ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1349/2022 от 22.06.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья: Трифонова Т.П. Дело № 66а-1349/2022

номер дела в суд первой инстанции 3а-50/2022

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

22 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Бушминой А.Е.,

судей Рогожиной Е.В., Савинова К.А.,

при ведении протокола помощником судьи ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим в части приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 352-П от 16 декабря 2021 года «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год» по апелляционной жалобе Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 23 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 16 декабря 2021 года № 352-П «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год», опубликованном 23 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), номер опубликования – 7301202112230018, утверждена производственная программа в сфере водоотведения Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год (приложение № 1); установлены на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года включительно тарифы на водоотведение для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» с календарной разбивкой (приложение № 2).

Административный истец Областное государственное казенное предприятие «Ульяновский областной водоканал» (далее также ОГКП «Ульяновский областной водоканал») обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, указав, что при расчете тарифов на водоотведение на 2022 год были допущены нарушения действующего законодательства, и именно, при определении необходимой валовой выручки (далее также НВВ) не в полном объеме учтены следующие расходы предприятия: производственные, ремонтные, административные, сумма амортизации, расходы по арендной плате и по уплате налогов, в связи с чем установленные тарифы являются экономически необоснованными и заниженными, что ведет к ухудшению финансового положения и убыточности предприятия и невозможности своевременно производить расчеты за приобретаемые для осуществления деятельности электрическую энергию и материалы.

Административный истец с учетом уточненных заявленных требований просил суд признать недействующим в части со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 16 декабря 2021 года № 352-П «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год», а именно: пункт 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» приложения № 1 к приказу и приложение № 2 к приказу, возложить на административного ответчика обязанность принять новый заменяющий нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Ульяновского областного суда от 23 марта 2022 года административное исковое заявление областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» о признании недействующим приказа, возложении обязанности принять новый заменяющий нормативный правовой акт удовлетворено.

Признаны недействующими со дня принятия:

- пункт 1 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 352-П от 16 декабря 2021 года «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год» в части пункта 4 Приложения № 1 к указанному Приказу;

- пункт 2 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 352-П от 16 декабря 2021 года «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для Областного государственного казенного предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год».

На Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Сообщение о принятии указанного решения подлежит опубликованию в газете «Ульяновская Правда» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее также Агентство) просило решение Ульяновского областного суда от 23 марта 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований

Административный истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просил решение Ульяновского областного суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение Ульяновского областного суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С., оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 7 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее - Методические указания).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе тарифов на водоотведение, относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5, пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

В соответствии с подпунктами 13, 14 пункта 2.1 Положения об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области № 6/138-П от 26 марта 2020 года, Агентство устанавливает тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждает производственные программы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Статьей 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ установлено, что в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на водоотведение. Расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (статья 32).

В силу пункта 2 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка – это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Расчет тарифов методом экономически обоснованных расходов производится в соответствии с пунктами 37-52 Основ ценообразования и разделом IV Методических указаний.

Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года № 1154-э утвержден Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, согласно которому установление тарифов производится путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов. Открытие и рассмотрение дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется по предложению регулируемой организации. Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает её результаты в экспертном заключении. Решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов.

Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 16 декабря 2021 года № 352-П «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для Областного государственного казённого предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год», пунктом 1 которого утверждена производственная программа в сфере водоотведения Областного государственного казённого предприятия «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год (приложение № 1); установлены для ОГКП «Ульяновский областной водоканал» тарифы на водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения на территории девяти муниципальных образования Ульяновской области (п.2 приказа): МО «Силикатненское городское поселение» Сенгилеевского района, МО Красногуляевское городское поселение» Сенгилеевского района, МО «Ишеевское городское поселение» Ульяновского района, «МО Зеленорощинское сельское поселение» Ульяновского района, МО «Большеключищенское сельское поселение» Ульяновского района, МО «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района, МО «Майнское городское поселение» Майнского района, МО «Карсунское городское поселение» Карсунского района, МО «Языковское городское поселение» Карсунского района для потребителей, кроме населения (без учета НДС), и для населения (с учетом НДС) на периоды с 1 января по 30 июня 2022 года и с 1 июля по 31 декабря 2022 года (приложение № 2).

Суд пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов и официального опубликования. По данному основанию административный истец нормативный правовой акт не оспаривает.

Судом установлено, что 28 апреля 2021 года ОГКП «Ульяновский областной водоканал» обратилось в Агентство с заявлением об установлении тарифов на водоотведение на 2022 года методом экономически обоснованных расходов, приложив к заявлению производственную программу в сфере водоснабжения и водоотведения, расчет расходов на осуществление регулируемого вида деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности, документы, необходимые для обоснования производственной программы и расчета расходов на осуществление регулируемого вида деятельности на 491 листе (т.1 л.д.24)

11 мая 2021 года Агентством издано распоряжение № 31-р, которым, в том числе, открыто дело об установлении тарифов на водоснабжение для ОГКП «Ульяновский областной водоканал» методом экономически обоснованных расходов.

6 октября 2021 года ОГКП «Ульяновский областной водоканал» представило в Агентство дополнительные материалы для установления тарифов на водоотведение на 2022 год на 85 листах (т.1 л.д.27).

16 декабря 2021 года экспертами Агентства в результате рассмотрения представленных ОГКП «Ульяновский областной водоканал» материалов подготовлено 16 декабря 2021 года экспертное заключение по экономической обоснованности тарифов на услуги водоотведения ОГКП «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год (далее также экспертное заключение) (т.4).

Согласно протоколу заседания правления Агентства от 16 декабря 2021 года № 46-К принято решение об утверждении проекта приказа «Об утверждении производственной программы в сфере водоотведения и об установлении тарифов на водоотведение для ОГКП «Ульяновский областной водоканал» на 2022 год».

Из экспертного заключения и протокола заседания правления Агентства № 46-К, свода расчета тарифа на водоотведение следует, что при определении НВВ для расчета тарифов на водоотведение (очистку сточных вод) Агентством снижены предложенные административным истцом расходы по следующим статьям (общий свод по предприятию т.4 л.д.142):

производственные расходы с 52 454,45 тыс. руб. до 20 422,90 тыс. руб.;

ремонтные расходы с 340,82 тыс. руб. до 197,30 тыс. руб.;

административные расходы с 16 624,97 тыс. руб. до 389,80 тыс. руб.;

амортизация основных средств с 447,59 тыс. руб. до 0,00 руб.;

расходы на арендную плату (концессионная плата, лизинговые платежи) с 335,15 тыс. руб. до 39,23 тыс. руб.;

расходы, связанные с уплатой налогов и сборов с 67,37 тыс. руб. до 0,00 руб.

В связи со снижением и исключением расходов необходимая валовая выручка в сумме по всем девяти муниципальным образованиям составила 21 049,23 тыс. руб. в отличие от рассчитанной административным истцом - 70 270,35 тыс. руб. (своды по каждому муниципальному образованию т.4).

Утверждение НВВ в меньшем размере, чем предложено ОГКП «Ульяновский областной водоканал», повлекло установление тарифов на водоотведение в экономически необоснованном размере.

Согласно пояснениям в суде первой инстанции представителя Агентства, предложенные ОГКП «Ульяновский областной водоканал» планируемые расходы, подлежащие учету при определении НВВ, были подтверждены представленными документами, их экономическая обоснованность не оспаривается, но при определении НВВ указанные расходы были снижены и исключены с целью не допустить превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области с 1 июля по 31 декабря 2022 года, установленного указом Губернатора Ульяновской области от 14 декабря 2021 года № 119 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области» на уровне 5,4% (с учетом предельно допустимого отклонения).

Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что действующее правовое регулирование не содержит запрета на экономически обоснованное изменение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в связи с превышением предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги.

Пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ предусмотрено, что общим принципом организации экономических отношений в сфере водоснабжения и водоотведения является соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов.

Предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее также предельный индекс) регулируется нормами жилищного законодательства - статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации».

Исходя из положений части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

В целях недопущения превышения предельного индекса по платежам за водоснабжение и водоотведение частью 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ предусмотрено установление законом субъекта Российской Федерации льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Из системного толкования части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ следует, что установление предельного индекса и введение льготных тарифов отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации. При этом, предельный индекс не ограничивает рост тарифа, но ограничивает рост платы граждан за весь набор коммунальных услуг, что может быть достигнуто не ограничением роста тарифов ресурсоснабжающих организаций, а установлением отдельного льготного тарифа для расчетов с населением.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 3, частью 6 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ в тарифе организации подлежат учету все экономически обоснованные затраты организации, то есть подлежит установлению экономически обоснованный тариф. В случае, если осуществление расчетов по экономически обоснованному тарифу всех ресурсоснабжающих организаций приведет к превышению предельного индекса, то в соответствии с частью 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ подлежит установлению льготный тариф для расчетов именно с населением.

Согласно части 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Рассматривая по существу заявленные требования, суд сделал вывод, что отсутствие в Ульяновской области закона об установлении льготных тарифов не является основанием для снижения либо исключения органом тарифного регулирования экономически обоснованных затрат административного истца при расчете необходимой валовой выручки с целью установления тарифов на водоотведение, не превышающих предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образования Ульяновской области, кроме того в суде первой инстанции при рассмотрении дела представитель Агентства пояснила, что в Ульяновской области ведется работа по принятию закона, предусматривающего установление льготного тарифа для населения и тарифа, учитывающего все экономически обоснованные расходы предприятий, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению. Вместе с тем до настоящего времени указанный закон не принят ввиду недостаточности финансирования.

Удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что НВВ административного истца определена административным ответчиком с нарушением положений действующего законодательства, регулирующего правоотношения по тарифному регулированию в сфере водоотведения, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что тарифы для административного истца на водоотведение с использованием централизованной системы водоотведения на территории девяти муниципальных образований Ульяновской области на 2022 год, рассчитанные на основе неверно определенного размера НВВ, также являются неверными.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В апелляционной жалобе административный ответчик указал, что при установлении тарифа не в полном объеме учтены или исключены затраты административного истца в целях предотвращения превышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ульяновской области выше 5,4 %, при этом в Ульяновской области не принят закон о льготном тарифе.

Указанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку правоотношения, возникающие в связи с превышением предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги, подлежат урегулированию уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом федеральных нормативных правовых актов в данной сфере, возможности установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения недополученной выручки организациям, осуществляющим деятельность по регулируемым ценам (тарифам) (часть 26 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ).

При этом сам по себе факт отсутствия в Ульяновской области закона об установлении льготных тарифов, не свидетельствует о незаконности принятого решения суда, так как бездействие компетентных органов по непринятию нормативных правовых актов (законов), устанавливающих льготные тарифы, свидетельствует о нарушении принципа соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, а также правила о льготировании тарифов на региональном уровне.

Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в соответствии со статьей 84 КАС РФ в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ульяновского областного суда от 23 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Ульяновский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 24 июня 2022 года.

Председательствующий

Судьи