ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1282/20 от 04.06.2020 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-1282/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 4 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Ефремовой О.Н., Селиверстовой И.В.,

при секретаре Савиной М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-104/2019 по коллективному административному исковому заявлению Малыгиной Т.Ю., Кадыкова М.А., Ивановой С.А., Титовой А.С., Баженова В.К., Баженовой Т.Е., Коберт А.В., Коберта Д.Г., Маркова Н.И., Парфировой О.К., Хайдера Д.Б., Мизюкова А.Н., Самсоновой И.В., Самсонова А.В., Самсонова П.А., Самсонова А.А., Самсоновой Я.А., Гришина А.А., Мелентьева В.Н., Буряшкиной В.И., Кадыкова С.А. о признании недействующими со дня принятия решений Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 58 от 22 августа 2018 года «Об утверждении проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области», №54 от 28 июня 2017 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области»,

по апелляционной жалобе Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области на решение Владимирского областного суда от 25 декабря 2019 года, которым коллективный административный иск удовлетворен,

Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Овсянкиной Н.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда отмене не подлежит,

судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

28 июня 2017 года Советом народных депутатов Суздальского района Владимирской области принято решение № 54 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области (корректировка)».

Указанный нормативный правовой акт размещен на официальном сайте органов местного самоуправления Суздальского района Владимирской области www.suzdalregion.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликован в газете «Суздальская новь» от 30 июня 2017 года № 52 (11801).

22 августа 2018 года Советом народных депутатов Суздальского района Владимирской области принято решение № 58 «Об утверждении проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области».

Данное решение размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Суздальского района Владимирской области www.suzdalregion.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовано в специальном выпуске газеты «Суздальская новь» от 31 августа 2018 года.

Малыгина Т.Ю., являющаяся собственником земельного участка и жилого дома, в селе Тарбаево муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области, 3 июля 2019 года обратилась во Владимирский областной суд с административным иском о признании недействующими решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 58 от 22 августа 2018 года «Об утверждении проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области» в части перевода земельного участка с кадастровым номером в категорию земель населенного пункта и решения № 54 от 28 июня 2017 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области» в части установления территориальной зоны СХ-2 на карте градостроительного зонирования в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и ссылаясь на нарушение порядка перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, процедуры проведения публичных слушаний.

21 октября 2019 года Кадыков М.А., Иванова С.А., Титова А.С., Баженов В.К., Баженова Т.Е., Коберт А.В., Коберт Д.Г., Марков Н.И., Парфирова О.К., Хайдер Д.Б., Мизюков А.Н., Самсонова И.В., Самсонов А.В., Самсонов П.А., Самсонов А.А., Самсонова Я.А., Гришин А.А., Мелентьев В.Н., Буряшкина В.И., Кадыков С.А. обратились с коллективным заявлением о присоединении к вышеуказанным требованиям, которое определением суда принято к производству, в порядке, предусмотренном статей 42 КАС РФ.

Уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные соистцы просили суд о признании недействующими со дня принятия решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской № 58 от 22 августа 2018 года «Об утверждении проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области», и решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 54 от 28 июня 2017 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области».

В обоснование заявленных требований административные соистцы указывали на нарушение процедур проведения публичных слушаний и перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, а также на необоснованное планирование размещения сельскохозяйственного предприятия на земельном участке, на котором ранее располагался скотомогильник.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов адвокат Кадыкова Т.А. заявленные требования поддержала по указанным выше основаниям.

Представитель административного ответчика Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области по доверенности Федулова Е.А., представитель заинтересованного лица ООО «Тарбаево» по доверенности Савин А.А. просили в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованное лицо МО Селецкое Суздальского района Владимирской области представителя в суд первой инстанции не направило, в письменном отзыве указывало на необоснованность заявленных требований.

Решением Владимирского областного суда от 25 декабря 2019 года коллективный административный иск Малыгиной Т.Ю., Кадыкова М.А., Ивановой С.А., Титовой А.С., Баженова В.К., Баженовой Т.Е., Коберт А.В., Коберта Д.Г., Маркова Н.И., Парфировой О.К., Хайдера Д.Б., Мизюкова А.Н., Самсоновой И.В., Самсонова А.В., Самсонова П.А., Самсонова А.А., Самсоновой Я.А., Гришина А.А., Мелентьева В.Н., Буряшкиной В.И., Кадыкова С.А. – удовлетворен.

Признаны недействующими со дня принятия решение Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 58 от 22 августа 2018 года «Об утверждении проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области» и решение Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 54 от 28 июня 2017 года «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области».

В апелляционной жалобе Глава Суздальского района Кириллов В.В., действуя от имени административного ответчика Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области, указывает на необоснованность состоявшегося по делу решения в части признания недействующим со дня принятия решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 58 от 22 августа 2018 года «Об утверждении проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области» и просит об отмене состоявшегося по делу решения в указанной части.

В обоснование доводов жалобы со ссылкой на положения статей 84, 85 Земельного Кодекса Российской Федерации и требования Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Федеральный закон №172-ФЗ), а также Градостроительный кодекс Российской Федерации указывает, что проект Генерального плана муниципального образования Селецкое был подготовлен в рамках муниципального контракта от 23 июня 2017 года <данные изъяты>. На данный проект получено положительное заключение администрации Владимирской области от 9 августа 2017 года о его согласовании.

Решением Совета народных депутатов Суздальского района от 23 августа 2017 года №69 данный проект Генерального плана был утвержден, однако указанное решение было отменено в связи с нарушением процедуры проведения публичных слушаний представительным органом, решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28 марта 2018 года №23.

После проведения публичных слушаний с соблюдением требований градостроительного законодательства, решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области №58 от 22 августа 2018 года был утвержден тот же проект, на который имелось заключение администрации Владимирской области о его согласовании. Однако, данные обстоятельства не нашли оценки в судебном решении.

Полагал, что вывод суда о нарушении процедуры публичных слушаний, установленной частью 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованным.

Так, постановлением Главы Суздальского района от 21 мая 2018 года №3 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района» были назначены публичные слушания и утвержден порядок их проведения.

Указанное постановление было опубликовано в газете «Суздальская новь» №41 от 23 мая 2018 года и размещено на официальном сайте администрации Суздальского района в сети Интернет. Данные обстоятельства по мнению апеллянта свидетельствуют о надлежащем извещении жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний.

Постановлением Главы Суздальского района от 21 июня 2018 года №10 «О внесении изменений в постановление Главы Суздальского района от 21 мая 2018 года №3 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района» был изменен график проведения публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана. Данное постановление также было опубликовано в газете «Суздальская новь» №50 от 22 июня 2018 года и размещено на официальном сайте администрации Суздальского района в сети Интернет.

В соответствии с постановлением администрации Суздальского района от 18 июля 2018 года №1585 «О публикации заключения о результатах публичных слушаний по рассмотрению проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района» опубликовано заключение о результатах публичных слушаний. Данное решение также было опубликовано в газете «Суздальская новь» №58 от 20 июля 2018 года и размещено на официальном сайте администрации Суздальского района в сети Интернет.

По мнению апеллянта приведенное свидетельствует о соблюдении срока проведения публичных слушаний, который в рассматриваемом случае составил 58 дней ( с 24 мая 2018 года по 20 июля 2018 года), что соответствует установленной частью 8 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации ( далее - ГрК РФ) процедуре проведения публичных слушаний, однако суд первой инстанции оставил указанные юридически значимые обстоятельства без внимания и оценки, что повлекло принятие необоснованного решения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

От Совета народных депутатов суздальского района и администрации муниципального образования Селецкое поступили письменные ходатайства с просьбой о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Принимая во внимание указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» (в редакции указа Мэра Москвы от 27 мая 2020 года №61-УМ), предусматривающие возможность явки сторон в судебное заседания при получении пропуска в соответствии с указом Мэра Москвы от 11 апреля 2020 года № 43-УМ (в редакции указа Мэра Москвы от 27 мая 2020 года №62-УМ) «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве», возобновление деятельности Первого апелляционного суда общей юрисдикции в полном объёме с 12 мая 2020 года, а также категорию обжалуемого судебного акта, отсутствие ходатайств сторон спора об отложении рассмотрения настоящей апелляционной жалобы, учитывая наличие доказательств надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников административного судопроизводства, в порядке, установленном статьями 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судебное решение в части признания недействующим с момента принятия решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от28 июня 2017 года № 54 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области (корректировка)» сторонами не оспаривается, проверено судебной коллегией в порядке части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ и оснований не согласится с ним не имеется, поскольку в процессе рассмотрения спора по существу судом установлены нарушения процедуры принятия Правил землепользования и застройки выразившиеся в несоблюдении требований части 12 статьи 31 ГрК РФ так как публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки были проведены только в одном населенном пункте – в селе Сельцо Суздальского района Владимирской области, что обоснованно признано судом достаточным основанием для признания оспариваемого акта недействующим.

Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку как видно из текста оспариваемого акта им была утверждена новая редакция Правил землепользования и застройки в отношении всей территории поселения, следовательно, публичные слушания должны были проводиться в каждом населенном пункте поселения.

Проверяя судебный акт в части второго оспариваемого административными истцами нормативного правового акта - решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 58 от 22 августа 2018 года «Об утверждении проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области» судебная коллегия исходит из следующего.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее- Федеральный закон №131-ФЗ) общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.

Отношения, связанные с деятельностью по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемой в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий, регулируются законодательством о градостроительной деятельности, что закреплено в части 1 статьи 4 ГрК РФ.

В силу части 4 статьи 3 ГрК РФ по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному кодексу.

Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты. Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).

В части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 указанной статьи).

В силу части 4 статьи 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Проанализировав Устав муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области, суд первой инстанции правомерно признал, что он принят уполномоченным органом – Советом народных депутатов Суздальского района и надлежащим образом доведен до всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное проведение публичных слушаний, согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ и закрепляет необходимость осуществление его подготовки в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Признавая оспариваемый акт недействующим суд первой инстанции исходил из нарушения процедуры проведения публичных слушаний и согласования проекта с администрацией Владимирской области.

Нарушение процедуры проведения публичных слушаний суд усмотрел в том, что срок проведения публичных слушаний по проекту генерального плана сельского поселения составил 28 дней.

Определяя данный период суд исходил из того, что жители муниципального образования Селецкое Суздальского района Владимирской области о времени и месте проведения публичных слушаний по вопросу утверждения генерального плана поселения были оповещены 22 июня 2018 года, что подтверждается газетой «Суздальской новь» выпуск № 50 (11903), в котором было опубликовано постановление главы Суздальского района Владимирской области от 21.06.2018 года № 10 «О внесении изменений в постановление Главы Суздальского района от 21 мая 2018 года № 3» «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района» (т. ), а заключение о результатах публичных слушаний от 18 июля 2018 года по утверждению генерального плана было обнародовано 20 июля 2018 года, что подтверждается выпуском газеты «Суздальская новь» №58(11911) от 20 июля 2018 года (т. ).

Между тем, судом первой инстанции не было учтено следующее.

Целью правового института публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений является обеспечение участия жителей муниципального образования в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по вопросам, которые могут затронуть права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 г. N 931-О-О.

Публичные слушания призваны обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу и не содержат требований об уведомлении заинтересованных лиц в индивидуальном (отдельном, особом) порядке.

Понятие публичных слушаний закреплено в статье 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», согласно которой под общественными (публичными) слушаниями понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с частью 11 статьи 24 ГрК Российской Федерации проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса.

Обязанность проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности также закреплена пунктом 5 статьи 28 закона №131-ФЗ, при этом в силу части 4 данной статьи порядок организации и проведения публичных слушаний должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

В силу требований части 3 и 8 статьи 24 ГрК РФ публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Момент оповещения жителей о времени и месте проведения в силу положений статей 2 и 3 Положения об организации и проведении общественных обсуждений и публичных слушаний по вопросам в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования Суздальский район, утвержденного решением Совета народных депутатов Суздальского района №29 от 25 апреля 2018 года связывается с сообщением участникам слушаний следующей информации: даты, времени и места проведения публичных слушаний и сроков проведения публичных слушаний.

Термин «оповещение» о публичных слушаниях раскрыт в статье 5.1 ГрК РФ пунктами 6 и 7 которой предусмотрено, что оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний должно содержать:

1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;

2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;

4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение о начале общественных обсуждений также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационные материалы к нему, или информационных системах, в которых будут размещены такой проект и информационные материалы к нему, с использованием которых будут проводиться общественные обсуждения. Оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.

Материалами дела объективно подтверждено соблюдение административным ответчиком условий, установленных пунктом 8 статьи 5.1 ГрК РФ о том, что оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний:

1) не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации;

2) распространяется на информационных стендах, оборудованных около здания уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты, и (или) в границах территориальных зон и (или) земельных участков, указанных в части 3 настоящей статьи (далее - территория, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации;

Судом не опровергнут факт обеспечения в течение всего периода размещения в соответствии с пунктом 2 части 4 и пунктом 2 части 5 статьи 5.1 ГрК РФ проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему, а также организации экспозиции с 30 мая 2018 года и возможность участников публичных слушаний, прошедших в соответствии с частью 12 статьи 5.1 ГрК РФ идентификацию, вносить предложения и замечания, касающиеся такого проекта:

1) посредством официального сайта или информационных систем (в случае проведения общественных обсуждений);

2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания или собраний участников публичных слушаний (в случае проведения публичных слушаний);

3) в письменной форме в адрес организатора общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) посредством записи в книге (журнале) учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Из Постановления Главы Суздальского района от 21 мая 2018 года №3 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района» следует, что срок проведения публичных слушаний установлен с 23 мая по 23 июля 2018 года (т. ), в том числе срок экспозиции материалов: с 30 мая по 17 июня 2018 года, указаны места проведения экспозиции, определено место, а также установлены место и время проведения собраний по конкретным населенным пунктам, согласно графика времени и места проведения публичных слушаний по населенным пунктам с 18 июня по 3 июля 2018 года. Факт опубликования данного постановления в газете «Суздальская новь» подтвержден материалами дела ( т.).

Суд первой инстанции, установив факт изменения Постановлением Главы Суздальского района от 21 июня 2018 года №10 «О внесении изменений в постановление Главы Суздальского района от 21 мая 2018 года №3 «О назначении публичных слушаний по рассмотрению проекта «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района» ( т) графика проведения публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана пришел к выводу, что с момента оповещения жителей отдельных населенных пунктов муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний прошло меньше 1 месяца.

Однако, согласно первоначального графика публичные слушания были назначены к проведению 18, 19, 21, 25,26,28 июня и 3 июля 2018 года в местах определенных графиком для групп населенных пунктов в каждый из дней. При этом, село Тарбаево было включено в группу с селами Яновец, Федоровское, Туртино с проведением слушаний в с.Туртино 26 июня 2018 года.

Факт опубликования данного графика объективно подтвержден представленной административным истцом копией газеты «Суздальская новь» от 23 мая 2018 года.

Изменение графика проведения публичных слушаний произведенное Постановлением Главы Суздальского района от 21 июня 2018 года №10, также опубликованное в газете «Суздальская новь» 22 июня 2018 года заключалось в разукрупнении отдельных групп по датам, в том числе для жителей села Тарбаево, к которым относятся административные истцы, в организации слушаний в их населенном пункте отдельно 3 июля 2018 года.

Таким образом, поскольку процедура проведения публичных слушаний состоит из этапов: оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях и информационных материалов к нему в информационно-телекоммуникационной сети интернет, открытие экспозиции такого проекта, проведение непосредственно собраний участников публичных слушаний, подготовка и оформление протокола публичных слушаний, подготовка и опубликование заключения о публичных слушаниях, оснований для вывода суда о том, что сроки проведения данных слушаний были нарушены не имелось.

Суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что закон связывает начало течения срока проведения публичных слушаний непосредственно с извещением жителей о дате и месте проведения конкретного собрания на котором обсуждался проект.

В материалы дела административным ответчиком представлены доказательства экспозиции проекта Генерального плана с 30 мая 2018 года, которая предусматривала возможность направления письменных замечаний на проект, протоколы проведения публичных слушаний 18, 19, 21, 25,26,28 июня и 3 июля 2018 года. При этом, из протокола публичных слушаний №14 от 26 июня 2018 года из села Турчино, фактическое число участников собрания в котором составило 72 человека, и согласно первоначального графика предполагалось участие жителей села Тарбаево не следует, что данных жителей не допустили на собрание. Из протокола публичных слушаний от 3 июля 2018 года №56 из села Тарбаево следует, что в нем приняли участие 19 человек.

Таким образом, выводы суда о нарушении порядка проведения публичных слушаний не подтверждены имеющимися в деле доказательствами и являются ошибочными, однако они не повлияли на итоговый вывод суда о признании оспариваемого нормативного акта недействующим.

Признавая факт нарушения процедуры согласования проекта Генерального плана с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации суд исходил из того, что указанный проект на согласование с высшим исполнительным органом государственной власти Владимирской области не направлялся и согласование не прошел.

Проверяя данные выводы суда суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа. Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.

Подготовка генерального плана сельского поселения предусматривает осуществление ряда последовательных процедур, в том числе согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных статьей 25 ГрК РФ.

Как усматривается из материалов дела с принятием оспариваемого акта земельный участок с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения был переведен в категорию земель населенных пунктов, с чем административные истцы связывали нарушение своих прав и законных интересов на санитарно-эпидемиологическое благополучие, поскольку на данном участке ранее размещался скотомогильник Туртино.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений.

В силу статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 указанного закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в том числе, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Судом установлено, что оспариваемым административными истцами нормативным актом (глава 4) предусмотрены мероприятия по развитию населенных пунктов муниципального образования Селецкое, в том числе села Тарбаево, а именно изменение и расширение его границ с северной стороны площадью 71,88 га путем включения в границы земельного участка с кадастровым номером с видом разрешенного использования «животноводство», находящемся в аренде у ООО «Тарбаево».

Вышеуказанный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером , относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Как следует из положений части 7 статьи 25 ГрК РФ согласование проекта генерального плана с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением или городским округом, органами местного самоуправления муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае подготовки проекта генерального плана поселения), осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.

Согласно положениям части 7 статьи 9 ГрК РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить доступ к проектам документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта в сети «Интернет», определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за три месяца до их утверждения.

Приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года № 460 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования» установлено, что орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, размещает проект документа территориального планирования и материалы по его обоснованию в ФГИС ТП и направляет в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в ФГИС ТП (далее - уведомление) в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в ФГИС ТП в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа. ( пункт 1.4 Порядка) Уведомление может быть оформлено согласно рекомендуемому образцу (приложение № 1 к Порядку).

Доказательств размещения во ФГИС ТП проекта генерального плана материалы дела не содержат.

Доводы апелляционной жалобы о том, что согласование проекта Генерального плана, утвержденного оспариваемым решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 58 от 22 августа 2018 года не требовалось, поскольку он полностью идентичен предшествующему Генеральному плану, утвержденному решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 69 от 23 августа 2017 года, проект которого был согласован с исполнительным органом государственной власти Владимирской области 9 августа 2017 года были предметом рассмотрения суда первой инстанции однако были признаны несостоятельными.

Материалы дела свидетельствуют, что утвержденный решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области № 69 от 23 августа 2017 года, проект Генерального плана, был отменен в порядке самоконтроля органом его принявшим, в соответствии с нормами статьи 48 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Порядок согласования документов территориального планирования во Владимирской области установлен Постановлением администрации Владимирской области от 26 мая 2014 года № 522 «О Порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования муниципальных образований области и подготовки заключений на них», пункт 4 которого предусматривает, что орган местного самоуправления, являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования (далее - Заказчик проекта), направляет уведомление об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - уведомление, проект) в департамент строительства и архитектуры администрации области (далее - Департамент).

Согласно пункта 13 Порядка сводное заключение администрации области о согласовании (об отказе в согласовании) проекта в течение трех рабочих дней подписывается заместителем Губернатора области по строительству и направляется Департаментом Заказчику проекта в электронной форме и (или) посредством почтового отправления.

В материалы дела представлено Заключение по проекту Генерального плана подписанное заместителем Губернатора Владимирской области 9 августа 2017 года № 01/02-08, которым согласован проект «Внесение изменений в Генеральный план муниципального образования Селецкое Суздальского района», подготовленный <данные изъяты>».

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан был доказать соблюдения процедуры согласования проекта генерального плана.

Суд первой инстанции установил, что при прохождении процедуры согласования в 2017 году, на которую ссылается административный ответчик, Департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области в письме от 3 августа 2017 года №ДИЗО-7 102/061-11 были высказаны замечания по проекту генерального плана 2017 года, содержащего противоречивые положения об увеличении земель АПК и промышленности за счет территории сельскохозяйственного производства с. Тарбаево на 71,88 га и одновременно расширения границ населенного пункта село Тарбаево путем включения в границы земельного участка с кадастровым номером , следовательно, эти замечания, равно как и предложения по ранее проведенным публичным слушаниям могли быть учтены при принятии Генерального плана в 2017 году, а значит проект вновь принимаемого нормативного правового акта мог отличаться от проекта согласованного в 2017году и требовал в силу прямого указания об этом в законе согласования с высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, учитывая, что упомянутый выше проект являлся основой нормативного правового акта 2017 года, отмененного утвердившим его органом, а новый нормативный правовой акт принят в 2018 году, невыполнение административным ответчиком требований, предусмотренных статьей 25 ГрК РФ, не может быть признано допустимым.

Суд первой инстанции надлежащим образом оценил доказательства, представленные по вопросу согласования Генерального плана, подробно изложил в обжалуемом судебном акте мотивы его принятия, правомерно признав позицию административного ответчика несостоятельной, в связи с чем оснований согласиться с доводами апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Владимирского областного суда от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи :