Судья Каминский Э.С. Дело №66а-1381/2022 (номер дела в суде первой инстанции 3а-245/2022) |
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород | 13 июля 2022 года |
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бушминой А.Е.,
судей Рогожиной Е.В., Красновой Н.П.
при секретаре Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая организация «Интеграция» к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2021 года № 637-29/э-2021 «О корректировке на 2022 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» и акционерным обществом «Сетевая компания», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 535-19/э-2020, возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт,
по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В., объяснения представителей административного истца ООО «Смежная сетевая компания «Интеграция» ФИО7 и ФИО8, представителей административного ответчика Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам – ФИО9 и ФИО10, представителя заинтересованного лица АО «Сетевая компания» - ФИО11, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее также - Госкомитет, тарифный орган) от 17 декабря 2020 года № 535-19/э-2020, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 декабря 2020 года за № 7360, опубликованным на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2020 года, установлены долгосрочные индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» (далее – ООО «Интеграция») и акционерным обществом (далее – АО) «Сетевая компания» на 2021-2025 годы.
Постановлением Госкомитета от 16 декабря 2021 года № 637-29/э-2021 «О корректировке на 2022 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» и акционерным обществом «Сетевая компания», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 535-19/э-2020» установлены на 2022 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между ООО «Интеграция» и АО «Сетевая компания» с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20 декабря 2021 года за № 8665, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2021 года.
Приложения № 1 и № 3 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 535-19/э-2020 изложены в новой редакции. Для взаиморасчётов между ООО «Интеграция» и АО «Сетевая компания» установлены, помимо прочих, показатели двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь); одноставочного тарифа в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года, а также в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года соответственно, в размере 27 982,09 рубля за МВт в месяц, 85,60 рубля за МВт в час, 0,17044 рубля за кВт в час; необходимая валовая выручка (далее также НВВ) ООО «Интеграция» (без учёта оплаты потерь) на 2022 год в размере 14 479 050 рублей.
ООО «Интеграция» обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2021 года № 637-29/э-2021.
По мнению административного истца, оспариваемое постановление Госкомитета противоречит Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
ООО «Интеграция» полагает, что данные тарифы на 2022 год и размер НВВ являются экономически необоснованными, поскольку органом регулирования при определении размера НВВ учтены не все расходы административного истца на аренду электросетевого оборудования по договорам, представленным 18 ноября 2021 года, исключены суммы расходов, связанных с неоплатой со стороны АО «Сетевая компания» услуг по передаче электроэнергии, при этом не произведена корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности, неправомерно исключены расходы по договорам аренды с организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, не включена в НВВ экономия потерь за 2020 год, применен понижающий коэффициент - 3% за непредставление регулятору до 1 апреля 2021 года отчётных данных за 2020 год, используемых при расчёте фактических значений показателей надежности и качества, исключена недополученная выручка, исходя из фактического уровня потерь и из увеличения полезного отпуска, что повлекло уменьшение НВВ на 540,7 тысячи рублей, исключена экономия потерь за 2019 год в сумме 6 772 тысячи рублей, не приняты выпадающие расходы по технологическому присоединению льготных заявителей за 2020 год в сумме 2 269 тысяч рублей, не приняты затраты на амортизацию общехозяйственного оборудования на общую сумму 761,48 тысяч рублей, кроме того некорректно (с арифметической ошибкой) проведена итоговая минусовая корректировка НВВ.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 11 марта 2022 года постановлено: административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 16 декабря 2021 года № 637-29/э-2021 «О корректировке на 2022 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» и акционерным обществом «Сетевая компания», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 535-19/э-2020».
Обязать Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу принять новый нормативный правовой акт о корректировке на 2022 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» и акционерным обществом «Сетевая компания», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 535-19/э-2020.
Указано, что настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании «Собрание законодательства Республики Татарстан», а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
В апелляционной жалобе тарифный орган просит отменить решение суда, как незаконное, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд не учёл нормы действующего законодательства, устанавливающие порядок для учёта расходов при установлении тарифов в сфере электроэнергетики.
Заинтересованным лицом АО «Сетевая компания» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На апелляционную жалобу поданы возражения прокуратурой Республики Татарстан, административным истцом.
Представители Министерства юстиции Республики Татарстан в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на неё, исследовав дополнительные доказательства по делу, указанные в протоколе судебного заседания от 11 марта 2022 года, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, а также полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 231 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики отнесено, в том числе, установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Право на установление тарифов в сфере электроэнергетики высшим исполнительным органом государственной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан - предоставлено Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года № 468.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года №535-19/э-2020 для ООО «Интеграции» установлены тарифы по передаче электрической энергии на 2021-2025 годы.
Постановлением Госкомитета от 16 декабря 2021 года № 637-29/э-2021 «О корректировке на 2022 год долгосрочных индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями обществом с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» и акционерным обществом «Сетевая компания», установленных постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 535-19/э-2020» установлены на 2022 год тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между ООО «Смежная сетевая компания «Интеграция» и АО «Сетевая компания» с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению. Данное постановление зарегистрировано и опубликовано в соответствии с законом.
Приложения № 1 и № 3 к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 535-19/э-2020 изложены в новой редакции. Для взаиморасчётов между ООО «Интеграция» и АО «Сетевая компания» установлены, помимо прочих, показатели двухставочного тарифа: ставка за содержание электрических сетей, ставка на оплату технологического расхода (потерь); одноставочного тарифа
в период с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года, а также в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2022 года, соответственно, в размере 27 982,09 рубля за МВт в месяц, 85,60 рубля за МВт в час, 0,17044 рубля за кВт в час;
необходимая валовая выручка ООО «Интеграция» (без учёта оплаты потерь) на 2022 год в размере 14 479 050 рублей.
Статьями 6, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ установлены основные принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
На основании пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования), которыми определены основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации НВВ, которая представляет собой экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который включаются, в том числе, экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования, пункта 8 Методических указаний по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее - Методические указания), следует, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчёта тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают НВВ регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
Согласно пунктам 16 - 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта.
Неподконтрольные расходы включаются в НВВ базового года и очередного года долгосрочного периода регулирования и определяются методом экономически обоснованных расходов (пункт 11 Методических указаний).
К неподконтрольным расходам относятся прочие расходы, в том числе, расходы на аренду, которые определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу (подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования тарифов). При этом данный государственный орган принимает меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Обсуждая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
ООО «Смежная сетевая компания «Интеграция» является территориальной сетевой организацией, владеющей на законном основании электросетевыми объектами, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, непосредственно или опосредованно присоединенных к данным электросетевым объектам.
Согласно материалам дела, при утверждении НВВ на 2022 год по статье «Плата за аренду имущества» ООО «Интеграция» заявлены расходы на аренду в размере 60 430, 95 тысячи рублей, включающие в себя, в том числе, расходы на аренду электросетевого хозяйства в сумме 55 598,11 тысячи рублей.
Госкомитетом учтены расходы организации на аренду электросетевого хозяйства в размере 21 284,24 тысячи рублей, которые рассчитаны в соответствии с Основами ценообразования (амортизация и налог на имущество).
Регулирующим органом не приняты расходы по данной статье по договорам с арендодателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, предпринимателями ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО21, ФИО19, ФИО20, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28ФИО29, ФИО30, ФИО31. При этом Госкомитет сослался на положения пункта 3 статьи 34616 Налогового кодекса Российской Федерации.
Оценив доводы административного истца о неправомерности не включения органом регулирования в НВВ расходов по данной статье, суд первой инстанции признал их состоятельными.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии подлежащими применению, исходя из положений пунктов 16 - 18 Основ ценообразования, Правилами бухгалтерского учёта, Положением по бухгалтерскому учёту «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года № 26н, действовавшим до 1 января 2022 года, организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчётного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией (абзацы восьмой и девятый пункта 19).
Указанные правовые положения остались без должного внимания со стороны Госкомитета, в связи с чем в экспертном заключении о корректировке на 2022 год индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями ООО «Смежная сетевая компания «Интеграция» и АО «Сетевая компания» (далее экспертное заключение) указано, что поскольку все индивидуальные предприниматели и ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39 применяют упрощенную систему налогообложения, Госкомитет не учитывает расходы по данным ИП и организациям.
Действительно, в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учёту основных средств, расходы на амортизацию должны быть подтверждены первичными документами бухгалтерского учета, однако, как следует из экспертного заключения, только ИП ФИО21 не начисляет амортизацию, в отношении других арендаторов такой информации в материалы дела не представлено.
При этом судебная коллегия учитывает, что сведения из налогового учёта не являются достаточным основанием для исключения из расходов по договорам аренды с указанными юридическими лицами и ИП.
Проверяя доводы административного истца в части непринятия расходов по договорам аренды объектов электросетевого хозяйства (37 договоров), поскольку они заявлены ДД.ММ.ГГГГ, после истечения сроков экспертизы, суд первой инстанции, проанализировав пункт 12 Правил регулирования, пришел к верному выводу, что Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в нарушении действующего законодательства не дана оценка договорам, в том числе аренды электросетевого хозяйства, представленным регулируемой организацией ДД.ММ.ГГГГ, то есть в соответствии с положениями абзаца второго пункта 12 Правил регулирования не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования.
При этом вопреки доводам административного ответчика, осведомленность административного истца о дате открытии дела о корректировке на 2022 год ранее установленного тарифа и положениях Правил регулирования о сроках проведения экспертизы предложения не лишает указанную организацию права, предоставленного ей упомянутыми положениями пункта 12 Правил регулирования.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, как основанными на правильном применении норм материального права. При этом судебная коллегия учитывает, что представленные возражения и дополнительные документы по спорным объектам договоров аренды не были представлены в суд первой инстанции и не являлись предметом оценки. Каких либо уточняющих запросов тарифным органом в адрес административного истца и иных лиц в отношении данных договоров не направлялось.
В ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции административным ответчиком представлены возражения и документы, в обосновании возражений, на основании которых указанные договоры не подлежат включению в расходы, поскольку 3 договора не подписаны. Кроме того, ФИО40 письмом от ДД.ММ.ГГГГ представило информацию об отсутствии иных потребителей, присоединенных к электросетевому оборудованию ООО «Интеграция», кроме самого арендодателя, а так же отсутствие информации о заключенных ООО «Интеграция» договорах аренды с ФИО41, ФИО44, ИП ФИО22
При том, административный истец в судебном заседании суда апелляционной инстанции представил ведомость электропотребления от ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, оснований для не включения расходов по договорам объектов электросетевого хозяйства у тарифного органа не имелось.
По тем же основаниям судебная коллегия не может согласиться с экономической обоснованностью расчёта Госкомитета размера затрат ООО «Интеграция» на амортизацию общехозяйственного оборудования, выпадающих расходов по технологическому присоединению льготных заявителей за 2020 год в сумме 2 269 тысяч рублей, потери электрической энергии в количестве 0,894 кВт на сумму 2 667, 74 тыс. рублей, поскольку часть заявленных расходов по данной статье отвергнута тарифным органом по мотиву отсутствия расшифровки и подтверждающих документов.
Согласно материалам дела, указанные документы содержались в числе представленных в регулирующий орган 1 и 18 ноября 2021 года, в том числе перерасчёт и исключение по оборудованию ФИО45 однако не были приняты во внимание и оценены при рассмотрении его тарифной заявки.
Доводы административного ответчика о том, что заявленные и не включённые расходы на содержание по новым объектам (подконтрольные расходы) на сумму 16 839,93 тыс. рублей не подтверждены какими либо расчётами, судебной коллегией отклоняются, поскольку, согласно пункту 19 Правил регулирования тарифов, в случае, если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов), возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы.
По общему правилу регулируемая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности.
В этой связи законодательством на неё возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учёта всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В связи с этим на органе регулирования не лежит безусловная обязанность запрашивать по собственной инициативе дополнительные документы.
Вместе с тем, в контексте конкретных обстоятельств каждого дела, в случае недостаточности тех или иных обосновывающих документов не исключается не только право, но и обязанность органа регулирования предложить регулируемой организации представить дополнительные материалы, что, исходя из принципов достижения и соблюдения баланса экономических интересов регулирующих организаций, а также практики оценки обосновывающих материалов, являлось бы предсказуемым для регулируемой организации и не создающим непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Таким образом, при надлежащем подходе тарифный орган мог запросить дополнительные документы и в случае их представления – проанализировать указанные расчёты.
Суд согласился с доводами административного истца о неправомерном исключении тарифным органом суммы расходов, связанных с неоплатой со стороны АО «Сетевая компания» услуг ООО «Интеграция» по передаче электроэнергии.
Как следует из материалов дела Госкомитетом, во исполнение решения Верховного Суда Республики Татарстан, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ установленные ранее упомянутые тарифы пересмотрены в сторону увеличения.
ООО «Интеграция» и АО «Сетевая компания» являются смежными сетевыми организациями. При этом АО «Сетевая компания» является потребителем и плательщиком услуг по передаче электрической энергии, а административный истец – поставщиком.
Возможность исключения из состава НВВ ранее учтённых экономически не обоснованных расходов либо включения в расчёт тарифов ранее не учтённых экономически обоснованных расходов регулируемой организации (недополученного дохода, возникшего по не зависящим от нее причинам) предусмотрена абзацами первым и десятым пункта 7 Основ ценообразования.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования № 1178 в случае, если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтённые при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом.
Такие меры должны быть реализованы органом регулирования при установлении тарифов в целях соблюдения баланса интересов регулируемой организации и её потребителей.
Как следует из материалов дела и подтверждается данными в ходе судебного заседания объяснениями сторон, административным истцом при подаче первоначальной заявки, дополнительных материалов (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) не заявлялись предложения о проведении корректировки с обоснованием согласно формуле 7.1 Методических указаний №98-э относительно дохода, недополученного при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации причинам. Такие меры должны быть реализованы органом регулирования при установлении тарифов в целях соблюдения баланса интересов регулируемой организации и её потребителей.
Судебная коллегия, проанализировав действующее законодательство, установила, что предложение о размере цен (тарифов) имеет определенную форму, установленную Приложением N 1 к Стандартам раскрытия информации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24, а остальные документы, прилагаемые регулируемыми организациями к вышеуказанному предложению, имеют лишь статус обосновывающих и дополнительных материалов, подтверждающих экономическую обоснованность заявленных именно в предложении о размере цен (тарифов) параметров, и пришла к выводу, что в составе тарифной заявки административного истца не заявлена экономия расходов на оплату потерь электрической энергии в размере 4 306,1 тыс. рублей, а представленные пояснительные записки и расчётные таблицы с учётом требований законодательства не расценены судом как предложение о размере цен (тарифов), поскольку из данных обосновывающих материалов не представляется возможным определить экономически обоснованный объём экономии расходов на оплату потерь электрической энергии.
При этом объяснение в судебном заседании суда апелляционной инстанции представителя административного ответчика о том, что органом регулирования не запрошены дополнительно обосновывающие материалы в подтверждение размера экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, судебная коллегия находит основанным на неверном толковании норм материального права.
В пункте 24 Правил регулирования указано, что орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), а не обосновывающие документы, обязанность представления которых возложена на регулируемую организацию.
В связи с изложенным, а также учитывая, что предложение о размере цен (тарифов) было сформировано самой регулируемой организацией без учёта экономии расходов на оплату потерь, сведения о которой не были опубликованы в соответствии с требованиями стандартов раскрытия информации, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции, что у Госкомитета имелось законное основание для включения в НВВ на 2022 год экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, не заявленной в тарифном предложении в надлежащем порядке.
Кроме того, судебная коллегия полагает, что при решении данного вопроса необходимо было учитывать и факт обращения административного истца в Арбитражный суд Республики Татарстан к ООО «Сетевая компания» о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по передаче электрической энергии, а так же процентов за пользование чужими денежными средствами.
Кроме того, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ (ред. от 11 июня 2022 года) "Об электроэнергетике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 июля 2022 года) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с пунктом 14 Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 года N 1220 (ред. от 24 мая 2017 года) "Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг" (вместе с "Положением об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг") организации, а в отношении показателей надежности организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций - Министерство энергетики Российской Федерации с учётом особенностей, установленных пунктом 14(1) настоящего Положения, предоставляют регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчётным, отчётные данные, используемые при расчёте фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчёте индикативных показателей уровня надежности в соответствии с методическими указаниями.
Следовательно, исходя из буквального толкования пункта 14 указанного положения административный истец не обязан предоставить регулирующим органам до 1 апреля года, следующего за отчётным, отчётные данные, используемые при расчёте фактических значений показателей надежности и качества, а также при расчёте индикативных показателей уровня надежности в соответствии с методическими указаниями, поскольку он является территориальной сетевой организацией, что подтверждает административный ответчик в апелляционной жалобе и в объяснениях от 11 июля 2022 года.
В связи с чем, доводы административного ответчика о том, что поскольку участки электрической сети, принадлежащие административному истцу, не относятся к объектам единой национальной электрической сети (далее - ЕНЭС), соответственно он не является территориальной сетевой организацией, являются ошибочными. С учётом определения понятия «территориальная сетевая организация» вывод суда первой инстанции о том, что положение пункта 14 о направлении отчётных данных регулирующим органам именно Министерством энергетики Российской Федерации в оспариваемом случае является верным и понижающий коэффициент -3% (-4956,90 тыс. рублей) за непредставление органу регулирования до 1 апреля 2021 года отчётных данных за 2020 год используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества не подлежал применению.
Относительно исключения экономии потерь из НВВ в размере 540,7 тыс. рублей по результатам проверки за предоставление заведомо ложной информации судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела представленные данные по фактическому полезному отпуску за 2018 год в размере 164,796 млн. кВт*ч полностью идентичны значениям оплаты за оказание услуг по передаче электрической энергии с АО «Сетевая компания» (Приложение №1 акты).
В отчётной форме 46Э за 2018 год «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей» направленной в адрес ФАС через систему ЕИАС, объём полезного отпуска электрической энергии также составляет 164,796 млн. кВт*ч (Приложение № 2 форма отчета 46Э).
Эти же данные по полезному отпуску электрической энергии за 2018 год в размере 164,796 млн. кВт*ч отражены в экспертном заключении административного ответчика на 2020 год (Приложение № 3 выдержка из заключения).
Информация о фактических затратах на оплату потерь электрической энергии за 2018 год также представлена административному ответчику в таблице П.1.25 (Приложение № 4) и составляет 3 443 тыс. руб. без НДС, данная сумма идентичная сумме указанной в акте проверки по данным АО «Татэнерго» (Приложение № 5 выдержка из акта проверки).
Так же в материалах дела имеется постановление об отказе в привлечении к административной ответственности, ввиду отсутствия состава правонарушения, от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, судебная коллегия полагает, что те основания, которые указаны в экспертном заключении по данной статье расходов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что законных оснований для вычета из НВВ 540,7 тыс. рублей у административного ответчика не имелось.
Пунктами 34(1), 38 Основ ценообразования предусмотрено, что экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объёма используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счёт бюджетных средств, и рассчитывается в соответствии с пунктами 34(1) - 34(3) данного документа.
Согласно пункту 11 Методических указаний НВВ в части содержания электрических сетей на очередной год долгосрочного периода регулирования определяется по формуле, которая включает в себя экономию расходов на оплату потерь электрической энергии, полученную сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объёма используемых энергетических ресурсов, определяемую в соответствии с пунктом 34(2) - 34(3) Основ ценообразования.
Разрешая административное дело в части исключения экономии потерь за 2019 год в размере 6 772 тыс. рублей, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности такого исключения, судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции.
Так, из материалов дела следует, что экономия потерь получена ООО «Интеграция» за счёт проведения мероприятий по утвержденной программе энергосбережения, которые не финансировались за счёт бюджетных средств. Подробный отчёт по программе энергосбережения за 2019, 2020 годы с приложением подтверждающих документов был направлен в Госкомитет. Большая часть работ, как указывает административный истец, была связана с проведением ремонта электрооборудования, выявлением неисправностей, утечек, мест нагрева, приведением режима работы в нормальное состояние, отключением трансформаторов в режимах малых нагрузок, проведением инспектирования сетей на предмет безупречного и бездоговорного потребления.
Как следует из экспертного заключения, основанием для изъятия у административного истца 6 772 тыс. рублей послужило то, что на 2019 год в тарифе на услуги по передаче электрической энергии НВВ согласно фактическим данным АО «Сетевая компания» оплатила за потери электроэнергии ООО «Интеграция» 21 091 тыс. руб., при этом ООО «Интеграция» в целях компенсации потерь купила электроэнергию у АО «Татэнергосбыт» на сумму 14 319 тыс. руб.
Однако, как следует из административного иска и дальнейших объяснений административного истца, указанная экономия потерь в размере 6 772 тыс. рублей получена за счёт проведенных мероприятий по утвержденной программе энергосбережения, мероприятия по которой проводились не за счёт бюджетных средств, подробный отчёт по программе за 2019 год представлен административному ответчику.
При этом экспертное заключение не содержит анализа отчёта по программе энергосбережения за 2019 год, отсутствуют обоснования исключения данных расходов из НВВ с привязкой к данной программе.
Довод административного ответчика о том, что в предложении ООО «Интеграции» отсутствуют расчёты экономии потерь электрической энергии от проведенных технических мероприятий по сокращению объёма используемых потерь, судебной коллегией отклоняется, так как само предложение ООО «Интеграция» представлено; необходимые, по мнению тарифного органа, расчёты могли быть представлены дополнительно по запросу тарифного органа, как указывалось выше.
Относительно доводов апелляционной жалобы об отсутствии оценки доводов административного истца о наличии арифметической ошибки при проведении минусовой корректировки НВВ судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ООО «Интеграция» при предоставлении документов на установление тарифа на услуги по передаче электроэнергии на 2020 год знала об этом факте, но предоставила заведомо искаженную информацию, не правильные данные, что позволило включить в расчёт тарифа на 2020 год излишние расходы в размере 540,7 тыс. руб. и таким образом завысить тариф на передачу электрической энергии.
На 2019 год в тарифе на услуги по передаче электрической энергии НВВ на оплату потерь учтено в размере 24 113,19 тыс. рублей. По данным Госкомитета АО «Сетевая компания» оплатила за потери электроэнергии ООО «Интеграция» 21 091 тыс. рублей ООО «Интеграция» в целях компенсации потерь купила электроэнергию у АО «Татэнергосбыт» на сумму 14 319, тыс. рублей. Разница в размере 6 772 тыс. рублей должна быть изъята у ООО «Интеграция».
Следовательно, при установлении тарифов на 2022 год органом регулирования исключены 540,7 тыс. рублей и за 2019 год разница в размере 6 772 тыс. рублей, итого 7 312,7 тыс. рублей.
Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется в соответствии с. формулой 3 Методических указаний № 98-э от 17 февраля 2012 года по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в соответствии со следующей формулой:
где:
- расходы i-го года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчёта тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций, указанной в пункте 9 Методических указаний, а также расходы в соответствии с пунктом 10 Методических указаний (тыс. рублей).
Указанные расходы определяются следующим образом:
- индекс потребительских цен, определенный на i-1 год; на 2021 год согласно «Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации» 6 %
Ii – индекс потребительских цен, определенный на i-1 год долгосрочного периода регулирования; на 2022 год согласно «Прогноза социально- экономического развития Российской Федерации» 4,3%.
Bi=(Biинд+0)*(1+6%)*(1+4,3%)+0
(34989,19+1265587+1041,64)*1,06*1,43=53 827,05
Таким образом, тарифный орган, принимая в качестве показателей для расчёта по указанной формуле, установленные значения, не допустил арифметической ошибки. Однако корректировка НВВ подлежит перерасчёту с учётом выводов суда апелляционной инстанции.
С учётом изложенного, вывод суда о неправомерном исключении тарифным органом суммы расходов, связанных с неоплатой со стороны АО «Сетевая компания» услуг ООО «Интеграция» по передаче электроэнергии, свидетельствует о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Вместе с тем, поскольку окончательный вывод суда об обоснованности требований административного ответчика является правильным по основаниям, приведенным в настоящем определении, оснований для отмены обжалуемого решения суда судебная коллегия не усматривает, вследствие чего апелляционная жалоба административного ответчика подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 11 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи: