ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1475/2022УИД от 17.08.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

судья Исаев С.Н. дело № 66а-1475/2022 УИД № 92OS0000-01-2022-000005-39

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В.,

судей Салтыкова Е.В., Солдатовой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

№ 3а-15/2022 по апелляционной жалобе ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз»

на решение Севастопольского городского суда от 15 апреля 2022 г., вынесенное по административному иску ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» о признании нормативных правовых актов не действующими, об оспаривании действий органа государственной власти и обязании совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,

установила:

Приказом Управления по тарифам города Севастополя № 83-УТ от 12 ноября 2021 (далее - Приказ № 83-УТ от 12.11.2021г.) «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год» установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год согласно приложению к настоящему приказу.

Определены фактические выпадающие доходы от технологического присоединения к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» за 2020 год по пункту 2 приложения к настоящему приказу в сумме - 7 510 279,20 руб. (без ндс).

Согласно пункту 5 Приказа № 83-УТ от 12 ноября 2021 года он вступил в силу с 1 января 2022 года.

Приказом Управления по тарифам города Севастополя № 94-УТ от 03 декабря 2021 (далее - Приказ № 94-УТ от 03.12.2021г.) «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год» установлены стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2022 год согласно приложению к настоящем приказу.

Согласно пункту 4 Приказа № 94-УТ от 3 декабря 2021 года он вступил в силу с 1 января 2022 года.

Публичное акционерное общество по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» (далее - ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз», Общество) обратилось в Севастопольский городской суд с административным иском, в котором просило признать недействующим с 1 января 2022 года п. 2 Приказа Управления по тарифа города Севастополя «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год» № 83-УТ от 12.11.2021г.; о признании неправомерным применение административным ответчиком НЦС (далее - нормативы цены строительства) при расчете платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения административного истца; о признании неправомерным применение административным ответчиком НЦС при расчете стандартизированных ставок, определяющих размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения административного истца; а также возложить на Управление по тарифам города Севастополя обязанность:

- признать фактические выпадающие доходы от технологического присоединения к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» за 2020 год без учета НЦС в размере 20 337 110 рублей 95 копеек без НДС;

- определить экономически обоснованную плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя, на 2022 год согласно п. 13 Методических указаний без учета НЦС;

- определить плановые выпадающие доходы от технологического присоединения к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на 2022 год без учета НЦС;

- внести соответствующие изменения в Приказ Управления по тарифам города Севастополя № 83-УТ от 12 ноября 2021 «Об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год».

В основании заявленных требований административный истец указал, что оспариваемый Приказ противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере газоснабжения, имеющим большую юридическую силу, а именно ст. 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1, 23 НЦС 81-02-15-2020, утвержденных приказом Минстроя России от 19.12.2019 № 825/пр, пунктам 10,11, 12, 26 (18), 26 (20) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021, разделу 4 Методическим указаниям по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размера стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину», утверждённым приказом ФАС от 16 августа 2018 года № 1151/18. Административный истец полагает, что применением оспариваемых Приказа № 83-УТ от 12.11.2021 и Приказа № 94-УТ от 03.12.2021 затрагиваются его права как субъекта отношений, регулируемых этими Приказами, как коммерческой организации, целью деятельности которой является извлечение прибыли, в связи с чем, применение оспариваемых нормативных правовых актов повлечет значительные убытки для Общества.

Оспариваемым решением Севастопольского городского суда от 15 апреля 2022 г. в удовлетворении административных исковых требований ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» отказано.

В апелляционной жалобе ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз», не соглашаясь с выводами суда об отказе в удовлетворении административного иска, просит об отмене решения и удовлетворении требований. Доводы апелляционной жалобы идентичны основаниям административного иска.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, и представителем Управления по тарифам города Севастополя представлены возражения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание, не явились. Извещены надлежаще. Доказательств уважительности причин неявки не предоставили. От заинтересованного лица ФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.

В заключении прокурор Костюк А.И. настаивал на оставлении решения суда по доводам апелляционной жалобы без изменения.

Заслушав доклад дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения представителя административного лица, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права и не подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Суд первой инстанции, проверив в соответствии со ст. 208 КАС РФ право административного истца на обращение в суд с административным иском об оспаривании названных нормативных актов пришел к верному выводу о том, что право на извлечение прибыли от регулируемого вида деятельности непосредственно связано с изданными актами Управления по тарифам города Севастополя.

Государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении), Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации» (далее - Основные положения № 1021), а также Методическими указаниями по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 16 августа 2018 года № 1151/18 «Об утверждении Методических указаний по расчёту размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину» (далее - Методические указания № 1151/18).

В соответствии со статьей 23.2 Закона о газоснабжении, пункта 8 Основных положений, пунктом 96 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила подключения № 1314), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие её величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчёту размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утверждёнными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В городе федерального значения Севастополе исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в области государственного регулирования тарифов, регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов), входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя, в силу п. 1 Положения об Управлении по тарифам города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 12.03.2021 № 90-ПП (далее - Положение), является Управление по тарифам города Севастополя.

Согласно п. 2 Положения целями деятельности Управления являются выработка и реализация государственной политики и нормативное правовое регулирование в области регионального государственного регулирования цен (тарифов).

В соответствии с п. 6 Положения об Управлении по тарифам города Севастополя Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти города Севастополя, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями и принимает в пределах своих полномочий решения самостоятельно.

Как указано в п. 13 Положения Управление возглавляет начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором города Севастополя и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере регулирования тарифов.

Согласно п. 15 Положения для определения основных направлений деятельности Управления и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган при Управлении (далее - Коллегиальный орган), в состав которого входит не более девяти человек.

В соответствии с Порядком работы Коллегиального органа - Правления при Управлении города Севастополя, утвержденным приказом Управления от 07.06.2021 № 5-УТ «Об утверждении Коллегиального органа при Управлении по тарифам города Севастополя» (далее - Приказ 5-УТ), Коллегиальный орган создан для определения основных направлений деятельности исполнительного органа государственной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), а также принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней.

На рассмотрение Правления выносятся вопросы об установлении (изменении, отмене) регулируемых Управлением, цен, тарифов, плат, надбавок, наценок, индексов и уровней и т.д., о принятии в пределах компетенции Управления решений об утверждении нормативно-методических документов, определяющих порядок формирования и расчета цен (тарифов), а также о принятии иных решений в установленной сфере.

В соответствии с Приказом № 5-УТ, п. 13 Положения для определения основных направлений деятельности Управления в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек. В состав коллегиального органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники Управления численностью не более 7 человек, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также по одному представителю от Некоммерческого Партнерства «Совет рынка по организации эффективности системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» и Федеральной антимонопольной службы. Начальник Управления является председателем коллегиального органа и утверждает персональный состав коллегиального органа, а также порядок его деятельности. Председатель правления обладает правом решающего голоса при равенстве членов коллегиального органа, несет персональную ответственность за принимаемые Правлением решения.

Приказом № 5 - УТ утвержден персональный состав Коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя и Порядок работы при Коллегиальном органе - Правлении при Управлении по тарифам города Севастополя. Повестка дня заседания Коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя 12.11.2021 № 10/УТ была размещена 02.11.2021 года. Предприятию направлено приглашение от 08.11.2021г. исх. № 369/01-42-04.1-02/02/21. Повестка дня заседания Коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя 03.12.2021 № 12/УТ была размещена 23.10.2021 года. Предприятию направлено приглашение от 26.11.2021 № 423/01-42-04.3- 23/02/21.

Приказ № 83-УТ от 12.11.2021 в окончательном варианте принят на состоявшемся 12.11.2021 года заседании коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя, созданного приказом Управления от 07.06.2021 № 5-УТ, на основании протокола заседания Правления при Управлении по тарифам города Севастополя № 10/УТ, подписанного директором Управления, являющимся председателем коллегиального органа - Правления.

Приказ № 94-УТ от 03.12.2021 в окончательном варианте принят на состоявшемся 03.12.2021 года заседании коллегиального органа – Правления при Управлении по тарифам города Севастополя, созданного приказом Управления от 07.06.2021 № 5-УТ, на основании протокола заседания Правления при Управлении по тарифам города Севастополя № 12/УТ, подписанного директором Управления, являющимся председателем коллегиального органа - Правления.

Судом первой инстанции верно установлено, что оспариваемые приказы являются нормативным правовыми актами, изданными уполномоченным органом с соблюдением порядка их принятия и опубликованными в установленном порядке, и по этим основаниям не оспариваются.

Судебная коллегия с указанным выводом соглашается.

Согласно п. 3 Положения об Управлении по тарифам города Севастополя основными задачами деятельности Управления являются: 1) установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на территории города Севастополя; 2) соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей газа, электрической и тепловой энергии, услуг горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; 3) недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, воду, стоки, газ, услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей; 4) создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения, коммунальной инфраструктуры и использования энергосберегающих технологий.

В соответствии со ст. 23.2 Закона о газоснабжении размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов капитального строительства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, не допускается включение расходов газораспределительной организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам, а в состав тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) специальных надбавок к указанным тарифам не допускается включение расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину. Состав расходов газораспределительных организаций, включаемых в состав платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В случае, если финансовых средств, получаемых в результате введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями и установления тарифа на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также получаемых от иных источников финансирования, недостаточно для покрытия расходов регионального оператора газификации на технологическое присоединение к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования отдельных категорий заявителей, определяемых Правительством Российской Федерации, мероприятия по технологическому присоединению могут быть проведены или расходы по их проведению профинансированы единым оператором газификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 10 Основных положений № 1021 регулирование розничных цен на газ, розничных цен на сжиженный газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.

В силу пункта 11 Основных положений № 1021, к числу принципов формирования и государственного регулирования платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, относятся, в частности:

а) возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа (при регулировании оптовых цен), а также возмещения экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов);

б) установления для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемых видах деятельности (до разработки методики определения размера основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемых видах деятельности, учитывается размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование других обоснованных расходов);

в) удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа;

г) учета в структуре регулируемых цен (тарифов) всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

Таким образом, федеральный законодатель прямо указал тарифному органу в названной правовой норме на необходимость установления размера платы за технологическое присоединение в соответствии с методическими указаниями по его расчёту, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пунктам 15 и 32 Методических указаний № 1151/18 фактические экономически обоснованные расходы газораспределительных организаций, приведенные к ценам планируемого года и используемые для расчёта размера платы за технологическое присоединение, а также при установлении размера стандартизированных тарифных ставок, не могут превышать расходы, определённые в соответствии с укрупнёнными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (НЦС), а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

Судом первой инстанции проверены доводы административного истца о допущенных Управлением по тарифам города Севастополя нарушений при издании Приказа № 83-УТ от 12.11.2021, которые не нашли своего подтверждения.

В соответствии с абз. 4 п. 26 (21) Основных положений № 1021 на основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, плату за технологическое соединение газоиспользующего оборудования, указанную в пункте 26(22) настоящих Основных положений № 1021, к газораспределительным сетям, а также стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, - предшествующего очередному году.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в строгом соответствии с пунктами 12-15 раздела II «Расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования» Методических указаний № 1151/18.

В пункте 13 Методических указаний № 1151/18 приведена формула, по которой исчисляется размер платы за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, исходя из экономически обоснованной величины, определяемой на очередной календарный год: При этом, в пункте 15 Методических указаний № 1151/18 указано, что произведение Р20-50 и Iр не может превышать расходы, определенные в соответствии с укрупненными НЦС для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимых для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

Судом установлено, что органом регулирования расчет размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, производился с учетом НЦС, что было обоснованно при заседании Коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя от 12.11.2021 № 10/УТ, согласно экспертного заключения об установлении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на 2022 год.

Статья 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности указывает на принципы определения сметной стоимости строительства, финансируемой с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных, (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

Нормы действующего законодательства, на основании которых орган регулирования производит расчеты размеров плат за технологические присоединения к распределительным сетям, напрямую не указывает на ст. 8.3 ГрК РФ.

Суд согласился с позицией административного ответчика о том, что Методические указания № 1151/18 и Основные положения № 1021 не указывают органу регулирования производить какие-либо расчеты с учетом ст. 8.3 ГрК РФ, отметив при этом отсутствие отивированных доводов административного истца о прямом несоответствии Методических указаний № 1151/18 и Основных положений № 1021 положениям ст. 8.3 ГрК РФ.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом.

Так, пункт 1 Технической части общих указаний НЦС указывает на приведенные нормы, которые, предназначены для определения потребности в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций капитальных вложений) в объекты капитального строительства и иных целей, установленных законодательством Российской Федерации, по прокладке наружных сетей газоснабжения, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %.

До введения в действие 17.12.2018 года Методических указаний № 1151/18, действовали Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденные приказом ФСТ России от 28.04.2014 № Ю1-э/3 (далее - Методические указания № 101-э/З). При издании нового нормативно-правового акта ФАС России (Методические указания № 1151/18) была изменена методология расчета размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18 относительно методологии прописанной Методическими указаниями № 101-э/ЗЭ, а именно норма пункта 15,устанавливающая невозможность принятия фактических расходов выше укрупнненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения инженерной инфраструктуры, а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средние рыночные цены материалов (работ, услуг), необходимые для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического соединения

Кроме того, источник финансирования не может влиять на стоимость строительства, таким образом, не имеет значения за счет каких средств - бюджетной сферы или не бюджетной выполнены эти мероприятия, итоговая стоимость от этого не может зависеть. Применение НЦС обязательно для различных видов форм государственной и муниципальной собственности предприятий, в том числе, и для юридических лиц, и в своей ежедневной деятельности предприятия могут заключать договоры, стоимость которых не будет рассчитана по НЦС, но не в случае ценообразования регулируемой деятельности государством. Если же предприятие занимается, в том числе, регулируемой деятельностью, ценообразование для такого предприятия должно производиться с учетом законодательства в сфере тарифного регулирования.

Пункт 2. Технической части общих указаний НЦС говорит, о том, что показатели НЦС рассчитаны в уровне цен по состоянию на 01.01.2020 для базового района (Московская область).

Переход от цен базового района (Московская область) к уровню субъектов Российской Федерации осуществляется путем применения к показателю НЦС коэффициентов, приведенных в таблице 2 НЦС в которых отдельно установлены коэффициенты для города Севастополь Данный поправочный коэффициент к НЦС является ценообразующим.

При подведении итогов фактических расходов от технологических присоединений за 2020 год Управлением учтены вышеуказанные ценообразующие и усложняющие поправочные коэффициенты, необходимые для определения стоимости строительства газопроводов с использованием показателей НЦС, что верно установлено судом первой инстанции, а несогласие административного истца с данными коэфициентами, вопреки доводов апелляционной жалобы, построено на неверном понимании действующего законодательства.

Управлением приняты работы по ряду объектов по механическим испытаниям, проверке радиографическим методом сварных соединений и допускных стыков стальных трубопроводов, ультразвуковому контролю полиэтиленовых газопроводов в соответствии с представленными обосновывающими документами.

В показателях НЦС учтена номенклатура затрат в соответствии с действующими нормативными документами в сфере ценообразования для выполнения основных, вспомогательных и сопутствующих этапов работ для строительства объектов в нормальных (стандартных) условиях.

Показателями НЦС предусмотрены расценки для трубопроводов низкого и среднего давления до 0,3 МПа. В свою очередь, основными критериями отнесения технологических присоединений к расценкам НЦС, являются случаи, указанные в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, а именно:

максимальный часовой расход газа, не превышающим 5-15 м3/час включительно;

протяженность строящейся сети до границ земельного участка не более 200 м по прямой от сети газораспределения.

Примененные показатели НЦС в соответствии с критериями (200 м, 5- 15 мЗ/час, Р=0,3 МПа) в расчете размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, не противоречат пунктам 1, 2, 3 НЦС.

Относительно расчета размеров плат за технологическое присоединение для случаев, указанных в подпунктах а) и б) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, выполненный Управлением, не противоречит пунктам 10, 11, 12, 26(18), 26(20) Основных положений № 1021.

Проверяя соответствие оспариваемого тарифа требованиям пунктов 10-12 Основных положений № 1021, суд пришел к выводу об отсутствии каких-либо нарушений и наличии обоснованных замечаний административного истца.

Пункт 26(18) Основных положений № 1021 указывает, что при определении платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям учитываются средства для компенсации расходов газораспределительной организации на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов. Данный пункт не указывает при определении какой платы за технологическое присоединение орган регулирования обязан учесть средства для компенсации расходов ГРО на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых объектов. В виду того, что Основными положениями № 1021 предусмотрены несколько размеров плат в соответствии с критериями отнесения на основании действующего законодательства, а именно:

- размер платы, определяемый на максимальном и минимальном уровне (5- 15 мЗ/час, 200 м, Р=0,3 МПа);

- размер платы, определяемый по стандартизированным тарифным ставкам до границ земельного участка (0-500 мЗ/час, Р=0,6 МПа);

- размер платы, определяемый по стандартизированным тарифным ставкам внутри границ земельного участка;

- размер платы, определяемый по индивидуальному проекту (свыше 500 мЗ/час, свыше Р=0,6 МПа);

Суд пришел к верному выводу о том, что данный пункт регламентирует вопросы установления платы только в отношении указанных технических категорий.

Административный истец, заявляя о допущенных нарушениях его прав, тем не менее не предоставил суду доказательства предоставления Управлению информации о понесенных расходах на строительство объектов газораспределительных сетей от существующих объектов газораспределительных сетей до присоединяемых в соответствии с действующим законодательством.

Оценив предоставленные доказательства и установленные обстоятельства дела, суд пришел к выводу об отсутствии нарушения прав административного истца оспариваемым нормативным актом, не доказанностью его возражений, с чем суд апелляционной инстанции соглашается. Оснований к иным выводам у судебной коллегии не имеется, равно как и оснований к переоценке установленных судом обстоятельств, поскольку доводы апелляционной жалобы тождественны административным исковым требованиям.

Рассматривая требования административного истца о признании недействующим положений Приказа № 94-УТ от 03.12.2021 г., суд также не установил нарушения его прав, придя к мотивированному выводу о правильном применении органом регулирования Методических указаний и Основных положений.

В соответствии с абзацем 4 пункта 26 (21) Основных положений № 1021 на основе представленных сведений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают на очередной календарный год для каждой газораспределительной организации, к газораспределительным сетям которой планируется подключение новых потребителей газа, стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение, не позднее 31 декабря года, предшествующего очередному году.

Размер стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение (далее - СТС), устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в строгом соответствии с пунктами 19-33 раздела IV «Расчет размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям» Методических указаний № 1151/18 (далее - Раздел IV).

Оценка технических параметров, используемых в целях расчета размера СТС, произведена на основании действующего законодательства Российской Федерации, нормативно-методических документов по строительству и иным связанным отраслям, а также с учетом заданных подпунктом «в» пункта 4 Методических указаний № 1151/18 технических и других параметров.

Согласно Методическим указаниям № 1151/18, СТС устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании представляемых газораспределительными организациями расчетов. В соответствии с пунктом 32 Методических указаний предусмотрено, что размер плановых параметров, используемых для расчета размера стандартизированных тарифных ставок, определяется на очередной календарный год исходя из фактических данных за 3 календарных года, предшествующих текущему году, при установлении ставок на 2022 год.

Фактические расходы, используемые для расчета размера СТС, определяются по договорам о подключении, по которым подписан акт о подключении (технологическом присоединении) в соответствующем году, вне зависимости от периода, в течение которого данные расходы были понесены.

Фактические экономически обоснованные расходы, сложившиеся у ГРО, учитываемые при установлении размера СТС, с учетом индексов, указанных в пункте 33 настоящих Методических указаний № 1151/18 и не должны превышать расходы, определенные в соответствии с НЦС.

Пунктом 15 Методических указаний № 1151/18 установлено ограничение фактических расходов ГРО укрупненными сметными нормативами для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры (далее - НЦС), а для объектов газораспределительной сети, в отношении которых не утверждены НЦС, - средними рыночными ценами материалов (работ, услуг), необходимыми для строительства объектов газораспределительной сети в целях технологического присоединения.

Для города Севастополя на 2020 год утверждены НЦС.

В соответствии с пунктом 32 Методических указаний фактические экономически обоснованные расходы, используемые для расчета размера СТС, определяются на очередной календарный (2022) год, исходя из фактических данных за 3 предшествующих периода (2018, 2019, 2020) входящих в размеры СТС на 2022 год.

При формировании размеров стандартизированных тарифных ставок на 2022 год Управлением учтены изменения, внесенные Постановлением № 305 в пункт 26(23) Основных положений № 1021 (критерии, относимые до 19.03.2020 при строительстве объектов газораспределительной сети по индивидуальным проектам), не являющиеся обязательными в периоде регулирования (2022), на который устанавливаются размеры стандартизированных тарифных ставок. Соответственно, фактические расходы, понесенные ГРО при подключении объекта капитального строительства, расположенного по адресу: ул. Учительская, д.1, в соответствующем периоде, учтены Управлением. Не приняты к расчету 2 объекта, так как в рамках действующего законодательства относятся к индивидуальным платам.

Управлением производился расчет размеров СТС для случая, указанного в подпункте в) пункта 4 Методических указаний № 1151/18, с учетом НЦС, что было обоснованно при заседании Коллегиального органа - Правления при Управлении по тарифам города Севастополя от 03.12.2021 № 12/УТ, согласно экспертного заключения об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» на территории города Севастополя на 2022 год.

Нормы действующего законодательства, на основании которых Управление производит расчеты размеров СТС, напрямую не указывают к ст. 8.3 ГК РФ. Таким образом, в Методических указаниях № 1151/18 и Основных положениях № 1021 не имеется пункта, который бы указывал органу регулирования производить какие-либо расчеты с учетом ст. 8.3 ГрК РФ. При этом, Общество не указывает прямого несоответствия каких пунктов Раздела IV Методических указаний № 1151/18 и пунктов Основных положений № 1021, которые бы не соответствовали положениям ст. 8.3 ГрК РФ.

Довод административного истца относительно произведенного Управлением расчета размеров СТС для случая, указанного в подпункте в) пункта 4 Методических указаний № 1151/18 и его противоречия пунктам 1, 2, 3 НЦС, пунктам 10, И, 12, 26(18), 26 (20) Основных положений № 1021, также не нашел своего подтверждения при проверке его судом первой инстанции, с чем судебная коллегия соглашается.

Судом проверен довод Общества о неправомерном применении Управлением коэффициента, учитываемого при работе в стесненных условиях, равного 1,06.

Согласно пункту 5 приложения 10 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.08.2020 № 421/пр данный коэффициент утвержден в размере 1,15.

Коэффициент, учитываемый при работе в стесненных условиях (1,15), указанный в приложении 10 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Минстроя России от 04.08.2020 N 421/пр (далее - Методика), применяется к сметным нормам I единичным расценкам) для учета усложняющих факторов и условий производства работ, которые должны быть указаны в проектной и (или) иной технической документации.

Для обоснования коэффициента 1,15 при производстве работ в стесненных условиях населенных пунктов необходимо предоставить пообъектно проекты проведения (производства) работ, которые разрабатываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», государственных стандартов, строительных норм и правил, сводов правил.

В отношении разработанного проекта проведения (производства) работ подлежит оформлению техническое заключение Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о соответствии сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Севастополе в порядке, установленном постановлением Правительством Севастополя от 02.02.2017 № 59-ПП «Об утверждении порядка формирования и ведения сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Севастополе».

В первичной документации, представленной административным истцом, указанные проекты проведения (производства) работ отсутствуют.

Установив указанные обстоятельства, суд обоснованно не нашел оснований к удовлетворению заявленных требований в указанной части.

Рассматривая требования административного истца о неправомерном учете Управлением пункта 23 НЦС, суд первой инстанции указал, что в соответствии с ним, в случае строительства наружных сетей газоснабжения протяженностью до 400 метров, в том числе при подключении (технологическом присоединении), а также если объект капитального строительства для которого определяется потребность в денежных средствах, необходимых для создания единицы мощности строительной продукции, для планирования (обоснования) инвестиций (капитальных вложений) и в иных случаях применения показателей НЦС, предусмотренных законодательством Российской Федерации, размещается в условиях с высокой интенсивностью движения транспортного потока, высокой насыщенности инженерными коммуникациями, сложного, устройства подземного пространства, в условиях, требующих проведения работ по хранению объектов культурного наследия (включая работы, связанные с проведением историко- градостроительных и археологических исследований), которые не учтены в настоящем Сборнике, а также при размещении объектов капитального строительства в городах с населением более 500 тысяч человек, допускается использовать данные о стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, или расчетный метод с использованием сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

Все вышеуказанные условия должны быть отражены в проектно-сметной документации по каждому объекту и расходы на реализацию соответствующих мероприятий должны учитываться в фактических расходах организации.

Кроме того, в соответствии с разделом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации» исходными данными и условиями для подготовки проектной документации на объект капитального строительства, являются, в том числе, иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для подтверждения дополнительных расходов, понесенных при строительстве объекта в условиях с высокой интенсивностью движения транспортного потока, высокой насыщенности инженерными коммуникациями, сложного устройства подземного пространства, в условиях, требующих проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (включая работы, связанные с проведением историко-градостроительных и археологических исследований), в качестве исходных данных для проектирования вышеуказанных объектов проектной организацией (ГРО) предоставляется соответствующая исходно-разрешительная документация, согласно которой в проектной документации предусматриваются соответствующие мероприятия по строительству.

С учетом представленных административным ответчиком материалов по объектам с завершенным строительством в 2016, 2017, 2018, 2019 2020 годах (в соответствии с датой акта приемки законченного строительством объекта сети газораспределения (газопотребления), указанной в приложении «Ж» с печатью и подписью представителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере промышленной безопасности), согласно официальным данным Крымстата, численность населения города Севастополя составляла менее 500 тыс. человек и следует вывод, что применение пункта 23 НЦС при расчете СТС неправомерно.

Несогласие административного истца со статистическими данными, не порождает обязанность Управления применять иные условия исчисления.

Кроме того, в суде первой инстанции, Общество указывало на то, что установленные приказом Департамента городского хозяйства города Севастополя от 30.12.2020 № 549-ОД размеры стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину платы за технологическое присоединение на 2021 год, значительно ниже, чем установленные приказом Управления по тарифам города Севастополя от 03.12.2021 № 94-УТ.

Так, размеры СТС относительно установленных Департаментом городского хозяйства города Севастополя до 2019 года включительно, значительно выше, чем устанавливаемые размеры СТС начиная с 01.01.2019 года, несмотря на то, что с учетом ежегодной инфляции и повышения цен на различные материалы (трубная продукция), оборудование, услуги, происходит заметное снижение величины СТС (определяемых исходя из 3-х предшествующих лет). Это обусловлено, в первую очередь, изменением методологии расчета размера СТС федеральным органом исполнительной власти. До 17.12.2018 года действовали Методические указания № 101-э/З, согласно которых размеры СТС планировались ежегодно, исходя их плановых затрат (сформированные локальные сметные расчеты с учетом всех территориальных индексов и усложняющих коэффициентов на планируемый год) без учета фактической стоимости за предыдущие отчетные периоды. При введении в действие Методических указаний № 1151/18 планирование размеров СТС на плановый период (в рассматриваемом споре - 2022 год) изменилось, исходя из фактических затрат за 3 предшествующих периода с учетом инфляционных фактических индексов за 3 предшествующих периода (пункт 33 Методических указаний № 1151/18). Вторым значительным фактором снижения размеров СТС является ограничение расходов показателями НЦС.

Таким образом, при издании нового нормативного правового акта ФАС России, а именно Методических указаний № 1151/18, была изменена методология расчета размеров СТС для случая, указанного в подпункте в) пункта 4 Методических указаний № 1151/18 относительно методологии, указанной в Методических указаниях № 101-э/З.

Иные доводы апеллянта, в том числе, о неверном применении судом правовых норм, базируются на собственном мнении Общества, и не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях.

Доводы, как административного искового заявления, так и апелляционной жалобы, фактически базируются на собственных расчетах Общества, которые сами по себе не являются основанием для признания оспариваемых приказов недействующим. Судебная коллегия, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что оспариваемые акты об установлении тарифов принято исходя из всех факторов, принимаемых во внимание регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством.

Обстоятельств, свидетельствующих о немотивированности и необоснованности выводов суда, судебной коллегией не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,

определила:

решение Севастопольского городского суда от 15 апреля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО по газоснабжению и газификации «Севастопольгаз» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Севастопольский городской суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

судьи