ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-127/2024 от 07.02.2024 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 38OS0000-01-2023-000133-51

№ 66а-127/2024 (№ 66а-2032/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 07 февраля 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Войтко С.Н., Бутырина А.В.,

при секретаре судебного заседания Злобиной К.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-106/2023 по административному исковому заявлению первого заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействующим в части со дня принятия Лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр,

по апелляционному представлению заместителя Байкальского межрегионального природоохранного прокурора Секина А.Г. на решение Иркутского областного суда от 16 октября 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр утвержден «Лесохозяйственный регламент Зиминского лесничества Иркутской области» (далее также - Лесохозяйственный регламент).

Приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 года № 91-7-мпр «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области» (далее - приказ от 28 января 2022 года № 91-7-мпр) внесены изменения в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области, в том числе в лесохозяйственный регламент Зиминского лесничества.

Первый заместитель Байкальского межрегионального природоохранного прокурора обратился в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании недействующим со дня принятия Лесохозяйственного регламента (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом от 28 января 2022 года № 91-7-мпр) в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных: в Буринском участковом лесничестве: Зиминская дача, кварталы: 2-5,7-11, 14, 15, 19-45, 150, 160, 167, 169, 170; Буринская дача, кварталы: 111, 112-115, 116, 117-121, 124, 125-139; Черемшанская дача, кварталы: 1, 28; Технический участок № 1 (колхоз «им. Ленина»), кварталы: 107, 111, 112; Технический участок № 5 (совхоз «Зиминский»), кварталы: 9, 28, 29, 30, 36, 38, 40, 42, 43, 44; Технический участок № 6 (совхоз «Окинский»), кварталы: 3, 11, 17, 22, 23; Зулумайском участковом лесничестве: Масляногорская дача, кварталы: 1-8, Батаминская дача, кварталы 69-72, Зулумайская дача, кварталы: 79-84, 105-108, 109-120, Окинская дача, кварталы: 24, 67, 74, 75, 80, 83-86, Технический участок № 2 (совхоз «Батаминский»), кварталы: 90, 102-104, 111, 113, 114, Технический участок № 4 (совхоз «Масляногорский»), кварталы: 26-28, 34, 35, 42, 48, 49, 59, 62, 63, 77-82, 87, 88, 91, 93, указанных в главе № 1 пункта 2 таблицы № 5 «виды разрешенного использования лесов», главе № 2 таблицы № 6 «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента». Возложить на министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда исключить из главы № 1 пункта 2 таблицы № 5 «виды разрешенного использования лесов», главы № 2 таблицы № 6 «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента» Лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области» (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 года № 91-7-мпр «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области») сведения о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на вышеуказанных лесных участках.

Административные исковые требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный акт является незаконным в части изменений, допускающих заготовку древесины в защитных лесах путем осуществления выборочных рубок. На вышеуказанных лесных участках, относящихся к категории защитных лесов - ценным лесам (нерестоохранные полосы лесов), могут проводиться исключительно рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Указывает, что рубка спелых и перестойных лесных насаждений в таких лесах не допускается, это является нарушением интересов Российской Федерации, поскольку леса в Российской Федерации являются одним из важнейших компонентов природных ресурсов и играют одну из ведущих ролей в развитии экономики, улучшении и защите окружающей среды.

Решением Иркутского областного суда от 16 октября 2023 года в удовлетворении административных исковых требований первого заместителя Байкальского межрайонного природоохранного прокурора отказано.

В апелляционном представлении заместитель Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование доводов представления ссылается на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, указывает, что выводы суда о соответствии Лесохозяйственного регламента в обжалуемой редакции требованиям актов лесного законодательства, имеющим большую юридическую силу, являются не правильными, основанными на неверном толковании норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Из положений части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 1 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 ноября 2021 года № 909-пп, министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области.

Оспариваемый нормативный правовой акт, с учетом внесенных в него изменений, принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования, а также требований к форме нормативного правового акта и по этим основаниям не обжалуется.

Из материалов дела усматривается, что после внесения изменений приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 года № 91-7-мпр в Лесохозяйственный регламент Зиминского лесничества включены сведения о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включение в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, относящихся к защитным лесам, допускающих заготовку путем выборочных рубок на лесных участках защитных лесов, расположенных: в Буринском участковом лесничестве: Зиминская дача, кварталы: 2-5,7-11, 14, 15, 19-45, 150, 160, 167, 169, 170; Буринская дача, кварталы: 111, 112-115, 116, 117-121, 124, 125-139; Черемшанская дача, кварталы: 1, 28; Технический участок № 1 (колхоз «им. Ленина»), кварталы: 107, 111, 112; Технический участок № 5 (совхоз «Зиминский»), кварталы: 9, 28, 29, 30, 36, 38, 40, 42, 43, 44; Технический участок № 6 (совхоз «Окинский»), кварталы: 3, 11, 17, 22, 23; Зулумайском участковом лесничестве: Масляногорская дача, кварталы: 1-8, Батаминская дача, кварталы 69-72, Зулумайская дача, кварталы: 79-84, 105-108, 109-120, Окинская дача, кварталы: 24, 67, 74, 75, 80, 83-86, Технический участок № 2 (совхоз «Батаминский»), кварталы: 90, 102-104, 111, 113, 114, Технический участок № 4 (совхоз «Масляногорский»), кварталы: 26-28, 34, 35, 42, 48, 49, 59, 62, 63, 77-82, 87, 88, 91, 93, указанных в главе № 1 пункта 2 таблицы № 5 «виды разрешенного использования лесов», главе № 2 таблицы № 6 «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента».

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что Лесохозяйственный регламент в указанной оспариваемой части соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу, полагая, что безусловного запрета на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах, выборочных рубок в защитных лесах, а также предоставление земельных участков в таких лесах в аренду в указанных целях действующее законодательство не содержит.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на три вида: защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Частью 2 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 Лесного кодекса.

Согласно положениям части 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесного комплекса.

Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций (часть 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации).

Защитные леса, в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Таким образом, законодательно установлен такой правовой режим защитных лесов, который является препятствием для использования участков, на которых такие леса расположены, в целях, не соответствующих их изначальному предназначению.

Согласно части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В соответствии с частью 2 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации выделяются следующие категории защитных лесов: 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; 4) ценные леса; 5) городские леса.

В защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, и запрещается изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (части 6 и 7 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 12 части 1 статьи 115 Лесного кодекса Российской Федерации к ценным лесам отнесены леса, имеющие уникальный породный состав лесных насаждений, выполняющие важные защитные функции в сложных природных условиях, имеющие исключительное научное или историко-культурное значение, в том числе нерестоохранные полосы лесов.

К лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, относятся леса, расположенные в зеленых зонах (леса, расположенные на землях лесного фонда и землях иных категорий, выделяемые в целях обеспечения защиты населения от воздействия неблагоприятных явлений природного и техногенного происхождения, сохранения и восстановления окружающей среды) (пункт 3 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно части 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) закреплено, что выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, допускаются в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 данной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), а именно в целях строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых; использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

В соответствии с частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01 марта 2022 года) проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 111.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 24 июля 2023 года) установлено, что сплошные рубки лесных насаждений в защитных лесах запрещаются, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 21 настоящего Кодекса, и случаев, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу части 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в защитных лесах предусмотренные частью 5 настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации в целях, предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.

В соответствии с частью 1 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Согласно части 5 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, устанавливаются: 1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса; 2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; 3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; 4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Пунктом 1 части 1 статьи 25 и частью 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что заготовка древесины является одним из видов использования лесов и представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Согласно части 2 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Виды деятельности, запрещенные в отдельных категориях защитных лесов, установлены статьями 112 - 116 Лесного кодекса Российской Федерации, из положений которых безусловного запрета на осуществление заготовки древесины и рубок в защитных лесах не следует. Однако, в соответствии с частью 6 статьи 111 и частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации в их правовой взаимосвязи, освоение защитных лесов осуществляется в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями, запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Пунктом 2 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 1 января 2020 года № 993 (далее - Правила заготовки древесины) установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

При осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта (пункт 3 Правил заготовки древесины).

Согласно пункту 10 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. В эксплуатационных лесах с целью заготовки древесины осуществляются сплошные и выборочные рубки. Сплошные рубки в защитных лесах осуществляются в случаях, предусмотренных частью 5.1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (с 01 марта 2022 года упомянутая норма части 5.1 соответствует норме части 6 новой редакции), и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции.

Из анализа положений Лесного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Основных положений по рубкам главного пользования в лесах Российской Федерации, утвержденных приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 30 сентября 1993 года № 260, и ГОСТа 18486-87. Государственный стандарт Союза ССР. Лесоводство. Термины и определения (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 10 декабря 1987 года № 4445) в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации, следует, что на лесных участках, относящимся к категории защитных лесов - ценным лесам (нерестоохранные полосы лесов); лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенным в зеленых зонах), могут проводиться исключительно рубки ухода за лесом и санитарные рубки. Рубка спелых и перестойных лесных насаждений в таких лесах не допускается, поскольку осуществление такой деятельности не соответствует назначению защитных лесов и выполняемым ими защитным функциям.

Учитывая вышеизложенное, предусмотренные в оспариваемом лесохозяйственном регламенте Зиминского лесничества выборочные рубки спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных в защитных лесах (нерестоохранные полосы лесов) и лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (зеленые зоны), нарушают принципы лесного законодательства, а именно: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями (статья 1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих целях не относится, а осуществление такой деятельности не соответствует назначению защитных лесов и выполняемым ими защитным функциям.

К таким случаям относятся выборочные рубки лесных насаждений в защитных лесах, в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, а также сплошные рубки в защитных лесах в случаях, предусмотренных приведенными выше нормами части 6 статьи 21, части 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации, к которым рубки в указанных в оспариваемом лесохозяйственном регламенте лесных кварталах в защитных лесах, в том числе нерестоохранных, не относятся, что указывает на противоречие оспариваемых положений лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества частям 1, 2, 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации при осуществлении закупок работ по сохранению лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В этих целях в контракт на выполнение работ по сохранению лесов включаются условия о купле-продаже лесных насаждений.

Действующим лесным законодательством определен не только порядок проведения санитарных рубок в защитных лесах, а также круг субъектов, которым предоставлено право на проведение санитарных рубок в этих лесах, и этот порядок отличен от порядка заготовки древесины в эксплуатационных лесах.

Предоставление лесного участка защитных лесов в аренду для предпринимательской деятельности, связанной с рубкой лесных насаждений при заготовке древесины путем изъятия лесных ресурсов, противоречит положениям лесного законодательства, а сделка посягает на публичные интересы неопределенного круга лиц.

Целью производства выборочных рубок в защитных лесах является сохранение их первоначального функционала, что соответствует положениям статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, сложившееся с принятием оспариваемого нормативного правового акта правовое регулирование в сфере лесопользования в Иркутской области в нарушение действующего федерального законодательства допускает возможность осуществления изъятия древесины в защитных лесах в нарушение установленного порядка проведения в таких лесах санитарных рубок без соблюдения требований частей 1, 2, 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации о целевом назначении и выполняемых полезных функций защитными лесами.

При таком положении, суд апелляционной инстанции полагает решение Иркутского областного суда постановленным при неправильном применении норм материального права, в связи с чем обжалуемый судебный акт, на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене, с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Иркутского областного суда от 16 октября 2023 года отменить, принять по административному делу новое решение, которым административные исковые требования первого заместителя Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к министерству лесного комплекса Иркутской области удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Лесохозяйственный регламент Зиминского лесничества, утвержденный приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области» (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 года № 91-7-мпр «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области»), в части сведений о виде разрешенного использования - заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:

в Буринском участковом лесничестве: Зиминская дача, кварталы: 2-5,7-11, 14, 15, 19-45, 150, 160, 167, 169, 170; Буринская дача, кварталы: 111, 112-115, 116, 117-121, 124, 125-139; Черемшанская дача, кварталы: 1, 28; Технический участок № 1 (колхоз «им. Ленина»), кварталы: 107, 111, 112; Технический участок № 5 (совхоз «Зиминский»), кварталы: 9, 28, 29, 30, 36, 38, 40, 42, 43, 44; Технический участок № 6 (совхоз «Окинский»), кварталы: 3, 11, 17, 22, 23.

в Зулумайском участковом лесничестве: Масляногорская дача, кварталы: 1-8, Батаминская дача, кварталы 69-72, Зулумайская дача, кварталы: 79-84, 105-108, 109-120, Окинская дача, кварталы: 24, 67, 74, 75, 80, 83-86, Технический участок № 2 (совхоз «Батаминский»), кварталы: 90, 102-104, 111, 113, 114, Технический участок №4 (совхоз «Масляногорский»), кварталы: 26-28, 34, 35, 42, 48, 49, 59, 62, 63, 77-82, 87, 88, 91, 93, указанных в главе № 1 пункта 2 таблицы № 5 «виды разрешенного использования лесов», главе № 2 таблицы № 6 «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента».

Возложить на министерство лесного комплекса Иркутской области обязанность в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего апелляционного определения исключить из главы № 1 пункта 2 таблицы № 5 «виды разрешенного использования лесов», главы № 2 таблицы № 6 «Расчетная лесосека для осуществления выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на срок действия лесохозяйственного регламента» Лесохозяйственного регламента Зиминского лесничества, утвержденного приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 года № 78-мпр «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области» (с учетом внесенных изменений в соответствии с приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 28 января 2022 года № 91-7-мпр «О внесении изменений в отдельные приказы министерства лесного комплекса Иркутской области») сведения о виде разрешенного использования – заготовка древесины и включении в расчетную лесосеку выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений на лесных участках, расположенных:

в Буринском участковом лесничестве: Зиминская дача, кварталы: 2-5,7-11, 14, 15, 19-45, 150, 160, 167, 169, 170; Буринская дача, кварталы: 111, 112-115, 116, 117-121, 124, 125-139; Черемшанская дача, кварталы: 1, 28; Технический участок № 1 (колхоз «им. Ленина»), кварталы: 107, 111, 112; Технический участок № 5 (совхоз «Зиминский»), кварталы: 9, 28, 29, 30, 36, 38, 40, 42, 43, 44; Технический участок №6 (совхоз «Окинский»), кварталы: 3, 11, 17, 22, 23.

в Зулумайском участковом лесничестве: Масляногорская дача, кварталы: 1-8, Батаминская дача, кварталы 69-72, Зулумайская дача, кварталы: 79-84, 105-108, 109-120, Окинская дача, кварталы: 24, 67, 74, 75, 80, 83-86, Технический участок № 2 (совхоз «Батаминский»), кварталы: 90, 102-104, 111, 113, 114, Технический участок № 4 (совхоз «Масляногорский»), кварталы: 26-28, 34, 35, 42, 48, 49, 59, 62, 63, 77-82, 87, 88, 91, 93.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в общественно-политической газете «Областная», а также на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Иркутский областной суд.

Председательствующий О.Е. Красикова

Судьи С.Н. Войтко

А.В. Бутырин

Мотивированное апелляционное определение составлено 12 февраля 2024 года.