ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1263/2021 от 18.11.2021 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-1263/2021

Санкт-Петербург 18 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Вдовиченко С.В.,

судей Морозковой Е.Е., Головкиной Л.А.,

при секретаре Карасевой Е.Д.,

с участием прокурора Яковлевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-288/2021 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества (ОАО) «Тепловые сети» о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 18 декабря 2020 №608-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года №470-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ОАО «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов», по апелляционной жалобе комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - ЛенРТК, тарифный орган) на решение Ленинградского областного суда от 22 июля 2021 года, которым административный иск ОАО «Тепловые сети» удовлетворен.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., объяснения представителя административного истца ОАО «Тепловые сети» Маковской И.В., представителя административного ответчика ЛенРТК Пономаренко Г.В., заключение прокурора Яковлевой Н.В., судебная коллегия

установила:

19 декабря 2018 года ЛенРТК принят приказ №470-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 гг.» (далее - приказ от 19 декабря 2018 года №470-п).

18 декабря 2020 года ЛенРТК принят приказ №608-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года №470-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов» (далее - приказ от 18 декабря 2020 года №608-п).

Согласно приложению 1 приказа от 18 декабря 2020 года №608-п тариф на тепловую энергию, одноставочный, на первое полугодие 2021 года составляет 2480 руб./Гкал, на второе полугодие 2021 года - 2559,63 руб./Гкал.

Согласно приложению 2 приказа от 18 декабря 2020 года №608-п тариф на горячую воду на первое полугодие 2021 года составляет 36,74 руб./куб.м (компонент на теплоноситель) и 2480 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию, одноставочный), на второе полугодие 2021 года - 38,02 руб./куб.м (компонент на теплоноситель) и 2559,63 руб./Гкал (компонент на тепловую энергию, одноставочный).

Приказ от 18 декабря 2020 года №608-п опубликован 11 января 2021 года на официальном интернет-сайте http://tarif.lenobl/ru.

ОАО «Тепловые сети» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения предмета административного искового заявления, просило признать недействующим со дня официального опубликования приказ №608-п в части установленного на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в приложении 1 тарифа на тепловую энергию, в приложении 2 тарифа на горячую воду.

В обоснование требований указано, что ЛенРТК необоснованно снизил размер затрат по ряду статей расходов, что привело к установлению тарифа на тепловую энергию и горячую воду в экономически необоснованном размере:

-корректировка тарифа, в связи с признанием недействующим приказа ЛенРТК от 01 февраля 2019 года №29-п, произведена не в полном объеме, что повлекло занижение необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 8901,92 тыс. руб.,

-в составе НВВ не учтены выпадающие доходы в размере 28600,23 тыс. руб., так как не произведена корректировка НВВ в соответствии с требованиями пунктов 12, 52 Методических указаний №760-э.

-не произведена корректировка НВВ в связи с не включением в тариф 2019 год расчетной предпринимательской прибыли в размере 41880,76 тыс. руб.

Решением Ленинградского областного суда от 22 июля 2021 года административный иск ОАО «Тепловые сети» удовлетворен, признан недействующими с даты принятия приказ ЛенРТК от 18 декабря 2020 №608-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года №470-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ОАО «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов» в части указанного в приложении 1 тарифа на тепловую энергию на первое и второе полугодие 2021 года, в приложении 2 тарифа на горячую воду на первое и второе полугодие 2021 года. Возложена на ЛенРТК обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный не действующим в части приказ ЛенРТК от 18 декабря 2020 года №608-п.

В апелляционной жалобе ЛенРТК просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать. Считает, что судом первой инстанции обстоятельства дела исследованы не в полном объеме, а изложенные в решении выводы являются ошибочными и не соответствуют действующему законодательству. В частности, судом не учтено, что включение недополученных доходов с учетом реализации инвестиционной программы возможно исключительно по результатам ее корректировки в порядке, предусмотренном Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05 мая 2014 года №410 (далее - Правила согласования). При отсутствии надлежащего изменения утвержденной инвестиционной программы, ЛенРТК обоснованно не принял выпадающие доходы, которые могут быть заявлены регулируемой организацией, при условии корректировки инвестиционной программ и продления срока ее действия, в последующем расчётном периоде. Не согласны с выводами суда о необходимости учета в составе НВВ 2021 года признанных ранее судом необоснованно исключенными расходов на внереализационные расходы и резервную заработную плату с учетом нормативной прибыли. ЛенРТК включены по решению суда расходы по статьям «резервная заработная плата на 2016 год» в размере 11 894 тыс. руб. и «внереализационные расходы на 2016 год» в размере 213,55 тыс.руб. Поскольку нормативная прибыль в размере 229,08 тыс.руб., налог на прибыть -57,27 тыс.руб. предметом рассмотрения судом по делу №3а-2/2020 не являлись, соответственно нормативная прибыль на 2021 год рассчитана в соответствии с действующим законодательством, а именно, исходя из расходов на денежные выплаты социального характера (по коллективному договору) в размере 400,79 тыс.руб. На включенные суммы по указанным статьям затрат нормативная прибыль не начислена, поскольку это не предусмотрено пунктом 74 Основ ценообразования.

Относительно апелляционной жалобы, ОАО «Тепловые сети» прокурором, участвующим в деле, поданы возражения в письменном виде.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения не нее, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшей оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении, приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года №760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

В соответствии со статьи 7 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность) и тарифы на горячую воду.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (статья 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен и тарифов в Ленинградской области в соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 28 августа 2013 года №274, является названный выше комитет.

Суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, опубликования и введения его в действие, что не оспаривается.

ОАО «Тепловые сети» присвоен статус единой теплоснабжающей организацией на территории поселений Тосненского муниципального района Ленинградской области.

Общество осуществляет реализацию инвестиционной программы по реконструкции (модернизации) системы теплоснабжения Тосненского муниципального района Ленинградской области на период 2013-2022 года.

Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области для Общества установлены тарифы в сфере теплоснабжения на 2019 - 2023 года с применением метода индексации установленных тарифов.

30 апреля 2020 года в ЛенРТК поступило заявление ОАО «Тепловые сети» о корректировке тарифов на 2021 год с предложением установить тариф на тепловую энергию на первое полугодие 2021 года в размере 3317,96 руб./Гкал, на второе полугодие 2021 гола в размере 2988,70 руб./Гкал.

16 декабря 2020 года ОАО «Тепловые сети» направляло в ЛенРТК замечания на проект решения об установлении тарифов.

Выводы по результатам рассмотрения предложения ОАО «Тепловые сети» о размере тарифа экспертами ЛенРТК изложены в экспертном заключении от 17 декабря 2020 года, протоколе заседания правления ЛенРТК от 18 декабря 2020 года №34.

Признавая недействующим приказ тарифного органа от 18 декабря 2020 года №608-п, суд установил, что тарифный орган, в нарушение пунктов 12 и 52 Методических указаний при расчете НВВ ОАО «Тепловые сети» на 2021 год, не произвел расчет выпадающих доходов, связанных с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим; не учел в составе НВВ 2021 года, признанные ранее судом необоснованно исключенные внереализационные расходы и резервную заработную плату с учетом нормативной прибыли; корректировка тарифа на 2021 год произведена без учета предпринимательской прибыли на 2019 год. Произведенный с нарушением требований действующего законодательства расчет НВВ ОАО «Тепловые сети» на 2021 год привел к установлению НВВ в экономически необоснованном размере, что привело к неправильному определению размера тарифа и нарушению прав и законных интересов административного истца.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с такими выводами суда.

В соответствии с пп. «а», «д» пункта 52 Основ ценообразования, орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей, помимо прочего, следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию).

Пунктом 12 Методических указаний предусмотрено, что определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с настоящими Методическими указаниями. Расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, формируются в том числе с учетом выполнения программ регулируемой организации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Из анализа приведенных норм следует, что вопреки доводам апелляционной жалобы, возможность корректировки долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, может осуществляться при наличии показателей, перечисленных в пункте 52 Основ ценообразования с учетом положений Методических указаний, то есть, как при отклонений объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации (которые документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности), так и при утверждении или изменении в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию).

Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 и 33 Правил регулирования, установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).

Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.

Пунктом 29 Правил регулирования предусмотрено, экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

Согласно пункту 32 Правил регулирования протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования (далее - протокол) является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе: а) величину НВВ регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования; б) объем полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и договорной тепловой нагрузки, на основании которых были рассчитаны установленные тарифы; в) индекс потребительских цен, индексы роста цен на каждый энергетический ресурс и холодную воду, потребляемые регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в расчетном (долгосрочном) периоде регулирования, индексы роста цен на доставку каждого энергетического ресурса и холодной воды, потребляемых регулируемой организацией при осуществлении регулируемой деятельности в расчетном (долгосрочном) периоде регулирования; л) основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.

Как установлено судом и следует из тарифного дела, ОАО «Тепловые сети» с заявлением от 30 апреля 2020 года представило в ЛенРТК расчет корректировки НВВ методом индексации установленных тарифов, расчет выпадающих доходов за фактически завершенный период регулирования доходов, которые на основании представленной статистической и бухгалтерской отчетности составил «-196174,30 тыс. руб.». Общество привело сведения о размере корректировки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

Со своей стороны, ЛенРТК при расчете НВВ ОАО «Тепловые сети» на 2021 год принял на основании представленных статистических бухгалтерских данных ОАО «Тепловые сети» фактический объем отпущенной тепловой энергии, однако заявленный выпадающий доход, связанный с понижением полезного отпуска, не учел.

При этом, протокол, заключение тарифного органа, в нарушении пункта 29 Правил регулирования, при заявленных регулируемой организацией показателях, перечисленных в пп. «а» пункта 52 Основ ценообразования, не содержат оценку представленных документов регулируемой организацией относительно выпадающих доходов, связанных с понижением полезного отпуска, что правильно установил суд первой инстанции.

Приведенный довод административного ответчика о том, что выпадающие доходы, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, не учтены, поскольку их возможно учесть только при условии внесения изменений в инвестиционную программу организации в установленном законом порядке, основан на ошибочном толковании норм права.

Более того, показатели, перечисленные в пп. «д» пункта 52 Основ ценообразования, на которые ссылается тарифный орган, регулируемой организацией не приводились и не заявлялись, в связи с чем, у последнего не было оснований для соблюдения Правил согласования инвестиционной программы.

Признавая обоснованными доводы административного истца о необходимости учета в составе НВВ 2021 года признанных ранее судом необоснованно исключенных расходов на внереализационные расходы и резервную заработную плату с учетом нормативной прибыли, суд исходил из того, что ранее учтенная в НВВ нормативная прибыль была рассчитана без учета расходов на внереализационные расходы и резервную заработную плату.

Из протокола правления тарифного органа от 18 декабря 2020 года №34 следует, что во исполнение судебных актов в НВВ 2021 в размере 37 200,06 тыс. руб. учтены незаконно исключенные из состава НВВ «внереализационные расходы» и «резервная заработная плата» с учетом индексации на 2017 и 2018 года.

Судебная коллегия находит, что произведенный зачет расходов тарифным органом, сделан без учета выводов вступивших в законную силу судебных актов.

Решением Ленинградского областного суда от 21 января 2020 года №3а-2/2020, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 мая 2020 года №66а-324/2020 признан недействующим приказ ЛенРТК от 01 февраля 2019 года №29-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 19 декабря 2018 года №470-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые открытым акционерным обществом «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2019-2023 годов» (далее - приказ от 01 февраля 2019 года №29-п).

Судами установлено, что приказом ЛенРТК от 30 ноября 2015 года №320-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности, тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемые ОАО «Тепловые сети» потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 года» нормативный уровень прибыли на 2016 год установлен в размере 1,92%, на 2017 год - 1,84 % и на 2018 год - 1,77%.

29 декабря 2018 года ФАС России вынесло предписание №СП/108987/18, которым ЛенРТК предписано пересчитать тариф ОАО «Тепловые сети» на 2019 года.

Во исполнение названного предписания 01 февраля 2019 года ЛенРТК произведена корректировка расходов, в том числе, по статье «нормативная прибыль» и по налогу на прибыль; уровень нормативной прибыли рассчитан исходя из 0,5% от суммы расходов, включающих операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов (с учетом исключения экономически необоснованных расходов согласно предписанию ФАС России); суммарный объем расходов по статье «нормативная прибыль» и налог на прибыль, подлежащие исключению определен в 58 171, 98 тыс.руб.

По результатам исполнения предписания, тарифным органом принят приказ от 01 февраля 2019 года №29-п.

Вступившим в законную силу постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02 декабря 2019 года по делу №А40-79830/19 признано недействительным предписание ФАС России в части требования исключить из НВВ ОАО «Тепловые сети» экономические необоснованные расходы по статьям затрат (п.2 Предписания): «резервная на 2016 год» исключить расходы в сумме 11894 тыс. руб.; «внереализационные расходы на 2016 год» исключить расходы в сумме 248,17 тыс. руб. и соответствующего требования пересмотреть ННВ регулируемой организации за 2016-2018 в части оказываемых услуг теплоснабжения и учесть полученные результаты, пересмотрев тариф ОАО «Тепловые сети» на 2019 год.

Решением Ленинградского областного суда от 21 января 2020 года №3а-2/2020, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 27 мая 2020 года №66а-324/2020 признано, что тарифный орган при корректировке тарифа на 2020 год во исполнение предписания ФАС России, необоснованно исключил из НВВ Общества расходы по статьям: «резервная заработная плата на 2016 год» в сумме 11 894 тыс.руб. и «внереализационные расходы на 2016 год» в размере 248,17 тыс.руб., что повлекло корректировку операционных расходов на период 2016-2018 года и привело к необоснованному уменьшению НВВ Общества на 2019 год и к пересмотру тарифов Общества на 2019 года и на последующие периоды регулирования (2020-2023 года).

Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).

Пунктом 75 Основ ценообразования предусмотрено, что к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится базовый уровень операционных расходов.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к операционным расходам.

Пунктом 33 Методических указаний определено, что при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов НВВ определяется на основе долгосрочных параметров регулирования (приведенных в подпунктах 1-7), которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 51 Основ ценообразования.

Согласно пункту 74 Основ ценообразования (в редакции, действующей на момент принятия тарифного решения от 30 ноября 2015 года №320-п) прибыль в очередной расчетный период регулирования определялась равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период. Нормативный уровень прибыли не мог превышать норму доходности, установленную для регулируемых организаций на соответствующий долгосрочный период регулирования при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или норму доходности, установленную в качестве долгосрочного параметра регулирования в концессионном соглашении.

Пунктом 41 Методических указаний (в редакции, действующей на момент принятия тарифного решения от 30 ноября 2015 года №320-п) было предусмотрено, что прибыль, устанавливаемая органом регулирования устанавливается в соответствии с приведенной в пункте формулой. При этом, один из показателей формулы - П норм i- нормативный уровень прибыли, установленный на i-й год в соответствии с настоящим пунктом.

Абзацем вторым пункта 41 Методических указаний (в редакции, действующей на момент принятия тарифного решения от 30 ноября 2015 года №320-п) определено, что нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от НВВ для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль. Нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом предложения регулируемой организации, включающего расчет и обоснование необходимого регулируемой организации уровня прибыли, на уровне не ниже 0,5%, если более низкая величина не указана в таком расчете, и не выше нормы доходности, установленной в соответствии с пунктом 66 настоящих Методических указаний на тот же год для регулируемых организаций, осуществляющих тот же вид регулируемой деятельности в том же субъекте Российской Федерации при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а при отсутствии таких организаций - не выше минимальной нормы доходности, установленной федеральным органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями.

Однако, как правильно установил суд первой инстанции, экспертное заключение ЛенРТК от 17 декабря 2020 года, протокол заседания правления ЛенРТК от 18 декабря 2020 года №34 не содержат выводы и расчет нормативной прибыли на основании приведенного выше действующего на тот период законодательства, с учетом признанных судами незаконно исключенных из состава НВВ «внереализационных расходов» и «резервной заработной платы», с целью расчета НВВ для установления тарифа на 2019 год и последующих корректировок на 2020, 2021 года.

Доводы апелляционной жалобы относительно величины нормативной прибыли, рассчитанной тарифным органом в соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования в редакции на дату принятия приказа от 18 декабря 2020 года №608-п, судебной коллегией отклоняются, поскольку в этой части оспариваемый приказ, предметом спора не являлся.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что у истца не возникает права на корректировку тарифа на 2021 год с учетом расчетной предпринимательской прибыли, которая подлежала включению в НВВ при установлении тарифа на 2019 год.

Так, согласно заявке и доводов иска следует, что Общество просило произвести корректировку тарифа на 2021 год с учетом расчетной предпринимательской прибыли, которая подлежала включению в НВВ при установлении тарифа на 2019 год.

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

Решением Ленинградского областного суда от 22 июля 2021 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2021 года №№66а-1262/2021, приказ тарифного органа от 19 декабря 2018 года №470-п признан недействующим в части. Судами установлено, что определяя тарифы на тепловую энергию и горячую воду на долгосрочный период регулирования, ЛенРТК, со ссылкой на пункт 48(2) Основ ценообразования, необоснованно исключил из НВВ Общества расчетную предпринимательскую прибыль.

Из чего следует, что ОАО «Тепловые сети» при формировании НВВ на долгосрочный период имеет право на учет необоснованно исключенной тарифным органом расчетной предпринимательской прибыли.

Корректировка тарифа Общества на 2021 год без учета обоснованно рассчитанного НВВ при установлении тарифа на долгосрочный период нарушает права и законные интересы административного истца.

Однако, выводы суда первой инстанции в этой части не привели к принятию неправильного по существу решения в силу того, что судом первой инстанции обоснованно установлено, что при корректировке НВВ ОАО «Тепловые сети» на 2021 год, тарифным органом учтены не все экономически обоснованные расходы административного истца, что повлияло на итоговый размер НВВ на 2021 год, в связи с чем имелись основания для признания недействующим приказа от 18 декабря 2020 года №608-п в оспариваемой части.

Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинградского областного суда от 22 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области - без удовлетворения

Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи