ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1325/20 от 03.12.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1325/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Демидчик Н.В. и Сиротиной Е.С.

при секретарях судебного заседания Беляк В.А. и Зотовой А.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-274/2020 (УИД № 34OS0000-01-2020-000119-48) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» о признании недействующим приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 29 января 2020 г. № 3/2 «Об установлении предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ»

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» на решение Волгоградского областного суда от 20 августа 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» Мишутина Н.Д. и Жолобова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя комитета тарифного регулирования Волгоградской области Зязиной И.Г., представителей заинтересованного лица акционерного общества «Бекетовское ППЖТ» Репникова О.Г. и Кузнецова А.С., заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области (далее также - комитет, тарифный орган, регулирующий орган) от 29 января 2020 г. № 3/2 «Об установлении предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ» (далее также – приказ от 29 января 2020 г. № 3/2) установлен с 1 февраля 2020 г. предельный максимальный тариф на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования акционерного общества «Бекетовское ППЖТ» (далее - АО «Бекетовское ППЖТ»), в размере 79,18 руб./тонна (без НДС).

Приказ от 29 января 2020 г. № 3/2 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 января 2020 г. и в печатном издании «Волгоградская правда» (№ 14) 7 февраля 2020 г.

Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» (далее – ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка») обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приказа от 29 января 2020 г. № 3/2.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что между ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» и АО «Бекетовское ППЖТ» заключен договор о транспортном обслуживании от 1 января 2018 г. № 01/ТР-2018, пунктом 8 которого предусмотрено, что за перевозку одной тонны груза для ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» устанавливается тариф согласно приказу комитета тарифного регулирования Волгоградской области. Истец полагает, что установленный оспариваемым приказом экономически необоснованный тариф на всей территории Волгоградской области не соответствует принципам дифференциации тарифов с учетом условий организации перевозочного процесса, влияющих на величину расходов и доходов субъекта регулирования, и не отражает конкретные условия выполнения работ, предоставления услуги - не учитывает используемую технологию выполняемых работ, качество выполнения работы, объем транспортировки грузов, тип вагонов, начальный и конечный пункты транспортировки в пределах эксплуатируемых подъездных путей (маршрут транспортировки) и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности. Истец полагает, что приказ от 29 января 2020 г. № 3/2 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу - статье 12 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях); пунктам 4, 5, 11 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643; пунктам 1.1, 1.4, 1.8, 1.9, 2.1 распоряжения Минтранса Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. № АН-104-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом»; пунктам 1, 2, 4.4. постановления региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22 сентября 2004 г. № 31/4 «Об утверждении Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги на территории Волгоградской области»; пунктам 2, 4.1, 9 приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 13 октября 2017 г. № 36/5 «Об утверждении Порядка государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, на территории Волгоградской области» (далее – Порядок № 36/5); пунктам 1.3, 4.1, 4.4, 5.1 приказа комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 15 ноября 2017 г. № 42/16 «Об утверждении Методических указаний по расчёту тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, на территории Волгоградской области» (далее - Методические указания).

Решением Волгоградского областного суда от 20 августа 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального и процессуального права. Обращается внимание на необходимость исследования технологии и существенных особенностей оказания услуги на различных станциях примыкания в соответствии с принципом дифференциации тарифов по контрагентам, распределения затрат между структурными подразделениями субъектов регулирования по видам работ (услуг), принципом обеспечения согласованности (взаимосвязанности) изменения цен (тарифов) в процессе их государственного регулирования, а также принципом достижения баланса интересов производителей и потребителей услуг.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов комитетом, АО «Бекетовское ППЖТ» и прокурором представлены возражения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, письменных пояснений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что рассчитанный органом регулирования тариф является экономически обоснованным и федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в сфере государственного регулирования тарифов, не противоречит.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования (работы на железнодорожных путях общего пользования), железнодорожного транспорта необщего пользования (работы на железнодорожных подъездных путях), а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций (статья 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон о железнодорожном транспорте).

Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд (статья 2 Закон о железнодорожном транспорте).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» постановлением Правительства Российской Федерации постановлением от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее - Постановление № 239) утвержден Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень).

В соответствии с Перечнем государственному регулированию среди прочих подлежат транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта. При этом государственное регулирование цен (тарифов) может осуществляться путем установления как фиксированных, так и предельных цен на соответствующие услуги.

Постановлением № 239 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) согласно подпункту 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Законом о естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения, в частности на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по нарушению установленного нормативным правовым актом порядка ценообразования.

Из совокупного анализа приведенных норм в их системном единстве следует, что транспортная услуга эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, оказываемая собственником (или владельцем на ином законном основании) на принадлежащих ему подъездных путях, который занимает доминирующее положение на локальном товарном рынке, является услугой на рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. При этом в силу федерального законодательства тарифы на транспортные услуги, оказываемые на железнодорожных путях необщего пользования, подлежат государственному регулированию органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и оказание данных услуг осуществляется на основании государственных тарифов независимо от того, обладает или нет субъект регулируемой деятельности статусом субъекта естественной монополии.

Федеральный законодатель, предоставляя органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях хозяйствующими субъектами, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, не установил каких-либо правил такого регулирования, то есть отнес к компетенции региональных органов власти не только установление цен (тарифов) на такие услуги (фиксированных или предельных), но и определение порядка их установления, разработки методов и методик расчета таких цен (тарифов).

Таким специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, согласно пункту 2.4.3 Положения о Комитете тарифного регулирования Волгоградской области, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 6 февраля 2014 г. № 32-п (далее – Положение), является комитет.

Комитет тарифного регулирования Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением регулирования цен, относящегося к полномочиям иных органов исполнительной власти Волгоградской области), а также контроль за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области Пункт 1.1 Положения).

Согласно пункту 2.34 Положения комитет утверждает порядок государственного регулирования цен (тарифов, ставок и тому подобного) на товары (услуги) и методические указания по расчету цен (тарифов, ставок и тому подобного) на товары (услуги) в установленной сфере деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или Волгоградской области.

Исходя из анализа приведенных положений федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 20 декабря 2001 года № АН-104-р утверждены Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом.

Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами подлежат государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

В целях реализации указанных полномочий приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 13 октября 2017 г. № 36/5 утвержден порядок государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, на территории Волгоградской области, приказом комитета от 15 ноября 2017 г. № 42/16 утверждены Методические указания по расчёту тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, на территории Волгоградской области.

Порядок № 36/5 определяет основные принципы, методы, процедуру и сроки государственного регулирования тарифов (пункт 1).

В силу пункта 2 Порядка № 36/5 основными принципами государственного регулирования тарифов являются: достижение баланса экономических интересов субъекта регулирования и потребителей транспортных услуг; обеспечение экономического обоснования тарифов; обеспечение обязательного раздельного учета объемов оказанных транспортных услуг, доходов и расходов по видам регулируемой деятельности и иной осуществляемой деятельности.

Пунктом 3 Порядка № 36/5 предусмотрено регулирование тарифов путём установления органом регулирования предельных максимальных тарифов на транспортные услуги, оказываемые субъектами регулирования. Вид предельного максимального тарифа определяется субъектом регулирования, исходя из конкретных условий работы субъекта регулирования.

При регулировании тарифов применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат) или метод индексации тарифов. Под экономически обоснованными расходами субъекта регулирования понимаются представленные в регулирующий орган производимые субъектом регулирования для осуществления регулируемой деятельности в условиях её эффективного функционирования экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4.1 Порядка № 36/5).

При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки (далее также – НВВ) субъекта регулирования, полученной от реализации каждого регулируемого вида транспортных услуг, и расчётного объёма оказываемых транспортных услуг соответствующего вида на расчётный период регулирования (пункт 4.2 Порядка № 36/5).

Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского и налогового учета, нормативными правовыми актами Волгоградской области (пункт 9 Порядка № 36/5).

Методическими указаниями определены основные положения расчета тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, на территории Волгоградской области (пункт 1.2 Методических указаний).

Методические указания разработаны с целью обеспечения принципов установления единого механизма формирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектами регулирования; достижения баланса интересов производителей и потребителей услуг; обеспечения экономического обоснования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектами регулирования; повышения ответственности организаций промышленного железнодорожного транспорта за экономическую обоснованность тарифов; стимулирования субъектов регулирования к снижению расходов (затрат) и повышению эффективности деятельности путем предоставления возможности получения и использования дополнительной прибыли по регулируемым видам деятельности за счет экономии расходов (затрат) (пункт 1.3 Методических указаний).

Разделом 3 Методических указаний предусмотрено, что вид тарифа определяется по предложению субъекта регулирования, исходя из его положений по учётной политике, и дифференцируется следующим образом. При перевозке грузов (подаче и уборке вагонов) локомотивом, принадлежащим субъекту регулирования на праве собственности или на ином законном основании, плата взимается по тарифу за услугу по перевозке грузов по подъездным железнодорожным путям (подачу и уборку вагонов). Плата за услугу по перевозке грузов (подаче и уборке вагонов) может взиматься: за фактический вес перевезённого груза и расстояние, на которое перевозится груз; за количество поданных вагонов и расстояние; за тонну перевезённого груза; за вагон (пункт 3.1 Методических указаний).

Основным методом формирования тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектами регулирования, является метод экономически обоснованных расходов (затрат). При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы на транспортные услуги рассчитываются на основе размера НВВ субъекта регулирования, планируемой к получению от реализации каждого вида регулируемой деятельности, и расчетного объема производства соответствующего вида транспортной услуги на расчетный период регулирования (пункт 4.1 Методических указаний).

В силу пункта 4.4 Методических указаний уровень тарифов должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на транспортные услуги и получение прибыли, необходимой для обеспечения средствами на развитие производственной базы и средствами для финансирования за счет прибыли расходов, необходимых для осуществления деятельности по оказанию транспортных услуг, рассчитанной в соответствии с разделом 6 Методических указаний.

Согласно пункту 4.7 Методических указаний тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектом регулирования, рассчитываются с учетом технологии выполняемых работ с использованием алгоритма прямого отнесения фактических расходов на себестоимость конкретной регулируемой транспортной услуги.

Вопреки доводам административного истца раздел 5 Методических указаний определяет порядок и методику формирования затрат, связанных с предоставлением транспортных услуг субъектами регулирования, а не расчет тарифа.

Формирование тарифов на услуги промышленного железнодорожного транспорта осуществляется по следующей схеме: прогнозирование объёмов работ и услуг осуществляется с учётом динамики фактически выполненных объёмов за 3 года, предшествующих базовому периоду регулирования, а также с учётом заявок контрагентов и прогнозов субъектов регулирования о развитии своего производства на расчётный период регулирования; определение расходов на содержание и функционирование объектов субъектов регулирования; распределение затрат между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности; распределение затрат между структурными подразделениями (станциями примыкания, участками, филиалами) субъектов регулирования по видам работ (услуг); формирование расходов по видам выполняемых работ и дифференциация тарифов по контрагентам (станциям примыкания) (пункт 5.1 Методических указаний).

Разделом 7 Методических указаний предусмотрено, что расчет тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) производится в соответствии с приложениями 16 и 17 к Порядку. Расчётный уровень тарифа на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектом регулирования, определяется путём деления величины НВВ (экономически обоснованных расходов и необходимой прибыли субъекта регулирования) на плановый объём оказываемых транспортных услуг, рассчитывается по установленной формуле.

Из материалов дела следует, что АО «Бекетовское ППЖТ» осуществляет свою деятельность по перевозке грузов на 5 станциях примыкания: станция Бекетовская (контрагент ООО ПО «Энергожелезобетонинвест»); станция Татьянка-Южная (контрагент «Омский завод технического углерода»); станция Татьянка (основной контрагент ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепеработка»); станция Шпалопропитка (основные контрагенты ОАО «Промстройконструкция», ООО «Чермет-Волжский»); станция Волжская (основные контрагенты ОАО «Комбинат объёмного домостроения», ООО «Прометей», Холдинг «ЕПК» (Волжский подшипниковый завод). АО «Бекетовское ППЖТ» филиалов, обособленных подразделений не имеет.

Приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 23 декабря 2016 г. № 51/38 установлены предельные максимальные тарифы на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования ЗАО «Бекетовское ППЖТ, которые в последующем не пересматривались.

27 августа 2019 г. АО «Бекетовское ППЖТ» обратилось в комитет тарифного регулирования Волгоградской области с заявлением об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевозке грузов на 2020 г. по станциям примыкания.

28 января 2020 г. АО «Бекетовское ППЖТ» обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении единого предельного максимального тарифа на услуги по перевозке грузов, оказываемых на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ», в целях формирования единого подхода к стоимости услуг АО «Бекетовское ППЖТ» на всей территории Волгоградской области, вне зависимости от места предоставления услуг.

Оспариваемым приказом с 1 февраля 2020 г. установлен предельный максимальный тариф на услуги по перевозке грузов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях необщего пользования АО «Бекетовское ППЖТ», в размере 79,18 руб./тонна (без НДС).

Вопреки доводам административного истца при установлении тарифа комитетом приняты во внимание, в том числе и условия перевозочного процесса.

Во исполнение пункта 4.2 Порядка № 36/5 АО «Бекетовское ППЖТ» ведет раздельный учет доходов и расходов по каждому из осуществляемых им видов деятельности.

В ходе анализа материалов тарифного дела, учетной политики предприятия, первичных бухгалтерских документов, оборотно-сальдовых ведомостей и иных статистических данных, представленных регулируемой организацией за 2017 - 2018 годы, фактических и ожидаемых показателей за 2019 г. и плановых показателей на 2020 г. комитетом учтено, что 4 станции примыкания находятся в пределах города Волгограда и одна в г. Волжском Волгоградской области. Деятельность АО «Бекетовское ППЖТ» осуществляется единым комплексом: все железнодорожные пути и все локомотивы переданы АО «Бекетовское ППЖТ» в аренду как единый объект, локомотивы взаимозаменяемы на всех станциям примыкания, обслуживаются на одной станции депо, условия труда машинистов по станциям примыкания не различаются.

На всех станциях примыкания регулируемой организацией осуществляются как регулируемый вид деятельности (перевозка грузов), так и нерегулируемые виды деятельности (маневровая работа, отстой вагонов), в связи с чем распределение затрат между структурными подразделениями (станциями примыкания) осуществлено комитетом по видам работ (услуг) – регулируемым и нерегулируемым. Распределение затрат между станциями примыкания по одному виду регулируемых услуг (перевозка грузов) учетной политикой не предусмотрено.

Поскольку арендуемое имущество передано регулируемой организации единым промышленным комплексом, обязанность по несению затрат лежит на АО «Бекетовское ППЖТ» вне зависимости от объемов перевозок по отдельным участкам. Затраты на выполнение регулируемой деятельности носят общепроизводственный характер и в силу специфики учетной политики и особенностей имущественного комплекса не подлежат распределению отдельно по каждому контрагенту.

При этом показатель «Протяженность железнодорожных путей» учтен тарифным органом при расчете расходов на техническое обслуживание и ремонт железнодорожных путей, показатель «Количество часов использования локомотивов» принят при расчете статьи затрат на ГСМ. Оказание одной и той же услуги в различных условиях перевозочного процесса, влияющих на расходы и доходы субъекта регулирования, не является самостоятельными видами услуг.

Согласно учетной политики АО «Бекетовское ППЖТ», не предусматривающей ведение раздельного учёта затрат по станциям примыкания, организацией оказывается один вид регулируемой деятельности – перевозка грузов (подача и уборка вагонов), необходимая валовая выручка АО «Бекетовское ППЖТ» рассчитана в целом по предприятию, поскольку материалы тарифного дела не содержат документов, подтверждающих различия в условиях перевозочного процесса, отличия в технологическом процессе оказания регулируемой услуги, а также различий в статьях затрат при осуществлении транспортных услуг на разных станциях примыкания, специфических особенностей условий оказания транспортных услуг на различных станциях примыкания не установлено, в связи с чем у комитета отсутствовали правовые основания для иной дифференциации тарифов, в том числе по станциям примыкания.

Доводы административного истца о том, что единый тариф нарушает принцип достижения баланса интересов производителей и потребителей услуг, несостоятелен. Хозяйствующие субъекты не ограничены в праве согласовать осуществление перевозок по тарифу, менее утвержденного оспариваемым приказом.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии различий в организации перевозочного процесса, осуществляемого АО «Бекетовское ППЖТ» на станциях примыкания, а также в технологическом процессе, специфических особенностях, в статьях затрат при осуществлении транспортных услуг на разных станциях примыкания.

Расчёт установленного приказом комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 29 января 2020 г. № 3/2 предельного тарифа произведён методом экономически обоснованных расходов (затрат), исходя из НВВ в размере 297 035,1 тыс. руб. На основании заявления АО «Бекетовское ППЖТ», в соответствии с представленными бухгалтерскими, статистическими и иными данными предприятия за 2017-218 годы, фактическими и ожидаемыми показателями за 2019 г., плановыми показатели на 2020 г. установлен экономически обоснованный предельный максимальный тариф на основании указанной НВВ в размере 79,18 рублей за 1 тонну (без НДС).

В соответствии с пунктом 4.7 Методических указаний тариф на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях субъектом регулирования, рассчитан с учётом технологии выполняемых работ с использованием алгоритма прямого отнесения фактических расходов на себестоимость конкретной регулируемой транспортной услуги.

При этом уровень тарифа обеспечивает возмещение обоснованных и документально подтверждённых расходов на транспортные услуги и получение прибыли, необходимой для обеспечения средствами на развитие производственной базы и средствами для финансирования за счёт прибыли расходов, необходимых для осуществления деятельности по оказанию транспортных услуг, рассчитанной в соответствии с разделом 6 Методических указаний (пункт 4.4 Методических указаний).

Вопреки доводам административного истца экономическая обоснованность установленного тарифа подтверждена материалами тарифного дела.

Тарифным органом включены в расчёт тарифов документально подтвержденные экономически оправданные затраты, произведённые для осуществления деятельности АО «Бекетовское ППЖТ» при оказании услуг по перевозке грузов.

Расчёт затрат на заработную плату и основные социальные нужды произведён комитетом исходя из анализа представленных предприятием документов, фонд заработной платы в общей себестоимости составил 12,7 %.

При установлении тарифов на 2017 г. фонд оплаты труда (далее - ФОТ) основных производственных рабочих принят в размере 38 535,15 тыс. руб., численность основных работников принята в размере 102 единиц. По факту 2017 г. ФОТ сложился в размере 28 655 тыс. руб. со снижением к плану 2017 г. на 25,6% (9 880,15 тыс. руб.). По факту 2018 г. ФОТ сложился в размере 29 057,3 тыс. руб. со снижением к плану 2017 г. на 24,6% (9 477,9 тыс. руб.).

При формировании планового ФОТ органом регулирования принята штатная численность производственного персонала согласно штатному расписанию в количестве 101 единицы, с индексацией часовых тарифных ставок (окладов) с учётом прогнозного индекса потребительских цен Минэкономразвития России на 2020 г. в размере 1,03. ФОТ основного производственного персонала на период регулирования 2020 г. принят в размере 48 467,77 тыс. руб., в том числе на регулируемую деятельность – 37 465,34 тыс. руб. Средняя заработная плата основных производственных рабочих на период регулирования принята в размере 39 989,91 тыс. руб.

При установлении тарифов на 2017 г. отчисления на социальные нужды приняты в размере 12 331,25 тыс. руб. По факту 2017 г. отчисления сложились в размере 9 321,99 тыс. руб. со снижением к плану 2017 г. на 24,4% (3 009,25 тыс. руб.). По факту 2018 г. отчисления сложились в размере 9 668,6 тыс. руб. со снижением к плану 2017 г. на 21,6% (2 662,62 тыс. руб.). Процент отчислений от ФОТ составил 30,4 %, дополнительный взнос на страховую часть пенсии работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, составил 2 %. Начисления приняты в размере 15 481,28 тыс. руб. с отнесением на регулируемый вид деятельности – 11 966,95 тыс. руб.

При установлении тарифов на 2017 г. затраты на топливо и смазочные материалы приняты комитетом в размере 29 055,9 тыс. руб. По факту 2017 г. затраты сложились в размере 24 408,3 тыс. руб. со снижением к плану 2017 г. на 16,0% (4 647,6 тыс. руб.). По факту 2018 г. затраты сложились в размере 25 441,5 тыс. руб. со снижением к плану 2017 г. на 12,44% (3 614,4 тыс. руб.). Расход топлива принят на уровне сложившегося факта 2018 г. в размере 575,896 тонны. Затраты на топливо и смазочные материалы приняты в размере 31 945,414 тыс. руб., с учетом отнесения на регулируемую деятельность 24 693,64 тыс. руб.

Отчисления на амортизацию основного производства приняты тарифным органом в размере 483,887 тыс. руб., с учетом распределения на регулируемую деятельность 374,04 тыс. руб.

При установлении тарифов на 2017 г. затраты на ремонт и текущее содержание путей учтены в составе арендной платы. По факту 2018 г. данные расходы сложились в размере 67 344,9 тыс. руб. Затраты рассчитаны исходя из общей протяжённости железнодорожных путей 47,4901 км с учётом 137-ми стрелочных переводов. Стоимость материалов верхнего строения путей сформирована по коммерческим предложениям организаций-поставщиков, с учётом индекса цен производителей, рекомендованного Минэкономразвития России на 2020 г., в размере 1,042. Накладные расходы, плановые накопления, а также затраты на машины и механизмы рассчитаны исходя из ФОТ ремонтных рабочих. В ремонтный фонд включены затраты на ремонт 5,48 стрелочных переводов и 4 железнодорожных переездов.

Отчисления на амортизацию основного производства приняты тарифным органом в размере 483,887 тыс. руб., с учетом распределения на регулируемую деятельность 374,04 тыс. руб.

Затраты на текущее содержание и все виды ремонтов железнодорожных путей и переездов приняты в размере 142 020,48 тыс. руб., с учетом распределения на регулируемую деятельность 109 781,11 тыс. руб.

Расходы на ремонт и техническое обслуживание арендованных основных средств (локомотивов), аренду основных средств (локомотивов), материалы, услуги ТехПД, аренду основных средств (зданий и сооружений), ремонт и текущее содержание арендованных основных средств (зданий и сооружений), освидетельствование тепловозов, затраты на коммунальные услуги, прочие расходы по перевозке, накладные расходы, прочие расходы, связанные с оказанием услуг, приняты комитетом, исходя из представленных предприятием подтверждающих документов.

В целях стабилизации финансово-экономического положения предприятия тарифным органом на 2020 г. приближены средние значения планового грузооборота к его фактической величине путем формирования среднего объема с учетом фактических показателей 2017 г. и 2018 г. и ожидаемого периода 2019 г. в размере 3 751,2 тыс. тонн.

Принимая во внимание, что административным истцом не оспариваются конкретные виды расходов, принятые комитетом при расчёте тарифа, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для дифференциации тарифов по станциям примыкания и обоснованности установленного предельного максимального тарифа.

Вопреки доводам административного истца оспариваемый приказ не противоречит основным принципам и методам государственного регулирования тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, определенным в Положении о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 августа 2009 г. № 643, положениям Закона о естественных монополиях и распоряжению Минтранса Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. № АН-104-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом» как не регламентирующим транспортные услуги, оказываемые АО «Бекетовское ППЖТ».

Согласно пункту 15 Положения о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643, тарифы, сборы и плата устанавливаются органами регулирования применительно к конкретному субъекту регулирования в соответствии с перечнем работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.

В связи с отсутствием в данном перечне услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, и не включением АО «Бекетовское ППЖТ» в реестр субъектов естественных монополий, Закон о естественных монополиях и положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643, не подлежит применению к спорным правоотношениям.

Распоряжение Минтранса Российской Федерации от 20 декабря 2001 г. № АН-104-р «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом» и постановление региональной службы по тарифам Волгоградской области от 22 сентября 2004 г. № 31/4 «Об утверждении Порядка государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги на территории Волгоградской области» не регламентируют транспортные услуги, оказываемые АО «Бекетовское ППЖТ», и не распространяет свое действие на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта, поскольку Порядком № 36/5 и Методическими указаниями введено специальное регулирование в данной сфере деятельности.

Вопреки доводам административного истца распределение затрат и дифференциация тарифов осуществляется между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности, структурными подразделениями по видам работ. Характер и виды услуг, оказываемые регулируемой организацией на отдельных участках путей, идентичны и не имеют существенных различий в структуре затрат. Учетная политика предприятия не предполагает обязательного ведения доходов и расходов по станциям примыкания, при этом дифференциация тарифов исходя из объема перевозимого груза не предусмотрена действующим законодательством.

Ссылка истца на установление тарифов в предыдущем периоде регулирования по станциям примыкания не свидетельствует о наличии правовых оснований для отклонения тарифной заявки регулируемой организации на 2020 г.

Разрешая административное дело, суд первой инстанции, установив все обстоятельства, дав оценку правомерности действий регулирующего органа, пришел к верным выводам, что оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере оказания транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта, имеющих большую юридическую силу, подход, примененный тарифным органом является законным и правильным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства. При этом суд на основании подробного исследования материалов тарифного дела и представленных сторонами доказательств дал надлежащую оценку доводам административного истца по существу спора и относительно показателей, составляющих элементы оспариваемого тарифа.

Несогласие истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Волгоградского областного суда от 20 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи