ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1348/20 от 25.12.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1348/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 25 декабря 2020 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Рассказовой Г.В.,

судей Брянцевой Н.В., Печуриной Ю.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтиновой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-220/2020 по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Астрахань» к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании недействующими отдельных положений нормативного правового акта,

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Астрахань» на решение Астраханского областного суда от 27 августа 2020 г.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В., объяснения представителя административного истца администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО6, действующей по доверенности, представителя административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ФИО4, действующей по доверенности, участвовавших в деле посредством видеоконференц-связи, заключение прокурора ФИО5, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

администрация муниципального образования «Город Астрахань» обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 3.11 и 3.12 Порядка создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденного постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 18 июня 2018 г. № 28 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649» (далее по тексту Порядок).

Нормативный правовой акт опубликован 28 июня 2018 г. в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 25.

Административный истец полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит абзацу 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», Правилам проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. № 583/пр, а также не соответствуют пункту 2.1.72 постановления Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 г. № 381-П «О министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области».

Решением Астраханского областного суда от 27 августа 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления администрации муниципального образования «Город Астрахань» отказано.

В апелляционной жалобе административный истец администрация муниципального образования «Город Астрахань» просит об отмене указанного решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Апеллянт в обоснование доводов жалобы указывает, что единственным уполномоченным органом на осуществление проверки экономической целесообразности в указанной сфере правоотношений является в соответствии с законодательством Российской Федерации министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Относительно доводов апелляционной жалобы прокуратурой Астраханской области поданы возражения.

Представитель административного истца администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО6, действующая по доверенности, участвовавшая в судебном заседании суда апелляционный инстанции посредством видеоконференц-связи, доводы жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Представитель административного ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ФИО4, действующая по доверенности, участвовавшая в судебном заседании суда апелляционной инстанции посредством видеоконференц-связи, полагала необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим отмене, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление № 28 от 18 июня 2018 г. «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649».

Данным постановлением утверждены Порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Оспариваемые административным истцом положения пунктов 3.11 и 3.12 Порядка возлагают на муниципальную комиссию обязанность по принятию решения о проведении проверки экономической целесообразности и направления его в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Астраханской области для ее проведения. В течение 30 рабочих дней со дня принятия муниципальной комиссией решения о проведении проверки экономической целесообразности уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Астраханской области осуществляет проверку экономической целесообразности в соответствии с Правилами, утверждёнными Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. № 583/пр.

Отказывая администрации муниципального образования «Город Астрахань» в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что по настоящему административному делу основание для признания пунктов 3.11 и 3.12 Порядка недействующими отсутствует.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты Порядка не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, их содержание является определенным, не нарушает прав, свобод и законных интересов заявителя.

Судебная коллегия не соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

В силу положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7 Конституции). Каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (части 1 и 2 статьи 40).

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Отношения, возникающие в сфере социальной защиты инвалидов, регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4 названного Федерального закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого федерального минимума мер социальной защиты).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (пункт 2 часть 1 статьи 5 Закона № 181-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

В целях реализации вышеприведенного постановления министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области принято постановление № 28 от 18 июня 2018 г. «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649».

Судебная коллегия, проанализировав положения Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 г. № 18/2012-ОЗ «О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области», статьи 1 и 3 Закона Астраханской области от 2 февраля 2005 г. № 2/2005-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Астраханской области» и Постановления Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 г. № 381-П, которым утверждено Положение о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, считает верными выводы суда первой инстанции о принятии оспариваемого нормативного правового акта уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие. По данным основаниям административным истцом нормативный правовой акт не оспаривается.

Проверяя указанный акт на соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

К числу таких гарантий в сфере жилищных правоотношений относится право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями (абзац 1 статьи 17 Закона № 181-ФЗ); на оборудование жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (абзац 8 статьи 17 Закона № 181-ФЗ).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым зданиям), а также возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (статья 15 Закона № 181-ФЗ).

Пунктом 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Установление требований к жилым помещениям, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (пункт 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение указанных полномочий постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности (далее Правила).

Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (пункт 2 Правил).

В соответствии с пунктом 3 Правил координацию мероприятий по приспособлению жилых помещений инвалидов с учетом потребностей инвалидов в отношении жилых помещений, не входящих в состав жилищного фонда Российской Федерации, обеспечивает орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (далее уполномоченный орган).

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (далее - обследование) (пункт 4 Правил).

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (далее - муниципальная комиссия). Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования (пункт 6 Правил).

Согласно пункта 10 Правил порядок создания и работы федеральной комиссии устанавливается уполномоченным федеральным органом, порядок создания и работы региональной и муниципальной комиссий устанавливается уполномоченным органом.

Заключение о возможности (об отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования и решения комиссии об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид (пункт 17-20, 22 Правил).

В соответствии пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. № 583/пр утверждены правила проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и формы решения об экономической целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее по тексту Правила проведения проверки экономической целесообразности).

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил проведение проверки экономической целесообразности обеспечивается уполномоченным органом, указанным в абзаце третьем пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее соответственно - уполномоченный орган, Правила № 649).

Таким образом, устанавливая порядок доступности для инвалида жилого помещения, федеральный законодатель согласно вышеприведенных положений определил орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в качестве органа, наделенного полномочиями по организации проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.

На министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Постановлением Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 г. № 381-П возложена обязанность по обеспечению координации мероприятий по приспособлению жилых помещений, входящих в состав жилищного фонда Астраханской области, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда занимаемых инвалидами, по установлению порядка создания и работы региональной межведомственной и муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, с целью их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В целях исполнения государственных полномочий в области социальной защиты инвалидов постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области № 28 от 18 июня 2018 г. «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649» был утвержден Порядок создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

Пунктом 3.11 данного Порядка предусмотрено, что в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, муниципальная комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности такой реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и направляет его в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области для проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.

Пунктом 3.12 установлено, что заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида в течение 10 дней со дня его вынесения направляется муниципальной комиссией главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий.

Указанное правовое регулирование действовало до 1 ноября 2018 г. и предметом судебного разбирательства по настоящему делу не является.

Изложенное свидетельствует, что министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области проводило проверку экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов в целях исполнения абзаца третьего пункта 3 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» и пункта 2 Правил проведения проверки экономической целесообразности, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. № 583/пр.

Вместе с тем, постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 5 декабря 2018 г. № 56/1 «О внесении изменений в постановление министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 18 июня 2018 г. № 28» в пункт 3.11 внесены изменения, и он изложен в новой редакции (оспариваемой по настоящему делу), в соответствии с которыми, в случае если в акте обследования содержится вывод об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, то есть о невозможности приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома (части дома) путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, муниципальная комиссия выносит решение о проведении проверки экономической целесообразности и направляет его в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Астраханской области для ее проведения.

Данным постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 5 декабря 2018 г. № 56/1 введен пункт 3.12, в соответствии с которым в течение 30 рабочих дней со дня принятия муниципальной комиссией решения о проведении проверки экономической целесообразности уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Астраханской области осуществляет проверку экономической, целесообразности в соответствии с Правилами проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, утверждаемыми Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. № 583/пр.

Данными изменениями министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области переложило на муниципальную комиссию обязанность по проведению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов.

В качестве основания сослалось на оптимизацию работы региональной межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Астраханской области.

В целях реализации пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», в соответствии с которыми Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дает разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим постановлением, судом апелляционной инстанции направлен в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации запрос о толковании положений Правил проведения проверки экономической целесообразности, утвержденных Приказом Минстроя России от 28 февраля 2017 г. № 583/пр относительно уполномоченного органа, на который возложена обязанность по проведению мероприятий, указанных в указанном Приказе.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сославшись на положения пункта 2 Правил № 583/пр и абзац 3 пункта 3 Правил № 649 в ответе № 52598 от 23 декабря 2020 г. указало, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, является ответственным за проведение соответствующих мероприятий, предусмотренных Правилами № 583/пр.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области наделено полномочиями по обеспечению проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома) в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пункт 2.1.45 постановления Правительства Астраханской области от 31 октября 2016 г. № 381-П).

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений законодательства уполномоченным органом, на который возложена обязанность по обеспечению проведения проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.

Оснований полагать, что в Правилах № 583/пр понятие «уполномоченный орган» дано в ином истолковании, чем в постановлении Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» у суда первой инстанции не имелось.

Тот факт, что оспариваемые положения п.3.11 и 3.12 в первоначальной редакции наделяли министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области полномочиями по проведению проверки экономической целесообразности является косвенным подтверждением правильности вывода суда о их несоответствии федеральному законодательству в редакции постановления министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 5 декабря 2018 г. № 56/1.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального права, в связи с чем судебное постановление подлежит отмене с вынесением нового решения о признании недействующими оспариваемых положений пунктов 3.11 и 3.12 Порядка создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Астраханской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденного постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 18 июня 2018 г. № 28 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649» в части, предусматривающей направление решения о проведении проверки экономической целесообразности в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Астраханской области для ее проведения и возложения на орган местного самоуправления муниципального образования Астраханской области обязанности по осуществлению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, как не соответствующих нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу.

Поскольку оспариваемый правовой акт применялся до принятия данного решения и на основании этого акта были реализованы права граждан, оспариваемые пункты 3.11 и 3.12 Порядка, исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подлежат признанию не действующими с даты принятия настоящего апелляционного определения.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Поскольку в настоящее время судом апелляционной инстанции установлены все имеющие значение для дела обстоятельства, в подтверждение которых собраны и оценены необходимые для этого доказательства, судебная коллегия на основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ приходит к выводу о наличии правовых оснований для отмены решения Астраханского областного суда от 27 августа 2020 г. и принятия по делу нового решения о частичном удовлетворении заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Астраханского областного суда от 27 августа 2020 г. – отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Город Астрахань» к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о признании недействующими отдельных положений нормативного правового акта – удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вынесения настоящего апелляционного определения положения п.3.11 Порядка создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Астраханской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденного постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 18 июня 2018 г. № 28 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649» в части предусматривающей направление решения о проведении проверки экономической целесообразности в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования Астраханской области для ее проведения.

Признать недействующими со дня вынесения настоящего апелляционного определения положения п.3.12 Порядка создания и работы муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, входящих в состав жилищного фонда Астраханской области, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, утвержденного постановлением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 18 июня 2018 г. № 28 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. № 649» в части возложения на орган местного самоуправления муниципального образования Астраханской области обязанности по осуществлению проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид.

Возложить обязанность на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области опубликовать в течение одного месяца апелляционное определение в официальном печатном издании.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи