ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1445/2022 от 30.06.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Петрова О.А. Дело №66а-1445/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3а-21/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 30 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Ходус Ю.А.,

судей Мироновой Н.В., Бушминой А.Е.

при секретаре Кулагиной А.А.,

с участием: прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – ФИО9,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кузнецовой ФИО16 и индивидуального предпринимателя Смирнова ФИО17 о признании недействующим в части постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года №461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл»

по апелляционным жалобам индивидуального предпринимателя Кузнецовой ФИО18 и индивидуального предпринимателя Смирнова ФИО20 на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Ходус Ю.А., объяснения представителей административных истцов - ФИО10, ФИО11, объяснения представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл – ФИО13, объяснения представителя Правительства Республики Марий Эл – ФИО12, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации ФИО9, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» в Правилах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года № 67 «Об утверждении Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл», пункт 17 дополнен подпунктом «г» следующего содержания:

«г) документ планирования регулярных перевозок, предусматривающий отмену муниципального маршрута регулярных перевозок» (пункт 2 раздел I).

Абзацем вторым раздела II постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» установлено, что пункт 2 раздела I настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года.

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» опубликовано на официальном интернет-портал Республики Марий Эл марийэл.рф и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 2 ноября 2021 года (№ 1200202111020002).

Индивидуальный предприниматель Кузнецова Г.М. и индивидуальный предприниматель Смирнов С.А. обратились в Верховный Суд Республики Марий Эл с административными исками о признании недействующими пункта 2 раздела I и абзаца 2 раздела II постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл», как противоречащих части 4 статьи 2, статьи 3, части 1 статьи 12, статье 19, частям 5, 5.1,6 статьи 39 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ), статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с тем, что документ планирования не может являться основанием для отмены муниципального маршрута регулярных перевозок, поскольку является решением об отмене такого маршрута, распространение действия постановления на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, наделяет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл не предусмотренными законом полномочиями по отмене маршрута регулярных перевозок.

В обоснование требований указали, что являются индивидуальными предпринимателями, имеют лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, осуществляют перевозки по маршрутам регулярных перевозок, а также свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданных администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» на период по 14 июня 2021 года. Оспариваемые положения постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» нарушают их право на

осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок на основании выданных в установленном порядке свидетельств, предоставляют возможность уполномоченному органу отменять действующие маршруты по своему усмотрению, без законных оснований. В отсутствие документа планирования регулярных перевозок, утвержденного в установленном порядке Правительством Республики Марий Эл, на момент окончания срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок распространение пункта 2 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года, нарушает их право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на новый 5-летний срок.

Представители административных истцов - ФИО10, ФИО11, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл – ФИО12 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях и пояснениях.

Представители заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл – ФИО13, ФИО14 в судебном заседании административные исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях и пояснениях.

Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Кузнецовой Галины Михайловны и административного искового заявления индивидуального предпринимателя Смирнова Сергея Александровича о признании недействующими пункта 2 раздела I и абзаца 2 раздела II постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» отказано.

В апелляционной жалобе ИП ФИО1 содержится просьба об отмене решения Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года и принятии по делу нового решения, которым полагает необходимым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что 25 мая 2021 года Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл издан приказ № 96, которым без каких либо законных оснований продлевается свидетельство на осуществление перевозок до 1 апреля 2022 года. По результатам рассмотрения обращений перевозчиков Прокуратурой Республики Марий Эл вынесено представление в адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, в котором указано на нарушение выдачи свидетельств на осуществление регулярных перевозок, а именно положений статьи 19 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ. По результатам рассмотрения данного представления Министерство транспорта подготовил проект оспариваемого нормативного правового акта, которым внес изменения в постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года № 67, в частности пункт 17 дополнен основанием отмены маршрута - наличием документа планирования.

Полагает, что оспариваемое постановление вынесено незаконно, с нарушением установленного порядка, а также противоречит действующему федеральному законодательству. При этом, обращает внимание суда на то, что Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ регулирует осуществление перевозок с учетом всех объективных ситуаций, нормы которого направлены на защиту интересов как организатора перевозок, так и на перевозчиков. Относительно рассматриваемого дела, закон устанавливает порядок и сроки, на которые выдаются свидетельства на осуществление перевозок. Закон предусматривает, что решение о выдаче свидетельств на срок менее чем на 5 лет может быть вынесено организатором перевозок до истечения срока ранее выданного свидетельства за 180 дней до отмены маршрута.

Таким образом, Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл и Правительством Республики Марий Эл нарушается порядок выдачи свидетельств, который предусмотрен законом. Оспариваемый нормативный правовой акт был принят с учетом того, что в августе 2021 года был издан документ планирования, который также распространял свое действие на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года.

С решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года также не согласился административный истец ИП Смирнов С.А., в обоснование доводов апелляционной жалобы, указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Указал, что его права нарушены с момента вынесения приказа Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 25 мая 2021 года № 96, которым продлевались свидетельства на осуществление перевозок до 1 апреля 2022 года. При этом, оснований продления свидетельств менее, чем на 5 лет в тексте приказа не имеется. Дополнение оснований отмены маршрута подпунктом «г» пункта 17 является нарушением федерального законодательства, поскольку документ планирования направлен на улучшение маршрутной сети. Полагает, что фактически готовится проект документа, который отменит положения приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл от 25 мая 2021 года № 96. В связи с чем, считает, что применение и распространение действия Постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года недопустимы и противоречат действующему законодательству Российской Федерации.

Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл и Прокуратурой Республики Марий Эл представлены возражения относительно доводов апелляционных жалоб об их необоснованности.

Представители административных истцов - ФИО10, ФИО11, в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Марий Эл – ФИО12 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года отставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл – ФИО13, в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года отставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные данным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Устав автомобильного транспорта определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур (статья 1).

Кроме того, отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).

Законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, поименованного Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).

Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться перераспределение полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ).

Согласно статье 2 Закона Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года № 47-З «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл» правительство Республики Марий Эл осуществляет полномочия по организации регулярных перевозок, возлагаемые Федеральным законом на органы местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, непосредственно или через уполномоченный им орган исполнительной власти Республики Марий Эл.

Правительство Республики Марий Эл принимает постановления и издает распоряжения и обеспечивает их исполнение; акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства (части 1, 2 статьи 12 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл»). Датой официального опубликования постановления Правительства Республики Марий Эл считается дата первой публикации его текста в одном из официальных источников опубликования правовых актов Республики Марий Эл (часть 7 статьи 12 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года № 23-З).

Указом Президента Республики Марий Эл от 10 ноября 2010 года № 237 определено, что официальными источниками опубликования правовых актов Республики Марий Эл являются: периодическое печатное издание «Марийская правда. Официальный еженедельник»; периодическое печатное издание «Марий Эл. Официальный документымсавыктыше газет»; официальный интернет-портал Республики Марий Эл (марийэл.рф); «Официальный интернет-портал правовой информации» www.рrаvо.gоv.ru).

Порядок и условия организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, в том числе порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, установлены Правилами организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории

муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола»

Республики Марий Эл, утвержденными постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года № 67 (далее - постановление от 24 февраля 2021 года № 67).

Пунктом 17 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» установлены основания для отмены муниципального маршрута регулярных перевозок. Согласно абзацу 2 пункта 6 указанных Правил установление, изменение, отмена муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется с учетом данных, предусмотренных документом

планирования регулярных перевозок.

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года № 67 «Об утверждении Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар- Ола» Республики Марий Эл» опубликовано на официальном интернет-портал Республики Марий Эл марийэл.рф 24 февраля 2021 года и официальном интернет-портале правовой информации www.рrаvо.gоv.ru 25 ноября 2021 года.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановления Правительства Республики Марий Эл от 24 февраля 2021 года № 67 «Об утверждении Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл», от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов.

Кроме того, судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» индивидуальному предпринимателю Кузнецовой Г.М. выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 1к на срок с 27 июля 2018 года до 14 июня 2021 года, индивидуальному предпринимателю Смирнову С.А. выдано свидетельство на осуществление перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок № 17к на срок с 4 июля 2016 года до 14 июня 2021 года. Приказом Министерства от 25 мая 2021 года № 96 срок действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок городского округа «Город Йошкар-Ола» № 1к и 17к, выданных администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола», продлен на срок до 1 апреля 2022 года. В дальнейшем Министерство выдало административным истцам свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок на срок до 31 марта 2022 года.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 утвержден Документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» на 2021 - 2023 годы.

Данное постановление опубликовано на официальном интернет-портале Республики Марий Эл марийэл.рф 17 августа 2021 года.

Нормативный правовой акт вступил в силу 28 августа 2021 года и согласно пункту 2 постановления Правительства Республики Марий Эл от 17 августа 2021 года № 319 распространяется на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 Документа планирования регулярных перевозок, утвержденного 17 августа 2021 года, одним из основных мероприятий развития сферы регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории МО «ГО «Город Йошкар-Ола» указана отмена в срок до 1 апреля 2022 года муниципальных маршрутов регулярных перевозок и исключение из реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок ГО «Город Йошкар-Ола» (нерегулируемые тарифы) сведений о муниципальных маршрутах регулярных перевозок по Перечню согласно приложению к Документу планирования регулярных перевозок.

В названном Перечне под разными пунктами указаны маршруты №№ 1к, 17к, как подлежащие отмене с 1 апреля 2022 года в связи с оптимизацией маршрутной сети.

Отклоняя доводы административных истцов о том, что пункт 2 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» противоречит части 4 статьи 2, статье 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок является нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно- распорядительного органа муниципального образования, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ подготовка документов планирования регулярных перевозок осуществляется с учетом положений настоящего Федерального закона в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а в случае, если соответствующим актом предусмотрены мероприятия по организации регулярных перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, - в порядке, установленном соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации, в границах которых проходят данные маршруты.

Учитывая, что в силу положений пункта 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок является нормативным правовым актом, устанавливающим перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, следовательно, документ планирования, предусматривающий отмену муниципального маршрута регулярных перевозок, может служить основанием для отмены маршрутов регулярных перевозок.

При этом, пункт 2 раздела I постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл», дополняющий пункт 17 Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» указанием на документ планирования регулярных перевозок, предусматривающий отмену муниципального маршрута регулярных перевозок, в качестве основания для отмены муниципального маршрута регулярных перевозок не противоречит части 4 статьи 2, статье 3, части 1 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он основан на материалах дела и соответствует закону, регулирующему спорные правоотношения.

Вместе с этим, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении административных исковых требований в части признания недействующим абзаца второго раздела II постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» ввиду следующего.

Как указал Конституционный Суд РФ, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 7-О).

Согласно пункту 8 статьи 12 Закона Республики Марий Эл от 18.09.2001 № 23-З в редакции от 27 февраля 2018 года «О Правительстве Республики Марий Эл» постановления Правительства, затрагивающие права и свободы граждан, вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований о признании недействующим абзаца второго раздела II постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» суд первой инстанции указал, что указанная норма каких-либо прав и законный интересов административных истцов не нарушает.

При этом, судом первой инстанции не учтено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» с учетом положений статьи 2 Закона Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года № 47-З «О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом между органами местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и органами государственной власти Республики Марий Эл» порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами правительства Республики Марий Эл.

Как следует из пункта 27 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно- распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с названным федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

При этом, как правило, указанный документ планирования разрабатывается на средне- и долгосрочную перспективы на основе утвержденных органами государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительными органами муниципального образования документов транспортного, территориального, социально- экономического планирования, в том числе программ комплексного развития транспортной инфраструктуры, что следует, в частности, из методических рекомендаций по разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Министерством транспорта Российской Федерации 30 июня 2020 года. Несмотря на то, что данные рекомендации официально опубликованы не были, они содержат положения о целях и задачах принятия документа планирования.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (постановления от 29 января 2004 года № 2-П, от 17 июня 2013 года № 13-П, от 15 февраля 2019 года № 10-П и др.), при этом указанный принцип вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 20 апреля 2010 года № 9-П, от 25 июня 2015 года № 17-П, от 19 апреля 2018 года № 16-П, от 20 июля 2018 года № 34-П, от 28 февраля 2019 года № 13-П и др.).

Осуществляя выбор средств и способов правового воздействия на субъектов предпринимательской деятельности, законодатель должен учитывать как сложившуюся в России отраслевую систему правового регулирования и общие принципы соответствующих отраслей права - публичного или частного, так и социальные, экономические и иные факторы, определяющие объективные пределы его полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2020 года № 19-П «По делу о проверке конституционности статьи 98 Лесного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Горизонт»).

Хотя экономическая свобода в ее конституционно-правовом значении не предопределяет получение гарантированного результата от осуществления экономической деятельности, тем не менее она предполагает защиту от рисков, связанных с произвольными и необоснованными, нарушающими нормальный (сложившийся) режим хозяйствования решениями и действиями органов публичной власти (постановление от 2 июля 2013 года № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества «Омскшина»).

Законодатель, исходя из общего принципа действия закона на будущее время, должен учитывать специфику регулируемых правом общественных отношений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2007 года № 37-О-О, от 15 апреля 2008 года № 262-О-О, от 20 ноября 2008 года № 745-О-О, от 16 июля 2009 года № 691-О-О, от 29 мая 2018 года № 1152-О).

Таким образом, исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, правовой природы Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории муниципального образования «Городской округ «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл и документа планирования регулярных перевозок, внесение изменений в указанные нормативные правовые акты, в том числе касающиеся оснований отмены маршрутов, безусловно, является правом уполномоченного в этой сфере органа власти, однако должно быть предсказуемым, в связи с чем, учитывая, что субъекты предпринимательской деятельности должны иметь возможность предвидеть наступление вероятных негативных последствий применению подлежит общее правило вступления нормативного правового акта в силу.

Такой подход направлен на обеспечение условий для предоставления населению бесперебойных услуг в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих подобные перевозки, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти Правил организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и документа планирования регулярных перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, что подтверждается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 29 января 2015 года № 225-О.

Иное означало бы несоразмерное ограничение свободы предпринимательской деятельности перевозчиков, отсутствие сохранения разумной стабильности правового регулирования в сфере регулярных перевозок пассажирским транспортом, возможности предоставления заинтересованным лицам переходного периода в целях адаптации к вносимым изменениям, что создало бы угрозу нарушения нормального режима хозяйствования субъектов данной сферы деятельности.

Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт распространил свое действие на правоотношения, возникшие с 25 мая 2021 года, административный ответчик вышеприведенные условия не выполнил, в связи с чем положения абзаца второго раздела II постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года № 461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл» не может быть признаны соответствующими закону. Решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении административного искового заявления ИП Кузнецовой ФИО21, ИП Смирнова ФИО22 о признании недействующим абзаца 2 раздела II постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года №461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл».

В указанной части принять новое решение, которым административное исковое заявление ИП Кузнецовой ФИО23, ИП Смирнова ФИО24 удовлетворить, признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац 2 раздела II постановления Правительства Республики Марий Эл от 1 ноября 2021 года №461 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Марий Эл».

В остальной части решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 25 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Кузнецовой ФИО26 и индивидуального предпринимателя Смирнова ФИО27 - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Марий Эл в течение шести месяцев.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи