№ 66а-1364/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 14 октября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Брянцевой Н.В.,
судей Котченко Д.В., Фофонова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-183/2021 (УИД 61OS0000-01-2021-000148-78) по административному исковому заявлению Альгиной Маргариты Валентиновны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
по апелляционным жалобам муниципального казначейства города Ростова-на-Дону и Альгиной Маргариты Валентиновны на решение Ростовского областного суда от 21 июня 2021 г.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Брянцевой Н.В., объяснения административного истца Альгиной М.В., представителя муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону ФИО7, действующей на основании доверенности, представителя Управления ФССП России по Ростовской области ФИО6, действующей на основании доверенности, представителя администрации г. Ростова-на-Дону ФИО8, действующего на основании доверенности, участвующих в деле посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
23 апреля 2021 г. Альгина М.В. направила в электронном виде в Ростовский областной суд, через Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону, административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В обоснование административного иска указала, что решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 октября 2014 г. на муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района г. Ростова-на-Дону (МКУ Управление ЖКХ Первомайского района г. Ростова-на-Дону) возложена обязанность организовать проведение капитального ремонта жилого дома по адресу: <адрес>. Решение суда вступило в законную силу, возбуждено исполнительное производство № 8489/15/61030-ИП от 30 апреля 2015 г. Продолжительность исполнительного производства с момента его возбуждения составила более 5-ти лет. Административный истец полагает, что неисполнение судебного акта в разумный срок нарушает ее права, поскольку МКУ Управление ЖКХ Первомайского района г. Ростова-на-Дону в течении нескольких лет фактически уклоняется от исполнения решения суда, обращаясь в суд с необоснованными требованиями о разъяснении решения суда, предоставлении отсрочки, окончании и прекращении производства по исполнительному производству, изменяя по своему усмотрению суть и способ исполнения судебного акта. Полагает, что до настоящего времени капитальный ремонт жилого дома не организован и не проведен, жилой дом продолжает разрушаться, жильцы многоквартирного жилого дома вынуждены проживать длительное время в неудовлетворительных жилищных условиях. Просила взыскать с административного ответчика компенсацию в размере 100 000 руб.
Решением Ростовского областного суда от 21 июня 2021 г. удовлетворены частично административные исковые требования Альгиной М.В., с муниципального образования «Город Ростов-на-Дону» в лице муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону за счет средств бюджета муниципального образования взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб., расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе административный истец Альгина М.В. просит решение Ростовского областного суда от 21 июня 2021 г. изменить в части размера присужденной судом компенсации, увеличив ее до 100 000 руб.
Апеллянт считает, что административным ответчиком не предпринимались достаточные действия по обеспечению исполнения решения суда, в связи с чем размер присужденной судом компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб. несоразмерен нарушенному праву.
Административным ответчиком муниципальным казначейством г. Ростова-на-Дону подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Ростовского областного суда от 21 июня 2021 г. отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что очередность включения многоквартирных домов в программу капитального ремонта и предельные сроки проведения капитального ремонта определяются Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области. В период с 2015 г. по 2020 г. ответчиком принимались меры для исполнения решения суда, однако ввиду изменений, внесенных в жилищное законодательство, выполнение работ по капитальному ремонту должно осуществляться НО «Ростовский областной Фонд содействия капитальному ремонту» и с согласия собственников жилого помещения. До настоящего времени, собственниками не было принято решение о проведении капитальных работ в многоквартирном доме, тем самым жильцы препятствуют проведению ремонтных работ. Кроме того, считают, что административным ответчиком, в случае взыскания компенсации, должен выступать соответствующий главный распорядитель средств бюджета по ведомственной принадлежности, а не финансовый орган.
Относительно доводов апелляционной жалобы Альгиной М.В. представлены возражения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Альгина М.В., участвовавшая в деле посредством видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции изменить в части размера компенсации, увеличив до 100 000 руб. В остальной части обжалуемое судебное постановление просила оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону ФИО7 и администрации г. Ростов-на-Дону ФИО8, участвовавшие в деле посредством видеоконференц-связи, просили решение суда первой инстанции отменить, в требованиях административного истца Альгиной М.В. отказать в полном объеме.
Участвовавшая в деле посредством видеоконференц-связи, представитель Управления ФССП России по Ростовской области ФИО6, при разрешении апелляционных жалоб полагалась на усмотрение суда.
Административный ответчик департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района, заинтересованное лицо администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.
Учитывая, что указанные лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, электронной и заказной почтой, а также путем размещения информации о месте и времени судебного заседания на официальном интернет-сайте, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего административного дела, гражданского дела № 2-1586/2014, дела об административном правонарушении № 12-133/2020, обсудив доводы апелляционных жалоб, а также ознакомившись с поданными возражениями, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Правовое регулирование вопросов присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок осуществляется Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации).
Согласно части 1 статьи 1 Закона о компенсации взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном названным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, или право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно части 4 статьи 250 КАС РФ административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства.
Пунктом 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее по тексту постановление от 29 марта 2016 г. № 11) разъяснено, что при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта.
Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Исходя из изложенного, возникновение права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок обусловлено неисполнением судебного акта в установленные сроки, исчисление которых начинается с момента предъявления исполнительного листа к исполнению и продолжается до окончания производства по исполнению судебного акта.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Первомайского районного суда г. Ростова-на Дону от 9 октября 2014 г. (гражданское дело 2-1586/2014) на муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района г. Ростова-на-Дону возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>
22 января 2015 г. апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 октября 2014 г. оставлено без изменения.
26 февраля 2015 г. Альгиной М.В. выдан исполнительный лист серии ФС № 002006520, который 3 апреля 2015 г. предъявлен в службу судебных приставов г. Ростова-на-Дону.
30 апреля 2015 г. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 8489/15/61030-ИП в пользу взыскателя Альгиной М.В., должника муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района г. Ростова-на-Дону.
С административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок Альгина М.В. обратилась в Ростовский областной суд 23 апреля 2021 г. через Первомайский районный суд г. Ростова-на Дону Ростовской области.
Свое право на присуждение компенсации административный истец Альгина М.В. связывает с ненадлежащим исполнением муниципальными публичными органами решения Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 октября 2014 г., вступившего в законную силу 22 января 2015 г.
На момент рассмотрения настоящего административного дела и вынесения обжалуемого судебного акта решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 октября 2014 г. не исполнено в полном объеме, постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства отменены, исполнительное производство повторно возбуждено.
Поскольку возложенная судом обязанность на должника относится к требованиям неимущественного характера и не требует обязательной выдачи исполнительного листа и возбуждения исполнительного производства с учетом разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 55 постановления от 29 марта 2016 г. № 11, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что оценке подлежит период со дня вступления в законную силу судебного акта.
Таким образом, на момент поступления в суд административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта (23 апреля 2021 г.) продолжительность исполнения решения Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 октября 2014 г. со дня вступления в законную силу судебного постановления (22 января 2015 г.) составила 6 лет 3 месяца 1 день.
Согласно пунктам 46, 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11 действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. Не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты.
Суд первой инстанции, придя к выводу о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в пользу Альгиной М.В. - 50 000 руб. исходил из того, что после вступления решения суда в законную силу обязанные лица к проведению капитального ремонта не приступили, в 2018-2019 гг. и до апреля 2020 г. активных практических действий должником не совершалось. Отсутствие правового результата в виде полного и надлежащего исполнения решения суда, длительность общего срока судебного акта, имевшиеся периоды бездействия должника, некорректно оформленные заявки на выделение денежных средств не позволяют признать действия должника достаточными и эффективными.
С таким выводом суда не может согласиться судебная коллегия суда апелляционной инстанции.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ростовской области установлены Областным законом Ростовской области от 11 июня 2013 г. № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области».
Постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. № 803 утверждена региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2015 - 2049 гг.
Специализированная некоммерческая организация «Ростовский областной фонд содействия капитальному имуществу» является региональным оператором и осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Многоквартирный жилой дом <адрес> по <адрес> в <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Ростовской области на 2015 - 2049 гг., утвержденную Постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. № 803.
Согласно части 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Исходя из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что в 2015 г. капитальный ремонт многоквартирных жилых домов на территории Ростовской области выполнялся в рамках Региональной программы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. № 803.
С целью исполнения решения Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону 25 мая 2015 г. администрацией Первомайского района г. Ростова-на-Дону направлено письмо в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области о рассмотрении вопроса включения жилого <адрес> в <адрес> в региональную программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (письмо за № 59-26-2998).
25 мая 2015 г. администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону обратилась в департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону с просьбой о выделении денежных средств на выполнение работ по капитальному ремонту указанного жилого дома (письмо за № 59-26-2997).
27 июля 2015 г. муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района города Ростова-на-Дону обратилось с письмом в департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону о выделении финансирования на проведение обследования жилого <адрес> в <адрес> с выдачей проектно-сметной документации на производство работ по усилению несущих конструкций (л.д. 105 том 2).
30 июля 2015 г. департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону направил главе администрации г. Ростова-на-Дону письмо за № 59-62-4129/5 о выделении денежных средств в размере 1 755,1 тыс. руб. на разработку проектно-сметной документации на многоквартирный жилой <адрес> целью исполнения решения Первомайского районного суда от 9 октября 2015 г. (л.д. 107 том 2).
18 августа 2015 г. решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 894 на основании вышеприведенного письма департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону в решение Ростовской-на-Дону Думы от 2 декабря 2014 г. № 755 «Об утверждении бюджета города Ростова-на-Дону на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» внесены изменения в графу «Жилищно-коммунальное хозяйство», в связи с чем выделены 1 755,1 тыс. руб. на реализацию направления расходов в рамках «Капитальный ремонт и ремонт многоквартирных домов и муниципального имущества города Ростова-на-Дону», муниципальной программы «Развитие сферы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройство города Ростова-на-Дону» (л.д. 106 том 2).
17 августа 2016 г. между некоммерческой организацией «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» и ООО «ГеоИндустрия» был заключен договор на выполнение работ по изготовлению проектно-сметной документации на усиление грунтов оснований фундаментов и несущих конструкций с положительным заключением экспертизы.
Согласно пункта 1.1 указанного договора заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по изготовлению проектно-сметной документации на усиление оснований фундаментов и несущих конструкций многоквартирных домов, расположенных на территории г. Ростова-на-Дону, согласно перечню указанному в приложении № 1 к договору.
В перечне № 1 к договору указан многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> стоимость работ - 1 689 829 руб., в том числе средства областного бюджета составили – 1 046 004,15 руб., средства местного бюджета – 643 824,85 руб.
20 декабря 2016 г. были выполнены работы по изготовлению проектной документации.
24 ноября 2016 г. Ростовской-на-Дону городской Думой принято решение № 236, в соответствии с которым администрации города Ростова-на-Дону необходимо предусмотреть в бюджете города на 2017 г. средства в размере 59 235,7 тыс. руб. на предоставление субсидии некоммерческой организации «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» на софинансирование мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов города Ростова-на-Дону в части усиления несущих конструкций и фундаментов с целью предупреждения и устранения аварийных и чрезвычайных ситуаций, проводимых на счет областного бюджета (л.д.154 том 1).
28 февраля 2017 г. заключено соглашение № 1/17-У между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области, некоммерческой организацией «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» и администрацией г. Ростова-на-Дону о представлении имущественного взноса Ростовской области некоммерческой организации «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» на выполнение работ по усилению грунтов оснований фундаментов и (или) несущих конструкций многоквартирных домов за счет средств областного бюджета (л.д. 143-149 том 1).
По настоящему соглашению администрация г. Ростова-на-Дону принимает на себя обязанности по организации и софинансировании работ по усилению грунтов оснований фундаментов и (или) несущих конструкций многоквартирных домов, в том числе разработку проектно-сметной документации с положительным заключением экспертизы, а Министерство обязуется предоставить Фонду имущественный взнос Ростовской области на проведение капитального ремонта за счет средств областного бюджета (субсидии).
Согласно приложению 1 к соглашению лимит денежных средств по усилению грунтов основания фундаментов и (или) несущих конструкций по жилому дому <адрес> по <адрес> в <адрес> составил 19 385 896,00 руб., в том числе из средств областного бюджета 12 174 342 руб., местного – 7 211 554 руб. (л.д.150 том 1).
5 июня 2017 г. между некоммерческой организацией «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» и обществом с ограниченной ответственностью «Ариал» заключен договор № 47-2017 на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества – усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3.1 данного договора источником финансирования по договору являются средства бюджета Ростовской области и местного бюджета.
В 2017 году были выполнены работы по усилению грунтов основания фундаментов и несущих конструкций в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 2 октября 2017 г. и 29 ноября 2017 г.
В письме от 29 декабря 2017 г. за № 94 ООО «ГеоИндустрия» сослалось на необходимость после выполнения работ по закреплению грунтов основания фундаментов организовать постоянные инструментальные (геодезические) наблюдения за осадками фундаментов. В первый год необходимо проводить не реже 1 раза в 3 месяца, а далее один раз в год в течении 5 лет эксплуатации. Ремонт фасадов и других строительных конструкций возможен после стабилизации осадок. Уровнем стабилизации осадок может считаться осадка не превышающая 2 мм. за один цикл (л.д.115 том 2).
Аналогичные рекомендации содержатся также в отчете ООО научно-производственное предприятие «ГРАНТ-91».
Таким образом, в рамках Региональной программы в 2016-2017 гг. за счет средств областного и местного бюджетов изготовлена проектно-сметная документация на проведение работ по усилению несущих конструкций и грунтов основания фундамента многоквартирного жилого дома и выполнены работы в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, общая стоимость которых составила более 20 млн. руб.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. № 803, в редакции постановления Правительства Ростовской области от 12 мая 2017 г. № 355, определены предельные сроки проведения капитального ремонта жилого <адрес> по следующим срокам и видам работ: ремонт электроснабжения и газоснабжения – 2018 г., ремонт фасада, фундамента, подвала – 2018 г., ремонт теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения – 2022 г., ремонт крыши – 2022 г.
18 октября 2017 г. Альгина М.В. обращалась в НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» по вопросу капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в котором просила организовать капитальный ремонт жилого дома в период с апреля по август 2018 г. с выполнением следующих работ: капитальный ремонт крыши; капитальный ремонт и замена стояков и сетей водоснабжения и водоотведения; капитальный ремонт подвальных помещений; капитальный ремонт инженерных сетей энергоснабжения и газоснабжения; ремонт фасада многоквартирного жилого дома.
27 октября 2017 г. НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» в ответе за № 11229 указало, что в соответствии со статьей 168 ЖК РФ перенос сроков капитального ремонта на более ранние сроки действующим законодательством не предусмотрен. Представленный протокол общего собрания собственников № 6/17 от 8 октября 2017 г. не может быть принят в качестве основания для переноса срока работ по капитальному ремонту холодного водоснабжения, водоотведения и крыши жилого дома с 2022 г. на 2018 г., а также проведение в 2018 году работ по капитальному фасаду, систем электроснабжения, газоснабжения за счет средств областного и местного бюджета. Также в ответе разъяснены положения частей 4, 6 статьи 189 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции установлен неоднократный перенос сроков проведения капитального ремонта по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Так, из протокола № 2 от 14 ноября 2015 г. видно, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> принято решение временно перенести виды капитальных работ, предлагаемых НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» к выполнению в 2016 году, включающие следующие работы: ремонт фасада, ремонт подвальных помещений, относящихся в общему имуществу в многоквартирном доме, ремонт фундамента многоквартирного дома, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения на 2017 г. с последующим уточнением сроков этих работ в 2016 г. по мере выполнения МКУ «Управление ЖКХ Первомайского района г.Ростова-на-Дону» решения суда о возложении обязанности организовать ремонт за счет средств выделяемых г. Ростов-на-Дону.
Протоколом № 1 от 3 октября 2016 г. принято решение о переносе сроков выполнения работ по капитальному ремонту газоснабжения в многоквартирном доме с 2017 г. на 2018 г., в связи с отсутствием согласованного проекта внутриквартирной системы газоснабжения.
Протоколом № 1 от 29 января 2017 г. в связи с необходимостью первоочередного проведения капитального ремонта по укреплению грунтов под фундаментом и несущих конструкций жилого дома в соответствии с проектом, выполненным ООО «ГеоИндустрия», принято решение о переносе сроков выполнения работ по капитальному ремонту фасада, подвала, фундамента, электропроводки в многоквартирном доме с 2017 г. на 2018 г.
Протоколом № 8/17 от 30 ноября 2017 г. принято решение о переносе сроков выполнения работ по капитальному ремонту фасада, фундамента, подвала, системы электроснабжения многоквартирного дома с 2018 г. на 2019 год.
Протоколом № 9/17 от 30 ноября 2017 г. принято решение о переносе сроков выполнения работ по капитальному ремонту системы газоснабжения многоквартирного дома с 2018 г. на 2021 г.
Протоколом № 2/2018 от 20 декабря 2018 г. принято решение о переносе сроков выполнения работ по капитальному ремонту фасада, фундамента, подвала, системы электроснабжения многоквартирного дома с 2019 г. на 2020 г.
23 января 2020 г. НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» направило в МКУ «Управление ЖКХ» Первомайского района г. Ростова-на-Дону письмо за № 1109, в котором указало, что для многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> установлены следующие предельные сроки проведения капитального строительства: ремонт электроснабжения - 2020 год; ремонт газоснабжения - 2021 год; ремонт теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения - 2022 год; ремонт подвала, фундамента, фасада - 2020 год; ремонт крыши - 2022 год. В соответствии с частью 10 статьи 8 Областного закона Ростовской области от 11 июня 2013 г. № 1101-ЗС «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области» региональным оператором собственникам жилого дома было направлено предложение о проведении в 2020 г. капитального ремонта общего имущества жилого дома, которое должно быть рассмотрено не позднее чем через три месяца с момента получения предложений. До настоящего времени решение общего собрания не представлено. В целях обеспечения проведения капитального ремонта в 2020 году НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» просила принять меры по предоставлению решения о проведении капитального ремонта общедомового имущества, в соответствии с требованиями законодательства.
В целях принятия мер для проведения капитального ремонта МКУ «Управление ЖКХ» Первомайского района <адрес> было размещено объявление о необходимости принятия на общем собрании решения о проведении капитального ремонта в 2020 г. и направлении его в адрес регионального оператора.
О необходимости принятия на общем собрании решения о проведении капитального ремонта в 2020 г. и направлении его в адрес НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» также было направлено письмо Альгиной М.В.
29 января 2020 г. на общем собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> принято решение предложить НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» скорректировать виды и очередность предлагаемых капитальных работ, внесенных в программу, в соответствии с фактическим состоянием здания, и обусловить сроки этих капитальных работ выполнением бывшим собственником - МКУ «Управление ЖКХ Первомайского района г. Ростова-на-Дону» обязанности по организации капитального ремонта жилого <адрес> в виде финансирования этих работ денежными средствами бывшего собственника - средствами бюджетов разных уровней (протокол № 1/20 от 29 января 2020 г.)
19 февраля 2020 г. региональный оператор в ответе, сославшись на положения статей 168, пункт 5 статьи 189, часть 4 статьи 190 Жилищного кодекса Российской Федерации указал, что представленный протокол № 1/20 от 29 января 2020 г. не может быть принят, как основание для проведения капитального ремонта в 2020 г.
22 мая 2020 г. администрация Первомайского района г. Ростова-на-Дону обратилась с письмом в адрес НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту», в котором просила рассмотреть вопрос о переносе сроков выполнения работ по ремонту крыши, ремонту теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения с 2022 года на 2021 год, либо текущий 2020 год. Данную просьбу обосновала исполнением решения Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону.
29 мая 2020 г. региональный оператор в ответе указал, что НО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» является исполнителем Региональной программы капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. № 803. Статьей 168 ЖК РФ предусмотрен только перенос сроков капитального ремонта на более поздний срок. Протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 14 ноября 2015 г. № 2 собственники помещений отказались проводить капитальный ремонт общедомового имущества, запланированный Региональной программой капитального ремонта, и решили проводить его только после исполнения МКУ «УЖКХ» Первомайского района г. Ростова-на-Дону решения суда от 9 октября 2014 г. Протоколом от 29 января 2020 г. № 1/20 собственниками принято решение о продолжении истребования выполнения МКУ «УЖКХ» Первомайского района г. Ростова-на-Дону решения суда от 9 октября 2014 г. В связи с тем, что до настоящего времени отсутствует решение, как собственников помещений, так и органа местного самоуправления о проведении в 2020 г. в многоквартирном <адрес> капитального ремонта фасада, подвала, фундамента, инженерной системы электроснабжения, у Фонда капитального ремонта отсутствуют основания для проведения мероприятий по заключению договоров с подрядными организациями на выполнение данных работ.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26 декабря 2013 г. № 803, в редакции постановления Правительства Ростовской области от 30 ноября 2020 г. № 254 изменены сроки проведения капитального ремонта, в связи с чем определены предельные сроки проведения капитального ремонта жилого <адрес> по следующим срокам и видам работ: ремонт электроснабжения и газоснабжения – 2021 г., ремонт фасада, фундамента, подвала – 2021 г., ремонт теплоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения – 2022 г., ремонт крыши – 2022 г.
11 марта 2020 г. МКУ «Управление ЖКХ» Первомайского района г. Ростова-на-Дону направило в департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики г. Ростова-на-Дону письмо за № 59626/870 о необходимости в целях исполнения решения суда рассмотреть на очередном заседании Ростовской-на-Дону городской Думы вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований и лимитов в сумме 1 494 316,67 руб. для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации с получением положительного заключения государственной экспертизы жилого <адрес> (л.д.57 том 2).
24 мая 2021 г. администрация г. Ростова-на-Дону обратилась в городскую Думу г. Ростова-на-Дону с письмом о включении соответствующего объема финансирования для исполнения требований исполнительных документов в расходную часть бюджета города на 2021 г., в списке которого поименовано решение Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от 9 октября 2021 г. (л.д. 132-134 том 2).
Совокупность вышеприведенных обстоятельств говорит о том, что должником по исполнительному производству МКУ «Управления ЖКХ Первомайского района г. Ростова-на-Дону», администрацией г. Ростова-на-Дону с мая 2015 г. совершалась необходимая совокупность действий, направленных на исполнение решения Первомайского районного суда от 9 октября 2014 г.
Так, из материалов дела видно, что на основании обращений администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону многоквартирный жилой дом включен в региональную программу по проведению капитального ремонта, определены предельные сроки проведения капитального ремонта, в 2015 г. из местного бюджета на основании решения Думы выделены денежные средства на капитальный ремонт, в 2016-2017 гг. изготовлена проектно-сметная документация на проведение работ по усилению несущих конструкций и грунтов основания фундамента многоквартирного жилого дома и выполнены работы в соответствии с разработанной проектно-сметной документацией, оплата которых осуществлена за счет регионального и местного бюджетов на условиях софинансирования. Региональной программой, в редакции от 12 мая 2017 г. № 355, определены предельные сроки проведения капитального ремонта жилого <адрес> в 2018 г., однако установленные сроки на основании решения собственников многоквартирного жилого дома неоднократно на протяжении с 2015 г. по 2020 г. переносились на более поздние даты ввиду понуждения должника к выполнению возложенной судом обязанности по проведению капитального ремонта жилого дома.
В суде апелляционной инстанции Альгина М.В. подтвердила, что перенос сроков капитального ремонта связан с необходимостью заставить МКУ «УЖКХ» Первомайского района г. Ростова-на-Дону исполнить решение суда от 9 октября 2014 г., которым возложена обязанность на орган местного самоуправления провести капитальный ремонт жилого дома.
Вышеизложенные факты, свидетельствуют о том, что неисполнение должником судебного постановления в установленные сроки обусловлено объективными причинами, связанными с действиями собственников многоквартирного жилого дома, полагавшими необходимым отложить проведение капитального ремонта на более поздние даты после исполнения органами местного самоуправления решения суда от 9 октября 2014 г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района г. Ростова-на-Дону были приняты зависящие от него меры по исполнению судебного решения и организации проведения капитального ремонта.
Данный вывод суда апелляционной инстанции согласуется с суждениями, изложенными в решении Первомайского районного суда г. Ростова-на Дону от 2 июня 2020 г., оставленным без изменения решением Ростовского областного суда от 22 июля 2020 г., которым постановление начальника Первомайского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП России по Ростовской области от 31 января 2020 г. о привлечении МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Первомайского района г. Ростова-на-Дону к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Оценивая действия и меры, предпринятые органом местного самоуправления в целях исполнения решения суда в юридически значимый период на предмет эффективности, своевременности и достаточности, учитывая позицию собственников многоквартирного жилого дома, настаивавших на исполнении органом местного самоуправления решения суда, суд апелляционной инстанции не усматривает волокиты; весь комплекс мероприятий по исполнению судебного решения выполнялся в разумные сроки, без какого-либо существенного перерыва в совершении процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что разумный срок продолжительности исполнения судебного акта не нарушен, следовательно, отсутствуют нарушение прав административного истца Альгиной М.В. на исполнение судебного акта в разумный срок.
Доводы административного истца об обязанности администрации г. Ростова-на-Дону провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома самостоятельно за счет средств муниципального бюджета без привлечения денежных средств регионального оператора, на счете которого аккумулируются средства собственников жилого дома, опровергаются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 марта 2019 г. № 577-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности положений статьи 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Учитывая изложенное, имеются правовые основания для отмены решения суда, и принятии нового решения об отказе в заявленных требованиях о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Постановленное по делу решение суда от 21 июня 2021 г. в части взыскания в пользу Альгиной М.В. судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. является незаконным и необоснованным, поэтому подлежит отмене с вынесением нового решения в этой части об отказе Альгиной М.В. о взыскании государственной пошлины, уплаченной при подаче иска.
Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 21 июня 2021 г. отменить в части присуждения Альгиной Маргарите Валентиновне компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб., а также судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В отмененной части принять новое решение, которым отказать Альгиной Маргарите Валентиновне в требованиях о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи