ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1366/2023 от 08.11.2023 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1366/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 8 ноября 2023 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Брянцевой Н.В., Катанаевой А.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бедак Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-447/2023 (УИД 23OS0000-01-2023-000222-62) по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Маркет» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края об оспаривании нормативных правовых актов в части,

по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 5 июня 2023 г.

Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В., пояснения представителя административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края Буренкова Д.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, участвовавшего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, возражения представителя административного истца Зафирова С.В., участвовавшего в судебном заседании посредством веб-конференции, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ляпиной О.В., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

обществу с ограниченной ответственностью «Маркет» (далее по тексту – ООО «Маркет», Общество) принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровым номером часть нежилого здания с кадастровым номером , доля в праве в общей долевой собственности на нежилое здание с кадастровым номером , расположенные по адресу: <адрес>.

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. № 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 г. (далее по тексту Перечень на 2017 г.).

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. № 3008 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту Перечень на 2018 г.).

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту Перечень на 2019 г.).

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. № 2837 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту Перечень на 2020 г.).

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. № 2752 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту Перечень на 2021 г.).

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. № 3321 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее по тексту Перечень на 2022 г.).

В пункты № 4440 Перечня на 2017 г., № 40635 Перечня на 2018 г., № 48229 Перечня на 2019 г., № 47977 Перечня на 2020 г., № 48547 Перечня на 2021 г., № 49104 Перечня на 2022 г. включено нежилое здание с кадастровым номером , общей площадью 2 320 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>

В пункты № 48179 Перечня на 2019 г., № 47925 Перечня на 2020 г., № 48489 Перечня на 2021 г., № 49047 Перечня на 2022 г. включено нежилое здание с кадастровым номером общей площадью 16 039,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

В пункты № 48225 Перечня на 2019 г., № 47973 Перечня на 2020 г., № 48543 Перечня на 2021 г., № 49100 Перечня на 2022 г. включено нежилое здание с кадастровым номером общей площадью 16 147 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Общество обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанных пунктов Перечней, полагая, что нежилые здания не обладают признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) и в Перечни включены необоснованно. В этой связи включение спорных зданий в Перечни нарушает права юридического лица, поскольку возлагает на него бремя по уплате налога на имущество в повышенном размере.

В ходе рассмотрения административного дела в суде первой инстанции Общество требования изменило, просило признать не действующими со дня принятия пункты, которыми оспариваемыми Перечнями включены нежилые помещения с кадастровыми номерами расположенные в нежилом здании с кадастровым номером (л.д.71-75 том 1).

В пункты №№ 76 741, 76 744, 76 720, 76 729, 76 735, 76 721, 76 739, 76 755, 76 752, 76 710, 76 758, 76 706, 76 753, 76 743, 76 730, 76 759, 76 754, 76 726, 76 719, 76 727, 76 731, 76 734, 76 736, 76 756, 76 751, 76 757, 76 728, 76 733, 76 738, 76 762, 76 760, 76 742, 76 750, 76 740, 76 737, 76 745, 76 746, 76 711, 76 712, 76 747, 76 748, 76 749, 76 732, 76 760, 76 742, 76 750, 76 740, 76 737, 76 745, 76 746, 76 711, 76 712, 76 747, 76 748, 76 749, 76 732 Перечня на 2019 г. включены вышеприведенные нежилые помещения.

В Перечень на 2020 г. включены нежилые помещения согласно пунктам №№ 77 416, 77 419, 77 395, 77 404, 77 410, 77 396, 77 414, 77 430, 77 427, 77 385, 77 433, 77 381, 77 428, 77 418, 77 405, 77 434, 77 429, 77 401, 77 394, 77 402, 77 406, 77 409, 77 411, 77 431, 77 426, 77 432, 77 403, 77 408, 77 413, 77 437, 77 435, 77 417, 77 425, 77 415, 77 412, 77 420, 77 421, 77 386, 77 387, 77 422, 77 423, 77 424, 77 407.

В Перечень на 2021 г. включены согласно пунктам №№ 78 899, 78 902, 78 878, 78 887, 78 893, 78 879, 78 897, 78 913, 78 910, 78 868, 78 916, 78 864, 78 912, 78 901, 78 888, 78 917, 78 911, 78 884, 78 877, 78 885, 78 889, 78 892, 78 894, 78 914, 78 909, 78 915, 78 886, 78 891, 78 896, 78 920, 78 918, 78 900, 78 908, 78 898, 78 895, 78 903, 78 904, 78 869, 78 870, 78 905, 78 906, 78 907, 78 890.

В Перечень на 2022 г. включены пунктами №№ 81 332, 81 335, 81 311, 81 320, 81 326, 81 312, 81 330, 81 346, 81 343, 81 310, 81 349, 81 297, 81 344, 81 334, 81 321, 81 350, 81 345, 81 317, 81 301, 81 318, 81 322, 81 325, 81 327, 81 347, 81 342, 81 348, 81 319, 81 324, 81 329, 81 353, 81 351, 81 333, 81 341, 81 331, 81 328, 81 336, 81 337, 81 302, 81 303, 81 338, 81 339, 81 340, 81 323.

Решением Краснодарского краевого суда от 5 июня 2023 г. административное исковое заявление ООО «Маркет» удовлетворено.

Признан не действующим со дня принятия пункт № 44 400 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. № 2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год».

Признан не действующим со дня принятия пункт № 40 635 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. № 3008 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признаны не действующими со дня принятия пункты №№ 48229, 48179, 76 741, 76744, 76720, 76729, 76735, 76721, 76 739, 76 755, 76 752, 76 710, 76 758, 76 706, 76 753, 76 743, 76 730, 76 759, 76 754, 76 726, 76 719, 76 727, 76 731, 76 734, 76 736, 76 756, 76 751, 76 757, 76 728, 76 733, 76 738, 76 762, 76 760, 76 742, 76 750, 76 740, 76 737, 76 745, 76 746, 76 711, 76 712, 76 747, 76 748, 76 749, 76 732, 76 760, 76 742, 76 750, 76 740, 76 737, 76 745, 76 746, 76 711, 76 712, 76 747, 76 748, 76 749, 76 732 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2018 г. № 3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признаны не действующими со дня принятия пункты №№ 47 977, 47 925, 77 416, 77 419, 77 395, 77 404, 77 410, 77 396, 77 414, 77 430, 77 427, 77 385, 77 433, 77 381, 77 428, 77 418, 77 405, 77 434, 77 429, 77 401, 77 394, 77 402, 77 406, 77 409, 77 411, 77 431, 77 426, 77 432, 77 403, 77 408, 77 413, 77 437, 77 435, 77 417, 77 425, 77 415, 77 412, 77 420, 77 421, 77 386, 77 387, 77 422, 77 423, 77 424, 77 407 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 г. № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признаны не действующими со дня принятия пункты №№ 48 547, 48 489, 78 899, 78 902, 78 878, 78 887, 78 893, 78 879, 78 897, 78 913, 78 910, 78 868, 78 916, 78 864, 78 912, 78 901, 78 888, 78 917, 78 911, 78 884, 78 877, 78 885, 78 889, 78 892, 78 894, 78 914, 78 909, 78 915, 78 886, 78 891, 78 896, 78 920, 78 918, 78 900, 78 908, 78 898, 78 895, 78 903, 78 904, 78 869, 78 870, 78 905, 78 906, 78 907, 78 890 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 28 декабря 2020 г. № 2752 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

Признаны не действующими со дня принятия пункты №№ 49 104, 49 047, 81 332, 81 335, 81 311, 81 320, 81 326, 81 312, 81 330, 81 346, 81 343, 81 310, 81 349, 81 297, 81 344, 81 334, 81 321, 81 350, 81 345, 81 317, 81 301, 81 318, 81 322,81 325, 81 327, 81 347, 81 342, 81 348, 81 319, 81 324, 81 329, 81 353, 81 351, 81 333, 81 341, 81 331, 81 328, 81 336, 81 337, 81 302, 81 303, 81 338, 81 339, 81 340, 81 323 приложения к Приказу департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2021 г. № 3321 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений Краснодарского края просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, поскольку считает, что имелись достаточные основания для включения указанных объектов недвижимости в оспариваемые пункты Перечней.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца ФИО11 представлены возражения.

Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО4 в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, в требованиях административного истца отказать.

Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело при данной явке.

Заслушав объяснения представителя административного истца и административного ответчика, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате налога на имущество организаций определена главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного кодекса.

Пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своём официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Удовлетворяя исковые требования Общества, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения их в действие. Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.

Суд первой инстанции, признавая недействующими пункты Перечней на 2017 и 2018 гг. в отношении нежилого здания с кадастровым номером пункты Перечней на 2019, 2020, 2021, 2022 г. в части нежилых зданий с кадастровыми номерами , нежилых помещений в нежилом здании с кадастровым номером пришел к выводу о несоответствии названных объектов недвижимости условиям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны без учета фактических обстоятельств, свидетельствующих о расположении в зданиях согласно технической документации нежилых помещений, используемых для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, делового, административного или коммерческого назначения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи 378.2.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении таких видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

Условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром и торговым центром (комплексом) установлены пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов);

- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Таким образом, законодатель предусмотрел, что нежилое здание может быть отнесено к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в пунктах 3 и 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

При этом включение в перечни объектов недвижимого имущества нежилого помещения как предназначенного для использования в вышеприведенных целях является самостоятельным основанием для включения в данные перечни объектов недвижимого имущества, что прямо следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и из материалов административного дела следует, что спорные нежилые здания с кадастровыми номерами , расположены в границах одного земельного участка с кадастровым номером , видом разрешенного использования – «рыночный комплекс», находящегося по адресу: <адрес>.

Мероприятия по обследованию спорных нежилых зданий на предмет их фактического использования административным ответчиком не производились.

Рассматривая правомерность включения административным ответчиком в Перечни на 2017-2022 гг. нежилого здания с кадастровым номером судебная коллегия исходит из следующего.

Судом установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание с кадастровым номером включено в Перечни на 2017 г. по предназначению, на основании сведений, содержащихся в документах технического учета, а именно, исходя из наименования помещений, расположенных в нежилом здании; в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 гг. по двум основаниям: вида разрешенного использования земельного участка – «рыночный комплекс» и по технической документации, содержащей информацию о предназначении помещений в здании, как обладающего признаками торгового центра (комплекса), на основании пункта 4 статьи 378.2 НК РФ. По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, Обществу на праве собственности с 15 июня 2015 г. принадлежит вышеприведенное нежилое здание, расположенное по адресу: г. Сочи, ул. Московская, 22, общей площадью 2 320 кв.м., состоящее из двух этажей, имеющее назначение – нежилое, наименование: нежилое здание – Центральный рынок (л.д. 155-158 том 1).

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества об исключении из Перечня объекта капитального строительства, ссылаясь на положения части 8 статьи 41 и части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 546, Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2013 г. № 271, пришел к выводу, что технический паспорт, подготовленный Сочинским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю по состоянию на 3 апреля 2015 г., на спорный объект, не может являться надлежащим доказательством по административному делу, поскольку изготовлен 3 апреля 2015 г., то есть, после января 2013 г. – даты, с наступлением которой, согласно действующему законодательству в сфере кадастровой деятельности, изготовление технических паспортов для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости не предусмотрено.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда.

Согласно истребованных судом апелляционной инстанции из ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю сведений (ответ от 1 сентября 2023 г. № 27-18549/ГС/23) нежилое здание с кадастровым номером внесено в государственный кадастр недвижимости 29 сентября 2013 г. с назначением нежилое здание, с наименованием «нежилое здание – Центральный рынок», с площадью 2 320 кв.м. (л.д. 218-220 том 4).

Из технического паспорта, подготовленного Сочинским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что документ технического учета составлен на отдельно стоящее здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 2 320 кв.м., инвентарный , имеющее наименование главный корпус центрального рынка, состоящего из литера А главный корпус Центрального рынка, литера А3 пристройка, литера А4 пристройка (л.д. 158-177 том 2).

В экспликации к поэтажному плану данного технического паспорта здания указаны помещения с наименованием:

- литер А, 1 этаж: помещение № 1 «торговая», площадью 152,9 кв.м., помещения «торговый зал»: № 3, площадью - 37,5 кв.м., № 10 – 44,8 кв.м., № 12 – 47,7 кв.м., № 29 – 12,4 кв.м., № 31 – 31,8 кв.м., № 33 – 39,7 кв.м., № 50 - 8,8 кв.м., № 53 – 992,9 кв.м., № 55 - 254,2 кв.м., № 57 – 36,6 кв.м., № 72 – 49,5 кв.м., № 74 -49,7 кв.м. Итого - 1 758,5 кв.м.

Также на первом этаже расположены помещения с наименованием: «лестничная клетка», «подсобная», «склад», «умывальная», «туалет», «кухня», «обеденный зал», «кабинет», «бытовая», «терраса».

- литер А, 2 этаж: помещения «кабинет», «умывальная», «туалет», «коридор», «подсобное».

Из представленной экспликации видно, что площадь помещений, предназначенных для размещения торговых площадей, составляет 1 758,5 кв.м., что составляет 75 процентов, то есть, более 20% от общей площади нежилого здания 2 320 кв.м.

С учетом изложенного имеются основания для включения нежилого здания с кадастровым номером в Перечни на 2018-2022 гг. по одному из условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, по предназначению, поскольку более 20% общей площади помещений в здании имеют наименование, предусматривающее размещение торговых площадей.

Выводы суда первой инстанции о том, что технический паспорт на здание, изготовленный по состоянию на 3 апреля 2015 г., то есть, после 1 января 2013 года - даты, с наступлением которой, согласно действующему законодательству в сфере кадастровой деятельности, изготовление технических паспортов для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости не предусмотрено, основан на ошибочном толковании и не являются безусловным основанием для исключения здания из Перечней на 2018-2022 гг. при наличии иных доказательств, свидетельствующих об использовании здания административным истцом в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Действительно, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» предусмотрено, что впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г.

После указанной даты, исходя из буквального смысла положений пункта 1 части 2 статьи 7, пункта 7.3 части 2 статьи 14, статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что в Единый государственный реестр недвижимости, являющийся сводом достоверных систематизированных сведений реестра объектов недвижимости, информация о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и (или) государственной регистрации прав на них, вноситься, в том числе, на основании технического плана, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

В свою очередь положениями налогового законодательства установлено, (пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), что основанием для включения объекта недвижимости в перечень объектов недвижимого имущества, является его предназначение, определенное по виду разрешенного использования или наименованию помещений в здании, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и технической документации.

При этом, суд не ограничен в использовании иных допустимых средств доказывания, в связи с чем не исключается использование в качестве надлежащего доказательства при оценке законности включения объектов недвижимости в спорные Перечни документов технического учета, составленных бюджетными учреждениями, после 1 января 2013 г., при отсутствии иных доказательств наличия документов технической инвентаризации на объекты капитального строительства, составленных ранее или позже указанной даты, в совокупности с иными документами, свидетельствующими о нахождении в здании помещений, используемых для размещения торговых объектов, объектов общественного питания.

Из материалов административного дела видно, что сведения об основных характеристиках объекта недвижимости, содержащиеся в ЕГРН (площадь, этажность, назначение, наименование), которые презюмируются в качестве достоверных, согласуются и не противоречат данным технического паспорта, составленного по состоянию на 3 апреля 2015 г.

Данных о том, что имеется другая техническая документация, составленная до 3 апреля 2015 г., с иными сведениями о назначении и наименовании помещений в здании согласно экспликации технического паспорта, материалы дела не содержат и сторонами не представлено.

Следует отметить, что указанный технический паспорт является актуальным, предоставлен по запросу суда апелляционной инстанции бюджетным учреждением, сведений о том, что он погашен, утратил свое значение как документ технического учета (инвентаризации), не имеется.

Положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не лишают налогоплательщиков возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным оспариваемым регулированием, на что неоднократно указывал в своих судебных постановлениях Конституционный Суд Российской Федерации.

Обществом, как собственником нежилого здания, иные документы технического учета (инвентаризации), из которых бы следовало, что спорное здание не используется в целях торговли исходя из предназначения помещений в здании, не представлено. При этом, административный истец не лишен возможности представления суду таких доказательств по собственному усмотрению.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия принимает в качестве надлежащего доказательства технический паспорт от 3 апреля 2015 г., как документ технического учета (инвентаризации), содержащий данные о назначении и наименовании помещений в здании, предназначенных для размещения торговых объектов, что согласуется с положениями подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и свидетельствует о правомерности включения административным ответчиком нежилого здания в оспариваемые Перечни на 2017-2022 гг.

Подтверждением данного выводы суда также является отнесение ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» нежилого здания с кадастровым номером при кадастровой оценки объектов капитального строительства к оценочной группе 4 «Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения» подгруппе 0404 «Рынки» (л.д. 212 том 4).

Суд первой инстанции, удовлетворяя требование административного истца об исключении из Перечней на 2019-2022 гг., нежилого здания с кадастровым номером исходил из отсутствия какой-либо технической документации на данный объект капитального строительства. При этом, вид разрешенного использование «рыночный комплекс», на котором оно расположено, не является тождественным понятию «рынки», предусмотренному как ранее действовавшим классификатором видов разрешенного использования, земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. 540, так и актуальному классификатору, утвержденному приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. № П/0412.

Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит ошибочным, поскольку он противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Спорное нежилое здание включено административным ответчиком в оспариваемые Перечни на 2019-2022 гг., исходя из вида разрешенного использования земельного участка – «рыночный комплекс».

Как следует из материалов дела, Обществу на праве общей долевой собственности (1/2 доля) принадлежит объект недвижимости с кадастровым номером площадью 16 039,1 кв.м., состоящего из пяти этажей, в том числе, одного подземного, расположенный по адресу: <адрес>.

Собственником другой доли в праве общей долевой собственности является ООО «Маркет-Сервис».

Право собственности административного истца ООО «Маркет» на указанное нежилое здание возникло на основании решения Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 5 марта 2018 г. по иску Маргиева А.Д. к ООО «Маркет» и администрации г. Сочи о признании права на долю в праве общей долевой собственности на нежилое здание и по встречному иску ООО «Маркет» к Маргиеву А.Д. и администрации г. Сочи об объединении земельных участков и признании права собственности на долю нежилого здания (дело № 2-1033/18).

Указанным судебным постановлением за Маргиевым А.Д. признано право собственности на долю в праве общей долевой собственности, за ООО «Маркет» на долей на нежилое здание, общей площадью 16 039,1 кв.м., назначение: нежилое, наименование: здание торговых рядов с многоуровневой автостоянкой, этажность 5 этажей, в том числе один подземный, год завершения строительства: 2014 г., расположенного по адресу: <адрес>.

Утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории б/н от 2016 г. с кадастровыми номерами , подготовленная ООО «Геопроект» по договору № 10/2-ЮЛ от 6 октября 2016 г.

На Управление Федеральной службы по регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю возложена обязанность по регистрации права собственности на нежилое здание за ООО «Маркет» и Маргиевым А.Д.; постановки на кадастровый учет вышеуказанного объекта капитального строительства, принятии сведений об образуемом здании, а также сведений о его местоположении согласно техническому плану от 17 января 2018 г., подготовленного кадастровым инженером Тарасовой Е.Г.; возложена обязанность образовать земельный участок, площадью 13 996 кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – «рыночный комплекс» по адресу: <адрес> путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО7

На администрацию г. Сочи в лице департамента имущественных отношений возложена обязанность заключить с ООО «Маркет» договор аренды земельного участка сроком на 49 лет общей площадью 13 996 кв.м. по вышеприведенному адресу образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами (л.д.37-39 том 15).

Из материалов дела № 2-1033/18 видно, что ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Маркет» на основании договора , заключенного с комитетом по управлению имуществом г. Сочи, предоставлен в аренду сроком до ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 13 800 кв.м., на котором расположены здания и сооружения рынка по <адрес>.

По условиям пункта 1.3 договора земельный участок предоставляется для использования в целях оказания бытовых услуг (л.д. 7-9 том 16).

ООО «Маркет» также является правообладателем земельного участка, площадью 200 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, на территории <адрес>, с видом разрешенного использования – «для размещения и эксплуатации овощной палатки» на основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город-курорт Сочи и ООО «Витамин» договора и договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче (уступке) ООО «Витамин» прав и обязанностей по договору аренды земельного участка ООО «Маркет» (л.д. 10-11 том 15).

11 августа 2014 г. администрация г. Сочи выдала закрытому акционерному обществу «Маркет» разрешение взамен ранее выданного на строительство (реконструкцию) территории Центрального рынка, 2 этап строительства: здание торговых рядов с многоуровней автостоянкой. Корректировкой» по адресу: <адрес> (л.д. 34 том 12).

Из сведений, предоставленных филиалом ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю (ответ от 1 сентября 2023 г.), видно, что объект капитального строительства впервые постановлен на кадастровый учет 19 мая 2018 г. с назначением нежилое, с наименованием «здание торговых рядов с многоуровневой автостоянкой», площадью 16 039,1 кв.м. на основании, в том числе, технического плана здания от 17 января 2018 г., подготовленного кадастровым инженером ФИО15 в содержании которого экспликация помещений отсутствует (л.д. 220-221 том 4).

Из исследованного судом апелляционной инстанции технического плана здания от 17 января 2018 г. следует, что одним из его разделов является рабочая документация от 1 февраля 2012 г., составленная ООО «Сочиархпроект», что отражено в исходных данных указанного технического плана здания (л.д. 28 том 12).

Из рабочей проектной документации, видно, что в результате реконструкции существующих зданий и сооружений, расположенных на земельном участке площадью 13 800 кв.м., будет построено здание рынка со следующими технико-экономическими характеристиками: площадь участка составляет 4 800 кв.м., площадь застройки - 2 480 кв.м., общая площадь здания составляет 11 991 кв.м., в том числе площадь цокольного этажа – 1 725 кв.м., площадь рынка - 4 374 кв.м., площадь магазинов - 5 074 кв.м., торговая площадь рынка - 3 299 кв.м.

Из экспликаций первого этажа, являющегося приложением к проектной документации, видно, что площадь первого этажа составляет 2 196,40 кв.м., из которых торговый зал имеет площадь 1 127,25 кв.м. Остальные помещения рынка (загрузочная, холодильные камеры мясной гастрономии, рыбной гастрономии, молочной продукции, мяса охлажденного, птицы замороженной, птицы охлажденной, рыбы охлажденной, рыбы замороженной, помещение подготовки к продаже рыбы, отдел по продаже рыбы, моечная торгового инвентаря и др.) являются помещениями вспомогательного характера, необходимыми для обслуживания основной площади первого этажа рынка.

Согласно экспликации второго этажа, его площадь составляет 2 560,45 кв.м., из которых торговый зал составляет 2 171, 40 кв.м., четвертого этажа площадь составляет 2 755,60 кв.м., торгового зала - 2 476,50 кв.м.

Заключением от 29 августа 2014 г. Управление государственного строительного надзора Краснодарского края подтвердило соответствие построенного объекта капитального строительства нежилого здания, расположенного в <адрес>, требованиям технических регламентов и проектной документации (л.д.12-13 том 15).

Судом апелляционной инстанции из Краснодарского краевого суда истребованы материалы административного дела № 3а-397/2022 по административному исковому заявлению ООО «Маркет», ООО «Маркет-Сервис» об оспаривании результатов кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером , площадью 16 039,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Административными истцами к материалам иска приложен отчет об оценке, который в качестве приложения содержит технический паспорт на нежилое здание, с наименованием – «здание торговых рядов с многоуровневой автостоянкой», расположенного по адресу: <адрес>, составленного 14 ноября 2018 г. отделением Южного филиала АО «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ по городу-курорту Сочи.

Из сведений, содержащихся в данном техническом паспорте, следует, что его площадь составляет 16 039,1 кв.м., назначение «здание торговых рядов с многоуровневой автостоянкой», состоит из подвального и четырех наземных этажей.

Согласно экспликации к поэтажному плану в графе «Назначение помещения» расположенные в здании помещения содержат указание на их предназначение и использование для размещения торговых объектов.

В частности, на первом этаже нежилого здания расположено помещение № 66 с наименованием «торговый зал», общей площадью 1 212,1 кв.м., что составляет 6,9 процентов от общей площади нежилого здания (л.д. 62 том 15).

На втором этаже имеется помещение № 100 с наименованием «торговый зал», площадью 2 185,1 кв.м., что составляет 13 процентов от общей площади нежилого здания (л.д. 64 том 15).

На третьем этаже помещение № 133, площадью 707,6 кв.м, № 134, площадью 443,5 кв.м., № 136, площадью 341,8 кв.м., № 137, площадью 436,2 кв.м., № 140, площадью 143,8 кв.м., № 141, площадью 185,0 кв.м., с наименованием «торговый зал», общей площадью помещений на этаже 2 257,9 кв.м., что составляет 14 процентов от общей площади нежилого здания (л.д. 66 том 15).

Таким образом, из представленного в материалы административного дела технического паспорта от 14 ноября 2018 г. возможно, сделать однозначный вывод о том, что вышеперечисленные нежилые помещения, расположенные в здании предусматривают размещение торговых помещений в здании, используемом под рынок, и что их площадь составляет 34 процента от общей площади здания 16 039,1 кв.м., то есть превышает 20 процентов, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Тот факт, что данный технический паспорт от 14 ноября 2018 г., подготовленный отделением Южного филиала АО «Госземкадастрсъемка» - ВИСХАГИ по городу-курорту Сочи, составлен позже технического плана здания от 17 января 2018 г., и данный документ технического учета не прошел государственную регистрацию в органах Росреестра, не опровергает выводы суда об использовании указанного здания в торговых целях.

Основные характеристики нежилого здания, такие как наименование, назначение, площадь, количество этажей, год постройки, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указанные в техническом плане от 17 января 2018 г., полностью совпадают со сведениями, содержащимися в техническом паспорте от 14 ноября 2018 г.

С учетом изложенного, судебная коллегия принимает данный документ технической инвентаризации в качестве допустимого доказательства, использования нежилого здания в целях, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (торговая деятельность).

Поскольку по своему предназначению нежилые помещения, расположенные в спорном нежилом здании, предусматривают использование под торговые объекты, исходя из пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации данное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

О том, что спорное здание соответствуют условиям, перечисленным в пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует заключение № 1046-Э/2022 от 28 октября 2022 г., проведенное экспертом ООО «Экспертное бюро оценки и консалтинга» ФИО8, в рамках рассмотрения административного дела № 3а-397/2022 по административному исковому заявлению ООО «Маркет», ООО «Маркет-Сервис» об оспаривании результатов кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером

Из выводов, изложенных в исследовательской части экспертного заключении следует, что исследуемое недвижимое имущество представляет собой здание <адрес><адрес>, в котором представлены продуктовые и промтоварные магазины, банкоматы, аптека и прочее, в связи с чем объект капитального строительства относится к рынку офисно-торговых объектов свободного назначения и сходным типам объектов недвижимости (л.д. 43 экспертного заключения).

По сведениям, содержащимся в открытых источниках Интернета «Яндекс. карты» в спорном здании расположены следующие организации: магазины по продаже электронных сигарет, магазины детских игрушек, продажи диетических и диабетических продуктов, магазин садоводов, продажи овощей и фруктов, магазин одежды «Люкс ярмарка», магазин цветов, магазин электроприборов, пекарня «Зерно», сеть семейных ресторанов с игровой площадкой «Город детей».

При кадастровой оценке ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» (ответ от 1 сентября 2023 г. № 01-11/2532) нежилое здание с кадастровым номером отнесено к оценочной группе 4 «Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения» к подгруппе 0402 «Магазины 250 и более кв.м.» (л.д. 212 том 4).

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что административным ответчиком верно включено спорное здание в Перечни на 2019-2022 гг., поскольку предназначение использования объекта недвижимого имущества с кадастровым номером и помещений в нем относится к торговым центрам.

Суд первой инстанции, исключая из Перечней на 2019-2022 гг. нежилые помещения с кадастровыми номерами расположенные в здании с кадастровым номером исходил из того, что представленная техническая документация: технический паспорт, составленный по состоянию на 25 декабря 2008 г. Сочинским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» и технические планы на нежилые помещения, их которых состоит нежилое здание, имеют противоречия, в связи с чем сведения, содержащиеся в них не могут с достоверностью свидетельствовать о том, что здание относится к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости.

Вместе с тем, мотивов, по которым данные доказательства отвергнуты судебное постановление не содержит, суд первой инстанции не указал в чем конкретно заключаются расхождения и несоответствия в имеющейся в распоряжении суда технической документации, суд не привел выводы, по которым данные доказательства не могут быть приняты в качестве допустимых и достоверных, либо одни доказательства имеют преимущества перед другими.

Для правильного разрешения данного административного дела, судом первой инстанции при вынесении судебного акта, не проверялось и не устанавливалось предназначение здания, исходя из назначения, разрешенного использования или наименования расположенных в нем нежилых помещений, что является одним из юридически значимых обстоятельств, несмотря на то, что в деле имеются документы технического учета объекта недвижимости.

С таким формальным подходом к рассмотрению настоящего дела судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.

Принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером включено в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества на 2019-2022 гг. на основании пунктов 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, по виду разрешенного использования земельного участка «рыночный комплекс» и по предназначению помещений в нежилом здании, содержащихся в документах технического учета, используемых как административно-деловой центр и торговый центр (комплекс).

При этом, спорные нежилые помещения включены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как помещения, входящие в состав здания с кадастровым номером , обладающего признаками торгового центра и административно-делового центра, включенного пунктами 48225, 47973, 48543, 49100 в оспариваемые Перечни соответственно на 2019, 2021, 2021, 2022 гг. на основании пунктов 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

ООО «Маркет» является собственником спорных вышеприведенных нежилых помещений, которые расположены в нежилом здании торгово-развлекательного центра «Александрия», общей площадью 16 147 кв.м., с кадастровым номером состоящего из 15 этажей, в том числе одного подземного, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 114-211 том 4).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости назначение здания – нежилое, наименование - торгово-рыночный комплекс «Центральный» (л.д. 114-211 том 4).

Данный объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешённого использования «рыночный комплекс» (л.д. 101-102, 108-111 том 4).

8 октября 2008 г. закрытому акционерному обществу «Маркет» администрацией г. Сочи выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию торгово-рыночного комплекса «Центральный» (литер М), общей площадью 16 194,4 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером , площадью 13 800 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д 173-174 том 5).

Из материалом предоставленных филиалом ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю (ответ от 01 сентября 2023 г. № 27-18549-ГС/23) следует, что сведения о здании с кадастровым номером внесены в Единый государственный реестр недвижимости 19 мая 2018 г. с наименованием «-«, площадью 16 147,0 кв.м., с количеством этажей 15, подземная этажность «1» на основании заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенной объекте от 19 августа 2013 г. № 23-0-1-189/3101/2013-1494 и приложенного свидетельства о государственной регистрации от 19 марта 2009 г. № 398280 (л.д. 218-222 том 4).

На вышеприведенное нежилое здание имеется технический паспорт, подготовленный Сочинским отделением филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Краснодарскому краю по состоянию 25 декабря 2008 г. на объект капитального строительства – торгово-рыночный комплекс «Центральный» литер «М» (л.д. 81-118 том 6). Общая площадь по строению всего составляет - 16 147 кв.м. (л.д. 116 том 6 обратная сторона).

Из поэтажного плана и экспликаций следует, что в нежилом здании расположены нежилые помещения с наименованием «торговое»: второй этаж – 1 368,2 кв.м.; третий этаж – 1 189,3 кв.м.; четвертый этаж – 1 541,5 кв.м., пятый этаж – 870 кв.м., четырнадцатый этаж – 74,8 кв.м. Итого – 4 043,8 кв.м.

С наименованием «офис»: пятый этаж – 164,4 кв.м., с шестого по тринадцатый этажи по 249,6 кв.м. на каждом этаже (249,6 кв.м. х 8 этажей = 1996 кв.м.). Итого – 2 160,4 кв.м.

Таким образом, из представленного в материалы административного дела технического паспорта от 25 декабря 2008 г. возможно, сделать однозначный вывод о том, что вышеперечисленные нежилые помещения, расположенные в здании предусматривают размещение, как торговых объектов, так и офисов, и что их площадь составляет 38 процентов от общей площади здания 16 147 кв.м., то есть превышает 20 процентов, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что здание признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, федеральный законодатель установил два самостоятельных критерия отнесения объекта недвижимости к объекту налогообложения, налоговая база которого исчисляется из его кадастровой стоимости: или по предназначению в соответствии с технической документацией, или по фактическому использованию.

Следовательно, для признания законными пунктов 48225, 47973, 48543, 49100 о включении здания с кадастровым номером в Перечни достаточно установить соответствие этого здания хотя бы одному из названных критериев.

При этом правовое значение имеет именно предназначение помещений в здании, а не его (здания) наименование и цели использования.

В целях настоящего пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Поскольку из анализа технической документации установлено, что более 20 процентов площади здания с кадастровым номером , используется для размещения объектов торговли, а также офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, судебная коллегия приходит к выводу о том, что принадлежащее административному истцу спорные нежилые помещения правомерно включены административным ответчиком в Перечни на 201-2022 гг. на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как помещения, входящие в состав здания с кадастровым номером 23:49:0204004:1207, обладающего признаками торгового центра и административно-делового центра, включенного в оспариваемый Перечень на основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ и отнесено административным ответчиком к объектам недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, поскольку они предназначены и фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение с кадастровым номером общей площадью 584,6 кв.м., назначение – нежилое, наименование – помещение, расположенное по адресу: <адрес>, помещения , находящееся на 14 этаже, технический этаж б/н, передано в аренду ООО «Александрия» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 86-90 том 7).

Из истребованного судом апелляционной инстанции из территориального отдела № 14 (по г. Сочи и Туапсинскому району) филиала ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю договора аренды нежилых помещений № 48/2018 от 20 декабря 2018 г., заключенного между ООО «Маркет» и ООО «Александрия», следует, что переданные в аренду помещения № 338-364 с кадастровым номером площадью 584,6 кв.м. арендатор обязуется использовать для осуществления деятельности ресторана и кафе (л.д. 109-115 том 14).

Поэтажные планы 14 этажа и технического этажа, содержащиеся в техническом паспорте от 25 декабря 2008 г. (л.д. 115-117 том 6) по конфигурации и размерам полностью совпадают с графическим изображением плана расположения помещений, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 86-90 том 7).

По сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в качестве основного вида деятельности общество с ограниченной ответственностью «Александрия» осуществляет деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания.

Согласно термину и определению 1 ГОСТ 31985-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения» общественное питание (индустрия питания) - это самостоятельная отрасль экономики, состоящая из предприятий различных форм собственности и организационно-управленческой структуры, организующая питание населения, а также производство и реализацию готовой продукции и полуфабрикатов, как на предприятии общественного питания, так и вне его, с возможностью оказания широкого перечня услуг по организации досуга и других дополнительных услуг.

Под предприятием общественного питания (предприятием питания) понимается объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей (термин и определение 3 ГОСТ 31985-2013).

В соответствии с термином и определением 41 ГОСТ 31985-2013 услуга общественного питания (индустрии питания) - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах.

Из термина и определения 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), оказывающее услуги общественного питания.

В силу пункта 3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036, услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.

Согласно термину и определению 3.1 ГОСТ 30389-2013. «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием (объектом) общественного питания (предприятием (объектом) питания) подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В названном стандарте приведены определения кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Из общедоступных источников сайта 2gis, Яндекс.карты видно, что в здании располагаются магазины одежды и обуви «Кari», парфюмерии и косметики, ювелирные магазины, магазины быстрого питания, магазины табака и курительных принадлежностей, магазин цветов, книжный магазин «Читай-город», магазин техники «М.Видео», магазин хозтоваров «Скорпион-1», магазины сотовой связи «Теле2», «Мегафон», «Связной», офисы агентства недвижимости, строительных компаний, по оказанию юридических услуг, салоны красоты, салоны оптики, рестораны, в том числе, «Вкусно и точно».

Из поступившего ответа ГБУ Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» от 1 сентября 2023 г. № 01-11/2532 следует, что при кадастровой оценки объекта капитального строительства нежилое здание с кадастровым номером отнесено к оценочной группе 4 «Объекты коммерческого назначения, предназначенные для оказания услуг населению, включая многофункционального назначения» подгруппе 0403 «Прочие многофункциональные торгово-сервисные комплексы, торгово-административные объекты, торгово-развлекательные объектов, за исключением отдельно стоящих зданий концертных залов, спортивно-концертных комплексов, кинотеатров, комплексов аттракционов, торгово-складские объекты, торговые базы.

Таким образом, изложенная совокупность доказательств о предназначении использования здания в качестве торгового центра (комплекса) и административно-делового центра, (в том числе, техническая документация) с достоверностью свидетельствует о достаточности оснований, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, к включению здания с кадастровым номером и расположенных в нем помещений, в оспариваемые Перечни на 2019-2022 гг. в отсутствии фактического обследования.

Относимых и допустимых доказательств, достоверно подтверждающих либо опровергающих факт использования в налоговые периоды менее 20 процентов общей площади здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, административным истцом в суд апелляционной инстанции не представлено.

Доводы представителя административного истца о том, что технический паспорт от 25 декабря 2008 г. не может быть принят в качестве допустимого доказательства, в связи с тем, что имеются, зарегистрированные в Роскадастре, технические планы на нежилые помещения, судебная коллегия не принимает в силу следующего.

Из материалов регистрационного и реестрового дела, представленных органами регистрации объектов недвижимости и прав на них, видно, что решением собственников ООО «Маркет» и ООО «Маркет-Сочи» от ДД.ММ.ГГГГ произведен реальный раздел нежилых помещений, в соответствии с которым в собственность административного истца переданы нежилые помещения с кадастровым номером , общей площадью 3 538,1 кв.м., в собственность «Маркет-Сочи» нежилые помещения, общей площадью 10 956 кв.м. (л.д. 203-208 том 7).

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером , общей площадью 3 538,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, помещения образован и поставлен на государственный кадастровый учет 7 декабря 2015 г. на основании технического плана помещений, составленного 3 декабря 2015 г. кадастровым инженером ФИО9 (л.д.3-27 том 12).

27 апреля 2018 г. в результате раздела объекта недвижимости с кадастровым номером образованы объекты недвижимости с кадастровыми номерами с

Административным истцом заявлены требования об исключении из Перечней на 2019-2022 г. нежилых помещений с кадастровыми номерами которые поставлены 26 марта 2018 г. на государственный кадастровый учет на основании технического плана помещений от 9 марта 2018 г. с назначением «нежилое», без указания наименования (л.д. 6-101 том 13). Технический план помещений сведений о назначении помещений (экспликации) не содержит (л.д. 152-156 том 8).

Вместе с тем, тот факт, что в технической документации (техническом плане от 9 марта 2018 г.) на спорные нежилые помещения, отсутствует информация об их предназначении не опровергает вышеприведенных выводов суда о нахождении в спорном здании помещений, которые используются более 20 процентов одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания, что свидетельствует о законности включения административным ответчиком нежилых помещений на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ как помещений, входящих в состав здания с кадастровым номером обладающего признаками торгового центра и административно-делового центра, включенного в оспариваемый Перечни на основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ.

Представленные административным истцом договора аренды нежилых помещений, исходя, из которых следует, что спорные объекты не используются в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, не свидетельствуют об обратном, в связи с чем судебной коллегий не принимаются в качестве доказательств ведения иной деятельности.

При таких данных, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не принял во внимание указанные обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего административного дела, в связи с чем решение суда первой инстанции нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 5 июня 2023 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований административного истца общества с ограниченной ответственностью «Маркет» о признании не действующими нормативных правовых актов в части, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 ноября 2023 г.

Председательствующий

Судьи