ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1362/2021 от 13.12.2021 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№66а-1362/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 13 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего судьи: Кошелевой И.Л.

Судей: Белоногого А.В., Пластинина И.В.

при секретаре-помощнике судьи: Коротких А.Г.

рассмотрев апелляционные жалобы Максумовой Элины Георгиевны, представителя Петрова Дмитрия Андреевича, на решение Ленинградского областного суда от 28 июня 2021 года по административному делу №3а-5/2021 по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области) к Правительству Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество) об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости,

заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Кошелеву И.Л., представителя СНП «Северная жемчужина» Круглова М.В., заинтересованных лиц по делу Ярчевского Е.И., Пестова К.В., Криля С.В., Халецкую Р.М.,

установила:

МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в лице представителя, обратилось в Ленинградский областной суд с административным иском к Правительству Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом (Леноблкомимущество) об установлении кадастровой стоимости 533 земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в размере, равном их рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года №464, МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В собственности Российской Федерации находятся 533 земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>, переданных МТУ Росимущества СНП «Северная жемчужина» по договору аренды №395-Н от 31 августа 2016 года, и относящихся к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для организации садового некоммерческого партнерства.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков, как и исходного земельного участка, выделенного из земель Министерства обороны Российской Федерации под организацию СНП «Северная жемчужина», рассчитывалась на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 27 октября 2014 года №490 с применением минимального удельного коэффициента кадастровой стоимости земель промышленности Ленинградской области, в связи с чем, средняя кадастровая стоимость земельного участка в СНП «Северная жемчужина», площадью 1 000 кв.м., составляет приблизительно 100 рублей, при том, что средняя кадастровая стоимость сходных по характеристикам участков в дачных некоммерческих партнерствах на территории Всеволожского района Ленинградской области составляет от 250 000 до 900 000 рублей.

Поскольку установленная кадастровая стоимость земельных участков в СНП «Северная жемчужина» приводит к нарушению имущественных прав Российской Федерации в виде недополучения доходов федерального бюджета от продажи участков, и нарушает принцип равенства граждан перед законом, истец просил установить кадастровую стоимость 533 земельных участков, выделенных под СНП «Северная жемчужина», в отношении которых не было реализовано право на приватизацию, в размере их рыночной стоимости, по состоянию на 12 декабря 2014 года, установленной в отчете об оценке № 290/1-2019-НЗ от 27 декабря 2019 года, выполненным ООО «Городской центр оценки».

Определением Ленинградского областного суда от 10 августа 2020 года выделены в отдельное производство требования МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении 13 земельных участков с кадастровыми номерами:

(дело № 3а-256/2020).

Определением Ленинградского областного суда от 10 августа 2020 года выделены в отдельное производство требования административного иска об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении 13 земельных участков с кадастровыми номерами:

(дело № 3а-19/2021).

Определением Ленинградского областного суда от 10 марта 2021 года прекращено производство по делу № 3а-5/2021 в части заявленных требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении 380 земельных участков с кадастровыми номерами:

(л.д. 40-68 т. 71).

Определением Ленинградского областного суда от 28 июня 2021 года прекращено производство по делу № 3а-5/2021 в части заявленных требований об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении 49 земельных участков с кадастровыми номерами:

(л.д. 202-212 т. 78).

Решением Ленинградского областного суда от 28 июня 2021 года, с учетом определения суда от 4 октября 2021 года об исправлении допущенной описки, административный иск МТУ Росимущество в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области удовлетворен в отношении 78 земельных участков.

Суд установил кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости, по состоянию на 12 декабря 2014 года, а именно:

- участка 312 с кадастровым номером в размере равном 334 620,0 руб.

-участка 322 с кадастровым номером в размере равном 334 620,0 руб.

-участка 683 с кадастровым номером в размере равном 334 620,0 руб.

-участка 113 с кадастровым номером в размере равном 364 320,0 руб.

-участка 787 с кадастровым номером в размере равном 369 470,0 руб.

-участка 801 с кадастровым номером в размере равном 371 840 руб.

-участка 100 с кадастровым номером в размере равном 396 790,0 руб.

-участка 908 с кадастровым номером в размере равном 401 150 руб.

-участка 482 с кадастровым номером в размере равном 422 530,0 руб.

-участка 386 с кадастровым номером в размере равном 423 320,0 руб.

-участка 862 с кадастровым номером в размере равном 423 320,0 руб.

-участка 567 с кадастровым номером в размере равном 430 850,0 руб.

-участка 16 с кадастровым номером в размере равном 431 640,0 руб.

-участка 18 с кадастровым номером в размере равном 431 640,0 руб.

-участка 21 с кадастровым номером в размере равном 431 640,0 руб.

-участка 22 с кадастровым номером в размере равном 431 640,0 руб.

-участка 17 с кадастровым номером в размере равном 431 640,0 руб.

-участка 20 с кадастровым номером в размере равном 431 640,0 руб.

-участка 25 с кадастровым номером в размере равном 431 640,0 руб.

-участка 307 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 376 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 393 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 396 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 438 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 688 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 691 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 286 с кадастровым номером в размере равном 450 650,0 руб.

-участка 417 с кадастровым номером в размере равном 450 650,0 руб.

-участка 294 с кадастровым номером размере равном 437 580,0 руб.

-участка 295 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 644 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 334 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 402 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 403 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 277 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 232 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 361 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 365 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 233 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 572 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 727 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 924 с кадастровым номером в размере равном 536 580,0 руб.

-участка 144 с кадастровым номером в размере равном 499 750,0 руб.

-участка 350 с кадастровым номером в размере равном 514 400,0 руб.

-участка 145 с кадастровым номером в размере равном 498 170,0 руб.

-участка 67 с кадастровым номером в размере равном 498 960,0 руб.

-участка 538 с кадастровым номером в размере равном 486 680,0 руб.

-участка 171 с кадастровым номером в размере равном 493 420,0 руб.

-участка 170 с кадастровым номером в размере равном 493 810,0 руб.

-участка 127 с кадастровым номером в размере равном 494 210,0 руб.

-участка 857 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

-участка 515 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

-участка 490 с кадастровым номером в размере равном 459 360 руб.

-участка 513 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

-участка 474 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

-участка 544 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

-участка 470 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

-участка 523 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

-участка 457 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

-участка 522 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

-участка 588 с кадастровым номером в размере равном 450 650,0 руб.

-участка 1002 с кадастровым номером в размере равном 594 000,0 руб.

-участка 1003 с кадастровым номером в размере равном 594 000,0 руб.

-участка 969 с кадастровым номером в размере равном 594 000,0 руб.

-участка 1000 с кадастровым номером в размере равном 594 000,0 руб.

-участка 968 с кадастровым номером в размере равном 594 000,0 руб.

-участка 965 с кадастровым номером в размере равном 594 000,0 руб.

-участка 1013 с кадастровым номером в размере равном 577 370,0 руб.

-участка 210 с кадастровым номером в размере равном 436 000,0 руб.

-участка 205 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 268 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 358 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 907 с кадастровым номером в размере равном 432 430,0 руб.

-участка 222 с кадастровым номером в размере равном 437 580,0 руб.

-участка 282 с кадастровым номером в размере равном 429,660,0 руб.

-участка 285 с кадастровым номером в размере равном 429 660,0 руб.

-участка 562 с кадастровым номером в размере равном 397 580,0 руб.

-участка 835 с кадастровым номером в размере равном 459 360,0 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков суд установил 26 ноября 2019 г.

Указанное решение в апелляционном порядке обжалуется заинтересованными лицами.

Максумова Элина Георгиевна просит отменить решение суда в отношении земельного участка с кадастровым номером указав на ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что указанный земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

К апелляционной жалобе ею приложен договор купли - продажи земельного участка с кадастровым номером от 19 апреля 2021 года и свидетельство о государственной регистрации права собственности Максумовой Э.Г. на указанный земельный участок от 21 июня 2021 года.

В апелляционной жалобе, поданной представителем Петрова Дмитрия Андреевича указано, что более года МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области заключало договоры купли - продажи земельных участков по цене 27,44 рубля за кв.м.- среднему значению кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, ридиовещания и т.д. и только в 2019 году обратилось в Комиссию Управления Росреестра Ленинградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Постановленное Ленинградским областным судом решение приведет к нарушению принципа равенства граждан перед законом, поскольку часть членов СНП «Северная жемчужина» выкупила земельные участки по одной цене, а другая будет вынуждена выкупать свои земельные участки по другой, более высокой цене.

Петров Д.А.30 апреля 2021 года подал заявление в МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о приобретении права собственности на занимаемые им земельные участки №968, с кадастровым номером , и №969, с кадастровым номером , которое не было рассмотрено в установленные законом сроки.

Обжалуемое решение приведет к нарушению прав указанного лица на заключение договора купли - продажи по цене, соответствующей ранее установленной кадастровой стоимости земельных участков.

В судебное заседание податели апелляционных жалоб Максумова Э.Г., представитель Петрова Дмитрия Андреевича в суд апелляционной инстанции не явились, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель СНП «Северная Жемчужина», заинтересованные лица Ярчевский Е.И., Пестов К.В., Криль С.В., Халецкая Р.М. апелляционные жалобы поддержали, просили их удовлетворить.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, в части.

На основании Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 года №464, МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области осуществляет от имени Российской Федерации полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Исковые требования основаны на том, что в собственности Российской Федерации находятся 78 земельных участка, расположенных по адресу: <адрес>, переданных МТУ Росимущества СНП «Северная жемчужина» по договору аренды №395-Н от 31 августа 2016 года, и относящихся к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - для организации садового некоммерческого партнерства.

Указанные земельные участки имеют кадастровые номера:

Кадастровая стоимость указанных земельных участков, образованных в результате раздела исходного земельного участка с кадастровым номером площадью 150 га, правообладателем которого являлось Министерство обороны Российской Федерации, рассчитывалась на основании Постановления Правительства Ленинградской области от 27 октября 2014 года №490 с применением минимального удельного коэффициента кадастровой стоимости земель промышленности Ленинградской области, в связи с чем, средняя кадастровая стоимость каждого земельного участка в СНП «Северная жемчужина», площадью 1 000 кв.м., составляет приблизительно 100 рублей, при размере удельного показателя кадастровой стоимости 0,09 руб. за кв. метр, при том, что средняя кадастровая стоимость сходных по характеристикам участков в других ДНП на территории Всеволожского района Ленинградской области составляет от 250 000 до 900 000 рублей.

Поскольку установленная кадастровая стоимость земельных участков в СНП «Северная жемчужина» приводит к нарушению имущественных прав Российской Федерации в виде недополучения доходов федерального бюджета от продажи участков и нарушает принцип равенства граждан перед законом, истец просил установить кадастровую стоимость 78 земельных участков, находящихся в СНП «Северная жемчужина», в отношении которых не было реализовано право на приватизацию, в размере их рыночной стоимости, по состоянию на 12 декабря 2014 года, установленной в отчете об оценке № 290/1-2019-НЗ от 27 декабря 2019 года, выполненным ООО «Городской центр оценки».

Из материалов дела также следует, что земельные участки, о пересмотре кадастровой стоимости которых заявлено в иске, не вошли в перечень объектов оценки и не прошли пообъектную оценку, результаты которой были утверждены Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 октября 2014 года №490, их кадастровая стоимость была установлена на основании Акта ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

Согласно статье 24 Федерального закона от 3 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - заявители), обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.

Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.

В подтверждение заявленных доводов о том, что установленная кадастровая стоимость земельных участков существенно ниже их рыночной стоимости, представителем административного истца предоставлен отчет об оценке №290/1-2019-НЗ, выполненный 27 декабря 2019 года ООО «Городской центр оценки».

Для проверки указанного отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Базилевс» Ждановой О.А.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, отчет об оценке ООО «Городской центр оценки» №290/1-2019-Н3 от 27 декабря 2019 года не соответствует требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.

Так, оценщик из подобранных объектов-аналогов, удалив объект-аналог №9 как самый дешевый, не удалил объект-аналог №3 как самый дорогой, который по стоимости значительно отклоняется от удельных показателей выборки в большую стоимость; им необоснованно не использован в расчете один из самых дешевых в выборке объект-аналог №8 по мотиву невозможности установления его местоположения. Однако данный объект-аналог идентифицируется и имеется на карте.

Оценщик некорректно приводит корректировку «на условия сделки». Коэффициент скидки на торг для земельных участков под ИЖС составляет 0,95. Размер данной корректировки в отчете составил -5%. Между тем, при корректном расчете размер скидки на торг должен составлять -5,3% (5,3%=1/0,95)-1).

При корректировке на «удаленность от КАД» оценщик ошибочно сравнил земельные участки с квартирами и выбрал таблицу с корректирующими коэффициентами на разницу местоположения относительно расположения в различных населенных пунктах, предназначенными для корректировки не на «удаленность от КАД». Корректировка на «удаленность от КАД» не проведена.

Указанные недостатки при расчете стоимости объектов оценки в рамках сравнительного подхода привели к завышению итогового результата рыночной стоимости объектов недвижимости.

Поскольку оценщиком в отчете об оценке, допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявленных к форме и содержанию отчета, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, принципа однозначности, и иные нарушения, напрямую повлиявшие на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов недвижимости, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отчет об оценке, предоставленный административным истцом, не может быть положен в основу решения при определении размера рыночной стоимости земельных участков.

При этом судом установлено, что заключение судебной оценочной экспертизы №03-2021 от 20 мая 2021 года, определившей рыночную стоимость земельных участков по состоянию на 12 декабря 2014 года, соответствует как письменным доказательствам представленным в материалы дела, так и положениям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, составлено специалистом в области оценочной деятельности, являющимся членом саморегулируемой организации Ассоциации оценщиков «Сообщество профессионалов оценки», обладающим достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности (СРОО «СПО», рег. №0369, внесена в реестре 17.04.2010 г.)., а также предупрежденным об уголовной ответственности за отказ от дачи заключения и дачу ложного заключения.

Поскольку заключение судебной оценочной экспертизы отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, основания сомневаться в правильности выводов экспертизы не возникли ни у суда ни у участников судебного разбирательства, суд, при определении размера рыночной стоимости земельных участков, являющихся предметом спора, обоснованно руководствовался экспертным заключением.

В части размера установленной судом кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной решение суда не оспаривается.

Податели апелляционных жалоб Максумова Э.Г. и Петров Д.А. являются членами СНП «Северная жемчужина» и пользователями земельных участков в указанном партнерстве, которые были предоставлены им на основании решений общего собрания членов СПН.

В частности, Максумова Э.Г. является пользователем земельного участка №457 с кадастровым номером кадастровая стоимость которого в размере рыночной стоимости установлена судом в размере 459 360 рублей.

Пересматривая кадастровую стоимость указанного земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что он, как и другие 77 земельных участка, кадастровая стоимость которых оспаривается, находится в собственности Российской Федерации и учтен в реестре федерального имущества, между тем, как следует из документов, приложенных Максумовой Э.Г. к апелляционной жалобе, указанные выводы суда не соответствуют действительности.

Из указанных документов следует, что 19 апреля 2021 года между МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в лице уполномоченного руководителя, и Максумовой Э.Г. заключен договор купли - продажи земельного участка №457 с кадастровым номером площадью 1160 кв.м.

Государственная регистрация права собственности Максумовой Э.Г. на приобретенный в собственность земельный участок произведена 21 июня 2021 года, то есть, до принятия судом оспариваемого решения.

Поскольку судом удовлетворены исковые требования МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, вышедшего из собственности Российской Федерации и принадлежащего на праве собственности Максумовой Э.Г., решение суда в части пересмотра кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене в указанной части.

Исковые требования МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , путем ее установления в размере рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2014 года, подлежат прекращению по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 1 статьи 128 и пунктом 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Петров Д.А. является пользователем земельных участков №968 с кадастровым номером , кадастровая стоимость каждого из которых в размере рыночной стоимости установлена судом в размере 594 000 рублей.

В апелляционной жалобе Петров Д.А. выражает несогласие с постановленным решением по тем основаниям, что оно приведет к нарушению принципа равенства граждан перед законом, поскольку часть членов СНП «Северная жемчужина» успела выкупить свои земельные участки по цене 27,44 рубля за кв.м.- среднему значению кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, ридиовещания и т.д., а другая часть, после вступления решения суда в законную силу, будет вынуждена выкупать свои земельные участки по другой, более высокой цене, рассчитанной из установленной судом кадастровой стоимости.

Судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы Петрова Д.А. не влияют на правильность постановленного судом первой инстанции решения и не могут повлечь за собой его отмену.

Обратившись с настоящим иском в суд о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков путем установления ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 12 декабря 2014 года, истец МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, действуя в интересах Российской Федерации, реализовал предоставленное ему Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», право.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст. 245 КАС РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 8 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Учитывая, что государственная кадастровая оценка стоимости 77 принадлежащих Российской Федерации земельных участков, в том числе и земельных участков №№968 и №969 на момент подачи в суд настоящего административного иска, не проводилась, оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков являлась актуальной, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для восстановления МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области процессуального срока для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости и удовлетворении заявленных исковых требований.

Заинтересованное лицо Петров Д.А., имел возможность до принятия судом настоящего решения реализовать свое право на выкуп земельных участков №№968 и 969 по ранее установленной кадастровой стоимости, как это сделали другие члены СНП «Северная жемчужина», и то обстоятельство, что он этого не сделал своевременно, возлагает на него неблагоприятные последствия в виде возможного выкупа участков по более высокой цене.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Петрова Д.А. не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

решение Ленинградского областного суда от 28 июня 2021 года в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 12 декабря 2014 года в размере 459 360 рублей, отменить.

Производство по административным исковым требованиям МТУ Росимущества в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области в отношении указанного земельного участка - прекратить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Петрова Дмитрия Александровича без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.

Председательствующий:

Судьи: