ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1309/2021 от 23.11.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД 42OS0000-01-2021-000214-64

№ 66а-1309/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Ненашевой Е.Н., Захарова Е.И.,

при секретаре судебного заседания Ивановой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-170/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Угольная компания «Южный Кузбасс» к Совету народных депутатов Междуреченского городского округа о признании недействующими в части решения Совета народных депутатов Междуреченского городского округа от 24 февраля 2021 года № 150 «Об утверждении нормативов состава сточных вод»

по апелляционным жалобам административного ответчика Совета народных депутатов Междуреченского городского округа и заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия «Междуреченский Водоканал» на решение Кемеровского областного суда от 23 июля 2021 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Красиковой О.Е., объяснения представителя Совета народных депутатов Междуреченского городского округа и администрации Междуреченского городского округа Минаевой А.В., представителя Муниципального унитарного предприятия «Междуреченский водоканал» Красниковой Л.А., поддержавших доводы апелляционных жалоб, возражения представителя публичного акционерного общества «Угольная компания «Южный Кузбасс» Лубягиной А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В., полагавшей об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Решение № 150 опубликовано в приложении «Официально» к Междуреченской городской газете «Контакт» 02 марта 2021 года и согласно общедоступным сведениям из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено на сайте Совета народных депутатов Междуреченского городского округа sndmo.ru.).

Публичное акционерное общество «Угольная компания «Южный Кузбасс» (далее - ПАО «Южный Кузбасс», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Совету народных депутатов Междуреченского городского округа о признании Решения № 150 недействующим в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 01 июля 2020 года.

Требования мотивированы тем, что 28 января 2021 года Обществом с МУП «Междуреченский Водоканал» заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения, в приложении к которому, как и в ранее действующем договоре, не предусмотрены нормативы водоотведения по составу сточных вод в части загрязняющих веществ марганца и цинка. В апреле 2021 года Обществу по заключенному 28 января 2021 года договору поступили счет-фактуры в связи с превышением нормативов сточных вод по марганцу и цинку за сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года, расчет по которым произведен в том числе и на основании оспариваемого решения, распространившего свое действия на правоотношения, возникшие с 01 июля 2020 года. Считает, что придание ухудшающему положению абонентов решению обратной силы противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и носящему рекомендательный характер постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Решением Кемеровского областного суда от 23 июля 2021 года административные исковые требования удовлетворены; оспариваемые положения нормативного правового акта признаны недействующим с момента принятия.

В апелляционной жалобе представитель Совета народных депутатов Междуреченского городского округа Минаева А.В. просит отменить решение суда, принять новое об отказе в удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает, что обжалуемое решение не содержит доводы, в соответствии с которыми суд опровергает сторонами доказательства, возражения ответчика и заинтересованных лиц. Проект Решения № 150 прошел правовую экспертизу и получил положительное заключение прокуратуры г. Междуреченска. Отмена Решения № 150 влечет за собой то, что за указанный период за сброс загрязняющих веществ истец, а также другие промышленные предприятия не возместят МУП «Междуреченский Водоканал» средства, потраченные на очистку загрязненных сточных вод. Также апеллянт указывает, что суд необоснованно сравнивает новые нормативы с ранее действующими, поскольку оспариваемое Решение № 150 не устанавливает новых прав и обязанностей.

В апелляционной жалобе представитель МУП «Междуреченский Водоканал» Красникова Л.А. просит отменить решение суда, принять новое об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая на необоснованный вывод суда о том, что законом не предусмотрена возможность придания нормативным актам Совета народных депутатов Междуреченского городского округа обратной силы, поскольку орган местного самоуправления является самостоятельным органом, и вмешательство в его нормотворческую деятельность не допускается. Признавая Решения № 150 недействующим с момента принятия, суд вмешивается в компетенцию органа местного самоуправления. Суд не дал оценки положительному заключению прокуратуры г. Междуреченска на проект оспариваемого нормативного правового акта.

Административным истцом, прокурором, участвующим в деле, на апелляционные жалобы поданы возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Как правильно установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции и опубликован в установленном законом порядке.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения урегулированы Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении).

Частями 1 и 2 статьи 30.1 Закона о водоснабжении, вступивших в действие с 1 января 2019 года, предусмотрено, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод. Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление - №728) Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №644, дополнены разделом XIII «Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ», который введен в действие с 03 июня 2020 года.

При этом пунктом 2 Постановления №728 органам местного самоуправления городских округов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод в соответствии с требованиями данного постановления со сроком начала их действия не позднее 01 июля 2020 года; ранее действовавшие Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 167 от 12 февраля 1999 года, признаны утратившими силу с 01 июля 2020 года.

Таким образом, действующим федеральным законодательством с 03 июня по 01 июля 2020 года был установлен переходный период, в течение которого муниципальные нормативные правовые акты об установлении для абонентов нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод должны быть приведены в соответствие с требованиями Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 644 (в редакции Постановления № 728).

При этом, устанавливая нормативы состава сточных вод в соответствии с новым правовым регулированием и рекомендациями о сроке начала их действия, представительный орган местного самоуправления обязан был издавать нормативный правовой акт, в том числе с соблюдением положений федерального и регионального законодательства о порядке вступления таких актов в законную силу.

Суд первой инстанции проанализировал положения пункта 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», части 3 статьи 31 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ», а также пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 года № 12-П, предписывающих вступление в силу муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина после их официального опубликования (обнародования), сделал правильный вывод об отсутствии законодательной возможности придания муниципальным нормативным правовым актам обратной силы. Тем более, что такой порядок ухудшает положение административного истца, поскольку ранее действовавшие нормативы не содержали в своем составе таких загрязняющих веществ как марганец и цинк.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Решение № 150 не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, а поэтому в силу абзаца 3 пункта 3 статьи 31 Устава муниципального образования «Междуреченский городской округ» может вступать в силу с иной оговоренной в акте даты, основаны на неправильном применении норм материального права.

Нормативы состава сточных вод в силу пункта 167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №644, устанавливаются в целях охраны водных объектов от загрязнения. Соответственно недостижение этой цели повлечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поэтому установленные нормативы затрагивают права граждан.

Судебные расходы взысканы судом в соответствии с частью 1 статьи 111, статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права.

Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кемеровского областного суда от 23 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного ответчика Совета народных депутатов Междуреченского городского округа и заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия «Междуреченский водоканал» - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалобы (представления) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Кемеровский областной суд.

Председательствующий

О.Е. Красикова

Судья

Е.Н. Ненашева

Е.И. Захаров

Мотивированное апелляционное определение составлено 02 декабря 2021 года.