ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1425/20 от 15.12.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

66а-1425/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 15 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Солдатовой С.В.,

судей Катанаевой А.С., Колпаковой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляк В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Верховного Суда Республики Крым административное дело № 2а-64/2020 (УИД 91OS0000-01-2020-000167-31) по административному исковому заявлению Хилько Людмилы Дмитриевны о признании не действующим решения 118 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 августа 2019 г. № 1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 г. № 1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года»,

по апелляционной жалобе административного истца Хилько Людмилы Дмитриевны на решение Верховного Суда Республики Крым от 3 сентября 2020 г., которым административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., объяснения представителя административного истца Плаксина А.С. (участвовал посредством видеоконференц-связи), заключение прокурора третьего отдела Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В., судебная коллегия

установила:

Хилько Л.Д. обратилась с административным иском о признании незаконным и отмене решения 118 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 августа 2019 г. №1666-1/19 «О внесении изменений в решение 116 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 28 июня 2019 г. №1638-1/19 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года» (далее Решение от 28 августа 2019 г.). В обоснование указала, что является собственником земельного участка с видом разрешенного использования «под индивидуальное жилищное строительство». Оспариваемым решением пункт 1.3 Стратегии был дополнен разделом «Основные мероприятия», где предусмотрено развитие парка «Молодёжный» путём увеличения его площади за счёт находящихся в частной собственности земельных участков, имеющих вид разрешённого использования «индивидуальное жилищное строительство». Полагает, что оспариваемое решение является незаконным и подлежит отмене, поскольку принято с нарушением установленного порядка, проект решения не был размещён на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в сети «Интернет» и не был доведён до сведения лиц, чьи права и охраняемые законом интересы затрагиваются или могут быть затронуты указанным решением, в связи с чем решение принято без учёта замечаний и предложений, которые могли быть поданы заинтересованными лицами.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 3 сентября 2020 г. заявленные требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административный истец просит указанный судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов представителем Администрации города Керчи Республики Крым, участвующим в деле прокурором представлены возражения.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ, Кодекс).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее Закон № 172-ФЗ) стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.

Под стратегическим планированием Закон № 172-ФЗ понимает деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 11 Закона №172-ФЗ, к документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования, относятся стратегия социально-экономического развития муниципального образования.

Решением 116 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 июня 2019 г. №1638-1/19 утверждена Стратегия социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года (далее – Стратегия).

Указанное решение опубликовано 28 июня 2019 г. на официальном сайте kerch.rk.gov.ru в сети Интернет.

Решением 118 сессии Керченского городского совета Республики Крым 1 созыва от 28 августа 2019 г. в Стратегию внесены изменения, в частности дополнен раздел «Основные мероприятия» задачи 7 «Комплексное благоустройство набережной и пляжных территорий, формирование зеленого города (развитие, парковых зон, пляжей и скверов)» п.4 «Приоритет I «Древнейший город России» мероприятием по развитию парка «Молодежный» путем увеличения его площади за счет находящихся в частной собственности земельных участков, имеющих вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство» (пункт 1.3).

Указанное решение опубликовано 2 сентября 2019 г. на официальном сайте kerch.rk.gov.ru в сети Интернет.

Статьей 13 названного Закона № 172-ФЗ установлено, что проекты документов стратегического планирования выносятся на общественное обсуждение с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне (часть 1).

В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты подлежат размещению на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа стратегического планирования, а также на общедоступном информационном ресурсе стратегического планирования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (часть 4 статьи 13).

На нарушение части 4 статьи 13 Закона № 172-ФЗ административным истцом указано, как на основание удовлетворения административного иска в части нарушения процедуры принятия нормативного правового акта.

В соответствии с Законом № 172-ФЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, Законом Республики Крым от 2 июня 2015 г. №108-ЗРК/2015 «О стратегическом планировании в Республике Крым», статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Советом министров Республики Крым утверждён Порядок проведения общественного обсуждения проектов документов стратегического планирования в Республике Крым (постановление Совета министров Республики Крым №306 от 30 июня 2016 г.).

На сайте муниципального образования городской округ Керчь с целью исследования общественного мнения по вопросам текущей ситуации и перспектив социально-экономического развития города Керчи был открыт опрос «Концепция стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года». Предложено всем активным и неравнодушным гражданам оценить общий уровень комфортности проживания в городском округе; указать на серьёзные угрозы; отметить основные факторы, препятствующие развитию города и поделиться мнением по поводу приоритетных направлений развития Керчи.

Также создан Стратегический совет по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года и утверждено положение о стратегическом совете, утверждён план разработки Стратегии, утверждён Порядок разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации Стратегии и плана мероприятий по реализации, разработана Стратегия, опубликовано на официальной странице Администрации города Керчи Республики Крым.

На основании представленных Администрацией города Керчи Республики Крым материалов по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2015 г. № 631 «О порядке государственной регистрации документов стратегического планирования и ведения федерального государственного реестра документов стратегического планирования», Законом Республики Крым от 20 мая 2015 г. № 108-ЗРК «О стратегическом планировании в Республике Крым», с учётом рекомендаций по итогам публичных слушаний по обсуждению проекта Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года, руководствуясь Уставом муниципального образования городской округ Керчь Республика Крым, Керченский городской совет решением № 1638-1/19 от 28 июня 2019 года на 116 сессии 1 созыва утвердил Стратегию социально-экономического развития муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым до 2030 года.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений порядка принятия оспариваемого решения, влекущих его безусловную отмену.

Судебная коллегия также признает правомерными выводы суда первой инстанции об отсутствии нарушений прав административного истца Решением от 28 августа 2019 г.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что земельный участок административного истца в соответствии с действующими Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым находится в функциональной, территориальной зонах «зона застройки индивидуальными жилыми домами».

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен главой VII.1. Земельного кодекса Российской Федерации.

Как справедливо отмечено судом первой инстанции, документы территориального планирования и проект планировки территории муниципального образования городской округ Керчь размещение парка Молодёжный в границах принадлежащего истцу земельного участка не предусматривают. Основанием для разработки проекта планировки территории муниципального образования городской округ Керчь оспариваемое решение не является.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции заявителя, изложенной при рассмотрении дела в суде первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.

Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные статьей Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 3 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Хилько Людмилы Дмитриевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи