 24 июня 2021 г. на официальном сайте администрации Краснодарского края http://admkrai.krasnodar.ru, являющимся официальным источником публикации нормативных правовых актов в информационно—телекоммуникационной сети «Интернет».

Гах Н.Н. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением, с требованиями о признании недействующим со дня принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 июня 2021 г. № 369 «О продлении режима «Повышенная готовность» и внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 марта 2020 г. № 129 «О введении режима повышенной готовности на территории Краснодарского края и мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» пункта 2.

В обоснование заявленных требований административный истец, которой в июле 2021 г. при наличии анализа исследования на COVID-19 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) было отказано в заселении в гостиницу г. Краснодара (<данные изъяты>), где она находилась в связи с профессиональной деятельностью, указала, что оспариваемые положения противоречат положениям Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323 –ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», положения постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», поскольку принуждают к обязательной вакцинации, нарушают ее права на свободное передвижение, выбор места пребывания, на работу, на отказ от медицинского вмешательства,

Решением Краснодарского краевого суда от 17 сентября 2021 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Гах Н.Н, ссылаясь на доводы, аналогичные, изложенным при подаче административного искового заявления, просит обжалуемое решение суда отменить, административные исковые требования удовлетворить.

Относительно доводов апелляционной жалобы заинтересованным лицом Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю, представителем Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю, административным ответчиком администрацией Краснодарского края, представителем административного ответчика главой администрации (губернатором) Краснодарского края, участвовавшим в деле прокурором представлены письменные возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец, представитель административных ответчиков администрации Краснодарского края, главы администрации (губернатора) Краснодарского края поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе, в возражениях на нее, соответственно.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства – не заявляли.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения, которое в силу предписаний Конституции Российской Федерации (части 2 и 5 статьи 76) должно соответствовать действующим федеральным нормам.

Конституцией Российской Федерации установлено право каждого гражданина на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду. Одним из основных условий реализации названных конституционных прав является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Отношения в указанной сфере регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого, полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а в силу пункта 1 статьи 29 этого закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, при этом статья 6 к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относит введение и отмену на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 31).

По решению Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 г. эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 г. ситуация признана пандемией.

В соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 2008 г. № 3 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08» в случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения страны и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, или болезней, не предусмотренных настоящими санитарными правилами, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV» рекомендовано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) утвердить региональные планы организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, организовать (при необходимости) мероприятия по усилению режима текущей дезинфекции.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 3 высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) рекомендовано проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной (2019-nCoV).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 в связи с продолжающейся угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019» обеспечение разработки и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции.

В силу пункта 5 Методических рекомендаций № 3.1.0178-20, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 8 мая 2020 г., ограничительные мероприятия возобновляются на любом из этапов в случае осложнения эпидемической ситуации.

Решения об их возобновлении принимаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

Соответствующее предложение Главного государственного санитарного врача по Краснодарскому краю от 24 июня 2021 г. № 23-00-00/5-9628-2021 о необходимости продления режима функционирования «Повышенная готовность», введения дополнительных ограничительных мероприятий в том числе, в объеме, оспариваемом административным истцом, было направлено в адрес главы администрации (губернатора) Краснодарского края (л.д. 97-100).

Таким образом, ограничительные мероприятия с учетом приведенных положений устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, с учетом складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки.

Руководствуясь, в том числе, проанализированным правовым регулированием, положениями статей 39, 40, 41, 42 Устава Краснодарского края, статей 6, 46 Закона Краснодарского края от 6 июня 1995 г. № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции должностного лица, с соблюдением порядка введения его в действие.

Проанализировав оспариваемые положения на соответствие федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции, как усматривается из обжалуемого решения, обоснованно исходил из того, что принятые меры обусловлены сложившейся эпидемиологической обстановкой на территории Краснодарского края, направлены на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемического распространения заболеваемости и не противоречат указанным в административном исковом заявлении нормам.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с судом первой инстанции.

Отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с частью 1 статьи 1 названного Федерального закона чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Под предупреждением чрезвычайных ситуаций в силу части 2 данной статьи понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 указанного нормативного правового акта предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Согласно подпункту «а.2» пункта «а» статьи 10 этого же Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 (далее Правила) и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Исходя из положений пунктов «а», «м», «у», «ф» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В силу положений статьи 19 данного Федерального закона граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами не установлен перечень возможных дополнительных ограничительных мер и установление таких мер оспариваемым нормативным правовым актом не свидетельствует о его несоответствии нормам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно абзацу 14 статьи 1 данного Федерального закона под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 31 этого же Федерального закона предусмотрено введение ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

К ограничительным мероприятиям (карантину) относятся административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абзац 15 статьи 1 указанного Закона).

Доводы административного истца о нарушении ее прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации, и другими законами, на которые она ссылается в обоснование заявленных требований, верно расценены судом как необоснованные, поскольку оспариваемые ограничения не могли рассматриваться как нарушающие права и свободы человека и гражданина, так как направлены на предотвращение распространения на территории Краснодарского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).

Доводы административного истца о наличии признаков дискриминации при реализации оспаривемых положений являются несостоятельными.

Положения Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», предусматривают, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья, обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 июля 2020 г. № 973 «Об особенностях организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих» медицинская помощь пациентам при угрозе распространения заболеваний оказывается на основе клинических рекомендаций, разработанных по заболеваниям и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями. В случае отсутствия клинических рекомендаций медицинская помощь пациентам оказывается на основе утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации временных методических рекомендаций, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при заболевании.

Минздрав России утвердил новую - 11 версию Временных методических рекомендаций по профилактике, диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), действующую на момент принятия оспариваемых положений, пунктом 7.1 которых вакцинация предусматривается как специфическая профилактика COVID-19 у взрослых лиц.

Вакцина для профилактики инфекции, вызванной новым коронавирусом SARS-CoV-2, с 12 августа 2020 г. входит в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики лечения новой коронавирусной инфекции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2020 г. № 816 «О временном порядке распределения в Российской Федерации некоторых лекарственных препаратов для медицинского применения, возможных к назначению и применению для профилактики и лечения новой коронавирусной инфекции».

Вакцинация против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, внесена в календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н.

Профилактические прививки проводятся гражданам в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний в соответствии со статьей 35 Федерального закона № 52-ФЗ.

Согласно статье 35 Федерального закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Оспариваемые временные ограничения, указывающие на необходимость предоставления документов о прохождении соответствующих исследований направлены на предупреждение распространения новой коронавирусной инфекции, являются обязательными для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

С учетом приведенного анализа, вопреки позиции административного истца об отсутствии необходимости предоставления таких документов, согласно положениям Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», отсутствуют основания для вывода о признании оспариваемых положений недействующими как противоречащими нормам, имеющим большую юридическую силу.

В рассматриваемом случае оспариваемое правовое регулирование не является произвольным, введение оспариваемых ограничений в сложившихся условиях является обоснованным и не противоречит приведенным выше положениям закона, обусловлено необходимостью создания условий для предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории субъекта Российской Федерации, которая повлекла и может еще повлечь значительные человеческие жертвы, в целях защиты жизни и здоровья людей. Данные права являются наивысшей ценностью и наиболее значимыми конституционными правами каждого человека и гражданина, которые подлежат повышенной защите государства.

В оспариваемой части постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края не содержит требований, нарушающих трудовые и профессиональные права и свободы, иные права и свободы, в упоминаемых административным истцом аспектах.

Правильность применения положений нормативного правового акта в оспариваемой части не является предметом судебной оценки в настоящем деле, производство по которому осуществляется в целях абстрактного нормоконтроля.

Оснований для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по предоставлению мест для временного проживания (<данные изъяты>), не имеется; в настоящем деле не установлено обстоятельств, указывающих на то, что по настоящему делу решением суда разрешен вопрос о его правах и обязанностях, в то время как в силу статьи 47 КАС РФ судом к участию в административном деле могут быть привлечены заинтересованные лица, если их права и обязанности могут быть затронуты решением суда.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия полностью соглашается, и по своей сути сводятся к повторению правовой позиции административного истца, изложенной в ходе рассмотрения административного дела судом первой инстанции, и несогласию с постановленным решением, а потому подлежат отклонению как не соответствующие действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 17 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 1 февраля 2022 г.

Председательствующий:

Судьи: