66а-1314/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 24 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С.,
судей Колпаковой А.В., Салтыкова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-62/2020 (УИД 91OS0000-01-2020-000139-18) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кедр» о признании не действующими в части Правил распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 29 декабря 2014 г. № 157, а также Порядка демонтажа объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденных решением Симферопольского городского совета Республики Крым от 2 апреля 2015 г. № 223,
по апелляционной жалобе административного истца общества с ограниченной ответственностью «Кедр» на решение Верховного Суда Республики Крым от 7 сентября 2020 г., которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., объяснения представителя административного истца ФИО1, заключение прокурора третьего отдела управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО2, судебная коллегия
установила:
29 декабря 2014 г. Симферопольским городским советом на 11-й сессии I созыва принято решение № 157, пунктом 1 которого утверждены Правила распространения наружной рекламы, установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее – Правила).
Указанное решение опубликовано в газете «Южная столица Крым» №1(1194) от 16 января 2015 г., размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета (htth://simgov.ru).
Решением Симферопольского городского совета 16-й сессии I созыва от 2 апреля 2015 г. № 223 утвержден Порядок демонтажа объектов наружной рекламы и информации, установленных и эксплуатируемых на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее – Порядок).
Решение Симферопольского городского совета от 2 апреля 2015 г. № 223 официально опубликовано в журнале «Библиополис» №4(4) от 6 апреля 2015 г., размещено на официальном сайте Симферопольского городского совета (htth://simgov.ru).
Общество с ограниченной ответственностью «Кедр» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании Правил и Порядка не действующими со дня вступления их в силу в части слов «и информации», как противоречащих положениям Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», статье 9 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Административный истец полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты, предусматривающие возможность размещения информационных конструкций только при наличии разрешительных документов, приняты при отсутствии у органов местного самоуправления компетенции на возложение такой обязанности, создают правовую неопределенность в виде наличия противоречивой обязанности о доведении до потребителей информации по Закону «О защите прав потребителей» и возможности размещения информационных конструкций только при наличии соответствующего разрешения в соответствии с Правилами.
Как следует из административного искового заявления, поводом для обращения послужило предписание управления наружной рекламы и информации г. Симферополя, направленное Обществу, о необходимости демонтажа объекта наружной рекламы и информации в виде двусторонней стелы, отдельно стоящей на земельном участке, имеющей поверхность для размещения информации (информационное поле), расположенной по адресу: <...> (выезд с территории автозаправочной станции), а также о демонтаже данной конструкции силами уполномоченной администрацией города Симферополя организацией в случае неисполнения предписания.
Решением Верховного Суда Республики Крым от 7 сентября 2020 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный истец просит указанный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором, представителем администрации города Симферополя Республики Крым представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакциях, действующих в момент принятия оспариваемых решений, к вопросам местного значения городского округа относилось утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
При этом под благоустройством территории городского округа в части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В действующей редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа также относится утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, а кроме этого - осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ в абзаце двадцать первом части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» приведено определение правил благоустройства территории муниципального образования, под которым понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Также Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий. Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункты 1, 36 и 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (пункт 11 пункта 10 статьи 35 данного Федерального закона). Также Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 463-ФЗ Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнен статьей 45.1, регламентирующей содержание правил благоустройства территории муниципального образования.
Так, согласно положениям части 2 указанной статьи правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; И) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; 17) осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 г. № 711/пр, действовавшим на период спорных правоотношений, были утверждены методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, разработанные в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов и внутригородских районов. В данных Методических рекомендациях изложены основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, к которой для целей указанных Методических рекомендаций относится совокупность территориально выраженных природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания в муниципальных образованиях (в том числе в сельских поселениях) и определяющих комфортность проживания на такой территории. К объектам благоустройства в названных Методических рекомендациях относятся, в том числе, площадки автостоянок. Также представляется целесообразной разработка органами местного самоуправления регламента, регулирующего размещение рекламных и информационных конструкций (раздел 5).
Из приведенных выше правовых норм следует, как на то обоснованно указал суд первой инстанции, что информационные конструкции представляют собой один из элементов благоустройства. Вопросы размещения таких информационных конструкций как элементов благоустройства относится к вопросам местного значения, одним из которых является вопрос организации благоустройства в соответствии с утвержденными правилами благоустройства, которые устанавливают требования к благоустройству и его элементам. Целью такой регламентации является повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение эстетического состояния территории муниципального образования посредством предъявления требований к состоянию общественных пространств, состоянию и облику зданий, находящихся на территории муниципального образования. Для регулирования размещения рекламных и информационных конструкций названными Методическими рекомендациями органам местного самоуправления рекомендована разработка соответствующих регламентов.
Как видно из оспариваемых Правил, ими регламентируется общий порядок и устанавливаются требования к установке и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории муниципального образования городской округ город Симферополь Республики Крым. Установка и эксплуатация объектов наружной рекламы и информации на территории городского округа Симферополь осуществляется на основании разрешения на установку и эксплуатацию объектов наружной рекламы и информации, выдаваемого Администрацией города Симферополя Республики Крым в порядке, предусмотренном Правилами и в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги. Порядок демонтажа незаконных объектов наружной рекламы и информации устанавливается Симферопольским городским советом Республики Крым.
Такой порядок демонтажа принят оспариваемым также Решением Симферопольского городского совета Республики Крым № 223 от 2 апреля 2015 г.
Доводы апелляционной жалобы о дублировании норм по благоустройству в связи с наличием Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утверждённых решением Симферопольского городского совета Республики Крым № 176 от 12 февраля 2015 г., судебная коллегия не считает основанием для удовлетворения административного иска, поскольку оспариваемые Правила представляет собой нормативный правовой акт, регулирующий более узкие по сравнению с Правилами благоустройства вопросы благоустройства, детализирует общие положения, закрепленные в Правилах благоустройства территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что Симферопольский городской совета был вправе устанавливать в оспариваемом нормативном правовом акте требования к информационным конструкциям как элементам благоустройства, определять типы, виды информационных конструкций, установка и эксплуатация которых допускается на территории города Симферополя, требования к их размерам и местам размещения, а также устанавливать порядок их демонтажа.
Утверждение административного истца об ограничении полномочий органов местного самоуправления возможностью регулирования размещения только рекламных конструкций основано на неверном истолковании закона, поскольку полномочия органов местного самоуправления по регулированию вопросов, касающихся информационных конструкций, следуют из положений приведенного выше федерального законодательства.
Оспариваемые нормы, вопреки мнению административного истца, свободу экономической деятельности не ограничивают, исключительные права юридических лиц на использование своего фирменного наименования, коммерческого обозначения, в том числе путем указания их на вывесках, не нарушают, исполнению изготовителями (исполнителями, продавцами) товаров и услуг возложенной на них обязанности по доведению до сведения потребителей фирменного наименования организации, места ее нахождения (адреса) и режима работы не препятствуют.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что нормы, признания не действующими которых требует административный истец, не регламентируют текстовое содержание вывесок и иных информационных конструкций, а регулируют отношения в сфере размещения информации в целях повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения эстетического состояния территории муниципального образования, сохранения культурного наследия, определяют параметры различных видов информационных конструкций, размещаемых в городе.
Объективные данные, указывающие на неопределенность оспариваемых норм, на то, что в правоприменительной практике им придается произвольное истолкование, влекущее нарушение прав и законных интересов участников правоотношений, при рассмотрении и разрешении административного дела не установлены.
При вышеизложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых административным истцом нормативных правовых актов недействующими.
Таким образом, обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Оснований для отмены данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном истолковании норм материального права, повторяют позицию административного истца в суде первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 7 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Кедр» – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи