ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1407/2021 от 15.12.2021 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-1407/2021

Санкт-Петербург 15 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего

Стаховой Т.М.

судей

ФИО1, ФИО2

с участием прокурора

Капсамун И.С.

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи административное дело № 3а-47/2021 по апелляционному представлению прокурора Курганской области и апелляционным жалобам административных истцов ФИО4, ФИО5 на решение Курганского областного суда от 2 сентября 2021 года, принятое по административным исковым заявлениям ФИО4, ФИО5 о признании недействующим в части приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 года № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области».

Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М., объяснения административного истца ФИО4, представителя административного истца – ФИО6, представителей административного ответчика Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области – ФИО7, заинтересованных лиц Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области – ФИО8, общества с ограниченной ответственностью «Чистый город» - ФИО9, участвовавших в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 года № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области» (далее также - Приказ от 30 октября 2017 года № 925) установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области согласно приложению к данному приказу по категориям объектов.

Разделом «Домовладения» (пункты 8,9 приложения к названному приказу) установлены (в табличной форме) нормативы накопления твердых коммунальных отходов в расчете на одного проживающего:

- многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Курган: 327,3 кг/год, 1,9 м3/год;

- многоквартирные и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа – город Шадринск, городских и сельских поселениях Курганской области: 234,8 кг/год, 1,7 м3/год.

Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.parvo.gov.ru 31 октября 2017 года.

Административные истцы, зарегистрированные по месту жительства в жилых домах в городе <адрес> и с. <адрес> Курганской области, которым начисляется плата за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, обратились в Курганский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании не действующим с момента принятия Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 года № 925 в части нормативов накопления твердых коммунальных отходов, установленных в разделе «Домовладения», как принятых с нарушением Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 и Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр.

В обоснование требований указали, что орган регулирования утвердил нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) в завышенном и экономически необоснованном размере. Ссылаясь на нарушения, допущенные при сборе, анализе и расчете данных о массе и объеме накапливаемых ТКО, а также на результаты проверки, проведенной прокуратурой Курганской области, указывают, что фактический объем ТКО, поступивший на объекты захоронения, ниже установленного показателя в Территориальной схеме и учтенного при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Чистый город», следовательно, установленные административным ответчиком нормативы накопления ТКО необоснованно завышены.

Решением Курганского областного суда от 2 сентября 2021 года в удовлетворении административных исковых заявлений ФИО4, ФИО5 отказано.

В апелляционных жалобах административные истцы ФИО4, ФИО5 и в апелляционном представлении прокуратура Курганской области просят решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции о соблюдении административным ответчиком правил сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых ТКО с учетом их сезонных изменений требованиям Правил определения нормативов накопления ТКО и обстоятельствам дела.

Департаментом гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области и заинтересованным лицом ООО «Чистый город» поданы возражения на апелляционные жалобы и апелляционное представление, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО4, его представитель ФИО6 на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали.

Прокурор в судебном заседании доводы апелляционного представления поддержал, просил удовлетворить.

Представители административного ответчика Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области и заинтересованных лиц Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, ООО «Чистый город», против удовлетворения апелляционных жалоб и апелляционного представления возражали.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб и апелляционного представления административный истец ФИО5 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайство об отложении судебного разбирательства, не представил, в связи с чем, судебная коллегия в порядке статей 213, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, апелляционного представления, возражений на них, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда отменить, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется указанным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» норматив накопления твердых коммунальных отходов - это среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени (статья 1); установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (статья 6); нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.10)), порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.10).

На территории Курганской области в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона Курганской области от 1 марта 2016 года № 4 «О регулировании отдельных отношений в области обращения с отходами производства и потребления на территории Курганской области», пункта 3 Положения о Департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, утвержденного постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25 сентября 2006 года № 338, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении нормативов накопления ТКО наделен Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

Учитывая приведенное правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации www.parvo.gov.ru 31 октября 2017 года).

По данным основаниям Приказ от 30 октября 2017 года № 925 в части установленных нормативов для домовладений - многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа - г. Курган, городского округа - г. Шадринск, городских и сельских поселений Курганской области в рамках настоящего дела не оспаривается.

По мнению административных истцов, Приказ № 925 принят органом регулирования с нарушением требований законодательства, регулирующего отношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами, поскольку замеры отходов произведены не в соответствии с перечнем категорий объектов; ответчиком не представлены в полном объеме ведомости первичных записей определения массы и объема ТКО, что свидетельствует о несоблюдении периодичности замеров; представленные ведомости содержат такие существенные недостатки, как несоответствие объектов, на которых проводились замеры, запрошенному Департаментом перечню, несоответствие количества контейнеров по ведомостям паспортам домовладений, что свидетельствует о нарушении требований действующего законодательства и повлекло завышение нормативов накопления ТКО.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что требования законодательства в части процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений при установлении оспариваемого норматива последовательно выполнены и соблюдены.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года №524/пр, в целях оказания органам регулирования методического содействия по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы, утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации № 524/пр).

В соответствии с пунктом 4 вышеназванных правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов накопления ТКО).

Как указано в пункте 4 Методических рекомендаций №524/пр, категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением № 1 к Методическим рекомендациям.

Приложение №1 к Методическим рекомендациям является перечнем категорий объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В разделе 2 указанного перечня категория объектов «Домовладения» разделена на следующие категории объектов: многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома.

Таким образом, категория объектов «Домовладения», включающая объекты – многоквартирные дома и индивидуальные жилые дома, расположенные на территории городского округа - г. Курган, городского округа - г. Шадринск, городских и сельских поселений Курганской области, в отношении которых оспариваемыми подпунктами 8, 9 приложения к приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 года № 925 установлены нормативы накопления ТКО, соответствует перечню категорий объектов, приведенному в Приложении №1 к Методическим рекомендациям, и не свидетельствует о нарушении положения о дифференцированном установлении нормативов отдельно по каждой категории объектов.

Вместе с тем, как следует из пункта 7 Правил, в целях определения нормативов накопления ТКО проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в процентном отношении в зависимости от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил.

В силу пункта 8 Правил определения нормативов накопления ТКО на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

Замеры по объекту каждой категории осуществляются каждый сезон в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов (пункт 11 Правил).

Методическими рекомендациями замеры рекомендовано производить в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь (пункт 9), работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет (пункт 15).

Как следует из материалов дела, в целях проведения работ по определению нормативов накопления ТКО, между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и администрациями муниципальных образований г. Кургана, г.Шадринска, г.Далматово, Каргапольского поссовета, Вяткинского сельсовета Каргапольского района, Затеченского сельсовета Далматовского района, а также муниципальным унитарным предприятием «Шуховский полигон», муниципальным предприятием муниципального образования - город Шадринск «Спецавтотранс», ООО «Коммунальные сети», ООО «ДалВторКом» в сентябре-октябре 2016 года заключены соглашения о Взаимодействии по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (т. 1 л.д. 76-77, 220-229).

Согласно данных сводных ведомостей определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (т.1 л.д.84-85), для расчета норматива использованы данные о массе и объеме накапливаемых отходов в следующих муниципальных образованиях: городские округа город Курган, город Шадринск, Долматовский муниципальный район (г. Долматово, с. Затеченское), Каргапольский муниципальный район (р.п. Каргаполье).

В отношении многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа - г. Курган нормативы накопления ТКО в расчете на одного проживающего установлены пунктом 8 приложения к оспариваемому Приказу.

Согласно сведений, представленных администрациями г. Далматово, Каргапольского поссовета р.п. Каргаполье, Затеченского сельсовета и Вяткинского сельсовета, первичные документы по замерам ТКО за 2016-2017 годы в архивах администраций не сохранились. В администрации г. Шадринска указанные документы сохранились частично (т.2 л.д. 139-150).

Представитель административного ответчика в суде апелляционной инстанции пояснил, что поскольку списки объектов для расчета норматива и ведомости первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах не являются номенклатурными документами, срок их хранения не определен, документы частично утрачены, представить первичную документацию в полном объеме не представляется возможным.

Как следует из представленных ведомостей первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах (т.2 л.д.88-114) и приложения к письму от 25 января 2017 года №01-19/974, направленному Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области руководителю администрации г. Кургана (т.1 л.д.78-82), в качестве объектов для замеров в г. Кургане определены 116 объектов ИЖД и 5 объектов МКД; замеры проведены по четырем сезонам, в течение 7 дней подряд: осень (с 21 октября по 27 октября – для ИЖД; с 24 октября по 30 октября 2016 года – для МКД), зима (с 1 февраля по 7 февраля 2017 года - для ИЖД и МКД), весна (с 17 апреля по 23 апреля 2017 года - для ИЖД и МКД), лето (с 19 июня по 25 июня 2017 года – для ИЖД).

Вместе с тем, в г. Кургане с целью производства замеров Департаментом, в числе прочих объектов, определены индивидуальные жилые дома, расположенные по адресам: ул. Отдыха, д.18; ул. Садовая, <...>, однако для расчета норматива использовались данные по объектам: ул. Отдыха, д.19; ул. Садовая, д. 67.

С учетом указанных выше обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу, что норматив накопления твердых коммунальных отходов, установленный пунктом 8 приложения к Приказу от 30 октября 2017 года № 925 для домовладений - многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа – город Курган, противоречит пункту 8 Правил определения нормативов, пунктам 5, 10 Методических рекомендаций, согласно которым замеры производятся на заранее отобранных объектах, на которых образуются отходы, в отношении которых перед проведением замеров составлены паспорта.

Также судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью выводов суда в отношении норматива по категории объектов «Домовладения» - для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа - г. Шадринск, городских и сельских поселений Курганской области, исходя из следующего.

В г. Шадринск в целях проведения замеров были определены 12 объектов (т.2 л.д.115-117), согласно имеющихся ведомостей замеры произведены по 5 объектам по четырем сезонам, в течение 7 дней подряд: осень (с 9 ноября по 15 ноября 2016 года), зима (с 17 января по 22 января 2017 года), весна (с 17 апреля по 23 апреля 2017 года), лето (с 19 июня по 25 июня 2017 года (т.2 л.д. 124-138, 151-155)).

В г. Долматово, с. Затеченское, р.п. Каргаполье определено не менее 3 объектов категории объектов «Домовладения», представленными ведомостями подтверждается проведение замеров по 6 объектам в г. Долматово (т.2 л.д. 46-61), 3 объектам в с. Затеченское (т.2 л.д. 62-71) за период с 17 апреля по 23 апреля 2017 года; ведомости за период с 19 июня по 25 июня 2017 года не читаемы.

Из представленных таблиц замеров в рабочем поселке Каргаполье следует, что в нарушение пункта 11 Правил определения нормативов, пункта 9 Методических рекомендаций, замеры отходов в указанном поселении в зимний и летний период производились по 12 объектам в течение двух дней – 1 и 3 февраля 2017 года, 20 и 23 июня 2017 года (т. 2 л.д. 72-85).

Вопреки доводам административного ответчика, отсутствие в графе первичной ведомости какого-либо числового показателя, включая число «ноль», по мнению судебной коллегии, свидетельствует о не проведении измерений, а не о его результате, равном нулю. Цифра «0» - это арифметическая цифра, результат изменений, который надлежит указывать в первичной ведомости, независимо от периодичности вывоза отходов.

Согласно части 2 статьи 59 КАС Российской Федерации в административном деле в качестве доказательств допускаются письменные доказательства. При этом в соответствии с частью 1 статьи 70 названного Кодекса письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по каналу видеоконференц-связи (при наличии технической возможности для такой передачи документов и материалов) либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа.

Из приведенных правовых норм следует, что представленные суду первой инстанции таблицы замеров в рабочем поселке Каргаполье являются письменными доказательствами по делу, недостатки содержания которых не могут быть восполнены показаниями допрошенного судом первой инстанции свидетеля ФИО11, который сам не производил замеры ТКО в указанном населенном пункте в дни, обозначенные в ведомостях, а его объяснения о нулевом значении выполненных замеров и в связи с этим отсутствием каких-либо цифровых значениях в графах таблиц основано лишь на предположениях и субъективном мнении свидетеля (т.1 л.д. 176 оборот).

Таким образом, при определении нормативов накопления ТКО в Каргапольском муниципальном районе нарушены требования пункта 11 Правил определения нормативов.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что норматив накопления ТКО, установленный пунктом 9 приложения к Приказу от 30 октября 2017 года № 925 для домовладений - многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа - г. Шадринск, городских и сельских поселений Курганской области рассчитан с нарушением Правил определения нормативов.

В связи с изложенным, решение суда первой инстанции об отказе в признании недействующим Приказа от 30 октября 2017 года № 925 в части норматива по категории объектов «Домовладения» - для многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа – город Курган, городского округа - город Шадринск, городских и сельских поселений Курганской области, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исков ФИО4 и ФИО5

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права неопределенного круга лиц, в частности граждан и организаций; ограниченный период действия нормативов не установлен, Приказ Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 года № 925 подлежит признанию не действующим в части пунктов 8, 9 приложения к приказу, с даты принятия настоящего апелляционного определения.

В то же время судебная коллегия не может признать обоснованными иные доводы административных истцов и апелляционного представления прокурора.

Довод апелляционного представления о незаконности использования замеров, проведенных ООО «СТОК» - организации, с которой Департаментом не заключалось соглашение о сотрудничестве и доводы административных истцов о незаконности использования замеров, проведенных МУП г.Кургана «Шуховский полигон», которое на момент исполнения соглашения, по утверждению истцов, не имело лицензии на сбор ТКО от населения, подлежат отклонению, поскольку противоречат положениям пункта 6 статьи 24.11 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которому органы местного самоуправления поселений, городских округов в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию. ООО «СТОК» и МУП г. Кургана «Шуховский полигон» являются организациями, осуществляющими деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Доводы административных истцов о том, что установленные Приказом № 925 нормативы накопления твердых коммунальных отходов не являются средним количеством твердых коммунальных отходов, поскольку не соответствуют фактическим данным среднего значения его величины, в подтверждение чего административные истцы ссылаются на результаты проведенной прокуратурой Курганской области проверки исполнения законодательства о тарифном регулировании в области обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства по факту несоответствия тарифа, утвержденного Постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 30 декабря 2020 года № 60-1 « Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для ООО «Чистый город» на 2021 год», требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Основ ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (т.1 л.д.126-128), согласно выводам которой фактический объем твердых коммунальных отходов, поступивший на объекты захоронения, ниже показателя, установленного в Территориальной схеме обращения с отходами, и учтенного при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый город», обоснованно отклонены судом первой инстанции, как несостоятельные, поскольку выявленные прокуратурой нарушения требований законодательства при установлении тарифа на 2021 год не свидетельствуют о нарушениях законодательства при установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов, работы по определению которых проводились в 2016-2017 гг.

Оснований полагать, что данные замеров фактического объема захоронения твердых коммунальных отходов, поступивших на объект обработки в ТКО в 2020 году, могут свидетельствовать о существовавшем на период проведения замеров действительном общем объеме образования отходов в регионе, а равно опровергать полученные на основании учетных данных расчетные размеры нормативов их накопления, у суда не имеется.

Соответственно, указанные доводы являются несостоятельными и не могут быть признаны основаниями для признания недействующим оспариваемых пунктов 8, 9 приложения к Приказу от 30 октября 2017 года № 925.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского областного суда от 2 сентября 2021 года отменить.

Административные исковые заявления ФИО4, ФИО5 удовлетворить.

Признать недействующими с даты принятия настоящего апелляционного определения пункты 8, 9 приложения к приказу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области от 30 октября 2017 года № 925 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области», которыми установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Курганской области для домовладений - многоквартирных и индивидуальных жилых домов, расположенных на территории городского округа – город Курган, городского округа - город Шадринск, городских и сельских поселений Курганской области.

Сообщение об апелляционном определении в течение одного месяца со дня его принятия подлежит опубликованию в официальном издании Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи