ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1252/20 от 09.12.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-1252/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Сиротиной Е.С., Анфаловой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зотовой А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-256/2020 (УИД 61OS0000-01-2020-000243-68) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» о признании не действующими постановлений Региональной службы по тарифам Ростовской области от 16 декабря 2019 г. № 64/35 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, производимую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН 6164288981) в городе Ростове-на-Дону в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, поставляемую потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год», № 64/36 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН 6164288981) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год», № 64/37 «О корректировке долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН 6164288981) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год», № 64/38 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН 6164288981) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год»

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» на решение Ростовского областного суда от 5 августа 2020 г., которым административное исковое заявление удовлетворено в части.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» Андреевой С.М., Лисицкой О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области Вербицкий Е.А., заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее также - Региональная служба, тарифный орган, регулирующий орган) 16 декабря 2019 г. приняты постановления № 64/35 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, производимую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН 6164288981) в городе Ростове-на-Дону в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, поставляемую потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год» (далее – Постановление № 64/35), № 64/36 «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН 6164288981) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год» (далее – Постановление № 64/36), № 64/37 «О корректировке долгосрочных тарифов на теплоноситель, поставляемый ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН 6164288981) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год» (далее – Постановление № 64/37), № 64/38 «О корректировке долгосрочных тарифов на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (ИНН 6164288981) потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2020 год» (далее – Постановление № 64/38).

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», Общество) обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующими Постановление № 64/35, Постановление № 64/36, Постановление № 64/37, Постановление № 64/38 и обязать Региональную службу принять новые нормативные правовые акты по соответствующим предметам регулирования.

В обоснование заявленных требований ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» указало, что оспариваемые постановления о корректировке долгосрочных тарифов приняты Региональной службой без учета экономически обоснованных расходов на тепловую энергию, на теплоноситель и на горячую воду (в части компонентов тепловая энергия и теплоноситель), понесенных Обществом в течение предшествующих расчетных периодов, что привело к необоснованному занижению тарифов, и, соответственно, к недостатку объема финансовых средств, необходимых регулируемой организации для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Решением Ростовского областного суда от 5 августа 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено частично; судом признаны не действующими со дня принятия Постановление № 64/37 и Постановление 64/38; в удовлетворении остальной части заявленных требований судом отказано; на Региональную службу возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять новые нормативные правовые акты, заменяющие нормативные правовые акты, признанные не действующими.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» подало апелляционную жалобу, в которой просит изменить мотивировочную часть судебного акта в части мотивов о том, что регулирующим органом правомерно исключены из необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) экономически обоснованные расходы на электроэнергию за 2017-2018 годы, понесенные в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенные регулирующим органом при установлении тарифов на теплоноситель и горячую воду, признав подлежащей корректировке НВВ дополнительно в той мере, в которой в нее подлежат включению экономически обоснованные расходы на электроэнергию за 2017-2018 годы, понесенные в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенные регулирующим органом при установлении тарифов на теплоноситель и горячую воду;

признать не действующими Постановление № 64/35, Постановление № 64/36, изменив мотивировочную и резолютивную части решения суда в части мотивов о том, что регулирующим органом правомерно исключены из НВВ экономически обоснованные расходы на топливо за 2017-2018 годы, экономически обоснованные расходы на ремонт Ростовской ТЭЦ-2 за 2018 год, экономически обоснованные расходы на услуги охраны за 2018 год, понесенные в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенные регулирующим органом при установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, признав подлежащей корректировке НВВ дополнительно в той мере, в которой в нее подлежат включению экономически обоснованные расходы на топливо за 2017-2018 годы, экономически обоснованные расходы на ремонт Ростовской ТЭЦ-2 за 2018 год, экономически обоснованные расходы на услуги охраны за 2018 год, понесенные в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенные регулирующим органом при установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду;

в остальной части решение суда оставить без изменения.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Региональной службой, участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, допросив свидетелей, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075; Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. № 760-э (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктами 3, 4, 5, 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов; тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Полномочиями на установление приведенных тарифов наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Ростовской области является Региональная служба по тарифам Ростовской области, полномочия которой на установление соответствующих тарифов в сфере теплоснабжения закреплены в разделе 2 (пункт 2.1.4) Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20 (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с подпунктом 1.3.1. пункта 1.3 указанного Положения, пунктом 8 раздела II Регламента Региональной службы по тарифам Ростовской области, утвержденного решением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 28 апреля 2005 г. № 5/3, Региональная служба на основании и во исполнение действующего законодательства по вопросам, отнесенным к ее компетенции, издает постановления, имеющие нормативный характер; решение об установлении тарифов принимается в форме постановления Правлением Службы на заседании. Установление тарифов производится Службой путем рассмотрения соответствующих дел.

Как следует из материалов административного дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» осуществляет регулируемую деятельность по поставке тепловой энергии и теплоносителя потребителям и другим теплоснабжающим организациям на территории г. Ростова-на-Дону.

Постановлениями Региональной службы от 17 декабря 2018 г. № 83/59 установлены тарифы на тепловую энергию, производимую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» в городе Ростове-на-Дону в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на 2019 - 2023 годы; от 17 декабря 2018 г. № 83/60 - тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019 - 2023 годы.

Постановлениями Региональной службы от 20 декабря 2018 г. № 85/11 установлены тарифы на теплоноситель, поставляемый ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019 - 2023 годы, № 85/12 - тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2019 - 2023 годы.

По заявлению ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» от 29 апреля 2019 г. решением Региональной службы 7 мая 2019 г. открыто дело о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые Обществом потребителям, другим теплоснабжающим организациям, на 2020 год; на основании анализа представленных ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» обосновывающих материалов на 2020 год, а также бухгалтерской и статистической отчетности за предыдущий период регулирования (2018 год) уполномоченным по делу подготовлены экспертные заключения.

Оспариваемые постановления, которыми установлены тарифы на тепловую энергию, на теплоноситель, на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», приняты на заседании Правления Региональной службы 16 декабря 2019 г.; опубликованы 19 декабря 2019 г. на официальном портале правовой информации Ростовской области http://pravo.donland.ru.

С учетом положений пунктов 1.1, 1.3, 2.1.4 Положения о Региональной службе по тарифам Ростовской области, статей 1, 2, 4 Областного закона Ростовской области от 29 декабря 2003 г. № 85-ЗС «О порядке опубликования и вступления в силу Устава Ростовской области, Областных законов, постановлений Законодательного Собрания Ростовской области, правовых актов Губернатора Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области» суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликованы.

При этом, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания не действующими Постановления № 64/37 и Постановления № 64/38, посчитав, что указанные нормативные правовые акты противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов по теплоснабжению, не установив таких оснований для признания не действующими Постановления № 64/35 и Постановления № 64/36.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.

В силу статей 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.

Долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования на весь долгосрочный период регулирования (пунктом 51 Основ ценообразования).

В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов), в том числе с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии со статьей 2 Закона о теплоснабжении теплоноситель – это пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.

Расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены (пункт 38 Основ ценообразования).

В состав расходов на производство воды, вырабатываемой на водоподготовительных установках источника тепловой энергии, включаются в экономически обоснованном размере, в частности, такие расходы, как стоимость исходной воды; расходы на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность), используемую при водоподготовке (пункт 149 Методических указаний).

Судом установлено, что в материалах к тарифной заявке на 2020 год Обществом представлены единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с АО «Ростовводоканал», а также договор водопользования с министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области на забор водных ресурсов из рукава Мертвый Донец с отчетами о фактических параметрах изъятия за 2018 год.

Забор воды из рукава Мертвый Донец по договору с министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области для поставки населению производился Обществом в 1 квартале 2018 года в размере 899, 70 тыс. куб. м на сумму 109,7634 тыс. руб. по цене 1, 22 руб./куб. м. В течение 2 - 4 кварталов 2018 года и в 1 квартале 2019 года забор воды на подпитку теплосети категории «для населения» из рукава Мертвый Донец не производился и не планировался на 2020 год с учетом предписания Роспотребнадзора от 2 апреля 2018 г. № 146 по факту отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям его безопасного использования для здоровья населения.

С учетом приведенных обстоятельств расчет затрат по воде, представленный Обществом в Региональную службу на 2020 год, произведен исходя из 100 % покупки воды на подпитку теплосети (для поставки населению) по договору с АО «Ростовводоканал».

Вместе с тем при корректировке тарифа на теплоноситель на 2020 год Региональная служба утвердила расходы на холодную воду исходя из факта покупки воды в 2018 году по договору с министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области, что привело к занижению НВВ Общества по статье «Вода на технологические цели» по сравнению с 2019 годом из-за существенной разницы в цене покупки (1,22 руб./куб. м из рукава Мертвый Донец и 24,01 руб./куб. м от АО «Ростовводоканал») и не предусмотрено нормами о корректировке плановых значений расходов на приобретение холодной воды.

С учетом положений пункта 87 Основ ценообразования суд первой инстанции, правильно сделав вывод о том, что неверный расчет НВВ при корректировке тарифов на теплоноситель на 2020 год влечет неправильный расчет тарифа на горячую воду, правомерно констатировал, что Постановления № 64/37 и № 64/38 приняты с нарушением действующего законодательства, что явилось основанием для признания их не действующими.

В указанной части решение суда не обжалуется.

Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов апелляционной жалобы ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» на решение суда о неправомерном исключении из НВВ экономически обоснованных расходов, понесенных в течение предшествующих расчетных периодов и не учтенных регулирующим органом при установлении оспариваемых тарифов.

Регулирующим органом обоснованно не включены в состав экономически обоснованных расходов заявленные Обществом расходы, возникшие в результате применения в 2017-2018 годах понижающего коэффициента к нормативам удельного расхода топлива.

В пункте 13 Основ ценообразования закреплен порядок корректировки дополнительно понесенных регулируемой организацией экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен.

В соответствии с указанной нормой, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Аналогичные положения закреплены в пункте 12 Методических указаний.

Согласно подпункту «а» пункта 36 Основ ценообразования для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Пунктом 37 Основ ценообразования предусмотрено, что для теплоснабжающих организаций, источники которых производят тепловую энергию в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в случае изменения метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии, орган регулирования в соответствии с Правилами распределения удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 (далее - Правила распределения расхода топлива), применяет понижающий коэффициент на переходный период для формирования расходов на топливо, включаемых в необходимую валовую выручку регулируемой организации, в отношении которой осуществлено изменение метода распределения расхода топлива.

Пунктом 2 Правил распределения расхода топлива установлено, что понижающий коэффициент – это долгосрочный параметр регулирования, характеризующий динамику изменения расходов на топливо, устанавливаемый в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу. Указанный долгосрочный параметр регулирования применяется в качестве понижающего коэффициента к планируемым нормативам удельного расхода условного топлива. Понижающие коэффициенты устанавливаются органом регулирования на каждый год переходного периода в целях сглаживания тарифных последствий, возникающих из-за изменения метода распределения расхода топлива без изменения суммарного расхода условного топлива.

Нормативы удельного расхода условного топлива для Ростовской ТЭЦ-2 утверждены приказами Министерства энергетики Российской Федерации от 6 августа 2015 г. № 549 на период 2016 года, от 3 октября 2016 г. № 1028 - на период 2017, 2018 годов.

29 апреля 2015 г. в соответствии с требованиями пункта 7 Правил распределения расхода топлива в Региональную службу Обществом подано уведомление о переходе на физический метод распределения топливных затрат, а также тарифная заявка на 2016-2018 годы с учетом перехода на физический метод распределения топливных затрат без применения понижающего коэффициента.

Начиная с 2016 года при утверждении нормативов удельных расходов топлива для Ростовской ТЭЦ-2 Министерством энергетики Российской Федерации предусмотрен переход Ростовской ТЭЦ-2 от метода распределения расхода топлива, установленного правилами определения нормативов удельного расхода условного топлива, к методу распределения расхода топлива, установленному методическими указаниями, то есть к физическому методу распределения топливных затрат.

В соответствии с пунктами 2, 8 Правил распределения расхода топлива тарифы на 2016, 2017, 2018 годы для Общества Региональной службой установлены с учетом понижающих коэффициентов на 3-летний переходный период.

В тарифную заявку к корректировке долгосрочных тарифов на производство тепловой энергии на 2020 год Обществом был включен расчет экономически обоснованных расходов, не учтенных в тарифе на тепловую энергию ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», возникших в результате применения понижающего коэффициента при переходе на физический метод распределения топливных затрат по Ростовской ТЭЦ-2 за 3 года. Поскольку 2016 год находится за пределами трехлетнего периода применительно к 2020 году, оспариваемое административным истцом значение сформировано по итогам тарифного регулирования 2017 – 2018 годов и составило 301756 тыс. руб.

Исходя из содержания пункта 13 Основ ценообразования и пункта 12 Методических указаний регулируемой организации включаются экономически обоснованные расходы, которые по тем или иным объективным причинам не могли быть учтены органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией.

Применение понижающего коэффициента к нормативам удельного расхода условного топлива, как долгосрочного параметра регулирования, характеризующего динамику изменения расходов на топливо, прямо предусмотренного вышеприведенными правовыми нормами на переходный период для формирования расходов на топливо, нельзя отнести к незапланированным объективным обстоятельствам, не учтенным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для регулируемой организации.

В рассматриваемом случае для Общества экономически обоснованными расходами на топливо в период 2017-2018 годов являются расходы, учтенные Региональной службой в оспариваемых тарифах в соответствии с нормативами удельного расхода топлива, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации, и примененными к ним понижающими коэффициентами.

В этой связи, расходы на топливо, не учтенные в тарифе на тепловую энергию ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго», возникшие в результате применения понижающих коэффициентов в 2017-2018 годах, не подлежат отнесению к экономически обоснованным расходам исходя из смысла положений пункта 13 Основ ценообразования и пункта12 Методических указаний.

В противном случае, как верно указано судом первой инстанции, учет разницы расходов на топливо, образовавшейся в результате применения понижающего коэффициента при корректировке тарифа на 2020 год, приведет к нарушению требований по соблюдению условий сглаживания тарифных последствий, возникших в результате изменения метода распределения расходов топлива, предусмотренного Правилами распределения расхода топлива, принципа организации отношений в сфере теплоснабжения – соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Довод апелляционной жалобы о том, что в приложениях № 2 «Долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочные периоды регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов» параметр «динамика изменения расходов на топливо» утвержден в виде понижающего коэффициента только на 2016год, а аналогичные параметры на 2017 и 2018 годы не утверждены, не ставит под сомнение правомерность его применения регулирующим органом при издании оспариваемых постановлений, поскольку значения понижающих коэффициентов на 2017-2018 годы отражены в заключениях по делу об установлении тарифов, письме руководителя Региональной службы от 3 декабря 2015 г. о принятии решения о продолжительности переходного периода и значениях понижающих коэффициентов, применялись при установлении тарифов на 2017 и 2018 годы в отношении Общества.

Утверждение Общества о том, что применение понижающих коэффициентов к нормативам удельного расхода условного топлива в тарифах на тепловую энергию привели к изменению суммарного расхода топлива в 2017, 2018 годах, является несостоятельным, поскольку установленное пунктом 2 Правил распределения расхода топлива требование о неизменности суммарного расхода условного топлива, должно соблюдаться при установлении органом регулирования понижающего коэффициента, и не имеет правового значения для разрешения вопроса о компенсации расходов на топливо, возникших в результате применения такого коэффициента.

Ссылка административного истца, в подтверждение своей позиции по административному делу в части затрат на топливо на письмо УМЦ ФАС России, поступившее 12 ноября 2020 г. в адрес представителя Общества по электронной почте, не влияет на правильность выводов Региональной службы о том, что расходы на топливо, возникшие в результате применения понижающих коэффициентов в 2017-2018 годах, не подлежат отнесению к экономически обоснованным расходам в соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, поскольку, изложенная в данном письме информация, является мнением частного лица по рассматриваемому спорному вопросу, не оформлена надлежащим образом и не имеет для суда апелляционной инстанции доказательственного значения.

По статьям «Экономически обоснованные расходы на ремонт Ростовской ТЭЦ-2 за 2018 год», «Экономически обоснованные расходы на ремонт котельных за 2018 год» регулирующим органом учтено 0,0 тыс. руб., сумма разногласий по иску составила - 72890 тыс. руб. (32953 + 39937).

По статье «Экономически обоснованные расходы на услуги охраны за 2018 год» величина расходов, учтенная регулирующим органом, составила 0,0 тыс. руб., сумма разногласий по иску составила 11248 тыс. руб.

По статье «Экономически обоснованные расходы на электроэнергию, понесенные в течение предшествующих расчетных периодов, и не учтенные органом регулирования при установлении тарифов на теплоноситель и горячую воду» Обществом было заявлено 148831 тыс. руб., учтено регулирующим органом 0,0 тыс. руб., сумма разногласий по иску составила 145234 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 33 Методических указаний при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования, в том числе базового уровня операционных расходов, устанавливаемого органом регулирования в соответствии с пунктом 37 настоящих Методических указаний.

Согласно пункту 37 Методических указаний расходы на ремонт основных средств и расходы на охрану входят в состав операционных расходов.

Как было указано ранее, в соответствии с положениями пункта 13 Основ ценообразования, пункта 12 Методических указаний корректировка дополнительно понесенных регулируемой организацией экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен, производится на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

В силу пункта 33 Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Расходы в тарифной заявке определены административным истцом на основании фактически понесенных расходов, в обоснование представлены бухгалтерские ведомости, договоры, акты о приемке выполненных работ, счета-фактуры. Необходимость проведения дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК была установлена в предписаниях Управления Росгвардии по Ростовской области в 2018 году.

Тарифным органом из представленных Обществом договоров, актов выполненных работ и справок стоимости выполненных работ установлен факт списания затрат сверх утвержденных в тарифном решении в 2018 году.

При этом в подтверждение величины размера расходов на ремонт котельных Обществом не представлен первоначальный план-график проведения ремонтных работ в 2018 году в соответствии с утвержденным Региональной службой базовым уровнем операционных расходов в части затрат на ремонты, документальное подтверждение необходимости перевыполнения плана ремонтов в 2018 году по сравнению с утвержденным уровнем расходов со ссылкой на технические регламенты, акты обследования, дефектные акты, паспорта оборудования с отметками о проведенных ремонтах.

Аналогичным образом, представленные в подтверждение величины затрат на охрану документы, подтверждают лишь факт несения Обществом соответствующих расходов и не содержат обоснованности их размера.

Расходы на электрическую энергию при утверждении тарифов на теплоноситель на 2017, 2018, 2019 годы ООО «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» не планировались и не заявлялись.

В тарифной заявке для корректировки тарифа на теплоноситель 2020 года Общество просило включить расходы на электроэнергию в размере 70900 тыс. руб. за 2017 год, 74334 тыс. руб. – за 2018 год.

Как правильно указано судом первой инстанции, несмотря на то, что в силу действующего законодательства в состав расходов подлежит включению стоимость электрической энергии, используемой при водоподготовке, в представленных Обществом регулирующему органу обосновывающих документах и пояснениях по фактическим затратам на электрическую энергию за 2017 - 2018 годы не выделены затраты электрической энергии, приходящиеся на оборудование, используемое в процессе водоподготовки, не представлена классификация насосов по маркам, видам деятельности, мощности и другим характеристикам.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на основании того же объема документов регулирующий орган при корректировке тарифа на 2020 год включил указанные расходы в размере 63280 тыс. руб., не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, так как данные затраты приняты в качестве плановых величин с возможностью последующего корректирования, при том, что заявленные Обществом расходы на электроэнергию за 2017 и 2018 годы, подлежащие включению в НВВ на основании пункта 13 Основ ценообразования, уже понесены, вместе с тем экономически не обоснованы.

Приведенные обстоятельства воспрепятствовали тарифному органу учесть при корректировке тарифов вышеуказанные расходы в предложенном Обществом размере и явились основанием для их исключения, что полностью соответствует положениям пункта 33 Правил регулирования цен.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Ростовского областного суда от 5 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Ростовэнерго» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи