ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1456/2021 от 19.05.2021 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Кинчарова О.Е. Дело № 66а-1456/2021

(номер дела в суде первой инстанции 3а-245/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 19 мая 2021 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П., рассмотрев частную жалобу Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области на определение Ульяновского областного суда от 24 февраля 2021 года о взыскании судебных расходов по административному делу по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о признании не действующим приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17 декабря 2019 года № 06-345 «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «Город Ульяновск» Ульяновской области на 2020 год» в части,

у с т а н о в и л:

решением Ульяновского областного суда от 19 августа 2020 года исковые требования ООО «Альфаресурс» были удовлетворены, признан недействующим со дня принятия приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17 декабря 2019 года № 06-345 «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2020 год» в части утверждения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области по системе теплоснабжения ООО «Альфаресурс» для потребителей на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно с календарной разбивкой. На Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 ноября 2020 года указанное решение Ульяновского областного суда от 19 августа 2020 года оставлено без изменения.

ООО «Альфаресурс» обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о взыскании понесенных при рассмотрении дела судебных расходов в сумме 94 500 рублей, из которых 4500 рублей - расходы по оплате госпошлины, 90 000 рублей - расходы по оплате услуг представителя.

Определением Ульяновского областного суда от 24 февраля 2021 года заявление ООО «Альфаресурс» о взыскании судебных расходов удовлетворено частично, взысканы с Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области в пользу ООО «Альфаресурс» судебные расходы в сумме 34500 рублей.

В частной жалобе Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области просит определение Ульяновского областного суда от 24 февраля 2021 года отменить и вынести новое определение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.

Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Статьей 106 КАС РФ определено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, а также другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что решением Ульяновского областного суда от 19 августа 2020 года были удовлетворены исковые требования ООО «Альфаресурс» о признании недействующим приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17 декабря 2019 года № 06- 345 «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2020 год» в части утверждения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области по системе теплоснабжения ООО «Альфаресурс» для потребителей на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно с календарной разбивкой.

При рассмотрении заявления административного истца о взыскании судебных расходов судом первой инстанции установлено, что административным истцом понесены расходы на оплату:

- юридических услуг, связанных с оспариванием приказа Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17 декабря 2019 года № 06- 345, в том числе составление административного искового заявления 12 000 рублей, составление пояснений/уточнений по делу 15 000 рублей, участие в заседаниях суда первой инстанции 48 000 рублей, участие в апелляционной инстанции 15 000 рублей, что подтверждается договором на оказание юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, расходным кассовым ордером от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 90 000 рублей; расходы на оплату государственной пошлины, что подтверждается платежным поручением Отделения ПАО Сбербанк г. Ульяновск ДО от ДД.ММ.ГГГГ

Частично удовлетворяя заявление ООО «Альфаресурс» о взыскании судебных расходов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что понесенные ООО «Альфаресурс» по делу судебные расходы подлежат взысканию с Министерства экономического развития и промышленности Ульяновской области.

Определяя размер расходов на оказание юридической помощи в размере 30 000 рублей, суд первой инстанции учел сложившиеся на рынке юридических услуг расценки в Ульяновской области, юридическую сложность административного дела, продолжительность его рассмотрения, объем оказанных представителем услуг, а также требования разумности.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на Министерство экономического развития и промышленности Ульяновской области обязанности по возмещению ООО «Альфаресурс» понесенных судебных расходов по следующим основаниям.

Решением Ульяновского областного суда от 19 августа 2020 года исковые требования ООО «Альфаресурс» удовлетворены, признан недействующим со дня принятия приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 17 декабря 2019 года № 06-345 «Об утверждении предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области на 2020 год» в части утверждения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) в ценовой зоне теплоснабжения муниципальном образовании «город Ульяновск» Ульяновской области по системе теплоснабжения ООО «Альфаресурс» для потребителей на период с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно с календарной разбивкой.

На Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года № 6/140-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновкой области от 14.04.2014 № 8/125-П и признании утратившими силу отдельных постановлений (положений постановлений) исключены полномочия Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления на территории Ульяновской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).

В соответствии с пунктом 1 Указа Губернатора Ульяновской области от 13 марта 2020 № 20 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности исполнительных органов государственной власти Ульяновской области» создано Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, которому переданы функции Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления на территории Ульяновской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 №6/138-П «Об Агентстве по регулированию цен тарифов Ульяновской области» утверждено положение «Об агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области». Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 30 апреля 2020 года.

Таким образом, с 1 апреля 2020 года Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, устанавливающим подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

С учетом того, что с 1 апреля 2020 года функции Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области в сферах установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления на территории Ульяновской области регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) переданы Агентству по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и последний является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, устанавливающим подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), то в соответствии с переданными полномочиями Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области является надлежащим лицом, с которого следует взыскивать судебные расходы по данному делу.

Учитывая изложенное, обжалуемое определение о взыскании судебных расходов не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

В связи с подачей административного иска в суд, административным истцом понесены расходы по оплате госпошлины в размере 4500 рублей, что подтверждается платежным поручением Отделения ПАО Сбербанк г. Ульяновск ДО от ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку административное исковое заявление ООО «Альфаресурс» было удовлетворено, решение суда вступило в законную силу, в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в вышеназванном размере.

Как следует из материалов административного дела, между ООО «Альфаресурс» и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание юридических услуг, в рамках которого ФИО2 представлял интересы ООО «Альфаресурс» в ходе рассмотрения дела на основании доверенности.

Представитель ФИО3 принимал участие в предварительном судебном заседании 3 августа 2020 года, в судебном заседании суда первой инстанции, проходившем 10 и 19 августа 2020 года, и в судебном заседании суда апелляционной инстанции 11 ноября 2020 года. Кроме того, им подготовлено административное исковое заявление.

Учитывая степень сложности настоящего административного дела, характер спора, объем оказанных услуг, степень участия ФИО4 в судебных заседаниях и соразмерность платы за эти услуги суд апелляционной инстанции считает необходимым определить размер расходов на представителя в размере 30 000 рублей, которые подлежат взысканию с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу административного истца. Заявленная административным истцом сумма представительских расходов, по мнению суда апелляционной инстанции, с учетом вышеприведенных обстоятельств не отвечает требованиям разумности.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 311, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определил:

определение Ульяновского областного суда от 24 февраля 2021 года отменить, разрешить вопрос по существу.

Заявление общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» о взыскании судебных расходов удовлетворить.

Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Альфаресурс» расходы по оплате услуг представителя 30 000 рублей и расходы по оплате государственной пошлины 4500 рублей.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Ульяновский областной суд.

Судья Н.П. Краснова