ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-1264/2021
Санкт-Петербург 28 октября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.
судей Вдовиченко С.В. и Семеновой И.А.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело 3а-262/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества (АО) «Газпром газораспределение Ленинградской области» о признании недействующим приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) от 30.12.2020 г. № 667-п «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, на 2021 год» в части стандартизированных ставок по апелляционной жалобе административного ответчика ЛенРТК на решение Ленинградского областного суда от 23 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Морозковой Е.Е., объяснения представителя АО «Газпром газораспределение» ФИО1, представителя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) ФИО2, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО3, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
30 декабря 2020г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) принят приказ № 667-п «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, на 2021 год» (далее-приказ №667-п).
Пунктом 1 названного приказа установлены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, перечисленных в приложении N 1 к настоящему приказу, для случаев технологического присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа 500 куб. метров газа в час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, кроме случаев присоединения газоиспользующего оборудования с максимальным расходом газа, не превышающим 15 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования заявителя (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), и максимальным расходом газа, не превышающим 5 куб. метров в час, с учетом расхода газа, ранее подключенного в данной точке подключения газоиспользующего оборудования Заявителя (для прочих Заявителей, не намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности), при условии, что расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, с проектным рабочим давлением не более 0,3 МПа, измеряемое по прямой линии, составляет не более 200 метров и сами мероприятия предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, а также установления платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
В приложении 1 к приказу №667-п содержится перечень газораспределительных организаций Ленинградской области, оказывающих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям Ленинградской области, в отношении которых устанавливаются тарифы на транспортировку газа по газораспределительным сетям Ленинградской области на территории Ленинградской области, на 2020г. (акционерное общество «Газпром газораспределение Ленинградская область», общество с ограниченной ответственностью «Петербург Газ»).
Приложение 2 к приказу №667-п содержит стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, на 2021г., а именно:
-С1-стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с проектированием газораспределительной сети в отношении строящихся газопроводов (в зависимости от протяженности строящейся газораспределительной сети), в руб.;
-С2-стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством стальных газопроводов (в зависимости от надземного (или подземного) типа прокладки и диапазона наружных диаметров строящихся газопроводов), в руб.;
-С3-стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов с учетом диапазона наружных диаметров строящихся газопроводов, в руб.;
-С4-стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством стального газопровода и полиэтиленового газопровода бестраншейным способом в грунтах I и II группы (в зависимости от диапазона наружных диаметров строящихся газопроводов), в руб.;
-С5-стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с проектированием и строительством пунктов редуицирования газа (в зависимости от пропускной способности), в руб.;
-С7.1-стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с мониторингом выполнения заявителем технических условий при врезке в стальные и полиэтиленовые газопроводы всех диаметров (в зависимости от давления), в руб.;
-С7.2-стандартизированные тарифные ставки на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа при врезке в стальные и полиэтиленовые газопроводы (в зависимости от диапазона наружных диаметров), в руб.
Приказ №667-п опубликован 12.01.2021 г. на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области и на официальном сайте ЛенРТК.
Являясь регулируемой организацией, АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» (далее-Общество, административный истец) обратилось в суд с административным иском, в котором просило:
-признать приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2020 г. № 667-п «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, на 2021 год» недействующим, с даты принятия данного нормативного правового акта, в части установления для Общества стандартизированных ставок:
С1 - стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с проектированием газораспределительной сети;
С3 - стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов;
С4 - стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных со строительством стального газопровода и полиэтиленового газопровода бестраншейным способом;
С7.1 - стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с мониторингом выполнения Заявителем технических условий;
С7.2 - стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов газораспределительных организаций, связанных с осуществлением фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведением пуска газа.
-обязать комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим в части приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2020 г. № 667-п.
Не соглашаясь с размером стандартизированных ставок С1, общество сослалось на то, что тарифный орган не произвел перерасчет стоимости геодезических работ по объектам, закрытым в 2017г. и 2018г., приняв расходы на геодезию не по фактическим актам выполненных работ, а по соответствующим нормативам; необоснованно скорректировал расходы на изыскательские работы в сторону уменьшения (не пересмотрел объекты 2017г, 2018гг.), уменьшив фактически выполненные Обществом работы; не учел, что стоимость выполнения топографических съемок подтверждена актами выполненных работ и договорами подряда, заключенными по итогам закупочной процедуры с соблюдением требований Федерального закона от 19.07.2011г. №223-ФЗ.
В части расчета стандартизированной тарифной ставки С3, административный истец указал, что тарифный орган не произвел перерасчет стоимости строительно-монтажных работ по объектам, закрытым в 2017 и 2018 и 1 полугодии 2019 года, принятых в предыдущих периодах регулирования на основании утративших силу на момент установления стандартизированных ставок на 2021 год нормативов. Пересмотр же стоимости строительно-монтажных работ по названным объектам, надлежало провести в соответствии с п. 23 НЦС 2020, утвержденных приказом Минстроя России от 19.12.2019 № 825/пр, в целях соблюдения единого подхода оценки стоимости мероприятий. Общество считало необоснованной корректировку площади восстановления нарушенного дорожного покрытия по объектам, закрытым во 2 полугодии 2019 года, так как тарифным органом не представлены причины снижения объемов работ.
Оспаривая размер стандартизированной ставки С4, административный истец отметил, что по ряду объектов расходы определены тарифным органом на основании сметной стоимости работ. Тарифный орган полагал, что расчет выполнен Обществом некорректно, так как основан на расценках норматива ТЕР 04-01-074/ТЕР 04-01-078, что привело к завышению расходов на мероприятия по прокладке трубопроводов методом ГНБ и ННБ. При этом тарифный орган необоснованно скорректировал расходы на выполнение строительно-монтажных работ бестраншейным способом в сторону уменьшения на основании анализа цен на работы, размещенные на сайтах различных организаций, в которых не учитываются транспортные расходы на спецтехнику, материалы, утилизацию бургеля, территориальный разброс объектов. Коммерческие предложения административным ответчиком не представлены, ни одна из перечисленных компаний не принимала участие в закупочной процедуре, регулярно проводимой Обществом.
Не соглашаясь с размером стандартизированной ставки С7.1, Общество утверждало, что набор работ не зависит от диаметра газопровода, в который осуществляется врезка. При осуществлении мониторинга выполнения заявителем технических условий специалистами Общества оценивается не только в какой газопровод, согласно ТУ, подведен строящийся заявителем газопровод и какое газоиспользующее оборудование установлено, но и ведется освидетельствование скрытых работ; трудозатраты зависят от протяженности строящегося газопровода заявителя. Количество выездов в целях мониторинга зависит от длины строящегося газопровода. Затраты на мониторинг зависят от удаленности объекта заявителя от расположения участков Общества.
В отношении размера стандартизированной ставки С7.2, административный истец считал, что указанная величина в отношении фактического подключения для газопроводов диаметром свыше 315 мм необоснованно занижена. В данной части Общество указало, что при врезке в высокие диаметры без снижения давления используются более дорогостоящие материалы (закупка которых производится в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ), применение которых обоснованно качественными характеристиками и технической политикой Общества, принятой с целью обеспечения безаварийного газоснабжения.
Административный истец полагал, что тарифным органом неправомерно не учтены при расчете стандартизированных ставок С1, СЗ, С4, С7.1, С7.2 общехозяйственные расходы, распределяемые на объекты технологического присоединения. Порядок формирования общехозяйственных расходов установлен Учетной политикой АО «Газпром газораспределение Ленинградская область».
В обоснование данного утверждения Общество сослалось на письмо ФАС России от 05.11.2020г. №02/96262/20, в котором разъяснено, что общехозяйственные расходы подлежат учету органом регулирования при условии их экономической обоснованности и в соответствии с Учетной политикой.
Не принимая расходы Общества на государственную регистрацию прав собственности на созданную газораспределительную сеть в заявленном размере, тарифный орган нарушил требования Методических указаний ФАС России от 16.08.2018 года № 1151/18, права и законные интересы Общества.
Административный истец отметил, что при осуществлении тарифного регулирования ЛенРТК не предоставлено право на внесение изменений в технологию проектирования, строительства и подключения газопровода.
Решением Ленинградского областного суда от 23 июля 2021 г. административный иск Общества удовлетворен.
Приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2020 г. № 667-п «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области, на 2021 год» признан недействующим с даты принятия в части установления для АО «Газпром газораспределение Ленинградской области» стандартизированных тарифных ставок: С1, С3, С4, С7.1, С7.2.
На комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт в части признанной данным решением недействующей.
В апелляционной жалобе комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее-ЛенРТК, тарифный орган) просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
Ссылаясь на п.8 Методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018г. №1151/18, разъяснение, содержащееся в письме ФАС России от 05.11.2020г. №02/96262/20, тарифный орган полагает, что включение в расчет платы общехозяйственных расходов (в качестве отдельного вида расходов) законодательством не предусмотрено. Исходя из Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008г. №87, Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 21.12.2020г. №812/пр, общехозяйственные расходы включаемые в сметный расчет (накладные расходы), учтены при установлении платы, и не могут быть учтены дополнительно.
Не соглашаясь с выводами суда относительно неверно определенного размера стандартизированной тарифной ставки С3, ЛенРТК отмечает, что расчет данной ставки производится по формуле, содержащейся в п.25 Методических указаний, экономически обоснованные расходы определяются на основании данных о фактически понесенных расходах. Изучив Положение об учетной политике АО «Газпром газораспределение Ленинградская область», в том числе Методику бухгалтерского учета операций, связанных с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, с учетом формулы расчета ставки, тарифный орган пришел к следующим выводам:
- к затратам на осуществление мероприятий по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности относится исключительно госпошлина за регистрацию прав собственности;
-затраты на осуществление указанных мероприятий, произведенные после признания объекта строительства готовым к эксплуатации и принятия его к бухгалтерскому учету в составе основных средств, не являются экономически обоснованными расходами на строительство газопровода, так как не изменяют первоначальную стоимость объекта.
Вывод суда о том, что при расчете стандартизированной тарифной ставки С4 тарифный орган допустил вмешательство в технологию строительства, не соответствует законодательству. Оценка заявленных расходов производилась в соответствии с требованиями абз.2 пункта 15 Методических указаний. Тарифный орган учел, что в сметных расчетах по заявкам расчет расходов на прокладку газопровода методом ГНБ осуществлен по территориальным единичным расценкам по параметрам бурения, существенно превышающим технические параметры выполняемых Обществом в рамках технологического присоединения работ, необходимых для строительства объектов газораспределительной сети. Соответственно, корректировка расходов, исходя из экономически обоснованной величины, не может расцениваться как вмешательство в технологию строительства. С учетом изложенного, тарифный орган был вправе экспертным путем определить величину ставки на 2021г., проиндексировав ставки на 2020г.
Не приняв предлагаемый Обществом размер стандартизированной тарифной ставки С7.1, учитывая, что виды работ при осуществлении мониторинга не изменились, оценка работ произведена при установлении стандартизированных тарифных ставок на 2020г., набор работ не зависит от диаметра газопровода, в который осуществляется врезка, тарифный орган экспертным путем определил величину ставки на 2021г. без дифференциации ставок платы по диаметру газопроводов, проиндексировав ставки на 2020г., что не противоречит законодательству.
Такой расчет мотивирован, в том числе и тем, что величина предлагаемых расходов на проведение мониторинга выполнения заявителем технических условий варьируется от 2 200 руб. до 18 100 руб., при этом какое-либо обоснование разброса стоимостей (по протяженности внутренних сетей заявителя, количеству устанавливаемого оборудования и т.д.) не представлено.
Расчет стандартизированной тарифной ставки С7.2 осуществлен тарифным органом в соответствии с требованиям п.30 Методических указаний, оценка расходов приведена в экспертном заключении.
Относительно апелляционной жалобы административным истцом и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения в письменном виде.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установив, что расчет стандартизированных тарифных ставок С3, С4, С7.1, С7.2 произведен с нарушением Методических указаний, утвержденных приказом ФАС России от 16.08.2018г. №1151/18, п.13 (1) Правил технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013г. №1314(действующих в период принятия оспариваемого нормативного правового акта), и выявив, что тарифный орган при расчете стандартизированных тарифных ставок С1, С3, С4, С7.1, С7.2 неправомерно не учел общехозяйственные расходы, суд удовлетворил заявленные Обществом требования, признав приказ №667-п в оспариваемой части недействующим.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (далее - Основные положения), Методическими указаниями по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2018 г. №1151/18 (далее-Методические указания).
Согласно ст.23.2 Закона о газоснабжении размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с Положением о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утвержденным постановлением правительства Ленинградской области от 28.08.2013 №274, комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) является уполномоченным органом в сфере тарифного регулирования в области газоснабжения.
30 сентября 2020 г. АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» обратилось в ЛенРТК с заявлением, в котором представило расчеты размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2021г. Общество просило установить: размеры платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, выпадающие доходы от присоединения газоиспользующего оборудования, стандартизированные тарифные ставки.
К заявлению приложены: расчеты расходов стандартизированных тарифных ставок, выпадающих доходов, а также – пояснительная записка к расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированных тарифных ставок.
Специалистами комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК, тарифный орган) составлено экспертное заключение по экономическому обоснованию расчета стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения газораспределительных организаций Ленинградской области на территории Ленинградской области на 2021г. (далее-Экспертное заключение).
30.12.2020г. Общество направило в ЛенРТК возражения относительно представленного проекта Экспертного заключения, содержащего корректировки тарифного органа по конкретным видам расходов для расчета стандартизированных тарифных ставок.
Оспариваемый приказ №667-п принят на заседании правления комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области 30 декабря 2020 г.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, по установленной процедуре, и по этим основаниям не оспаривается.
Пунктом 11 Основных положений определено, что государственное регулирование цен на газ, включая розничные цены на газ и розничные цены на сжиженный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов).
В соответствии с абзацем 4 пункта 26 (21) Основных положений на основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.
Пунктом 7 Методических указаний предусмотрено, что размер стандартизированных тарифных ставок, а также размер платы за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 4 настоящих Методических указаний, устанавливаются с территориальной дифференциацией в случае существенно отличающихся условий осуществления подключения (технологического присоединения) на различных территориях функционирования газораспределительных организациях (ГРО) при условии сохранения общего расчетного размера выручки ГРО от оказания услуг по технологическому присоединению.
Пункт 8 Методических указаний содержит перечень расходов, которые надлежит учитывать для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок.
Согласно пункту 8 Методических указаний для расчета размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение ГРО следующих мероприятий:
- выполнение ГРО технических условий, в том числе разработку проектной документации и проведение экспертизы проектной документации, и (или) проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации) и осуществление строительных мероприятий;
- мониторинг ГРО выполнения заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения.
Порядок расчета стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, определен разделом IV Методических указаний (пункты 19-33).
В соответствии с пунктами 19, 22 Методических указаний для расчета платы за подключение (технологическое присоединение) посредством применения размеров стандартизированных тарифных ставок утверждаются следующие стандартизированные тарифные ставки:
С1 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с проектированием ГРО газопровода i-того диапазона диаметров n-ной протяженности и k-того типа прокладки, в расчете на одно подключение (технологическое присоединение) (руб.);
С2 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством стальных газопроводов i-того диапазона диаметров и k-того типа прокладки, в расчете на 1 км (руб./км);
С3 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством полиэтиленового газопровода j-того диапазона диаметров, в расчете на 1 км (руб./км);
С4 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных со строительством стального газопровода i-того диапазона диаметров (полиэтиленового газопровода j-того диапазона диаметров) n-ной протяженности бестраншейным способом, в расчете на 1 км (руб./км);
С5 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с проектированием и строительством пунктов редуцирования газа m-ного диапазона максимального часового расхода газа, в расчете на 1 м3 (руб./м3);
С6 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с проектированием и строительством устройств электрохимической (катодной) защиты от коррозии, в расчете на 1 м3 (руб./м3);
С7 - размер стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов ГРО, связанных с мониторингом выполнения Заявителем технических условий и осуществлением фактического присоединения к газораспределительной сети ГРО, бесхозяйной газораспределительной сети или сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, посредством осуществления комплекса технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) g-тым способом врезки сети газопотребления Заявителя и существующего или вновь построенного стального i-того диапазона диаметров (полиэтиленового j-того диапазона диаметров) газопровода ГРО, а также бесхозяйного газопровода или газопровода основного абонента, выполненного k-тым типом прокладки, и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование Заявителя с разбивкой по следующим ставкам:
С7.1 - размер стандартизированной тарифной ставки, связанной с мониторингом выполнения Заявителем технических условий (руб.);
С7.2 - размер стандартизированной тарифной ставки, связанной с осуществлением фактического присоединения к газораспределительной сети ГРО, бесхозяйной газораспределительной сети или сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, посредством осуществления комплекса технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) g-тым способом врезки сети газопотребления заявителя и существующего или вновь построенного стального i-того диапазона диаметров (полиэтиленового j-того диапазона диаметров) газопровода ГРО, бесхозяйного газопровода или газопровода основного абонента, выполненного k-тым типом прокладки, и проведением пуска газа, в расчете на одно подключение (технологическое присоединение) (руб.).
Формулы, в соответствии с которыми производится расчет размеров поименованных стандартизированных тарифных ставок, приведены в пунктах 23-30 Методических указаний.
Пунктом 32 Методических указаний определено, что фактические экономически обоснованные расходы, используемые для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, определяются на очередной календарный год исходя из фактических данных:
за календарный год, предшествующий текущему году, при установлении ставок на 2019 год;
за два календарных года, предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2020 год;
за три календарных года, предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2021 год и последующие годы.
Пунктом 32 Методических указаний предусмотрено, что фактические расходы, используемые для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, определяются по договорам о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в соответствующем году из предусмотренных настоящим пунктом, вне зависимости от периода, в течение которого данные расходы были понесены.
Фактические экономически обоснованные расходы, сложившиеся у ГРО, учитываемые при установлении размера стандартизированных тарифных ставок, с учетом индекса, указанного в пункте 33 настоящих Методических указаний, не должны превышать расходы, определенные в соответствии с НЦС, а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.
В случае если ГРО в предыдущие годы не осуществляла подключение (технологическое присоединение), регулирующим органом расчет размеров стандартизированных тарифных ставок производится исходя из средних фактических данных по газораспределительным организациям в границах одного субъекта Российской Федерации, имеющим аналогичную структуру и характеристики газового хозяйства, или на основании средних рыночных цен материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.
Согласно пункту 13(1) Правил технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. №1314 (действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и утративших силу с 13.09.2021г.), размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно пункту 23 Методических указаний при расчете стандартизированной тарифной ставки С1 учитываются фактические расходы ГРО на разработку проектной организации на газопровод (с разделением по протяженности, диапазону диаметров, типу прокладки), фактическое количество подключений (технологических присоединений), предусматривающих мероприятия по разработке проектной документации на строительство газопровода ГРО (с разделением по протяженности, диапазону диаметров, типу прокладки) и коэффициент расходов, определяемый в соответствии с пунктом 33 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 25 Методических указаний при расчете стандартизированной тарифной ставки С3 учитываются: фактические расходы ГРО на строительство полиэтиленового газопровода (в зависимости от диапазона диаметра); общая длина полиэтиленовых газопроводов (в зависимости от диапазона диаметров), построенных в рамках технологического присоединения; коэффициент расходов, определяемый в соответствии с пунктом 33 настоящих Методических указаний.
В Пояснительной записке к расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, на 2021г., представленной Обществом в тарифный орган, (далее-Пояснительная записка) в части расчета стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов, связанных с разработкой проектной документации и строительством газопроводов (ставки С1, С2, С3), указано, что расчет стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов, связанных с разработкой проектной документации и строительством газопроводов, на 2021г. выполнен на основании стоимости 137 объектов, выполненных за период 2017-2019гг. В составе расходов по реализации мероприятий по технологическому присоединению отражены фактические расходы Общества на государственную регистрацию права собственности на созданные линейные объекты, оформление разрешительной документации под размещение линейных объектов (объектов капитального строительства) на землях администрации муниципальных образований Ленинградской области, сформированных до момента ввода объекта в эксплуатацию; учтены расходы по выполненным объектам, находящимся на стадии регистрации. В состав расходов на технологическое присоединение включены общехозяйственные расходы, порядок формирования которых установлен Учетной политикой АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» для целей бухгалтерского учета, утвержденной приказом генерального директора Общества от 26.12.2019г. С целью расчета указанных стандартизированных тарифных ставок на 2021г. фактические расходы приведены к ценам планируемого периода с учетом применения индексов цен производителей (ИПЦ за 2018, 2019, 2020гг.). В связи с отсутствием фактически выполненных договоров Общество просило установить на основании среднерыночной стоимости мероприятий стандартизированные тарифные ставки: на покрытие расходов, связанных с разработкой проектной документации, для газопроводов протяженностью 501-2000 м и диаметром менее 100 мм, а также газопроводов протяженностью 1001-2000 м и диаметром 100 мм и выше; на покрытие расходов, связанных со строительством стальных газопроводов в диапазонах диаметров 50 мм и менее и свыше 100 мм; на покрытие расходов, связанных со строительством полиэтиленовых газопроводов диаметром свыше 225 мм.
В Экспертном заключении указано, что из представленного реестра, содержащего 137 договоров, закрытых в период 2017-2019гг., 61 договор закрыт в период 2017-1 полугодие 2019г., что рассмотрено и учтено ЛенРТК при установлении стандартизированных тарифных ставок на 2020г. К рассмотрению представлены обосновывающие материалы к оставшимся 76 договорам о подключении, завершенным пуском газа во втором полугодии 2019г.
Тарифным органом учтены требования п.32 Методических указаний о том, что фактические экономически обоснованные расходы, сложившиеся у ГРО, учитываемые при установлении стандартизированных тарифных ставок, с учетом индекса, указанного в пункте 33 Методических указаний, не должны превышать расходы, определенные в соответствии с укрупненными сметными нормативами для объектов производственного назначения и инженерной инфраструктуры (НЦС), а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС,- средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.
При установлении стандартизированных тарифных ставок ЛенРТК учтены требования пункта 32 Методических указаний о том, что расходы, используемые для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, определяются на очередной календарный год исходя из фактических данных за три календарных года, предшествующих текущему году.
В части стандартизированных тарифных ставок на покрытие расходов газораспределительной организации, связанных с проектированием газопровода (С1), в Экспертном заключении указано, что такой расчет выполнен на основании расходов за 2017-2019гг. (данные о договорах, закрытых в 2017г., 2018г. и первом полугодии 2019г. приняты по заключению ЛенРТК от 2019 года).
В экспертном заключении отражено, что стоимость изыскательских работ определена по сметам ГРО, составленным по нормативам СБЦ «Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства. Инженерно-геодезические изыскания при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений» (рекомендован Письмом Росстроя от 24.05.2006г. №СК-1976/02), согласно типовому техническому заданию Общества на выполнение инженерно-геодезических изысканий подрядными организациями с применением соответствующего коэффициента; в случаях, если стоимость по представленным актам выполненных изыскательских работ, учитываемая ГРО с учетом индексации, не превышает сметные расчеты, принятые ЛенРТК с учетом соответствующего коэффициента расходов, учтена стоимость по актам с учетом стоимости агентского вознаграждения и с применением коэффициента расходов к расходам 2019г.; в случаях, если стоимость изыскательских работ определена по договору от 2018г., применен коэффициент расходов к расходам 2019г.
Установив, что ЛенРТК приняты расходы на проектно-изыскательские работы по предложению Общества в размерах, которые не превышали сметные нормативы расходов на проектирование («СБЦП 81-2001-14.СБЦП 81-02-14-2001.Государственный сметный норматив. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений»), с учетом коэффициентов расходов и индекса ИПЦ согласно п.33 Методических указаний, суд сделал правильный вывод о том, что размер стандартизированных тарифных ставок С1 на 2021г. выполнен ЛенРТК с соблюдением требований Основных положений и Методических указаний.
Суд обоснованно отклонил довод административного истца о занижении экономически обоснованных расходов (в связи с не проведением пересчета стоимости работ по объектам, закрытым в 2017г и 2018г.), так как 61 договор (из 137), закрытых в 2017-1 полугодии 2019г. рассмотрен и учтен ЛенРТК при установлении стандартизированных тарифных ставок на 2020г.
В данной части выводы суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспариваются.
На момент принятия оспариваемого приказа №667-п действовали укрупненные нормативы, цены строительства, утвержденные приказом Минстроя России от 19 декабря 2019 г. №825/пр «Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 81-02-15-2020.Сборник №15.Наружные сети газоснабжения» (далее- НЦС 81-02-15-2020).
Согласно п.23 НЦС 81-02-15-2020 для случаев строительства наружных сетей газоснабжения протяженностью до 400 м, в том числе при подключении (технологическом присоединении), допускалось использовать данные стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
При определении размера стандартизированной тарифной ставки С3 в Экспертном заключении отражено, что расчет стандартизированных тарифных ставок С3, на 2021г., выполнен на основании стоимости 61 объекта, введенных в эксплуатацию до 30.06.2019г. (заявлены при установлении ставок на 2020 год) и 76 объектов, введенных в период 30.06.2019 -31.12.2019г.
В составе расходов по реализации мероприятий по технологическому присоединению отражены фактические расходы Общества на государственную регистрацию права собственности на созданные линейные объекты, в некоторых случаях сформированные до момента ввода объекта в эксплуатацию. Согласно Методике формирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), утвержденной приказом генерального директора от 26.12.2018г. №1436, в составе расходов на технологическое присоединение с 2019г. формируются общехозяйственные расходы. С целью расчета указанных стандартизированных тарифных ставок на 2021г. в соответствии с пунктом 33 Методических указаний, фактические расходы приведены к ценам планируемого периода с учетом применения индекса цен производителей (ИПЦ) в соответствии с прогнозом Министерства экономического развития РФ-2020 (план)-103,7).
При рассмотрении материалов по данной позиции ЛенРТК проведены следующие корректировки:
-согласно Методике бухгалтерского учета операций, связанных с подключением, утвержденной приказом генерального директора АО «Газпром газораспределение Ленинградской области», расходы на регистрацию объектов недвижимости, понесенные после подписания акта о подключении, не влияют на итоговую стоимость такого объекта. Учитывая, что фактом расходов изготовление технических планов, необходимых для постановки объекта на государственный кадастровый учет, является подписанный договор на выполнение кадастровых работ, а также подписанный акт сдачи –приемки выполненных работ, то расходы на регистрацию объектов, технические планы которых изготовлены после подписания акта о подключении, исключены из расчета, так как относятся к текущей деятельности организации;
-согласно п.23 НЦС 2020, в случае строительства наружных сетей газоснабжения протяженностью до 400м, в том числе при подключении (технологическом присоединении), допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществить строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, таким образом, стоимость работ принята ЛенРТК не выше сметной стоимости строительства, рассчитанной в ТЕР 2001 Ленинградской области исходя из параметров проекта газоснабжения, и по предложению ГРО, в случаях, когда предложение не превышает уровень средних рыночных цен на такие работы и услуги;
- расходы на врезку и пуск газа исключены из сметных расчетов расходов на строительство газопроводов (так как относятся к иной статье расходов).
Установив, что расходы Общества, связанные со строительством полиэтиленовых газопроводов установлены тарифным органом в размере, не превышающем сметную стоимость строительства полиэтиленового газопровода, рассчитанной на основании сборника «Территориальные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы. Ленинградская область.ТЕР-81-02-24-2001.Часть24.Теплоснабжение и газопроводы- наружные сети», с корректировкой индексации, исходя из параметров проекта строительства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что примененная методика расчета стандартизированной тарифной ставки С3 согласуется с п.23 НЦС 81-02-15-2020, пунктом 32 Методических указаний.
Утверждение о правильности исключения из расходов на строительство газопроводов при расчете стандартизированной тарифной ставки С3 расходов на врезку и пуск газа, как относящихся к иной статье расходов соответствует п.8 Методических указаний.
В возражениях, направленных 30.12.2020г. в тарифный орган, Общество выразило несогласие против корректировки площади восстановления нарушенного дорожного покрытия, так как причины снижения объемов работ не представлены ЛенРТК.
Выявив, что при расчете стандартизированной тарифной ставки С3, несмотря на предоставление Обществом в составе тарифной заявки документы, подтверждающие расходы на восстановление дорожного покрытия, ЛенРТК без какого-либо обоснования уменьшил (скорректировал) заявленные Обществом расходы на восстановление нарушенного дорожного покрытия по объектам, закрытым во втором 2 полугодии 2019г. (таблица №5), суд правомерно признал проведенную ЛенРТК корректировку не соответствующей требованиям законодательства в сфере тарифного регулирования в области газоснабжения, отметив, что законодательством не предусмотрено право тарифного органа корректировать проектную документацию, применение той или иной технологии (п.13(1) Правил технологического присоединения объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. №1314 (действовавших на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта и утративших силу с 13.09.2021г.); аналогичная правовая позиция приведена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2019г. №48-АПА19-19, определении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2018г. №310-КГ18-7671).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Методических указаний в состав расходов на осуществление строительных мероприятий включаются, в том числе расходы на осуществление государственной регистрации права собственности на созданную газораспределительной организацией (ГРО) газораспределительную сеть в целях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства.
Для расчета стандартизированной тарифной ставки С3 Обществом были заявлены расходы «на осуществление мероприятий по постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объект сети газораспределения» в размере 4 624, 75 тыс.руб. ( приложение 3 к тарифной заявке л.д. 59 т.2).
В возражениях от 30.12.2020г. Общество указало, что тарифный орган не представил обоснования корректировки расходов на регистрацию права собственности объекта капитального строительства (38 814, 82 руб. за объект); затраты Общества сформированы согласно заключенным договорам подряда на оформление технического плана и постановку на кадастровый учет. Договоры заключены по итогам закупочной процедуры с соблюдением Федерального закона от 19.07.2011 №223-ФЗ. Фактические затраты Общества на регистрацию права собственности составляют 58 000 руб. (36 000 руб.-технический план, 2000-государственная пошлина). В связи с длительностью процедуры регистрации в Росреестре, объекты вводятся в эксплуатацию после регистрации права собственности, и расходы на технический план и госпошлину относятся на стоимость объекта капитального строительства, исключение большей части заявленных расходов на регистрацию из заявленных расходов является необоснованным.
При рассмотрении дела судом установлено, что в расчете стандартизированной тарифной ставки С3 учтены расходы на государственную регистрацию права собственности только в отношении тех объектов недвижимости газораспределительной сети, в отношении которых поименованные расходы понесены Обществом до подписания акта о подключении (технологическом присоединении).
Не согласившись с такой позицией тарифного органа, суд правомерно отметил, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие учитывать при расчете стандартизированной тарифной ставки С3 расходы ГРО на осуществление государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости газораспределительной сети, которые понесла ГРО после подписания акта о подключении (технологическом присоединении).
Вывод суда в данной части соответствует требованиям приведенного законодательства в сфере тарифного регулирования в области газоснабжения.
В соответствии с пунктом 26 Методических указаний при расчете стандартизированной тарифной ставки С4 учитываются фактические расходы ГРО на строительство стального (полиэтиленового) газопровода бестраншейным способом (в зависимости от протяженности, диапазона диаметра), общая длина стальных (полиэтиленовых) газопроводов (в зависимости от диапазона диаметров, протяженности), построенных в рамках технологического присоединения бестраншейным способом, коэффициент расходов, определяемый в соответствии с пунктом 33 настоящих Методических указаний.
В Пояснительной записке Общество указало, что расчет стандартизированной тарифной ставки С4 осуществлен на основании договоров, выполненных за 2017-2019гг. В состав расходов включены общехозяйственные расходы, порядок формирования которых установлен Учетной политикой Общества. С целью расчета стандартизированной тарифной ставки С4 на 2021г. фактические расходы приведены к ценам планируемого периода с учетом применения индекса цен производителей (ИПЦ) в строительной отрасли в соответствии с Прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации за 2018г., 2019г., 2020г. (таблица с расчетами приведена в приложении 5-л.д.61 т.2).
В Экспертном заключении в части расчета стандартизированной тарифной ставки С4 отмечено, что в обоснование расходов на строительство газопроводов бестраншейным способом (ГНБ и ННБ) Обществом представлены «рамочные» подрядные договоры, акты о приемке выполненных работ, справки о стоимости выполнения работ. В большинстве случаев, договорная цена определена на основании стандартизированных тарифных ставок, установленных соответствующими приказами ЛенРТК на соответствующий период регулирования. В обоснование несогласия с заявленным размером расходов, подлежащих включению в расчет стандартизированной тарифной ставки С4, в экспертном заключении указано следующее. По ряду объектов, расходы определены Обществом на основании сметной стоимости работ. Сметный расчет стоимости прокладки полиэтиленовых труб диаметром 32 мм и 63 мм бестраншейным способом выполнен некорректно, так как основан на расценках ТЕР 04-01-074/ТЕР 04-01-078.Данные расценки относятся к работам по прокладке трубопроводов методом горизонтально направленного бурения машиной горизонтального бурения прессово-шнековой типа РВА с усилием продавливания 203 ТС (2000кН) фирмы SHMIDT, KRANZ-GRUPPE и минимальным диаметром прокладки 325 мм (бурение с последующим расширением). ЛенРТК полагал, что применение таких расценок для расчета расходов, связанных с прокладкой газопровода диаметром 32 мм и 63 мм бестраншейным способом, не отражает рыночную стоимость работ и приводит к значительному завышению расходов на мероприятия по прокладке трубопроводов методом ННБ и ГНБ. В качестве обоснования расходов на строительство газопроводов диаметром 110 мм и 160 мм методом ГНБ и ННБ представлены аналогичные сметные расчеты. По предложению строительного рынка Санкт-Петербурга и Ленинградской области, стоимость прокладки газопровода диаметром 32-160 мм бестраншейным способом рассчитана в диапазоне от 1000 до 2500 руб. за погонный метр прокладки, включая стоимость полиэтиленовой трубы, что ниже предложения Общества более чем в 4 раза. Учитывая, что Общество заключает «рамочные» договоры на осуществление мероприятий по подключению, стоимость предложений может быть более низкой исходя из увеличения запрашиваемых объемов работ, включаемых в общую стоимость по договору для группы объектов газификации. В связи с тем, что рыночная стоимость данных работ определена тарифным органом при установлении ставок на 2019г. ЛенРТК полагал возможным установить стандартизированные тарифные ставки С4 на уровне тарифных ставок, установленных ЛенРТК на 2019г. и 2020г., с учетом индекса цен производителей (ИПЦ) в соответствии с Прогнозом Министерства экономического развития РФ на 2020г.
В возражениях от 30.12.2020г. Общество считало необоснованной примененную ЛенРТК понижающую корректировку расходов на выполнение строительно-монтажных работ бестраншейным способом на основании анализа цен на работы, размещенные на сайтах различных организаций, в которых не учитываются транспортные расходы на спецтехнику, материалы, утилизацию бургеля, территориальный разброс объектов, строящихся в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2013г. №1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Коммерческие предложения ЛенРТК не представлены, ни одна из перечисленных компаний не принимала участия в закупочной процедуре, регулярно проводимой Обществом в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011г. №223-ФЗ.Стоимость выполнения Обществом указанных работ подтверждена актами выполненных работ и рамочными договорами подряда, заключенными по итогам закупочной процедуры с соблюдением Федерального закона от 19.07.2011г. №223-ФЗ.
Установив, что понижающая корректировка заявленных Обществом расходов для исчисления стандартизированной тарифной ставки С4 выполнена ЛенРТК в связи с несогласием с методикой проведения работ по строительству газопроводов бестраншейным способом, используемой Обществом (а соответственно и с использованными методиками расчета затрат), суд обоснованно признал названную корректировку не соответствующей пункту 11 Основных положений и пунктам 1, 8, 26, 32 Методическим указаний.
Равно как является верным и утверждение суда о том, что законодательством не предусмотрено право тарифного органа корректировать применение той или иной технологии строительства газораспределительных систем полиэтиленовых труб с предложением более экономичного способа.
При этом, избранный ЛенРТК механизм расчета стандартизированной тарифной ставки С4 на 2021г. (в Экспертном заключении указано, что при расчете С4 учитывались ставки С4 за 2019г. и за 2020г., а в апелляционной жалобе указано, что расчет С4 на 2021г. произведен путем индексации стандартизированной тарифной ставки С4 на 2020г.) не соответствует требованиям пунктов 26, 32 Методических указаний.
Размер стандартизированной тарифной ставки, связанной с мониторингом выполнения заявителем технических условий (С7.1) осуществляется с учетом фактических расходов ГРО на проведение мониторинга выполнения заявителем технических условий в соответствующем календарном году, фактического количества договоров о подключении (технологическом присоединении) в соответствии с группами подключений, коэффициента подключений, по которым осуществляется мониторинг подключений (пункт 29 Методических указаний).
Размер стандартизированной тарифной ставки, связанной с фактическим присоединением к сети газораспределения (С7.2) определяется с учетом расходов ГРО на осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства заявителя к газораспределительной сети (в зависимости от вида газопровода, диапазона диаметров, типа прокладки), количества договоров о подключении (технологическом присоединении), по которым осуществлено фактическое присоединение объекта капитального строительства заявителя к газораспределительной сети (с учетом вида газопроводов, диапазона диаметров, типа прокладки) и осуществлен пуск газа, и коэффициента расходов, определяемого в соответствии с пунктом 33 Методических указаний (пункт 30 Методических указаний).
В Пояснительной записке Общества указано, что расчет стандартизированных тарифных ставок С7.1 и С7.2 произведен на основании фактически выполненных договоров подключения в границах земельного участка заявителя за 2019г. С 2019г. в Обществе организован раздельный учет расходов, связанных с мониторингом выполнения заявителем технических условий и осуществлением фактического подключения в разрезе объектов в составе текущей деятельности согласно методике формирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), утвержденной приказом генерального директора от 26.12.2019г. №1436.В связи с отсутствием фактически выполненных договоров по ряду диапазонов диаметров, Общество просило установить размеры ряда ставок на основании представленных им расчетных данных. В связи с заключением большого количества «нулевых» договоров, предусматривающих исключительно расходы на мониторинг выполнения заявителем технических условий и осуществление фактического подключения, Общество считало необходимым включить расходы на материалы для осуществления врезки на основании заключенных договоров поставки материалов и коммерческих предложений, представленных письмом от 17.07.2020 №СП-31-6456.
В экспертном заключении в отношении расчета стандартизированных тарифных ставок С7.1, С7.2 указано, что до текущего года включительно размер ставок С7 рассчитывался без учета земляных работ и материалов для врезки, что обуславливало их относительно небольшой размер.
Материалы для врезки входили в ставку на строительство газопровода, также как и земляные работы в случаях присоединения к подземным газораспределительным сетям (котлован для врезки). Расчет ставок С7 выполнен на основе вышеуказанных «ставочных» договоров, заключенных и выполненных ГРО до конца 2019г. При рассмотрении расходов, связанных с мониторингом выполнения заявителем технических условий, прилагаемого Обществом реестра «ставочных» договоров ЛенРТК указано:
-общая сумма расходов по 932 договорам составила 8 961 457, 61 руб., среднее значение расходов на одно подключение 9 615, 30 руб.;
- пообъектные расходы в одной группе дифференциации ставки С7.1 варьируются от 2,2 тыс.руб. до 18,1 тыс.руб., при этом какое-либо обоснование разброса стоимостей (по протяженности внутренних сетей заявителя, количеству устанавливаемого оборудования и т.п.) не представлено;
-расходы в разных группах дифференциации ставки С7.1 имеют одинаковое среднее значение расходов на одно подключение;
-«общехозяйственные расходы, принимаемые ЛенРТК к учету в размере не более 12% от суммы расходов, в случае, если расчет таких расходов выполнен не по сметным нормативам, включающим накладные расходы, а на основе калькуляции затрат, по расчету Общества составляют более 18%»;
-индексация расходов к планируемому периоду, определяемая согласно п.33 Методических указаний, выполнена ГРО некорректно;
-набор работ, выполняемых при осуществлении мониторинга выполнения заявителем технических условий, остались неизменными в отличие от перечня работ, включаемых в ставку С7.2.
С учетом изложенного, тарифный орган пришел к следующим выводам: рыночная стоимость производства данных работ определена ЛенРТК при установлении стандартизированных тарифных ставок на 2020г.; набор работ не зависит от диаметра газопровода, в который осуществляется врезка. В связи с чем, ЛенРТК предложило установить стандартизированные тарифные ставки С7.1 на 2021г. на действующем уровне с индексацией. Расчет стандартизированной тарифной ставки С7.2 проведен на основе договоров о подключении и расчетов расходов на врезку и пуск. Корректировка выполнена по представленным обосновывающим материалам, а именно с применением корректных данных о стоимости работ, определенной Обществом. Общехозяйственные расходы приняты в размере 12%. Расчет стандартизированной тарифной ставки С7.2 представлен в таблице №11.
В возражениях от 30.12.2020г. Общество выразило несогласие с предлагаемой тарифным органом величиной тарифных ставок на покрытие расходов, связанных с осуществлением фактического подключения для газопроводов диаметром свыше 315 мм, указав, что при врезке в высокие диаметры без снижения давления используются более дорогостоящие материалы, закупка которых проводится в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 г. №223-ФЗ, их применение обоснованно качественными характеристиками и технической политикой Общества, принятой с целью обеспечения безаварийного газоснабжения.
Установив, что расчет стандартизированной тарифной ставки С7.1 произведен ЛенРТК экспертным путем, а именно исходя из уровня стандартизированных тарифных ставок на 2020г. с применением индекса потребительских цен по видам экономической деятельности «Прогноз показателей инфляции (Базовый вариант)». По строке «прочие услуги 2020 год (план) 102, 7%», суд пришел к правильному выводу о том, что примененный тарифным органом способ (механизм) расчета указанной стандартизированной тарифной ставки не соответствует требованиям п.11 основных положений, п.п.29, 32 Методических указаний.
Так как в экспертном заключении тарифного органа в нарушение п.19 Основных положений не содержится оценки достоверности данных, приведенных в предложениях Общества об установлении размера стандартизированной тарифной ставки С7.2 (представленными в соответствии с п.21 Методических указаний), и отсутствует анализ указанных предложений исходя из всех факторов в соответствии с настоящими Основными положениями, а в ходе судебного разбирательства тарифным органом в нарушение ст.62 КАС РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что размер заявленных Обществом расходов для расчета стандартизированной тарифной ставки С7.2 исчислен неверно и является экономически необоснованным, равно как не представлены доказательства, подтверждающие правомерность расчета стандартизированной тарифной ставки С 7.2, выполненного ЛенРТК, то суд пришел к обоснованному выводу о невозможности проверить обоснованность величин принятых ЛенРТК для расчета стандартизированной тарифной ставки С7.2.
В пункте 8 Методических указаний приведены виды расходов, которые подлежат включению при расчете стандартизированных тарифных ставок С1, С2, С3, С4, С5, С6, С7, С7.1, С7.2.
В состав перечисленных стандартизированных тарифных ставок включаются расходы на:
-выполнение ГРО технических условий, в том числе разработку проектной документации и проведение экспертизы проектной документации, и (или) проведение экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации) и осуществление строительных мероприятий;
-мониторинг ГРО выполнения Заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения.
В пункте 8 Методических указаний приведены примерные перечни расходов ГРО, подлежащих включению в состав расходов на разработку проектной документации (подпункта «а»); на осуществление строительных мероприятий (подпункт «б»); на мониторинг выполнения заявителем технических условий и осуществление фактического присоединения объектов капитального строительства заявителя к газораспределительной сети и проведением пуска газа в газоиспользующее оборудование заявителя.
В письме ФАС России от 05 ноября 2020г. №02/96262/20 разъяснено следующее.
Пунктом 8 Методических указаний установлен исчерпывающий перечень расходов на выполнение газораспределительной организацией мероприятий, учитываемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее-орган регулирования) при расчете размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок. Таким образом, общехозяйственные расходы газораспределительной организации не учитываются при расчете размера платы за технологическое присоединение и (или) размера стандартизированных тарифных ставок. При этом не допускается двойной учет одних и тех же затрат в разных тарифах.
По мнению ФАС России, органом регулирования общехозяйственные расходы подлежат учету при условии их экономической обоснованности в соответствии с учетной политикой, которые не покрыты за счет иных тарифов.
Для установления стандартизированных тарифных ставок Обществом заявлены общехозяйственные расходы в размере 5 436 051, 93 руб., в том числе понесенные: на проектно-изыскательские работы- 471 057, 92 руб., на строительно-монтажные работы открытым способом – 1 815 475, 25 руб., на строительно-монтажные работы бестраншейным способом -282 478, 39 руб., на мониторинг технических условий -1 375 693, 42 руб., на врезку и фактическое подключение – 1 491 346, 86 руб.
В Пояснительной записке указано, что в состав расходов на технологическое присоединение включены общехозяйственные расходы, порядок формирования которых установлен Учетной политикой Общества для целей бухгалтерского учета, утвержденного приказом генерального директора от 26.12.2019г. №1436.
В Экспертом заключении отражено, что общехозяйственные расходы входят в сметные нормативы, дополнительный учет каких-либо накладных расходов организации (увеличение сметной стоимости) не предусмотрен Методическими указаниями, ввиду чего указанные Обществом общехозяйственные расходы не учтены при сметном определении стоимости проектно-изыскательских работ (при расчете стандартизированной тарифной ставки С1) (л.д.23 т.2).
Не включены общехозяйственные расходы в расчет стандартизированной тарифной ставки С2 (не оспаривается в рамках настоящего административного дела).
В Экспертном заключении не отражено, учтены ли общехозяйственные расходы при определении размеров оспариваемых стандартизированных тарифных ставок С3, С4.
При определении размера стандартизированной тарифной ставки С7.1 определено, что «общехозяйственные расходы, принимаемые ЛенРТК к учету в размере не более 12% от суммы расходов, в случае, если расчет таких расходов выполнен не по сметным нормативам, включающим накладные расходы, а на основе калькуляции затрат, по расчету Общества составляют более 18%»(л.д.44 т.2).
В отношении стандартизированной тарифной ставки С7.2 отмечено, что общехозяйственные расходы приняты в размере 12%.
В возражениях от 30.12.2020г. Общество считало необоснованным исключение из расчета величины стандартизированных тарифных ставок общехозяйственных расходов, сформированных согласно Учетной политике Общества пропорционально сумме выручки. Ссылаясь на полученные разъяснения ФАС России (письмо от 05.11.2020 №02/96262/20), полагало, что общехозяйственные расходы подлежат учету тарифным органом при условии их экономической обоснованности в соответствии с Учетной политикой Общества. Утверждало, что накладные расходы, предусмотренные сметными нормативами, не в полной мере покрывают величину общехозяйственных расходов Общества, порядок формирования которых установлен Учетной политикой Общества для целей бухгалтерского учета.
Как следует из материалов дела, приказом генерального директора АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» от 26.12.2019г. №1436 утверждено Положение по учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2020г. (далее-Положение по учетной политике)
Приложением №9 к Положению по учетной политике является Методика формирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), в разделе 8 которой установлен порядок учета общехозяйственных расходов.
Согласно разделу 8 Методики формирования себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), общехозяйственные расходы включают стоимость израсходованных материальных, трудовых и прочих ресурсов, необходимых для управления Обществом и его обособленными структурными подразделениями. В составе общехозяйственных расходов отражаются, в частности, расходы на содержание аппарата управления, а также расходы, относящиеся к следующим подразделениям Общества: отдел по работе с персоналом, юридический отдел, бухгалтерская служба, планово-экономический отдел, административно-хозяйственный отдел и т.п.
Общая сумма общехозяйственных расходов определяется в соответствии с фактическими сложившимися расходами по соответствующим элементам и статьям затрат согласно приложения №2 (распределение затрат производства по элементам).
Порядок отражения общехозяйственных (управленческих) расходов в бухгалтерском учете Общества приведен в таблице 13.
Исходя из п.8 Методических указаний, разъяснений ФАС России в письме от 05.11.2020г. №02/96262/20, с учетом того, что административным ответчиком в нарушение ст.62 КАС РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что заявленные Обществом общехозяйственные расходы включены в расчет иных тарифов, и не представлены доказательства, подтверждающие, что названные общехозяйственные расходы включены в раздел сметы «прочие» как накладные расходы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что общехозяйственные расходы подлежали учету при расчете размеров оспоренных стандартизированных тарифных ставок С1, С3, С4, С7.1, С7.2.
Таким образом, стандартизированные тарифные ставки С1, С3, С4, С7.1, С7.2 утверждены приказом ЛенРТК №667-п с нарушением требований Закона о газоснабжении, Основных положений, Методических указаний, и являются экономически необоснованными.
По перечисленным основаниям суд правомерно признал недействующим приказ №667-п в части установления для Общества стандартизированных тарифных ставок С1, С3, С4, С7.1, С7.2.
Исходя из п.1 ч.2 ст.215 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд обоснованно признал приказ ЛенРТК №667-п (в оспариваемой части) недействующим с момента его принятия.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Судебная коллегия считает выводы суда законными, обоснованными и мотивированными. Выводы суда соответствуют приведенным федеральным нормам.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда, поскольку не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
По существу, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, которая получила надлежащую оценку и признана несостоятельной.
Утверждение административного ответчика о том, что общехозяйственные расходы, включаемые в сметный расчет (накладные расходы), учтены при установлении платы, и не предполагают дополнительного учета при расчете стандартизированных тарифных ставок, (со ссылками на п.8 Методических указаний, письмо ФАС России от 05.11.2020 №02/96262/20, Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008г. №87, Методику по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, утвержденную приказом Минстроя России от 21.12.2020г. №812/р), не может быть признано обоснованным, так как не опровергает правильности выводов суда о том, что по делу не представлено доказательств, подтверждающих, что общехозяйственные расходы учтены в расчете иных тарифов, или включены в раздел сметы «прочие» как накладные расходы.
Не могут быть признаны обоснованными и суждения административного ответчика о том, что при расчете стандартизированных тарифных ставок расходы на государственную регистрацию объектов недвижимости подлежат включению только в том случае, если они понесены до подписания акта о подключении (технологическим присоединении). В обоснование ЛенРТК ссылается на Методику бухгалтерского учета операций, связанных с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (приложение 14 к Положению об учетной политике Общества) (абзац 6 пункта 3.2, абзац 19 пункта 3.2 Методики учета операций), пункт 25 Методических указаний.
Однако, данные доводы относительно порядка ведения Обществом бухгалтерского учета не опровергают правильности выводов суда о том, что действующее законодательство в сфере тарифного регулирования в области газоснабжения не содержит подобных ограничений.
Само по себе наличие приведенных положений в Учетной политике Общества не свидетельствует о том, что затраты на осуществление указанных мероприятий, произведенные после признания объекта строительства готовым к эксплуатации и принятия его к бухгалтерскому учету в составе основных средств, не являются экономически обоснованными.
По существу, изложенная позиция тарифного органа основана на неверном толковании пунктов 8, 21, 25 Методических указаний в их совокупности и не отвечает требованиям пункта 11 Основных положений.
Что касается довода ЛенРТК о том, что к затратам на осуществление мероприятий по постановке на кадастровый учет и оформлению права собственности надлежит относить только затраты на уплату государственной пошлины, то необходимо учитывать, что для оценки экономической обоснованности заявленных ГРО затрат по регистрации права собственности надлежит учитывать Федеральный закон от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который содержит, в том числе требования к документам, предъявлемым для государственной регистрации прав.
В части обоснованности расчета тарифным органом стандартизированной тарифной ставки С4 доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную при рассмотрении делам судом первой инстанции, и которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
В данной части необходимо повторно отметить о недопустимости вмешательства тарифного органа в оценку применения Обществом той или иной технологии строительства полиэтиленовых труб, равно как и о том, что избранный тарифным органом механизм расчета стандартизированной тарифной ставки С4 не предусмотрен действующим законодательством сфере тарифного регулирования в области газоснабжения.
В связи с чем, доводы жалобы ЛенРТК относительно расчета стандартизированной тарифной ставки С4 не опровергают выводов суда о допущенных нарушениях законодательства при исчислении размера вышеуказанной стандартизированной тарифной ставки С4.
Ссылка административного ответчика на то, что Обществом в обоснование заявленного размера стандартизированной тарифной ставки С7.1 не было представлено обоснование разброса стоимостей (величина расходов на проведение мониторинга выполнения заявителем технических условий варьируется от 2200 руб. до 18 000 руб.), при том, что средняя величина расходов на проведение мониторинга выполнения заявителем технических условий одинакова для заявителей разных категорий, в связи с чем ЛенРТК избрал иной, экспертный способ расчета названной стандартизированной ставки, не опровергает правильности выводов суда о том, что примененный ЛенРТК способ расчета данной стандартизированной тарифной ставки С 7.1 не соответствует требованиям законодательства.
Довод ЛенРТК о том, что расчет стандартизированной тарифной ставки С7.2 произведен тарифным органом с соблюдением требований п.30 Методических указаний не может быть признан обоснованным, так как доказательств этого в нарушение ст.62 КАС РФ административным ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинградского областного суда от 23 июля 2021г. оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области –без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 ноября 2021г.