ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1460/20 от 22.12.2020 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-1460/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Гылкэ Д.И.,

судей Сиротиной Е.С. и Анфаловой Е.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Зотовой А.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-97/2020 (УИД 91OS0000-01-2020-000270-13) по административному исковому заявлению Салех Ольги Викторовны о признании не действующим в части приказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 15 апреля 2016 г. № П/69 «Об утверждении Порядка предоставления сведений из архива документов, принадлежавших ранее Регистрационной службе Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной Республике Крым»

по апелляционной жалобе Салех Ольги Викторовны на решение Верховного Суда Республики Крым от 28 сентября 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Гылкэ Д.И., заключение прокурора Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кондрашовой И.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 15 апреля 2016 г. принят приказ № П/69 «Об утверждении Порядка предоставления сведений из архива документов, принадлежавших ранее Регистрационной службе Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной Республике Крым» (далее – приказ № П/69, Порядок предоставления сведений из архива)

Документ опубликован 15 апреля 2016 г. в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на официальном сайте Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым https://gkreg.rk.gov.ru/ru/document/show/292.

Пунктом 1.5 Порядка предоставления сведений из архива установлено, что получателями услуги по предоставлению Госкомрегистром сведений из Архива документов являются: физические и юридические лица (правообладатели), наследники физических лиц, представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности; органы государственной власти, органы местного самоуправления (государственные или муниципальные учреждения, действующие по поручению таких органов), нотариусы.

Салех О.В. обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующим со дня вступления в силу решения суда пункт 1.5 Порядка предоставления сведений из архива, как не соответствующий статьям 24, 25 Федерального закона от 22 октября 2004г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», пункту 3 статьи 8, пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», частям 1, 2 и 5 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и нарушающий ее права и законные интересы на получение информации и копий архивных документов.

Решением Верховного Суда Республики Крым от 28 сентября 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Салех О.В. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении обстоятельств дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах административного искового заявления.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Представителем заинтересованного лица Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в апелляционном порядке без его участия.

В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав заключение прокурора Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.

Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, с даты подписания которого Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1).

Правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, закреплены в Федеральном конституционном законе от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Статьей 22 приведенного закона установлено, что архивные документы, находящиеся на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и являвшиеся собственностью Украины, с этого дня являются собственностью соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Указанные архивные документы могут быть переданы в федеральную собственность в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

8 декабря 2014 г. между Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Государственным архивом в Республике Крым заключен договор № 25 о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам хранения и использования документов постоянного и долговременного сроков хранения юридических лиц (Украины), ликвидирующихся и/или прекративших деятельность на территории Республики Крым, в связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд, руководствуясь пунктом 4.25 раздела 4, пунктом 8.3 раздела 8 Положения о Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 г. № 164, разделом III Инструкции по делопроизводству в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, утвержденной приказом Государственного комитета от 11 ноября 2014 г. № П/87, обоснованно исходил из того, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия, введения его в действие и опубликования.

В данной части нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.

Проверяя соответствие содержания Порядка предоставления сведений из архива в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.

Позиция суда первой инстанции основана на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, соответствует материалам дела.

Отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства урегулированы Федеральным законом от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон об архивном деле).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона об архивном деле законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения в сфере создания, организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Республики Крым и других архивных документов, а также отношения в сфере государственного управления архивным делом в Республике Крым в интересах граждан, общества и государства регулируются Законом Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 50-ЗРК «Об архивном деле в Республике Крым».

Из содержания приказа № П/69 следует, что Порядок предоставления сведений из архива утвержден в целях повышения качества информационного обеспечения физических и юридических лиц ретроспективной правоустанавливающей документной информацией в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; определяет сроки, последовательность действий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при предоставлении данной услуги.

Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления сведений из архива действие данного Порядка распространяется на сведения из архива документов, принадлежавших ранее регистрационным службам территориальных управлений юстиции Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым и территориальным органам Государственного агентства земельных ресурсов Украины в Автономной Республике Крым до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Пунктами 1.3, 1.4 Порядка предоставления сведений из архива установлено, что услуга по предоставлению указанных сведений из Архива документов осуществляется на бесплатной основе в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Законом Республики Крым от 14 августа 2014 г. № 50-ЗРК «Об архивном деле в Республике Крым»; Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1983 г. № 9779-Х «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», Административным регламентом Госкомрегистра, утвержденным приказом от 22 февраля 2015 г. № П/44.

Оспариваемым пунктом 1.5 Порядка предоставления сведений из архива определены получатели услуги по предоставлению Госкомрегистром сведений из Архива документов, которыми являются: физические и юридические лица (правообладатели), наследники физических лиц, представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности; органы государственной власти, органы местного самоуправления (государственные или муниципальные учреждения, действующие по поручению таких органов), нотариусы.

По мнению Салех О.В., оспариваемая норма не соответствует статьям 24, 25 Закона об архивном деле, пункту 3 статьи 8, пункту 4 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», частям 1, 2 и 5 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», поскольку ограничивает ее доступ к сведениям вышеуказанного архива документов.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации).

Согласно частям 1, 2 статьи 8 названного закона граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В силу положений части 5 статьи 8 этого же закона государственные органы обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей («Интернет»), к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, Законом об информации информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2 статьи 5). К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (часть 1 статьи 7). Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1 статьи 9). Информацией ограниченного доступа признаются сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную и иную тайну (статья 9). Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

При установленном статьей 24 Закона об архивном деле праве пользователя архивными документами свободно искать и получать для изучения архивные документы, статьей 25 этого же закона предусмотрены случаи, когда доступ к архивным документам может быть ограничен, в частности, в соответствии с международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением собственника или владельца архивных документов, находящихся в частной собственности.

Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей, в том числе граждан, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), и закрепляющий основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, также предусматривает возможность ограничения доступа к ней, в случаях, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

Указанное также следует из положений пункта 4 части 1 статьи 20 данного закона, согласно которому информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа, и пункта 3 статьи 8 этого же закона, устанавливающего, что пользователь информацией имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которой не ограничен.

Определенный пунктом 1.5 Порядка предоставления сведений из архива круг получателей услуги по предоставлению сведений из архива документов, соотносится с положениями пункта 19 статьи 3 Закона об архивном деле, содержащего понятие пользователя архивными документами, согласно которому таковыми являются: государственный орган, орган местного самоуправления либо юридическое или физическое лицо, обращающиеся на законных основаниях к архивным документам для получения и использования необходимой информации.

Соответствующие правомочия нотариуса на истребование от физических и юридических лиц сведений и документов (в том числе содержащих персональные данные), необходимых для совершения нотариальных действий, следуют из Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом Российской Федерации 11 февраля1993 г. № 4462-1) (статья 15), наследников физических лиц, представителей, действующих в силу полномочий, - из положений Гражданского кодекса Российской Федерации.

Проанализировав положения статьи 25 Закона об архивном деле, а также части 13 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», определяющей перечень лиц, обладающих правом получать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости являются сведениями ограниченного доступа.

В этой связи уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в оспариваемой правовой норме правомерно определил получателей услуги по предоставлению сведений из архива документов, состав которых соответствует положениям вышеприведенного федерального законодательства.

Доводы административного истца о нарушении оспариваемой нормой ее прав и законных интересов являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили должную оценку, результаты которой мотивировано приведены в обжалуемом решении.

В рассматриваемом случае правообладатели недвижимого имущества, к числу которых относит себя административный истец, в соответствии с пунктом 1.5 Порядка предоставления сведений из архива являются получателями услуги по предоставлению Госкомрегистром сведений из Архива документов.

Соответственно, вывод суда о том, что, получив отказ в предоставлении сведений из архива документов, административный истец не лишена права прибегнуть к гарантированному ей способу судебной защиты путем оспаривания соответствующего правоприменительного решения, избрав способ защиты, исходя из содержания нарушенного права и характера нарушения, является обоснованным.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм федерального законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал представленные документы и, оценив собранные доказательства в их совокупности, правомерно отказал в признании оспариваемого в части нормативного правового акта недействующим.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении суда. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

решение Верховного Суда Республики Крым от 28 сентября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Салех Ольги Викторовны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в течение 6 месяцев.

Председательствующий

Судьи