ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№66а-1328/2021
Санкт-Петербург 18 ноября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Морозковой Е.Е.
судей Вдовиченко С.В. и Стаховой Т.М.,
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-128/2021 по административному исковому заявлению публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ПАО «МРСК Северо-Запада») о признании недействующим в части постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 г.№224 «О долгосрочных параметрах регулирования для филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» в редакции подпункта 1 пункта 1 постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.01.2019г. №6 «О внесении изменений в постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29.12.2017г. №224» по апелляционной жалобе государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам и по апелляционному представлению прокурора на решение Верховного Суда Республики Карелия от 12 августа 2021 г., которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е., объяснения представителя административного ответчика государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам Орса Е.В., представителей административного истца ПАО «МРСК Северо-Запада» ФИО1, ФИО3, ФИО4, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО5, поддержавшей апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции,
установила:
29 декабря 2017 г. государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее-Комитет) принято постановление №224 «О долгосрочных параметрах регулирования для Карельского филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» (далее постановление №224).
Постановлением №224 установлены долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка (без оплаты потерь) Карельского филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на 2018-2022 г., согласно приложениям №1 и №2.
В частности, приложением №1 к постановлению №224 для филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» установлен в качестве одного из долгосрочных параметров регулирования на 2018г. базовый уровень подконтрольных расходов в размере 1503, 14 млн.руб.
12.12.2018г. Федеральной антимонопольной службой вынесено предписание №СП/101972/18, которым государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
В целях исполнения предписания ФАС России от 12.12.2018г. №СП/101972/18 постановлением Комитета от 29 декабря 2018г. №209 в постановление №224 внесены изменения в части размера утвержденной ранее необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2019г., а именно в строке «2019г.» цифры «3 281 866, 68» заменены на цифры «3 467 706, 98».
Также, в целях исполнения предписания ФАС России от 12.12.2018г. №СП/101972/18 постановлением Комитета от 30 января 2019 №6 (далее-постановление №6) внесены изменения в постановление №224, а именно: в приложении №1 в столбце «Базовый уровень подконтрольных расходов» на 2018 г. цифры «1 503,14» заменены цифрами «1 443,02»; в приложении №2 «Необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) в строке «2019» цифры «3 467 706,98» заменены цифрами «3 483 571,16».
В дальнейшем, постановлениями Комитета от 29.11.2019г. №159, от 30.12.2019г. №243, от 03.04.2020г. №13, от 13.11.2020 г. №103, от 24.12.2020г. №195, от 27.08.2021г. №50, от 09.09.2021г. №54, с учетом вступления в законную силу решений Верховного Суда Республики Карелия от 25.10.2018г. №3а-110/2018г., от 05.11.2019г. №3а-135/2019г. внесены изменения в постановление №224.
Постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Являясь территориальной сетевой организацией, ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим, со дня принятия судом решения, постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 г. №224 «О долгосрочных параметрах регулирования для филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» в части базового уровня подконтрольных расходов, установленного в строке «2018» приложения 1 к постановлению, в редакции подпункта 1 пункта 1 постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.01.2019г. №6 «О внесении изменений в постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29.12.2017г. №224».
ПАО «МРСК Северо-Запада» (Общество, административный истец) просило возложить на Комитет обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные недействующими постановления государственного комитета Республик Карелия по ценам и тарифам.
Обществом указано, что постановлением №224 утверждены долгосрочные параметры регулирования Карельского филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2018-2022гг., в том числе утвержден такой параметр как «базовый уровень подконтрольных расходов».
Административный истец не согласен с постановлением №224 в части включения в базовый уровень подконтрольных расходов затрат на денежные выплаты социального характера в заниженном размере.
Анализ денежных выплат социального характера приведен в экспертном заключении Комитета от 22.12.2017 г. Так как предписание ФАС России от 12.12.2018г. не затрагивало денежных выплат социального характера, то анализ экономической обоснованности данных затрат в экспертном заключении от 24.01.2019г. отсутствует.
Общество указало, что в материалах тарифного дела представлена расшифровка денежных выплат социального характера по коллективному договору (к форме П.1.16), приведена информация о пунктах отраслевого тарифного соглашения и коллективного договора, на основании которых произведены выплаты персоналу, информация о количестве сотрудников, в отношении которых произведены денежные выплаты из прибыли. В экспертном заключении от 22.12.2017г. не отражен расчет расходов на выплаты в связи со смертью члена семьи или родственника, при вступлении в брак, при рождении ребенка, женщинам по уходу за ребенком от 1,5 дополнительных выплат по коллективному договору на общую сумму 5 863, 7 тыс.руб. Остальные суммы исключены ввиду экономической необоснованности, с целью недопущения чрезмерной нагрузки на потребителей. Основания, по которым оставшиеся расходы признаны экономически необоснованными, в экспертном заключении не отражены.
Так как Комитетом в составе базового уровня операционных расходов названные выше расходы на денежные выплаты социального характера не учтены в экономически обоснованном размере, то Общество включало фактические расходы в тарифную заявку по установлению НВВ следующих периодов регулирования (на 2020 и 2021г.), как экономически обоснованные расходы предыдущих периодов, на основании п.7 Основ ценообразования. Однако, фактически понесенные расходы не учтены при регулировании на 2020г. и 2021г.
При таких обстоятельствах Общество считало, что Комитетом нарушены требования абз. 2 ч.2 ст.23 Закона об электроэнергетике, пункта 19 Основ ценообразования, п.п.22, 22.3 Методических указаний №20-э/2 при утверждении базового уровня подконтрольных расходов на 2018г., а именно в составе базового уровня подконтрольных расходов на 2018г. не учтены экономически обоснованные расходы на денежные выплаты социального характера в размере 41 865, 04 тыс.руб., что повлекло занижение экономически обоснованной НВВ Общества за 2018-2021г.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 12 августа 2021 г. административное исковое заявление филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» удовлетворено.
Признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29.12.2017г. №224 «О долгосрочных параметрах регулирования для Карельского филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» в части базового уровня подконтрольных расходов, установленного в строке «2018» приложения №1 в редакции подпункта 1 пункта 1 постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.01.2019г. №6. На государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими.
В апелляционной жалобе государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (далее-Комитет) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать.
При рассмотрении тарифной заявки Общества требования пунктов 22,23,28 Правил регулирования Комитетом соблюдены. Расходы по статье «денежные средства социального характера» в НВВ Общества на 2018г. включены в полном объеме (5 863,7 тыс.руб. включено согласно экспертному заключению и 38 868,79 тыс.руб. включено дополнительно на заседании правления Комитета). Обоснование включения затрат по статье расходов «денежные выплаты социального характера» на 2018г. в размере 5 863,7 тыс.руб. приведено в экспертном заключении от 22.12.2017г. Формулировка в экспертном заключении о том, что «остальные выплаты исключены ввиду экономической необоснованности, с целью недопущения чрезмерной нагрузки на потребителя» не является основанием для признания действий Комитета по не включению части заявленных расходов в расчет базового уровня незаконными.
Показания свидетелей ФИО и ФИО2 соответствуют ст.ст.60, 61, 69 КАС РФ и необоснованно признаны судом не отвечающими требованиям допустимости; факт учета суммы в НВВ Общества в размере 38 868,79 тыс.руб. подтвержден протоколом заседания правления Комитета от 29.12.2017г., а не свидетельскими показаниями.
Несмотря на то, что Общество отрицало факт предоставления формы П 1.16 в материалы тарифного дела, в томе 29 тарифного дела такая форма имеется. В данной форме П 1.16 указано о размере заявленных Обществом денежных выплат социального характера 38 868, 79 тыс.руб. /в составе статьи расходов «расходы по оплате труда»/.
Вывод суда о том, что денежные выплаты социального характера учитываются отдельной строкой, не основан на нормах Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012г. №98-э.
Предписание ФАС России от 12.12.2018г. Обществом не оспорено и Комитетом исполнено.
В апелляционном представлении прокурор, участвующий в деле, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в административном иске отказать. Несоответствие экспертного заключения пункту 23 Правил регулирования, а также неполное отражение выводов в протоколе заседания правления Комитета не является нарушением процедуры принятия тарифа и не влечет отмену оспариваемого нормативного правового акта. Экспертное заключение от 22.12.2017г. содержит подраздел 4.1.1.14, в котором предусмотрено включение по статье расходов «денежные выплаты социального характера» 5 863,7 тыс.руб., включение названной суммы в тарифы не оспаривается. Проанализировав дополнение к особому мнению Общества от 27.12.2017г. и протокол заседания правления Комитета от 29.12.2017г. прокурор делает вывод о том, что разница между суммой, включенной в НВВ в размере 973 656, 02 тыс.руб., и суммой, заявленной Карельским филиалом ПАО «МРСК Северо-Запада» в дополнениях к особому мнению в размере 934 787,23тыс.руб. в размере 38 868, 79 тыс.руб. и является выплатами социального характера.
По мнению прокурора, заявленный Обществом размер денежной выплаты социального характера учтен при утверждении тарифа. Оспариваемое постановление принято с соблюдением требований законодательства.
Ссылаясь на ст.69 КАС РФ, прокурор отмечает, что свидетели ФИО и ФИО2 участвовали в составлении документов (экспертное заключение), принимали участие в заседании правления Комитета 29.12.2017г., поэтому вывод суда о том, что показания свидетелей не отвечают требованиям допустимости, необоснован. При рассмотрении дела не учтена позиция заинтересованного лица ФАС России об отсутствии нарушений при определении Комитетом экономически обоснованной величины расходов по статье «денежные выплаты социального характера».
Относительно изложенных в апелляционной жалобе и в апелляционном представлении доводов ПАО «Россети Северо-Запад» (ПАО «МРСК Северо-Запада») представлены возражения в письменной форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Признав, что Обществом в полном объеме выполнена обязанность по предоставлению в Комитет обосновывающих документов по статье расходов «денежные выплаты социального характера», а из экспертных заключений и выписок из заседания правления Комитета не имеется возможности установить экономическую обоснованность определенного Комитетом базового уровня подконтрольных расходов, суд сделал вывод о том, что при осуществлении регулирования Комитетом нарушены п\п 4 п.23 Основ ценообразования, п.п.22, 23, 28 Правил регулирования, удовлетворив административный иск ПАО «МРСК Северо-Запада».
Доводы Комитета о том, что заявленная Обществом сумма расходов на денежные выплаты социального характера в полном объеме учтена в составе НВВ на 2018г. в размере 38 868, 79 тыс.руб., а именно в составе статьи расходов «расходы на оплату труда», суд отклонил.
Ссылаясь на ст.61 КАС РФ, Методические указания, утвержденные приказом ФСТ России от 17.02.2012г. №98-э, суд признал показания свидетелей ФИО, ФИО2 не отвечающими признакам допустимости.
Решение суда не может быть признано законным и обоснованным по следующим основаниям.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
Порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии методом долгосрочной индексации установлен Методическими указаниями, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. №98-э (далее-Методические указания №98-э).
Пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) на электроэнергетику в соответствии с Положением о государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 № 232-П, является государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам.
Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»(в настоящее время –ПАО «Россети Северо-Запад») является территориальной сетевой организацией и оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Карелия.
28 апреля 2017г. филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» обратился в комитет Республики Карелия по ценам и тарифам с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2018-2022гг.
22 декабря 2017г. экспертной группой государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам составлено заключение по предложению филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на долгосрочный период регулирования 2018-2022гг.
На заседании правления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам 29 декабря 2017г. №194 установлены долгосрочные параметры регулирования для филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2018-2022гг. и необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2018-2022гг. (постановление от 29.12.2017г. №224).
12 декабря 2018 г. Федеральной антимонопольной службой (ФАС) вынесено предписание №№СП/101972/18, которым государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам признан нарушившими пункты 7, 26, 27, 28, 29, 31, 34, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. №1178, а также положения Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных приказом ФСТ России от 30.03.2021г. №228-э, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012г. №98-э(далее-Предписание ФАС России).
Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам предписано: исключить из необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» расходы в размере 71 511, 63 тыс.руб., в том числе по статьям затрат: «расходы на оплату труда» на 2018г. (без учета метода сравнения аналогов) в размере 68 202, 32 тыс.руб.; «расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера» на 2018г. (без учета метода сравнения аналогов) в размере 3 309, 31 тыс.руб.(пункт 2.1 Предписания ФАС России).
В пункте 2.2 Предписания ФАС России Комитету предписано по результатам исполнения пункта 2.1 настоящего предписания пересмотреть базовый уровень операционных расходов ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2018г. в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, а также величину необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2018г. в соответствии с положениями Основ ценообразования, Методических указаний, результаты учесть при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» с 01.01.2019г.
Пунктом 3 Предписания ФАС России Комитету в срок до 01.01.2019г. предписано произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования, по следующим статьям затрат: «операционные расходы» на 2012г.; «ремонт основных средств» на 2018г.; «расходы на оплату работ (услуг) производственного характера» на 2018г.; «расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера» на 2018г.; «отчисления на социальные нужды « на 2012-2018гг. (с учетом пересмотра расходов на оплату труда); «командировочные и представительские расходы» на 2018г.; «управленческие расходы» на 2018г.; «компенсация величины сглаживания, накопленной в рамках первого долгосрочного периода регулирования 2012-2017гг.»; «расходы на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии» на 2018г.
По результатам исполнения пунктов 2.1, 3 Предписания ФАС России Комитету предписано пересмотреть базовый уровень операционных расходов ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2012г. и 2018 г. в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования, а также величину необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2012-2018гг. в соответствии с Основами ценообразования, Методическими указаниями, утвержденными ФСТ России от 30.03.2012г. №228-э, от 17.02.2012г. №98-э.(пункт 4 Предписания ФАС России).
По результатам исполнения пункта 4 Предписания ФАС России Комитету надлежало исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Северо-Запада « «Карелэнерго» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019г. с 01.07.2019г. (пункт 5 Предписания ФАС России).
Специалистами Комитета 20 декабря 2018 года проведена экспертиза представленных филиалом ПАО «МРСК Северо-Запад» «Карелэнерго» (далее-общество) документов и составлено заключение экспертной группы по рассмотрению предложений общества об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Северо-Запада «Карелэнерго» на 2019 год, раздел 10 которой содержит положения относительно исполнения Предписания ФАС России (заключение от 20.12.2018г.).
На заседании правления Комитета от 28 декабря 2018г. №208 приняты решения: учесть корректировку необходимой валовой выручки с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2017г. в сумме 62 658, 65 тыс.руб. при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019г.; корректировку НВВ филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» с учетом изменения полезного отуска и цен на электрическую энергию на 2017г. в сумме 100 000 тыс.руб. учесть в следующих периодах регулирования; установить НВВ на содержание электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2019г.; внести в приложение 2 к постановлению №224 изменение, заменив в строке «2019» цифры «3 281 866,68» цифрами «3 467 706,98» (постановление Комитета от 28.12.2018г. №209).
24 января 2019 года экспертной группой Комитета составлено заключение по результатам исполнения предписания ФАС России от 12 декабря 2018 года №СП/101972/18 (далее-заключение от 24.01.2019г.). Экспертной группой проанализированы повторно операционные расходы на 2018г. (ремонт основных средств, расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, командировочные и представительские расходы, расходы на страхование, управленческие расходы) и определен базовый уровень операционных расходов на 2018г. Также экспертной группой определены подконтрольные расходы на 2019г., отчисления на социальные нужды на 2018-2019гг., компенсация величины сглаживания, накопленной в рамках первого долгосрочного периода регулирования 2012-2017гг., расходы на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии, определена необходимая валовая выручка на содержание электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2019г.
На заседании правления Комитета от 30.01.2019 №5 во исполнение Предписания ФАС России принято решение: в целях сглаживания тарифов на 2019г. учесть частично корректировку НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию за 2017г. в сумме 84 731,20 тыс.руб. при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2019г.; корректировку НВВ филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию на 2017г. в сумме 77 927,45 тыс.руб. учесть в последующих периодах регулирования; установить НВВ на содержание электрических сетей филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» на 2019г. согласно приложению к протоколу; внести изменения в постановление №224, а именно: в приложении №1 в столбце «базовый уровень подконтрольных расходов» цифры «1 503,14» заменить цифрами «1 443,02»; в приложении №2 в строке «2019» цифры «3 467 706,98» заменить цифрами «3 483 571,16».
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 25.10.2018г. по административному делу №3а-110/2018г. признано недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29.12.2017г. №224 «О долгосрочных параметрах регулирования для филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» в части установления необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования 2018-2022гг. (в указанной части решение суда оставлено без изменения Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2019г. №75-АПА19-1).
Названными судебными актами установлено, что при принятии постановления №224 (в изначальной редакции) расчет НВВ ПАО «МРСК Северо-Запада» на 2018 г. произведен без учета доходов, недополученных в целях сглаживания изменения тарифов за 2013г. в сумме 216 034, 51 руб., что признано судами противоречащим требованиям Основ ценообразования и экономически необоснованным.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 05.11.2019г. по административному делу №3а-135/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 04.03.2020г. №66а-40/2020, признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29.12.2017г. №224 «О долгосрочных параметрах регулирования для филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» в редакции постановлений от 28.12.2018г. №209, от 30.01.2019г. №6, в части суммы НВВ филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» « Карелэнерго» на 2019г.
Названными судебными актами постановление №224 признано недействующим в указанной выше части в связи с тем, что при корректировке НВВ на 2019г. государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам необоснованно не учел: расходы по аренде земельных участков на плановый период и фактически понесенные по данной статье расходов затраты за 2017г. в суммах 1 721,20 тыс.руб. и 1 848,98 тыс.руб. соответственно, расходы по формированию резерва по сомнительным долгам в размере 514 105 94 тыс.руб.
Приведенные судебные акты оставлены без изменения кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 07.10.2020г. №88а-14723/2020.
В силу положений ст.62 КАС РФ перечисленные вступившие в законную силу судебные акты подлежат учету при рассмотрении настоящего административного дела.
Согласно п.38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Пунктом 12 Методических указаний №98-э предусмотрено, что при расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются следующие статьи затрат: сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования (подпункт 1); ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 25 Основ ценообразования (подпункт 2); оплата труда, определяемая на основе пункта 26 Основ ценообразования (подпункт 3); другие подконтрольные расходы, в том числе расходы по коллективным договорам и другие расходы, осуществляемые из прибыли регулируемой организации (подпункт 4).
В соответствии с пунктом 19 Основ ценообразования расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения), включают в себя следующие основные группы расходов: капитальные вложения (инвестиции) на расширенное воспроизводство; другие расходы из прибыли после уплаты налогов; взносы в уставные (складочные) капиталы организаций; прочие экономически обоснованные расходы, относимые на прибыль после налогообложения, включая затраты организаций на предоставление работникам льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (подпункты1-4).
Как следует из заключения экспертной группы государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам по предложению филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на долгосрочный период регулирования 2018-2022г. от 22.12.2017г. (далее- заключение от 22.12.2017г.) указанный филиал заявил в составе базового уровня подконтрольных расходов на 2018г. расходы на денежные выплаты социального характера 37 064,77 тыс.руб. (или 42 356,63 тыс.руб) /стр.24, 34 заключения от 22.12.2017г.).
В заключении от 22.12.2017г. отражено, что экспертной группой экономически обоснованными признаны денежные выплаты социального характера в размере 5 863,7 тыс.руб. Остальные выплаты исключены ввиду экономической необоснованности, с целью недопущения чрезмерной нагрузки на потребителей (стр.25 заключения от 22.12.2017г.).
В протоколе заседания правления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам 29 декабря 2017г. №194 отсутствуют данные о том, что денежные выплаты социального характера при определении базового уровня подконтрольных расходов на 2018г. учтены Комитетом в ином размере.
В заключениях от 20.12.2018г. и от 24.01.2019г. размер учтенных денежных выплат социального характера при определении базового уровня подконтрольных расходов на 2018г. при установлении тарифов постановлением №224 на долгосрочный период регулирования 2018-2022гг. не пересчитывался и не изменялся.
Также как в протоколах заседаний правлений Комитета от 28.12.2018г. и от 30.01.2019г. отсутствуют указания об изменении размера денежных выплат социального характера, определенных ранее при установлении базового уровня подконтрольных расходов на 2018г. постановлением №224.
В письме ФАС России от 29.07.2021г. №ЦА/63144/21 разъяснено, что в результате внеплановой проверки, проведенной на основании приказа от 29.08.2018г. №1230/18 были проанализированы расходы по всем статьям затрат, входящих в необходимую валовую выручку ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго» при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе расходы по статье затрат «денежные выплаты социального характера». По результатам проверки вынесено Предписание ФАС России от 12.12.2018г. №СП/101972/18. При рассмотрении статьи затрат «расходы на оплату труда на 2018г.» в соответствии с пунктом 2.2.1 мотивировочной части Предписания ФАС России исключению подлежали средства в размере 68 202,32 тыс.руб. Нарушений со стороны Комитета при определении экономически обоснованной величины расходов по статье затрат «денежные выплаты социального характера» ФАС России не выявлено.
По позиции ФАС России, денежные выплаты социального характера согласно подпункту 4 пункта 12 Методических указаний №98-э учитываются в отдельной статье затрат (отличной от расходов на оплату труда).
Таким образом, величина денежных выплат социального характера определена при установлении базового уровня подконтрольных расходов на 2018г. в составе долгосрочных параметров регулирования постановлением №224 и при внесении изменений в указанное постановление последующими актами (постановлениями от 28.12.2018г. №209, от 30.01.2019г. №6) не пересчитывалась и изменялась.
Следовательно, административным истцом оспариваются положения постановления №224 (в редакции постановлений №№209, 6), в части базового уровня подконтрольных расходов, по обстоятельствам, которые явились основаниями для принятия иного постановления, а именно постановления №224 в изначальной редакции.
Такое толкование, что постановление №224 (в редакции постановлений №№209,6) и постановление №224 в изначальной редакции, по существу являются различными нормативными правовыми актами, согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
При этом административным истцом постановление №224 в изначальной редакции (до внесения изменений постановлениями от 28.12.2018г. №209, от 30.01.2019г.№6) в части установления размера денежных выплат социального характера в составе базового уровня подконтрольных расходов на 2018-2022гг. в настоящем административном деле не оспаривается, и ранее в рамках перечисленных выше административных дел, не оспаривалось.
Соответственно, обстоятельства, связанные с установлением размера денежных выплат социального характера, при расчете базового уровня подконтрольных расходов при принятии постановления №224 в изначальной редакции не являются предметом исследования и оценки при рассмотрении настоящего административного дела, а именно при разрешении требований о признаний недействующим постановления №224 в редакции постановления №6 (в части) (ч.8 ст.213 КАС РФ).
Иных доводов, по которым административный истец полагал бы, что постановление №224 (в редакции постановлений №№209, 6) не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, ПАО «МРСК Северо-Запада» не заявлено, и при рассмотрении административного дела не установлено.
Постановление №224 в редакции постановлений №№209, 6 (в части установления базового уровня подконтрольных расходов на 2018г.) принято уполномоченным органом в установленной форме, с соблюдением установленной процедуры, официально опубликовано.
Постановление №224 (в редакции постановлений №№209, 6) соответствует требованиям законодательства в области тарифного регулирования в сфере электроэнергетики.
С учетом изложенного, правовые основания для признания недействующим постановления №224 (в редакции постановлений №№209, 6) в части базового уровня подконтрольных расходов, установленного в строке «2018» приложения 1, у суда отсутствовали. Равно как у суда отсутствовали основания полагать, что оспариваемые нормы нарушают права и законные интересы административного истца.
С учетом изложенного, решение Верховного суда Республики Карелия от 12.08.2021г. подлежит отмене по основаниям п.п.1, 4 ч.2 ст.310 КАС РФ с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска ПАО «МРСК Северо-Запада».
При этом, доводы апелляционной жалобы Комитета и апелляционного представления прокурора не являются правовыми основаниями к отмене обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 12 августа 2021г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ПАО «Россети Северо-Запад») о признании недействующим постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29 декабря 2017 г.№224 «О долгосрочных параметрах регулирования для филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» «Карелэнерго», в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением долгосрочной индексации необходимой валовой выручки» в части базового уровня подконтрольных расходов, установленного в строке «2018» приложения 1, в редакции подпункта 1 пункта 1 постановления государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 30.01.2019г. №6 «О внесении изменений в постановление государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 29.12.2017г. №224», отказать.
Сообщение об апелляционном определении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его принятия в официальном издании государственного комитета Республики Карелии по ценам и тарифам.
Настоящее апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 декабря 2021г.