ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1478/2022 от 19.07.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Ефимова Е.О. Дело № 66а-1478/2022

(номер дела суда первой инстанции 3а-282/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

19 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Ходус Ю.А.

судей Мироновой Н.В., Буруновой С.В.

при секретаре судебного заседания ФИО6,

с участием заместителя начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующим пункта Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год

по апелляционной жалобе Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 24 января 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В., объяснения административного истца ФИО1, заключение заместителя начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – ФИО2, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», опубликованном 27 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, 27 ноября 2018 года в сетевом издании «Нижегородская правда» http://www.pravda-nn.ru, определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год).

Административный истец ФИО1 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого с учетом уточнений указал, что является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , пом. 31, которое включено в пункт 743 раздела «» Перечня на 2019 год.

Названное нежилое помещение используется АНО «Учебный центр «Авто-Профи НН» для размещения в нем автошколы. АНО «Учебный центр «Авто-Профи НН», начиная с 1 июля 2016 года и по настоящее время арендует вышеуказанное нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 64,7 кв.м, для осуществления общеобразовательной деятельности по организации учебного процесса (Автошкола широкого профиля), о чем выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером , по мнению административного истца, не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ, имеет назначение – нежилое, наименование – помещение, в связи с чем основания для включения его в Перечень на 2019 год у министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области отсутствовали.

Решением Нижегородского областного суда от 24 января 2022 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено. Суд постановил:

Признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта пункт 743 раздела «город Нижний Новгород» Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год», утвержденного приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области от 12.11.2018 года № Сл-326-25615/18 о включении в Перечень на 2019 год объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: , пом. 31.

Возложить обязанность на министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу: направить копию решения суда или сообщение о его принятии в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области; разместить сообщение о решении суда на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее также Министерство) просило решение Нижегородского областного суда от 24 января 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе Министерство указало, что решение Нижегородского областного суда от 24 января 2022 года в части удовлетворения исковых требований административного истца является незаконным и необоснованным, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом не установлены обстоятельства, имеющие значения для дела. Как следует из документов технического учета (инвентаризации), составленных Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Сормовское отделение) в экспликации площади помещения назначение помещения № 1 площадью 54,3 кв.м – торговый зал, что составляет 84% от общей площади помещения 64.7 кв.м, что прямо указывает на принадлежность помещения к объекту торговли. Сведения, содержащиеся в документе технического учета (инвентаризации) являются достаточным основанием для включения объектов в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и не требует установления фактического использования ни в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, ни в соответствии с пунктом 5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Относительно, доводов изложенных в апелляционной жалобе административным истцом представлены возражения о их необоснованности и законности принятого судебного акта.

Прокурор, участвующий в деле в суде первой инстанции, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых полагал, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции заместитель начальника отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – ФИО7 в заключение полагала решение Нижегородского областного суда от 24 января 2022 года отменить, в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Нарушений такого характера были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела.

Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.

Из подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:

1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 19 ноября 2014 года № 169 «О налоге на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах: для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации – 2 процента (пункт 2.2); для прочих объектов налогообложения – 0,5 процента (пункт 2.3).

Законом Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Министерством имущественных и земельных отношений Нижегородской области издан приказ от 12 ноября 2018 года № Сл-326-25615/18 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Суд первой инстанции, проанализировав указанные положения Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами Устава Нижегородской области, Закона Нижегородской области от 5 ноября 2014 года №140-З «О применении с 1 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2014 года № 61 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Нижегородской области по реализации пунктов 7, 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации», постановления Правительства Нижегородской области от 2 октября 2015 года № 635 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения», постановления Правительства Нижегородской области от 22 марта 2018 года № 183 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Нижегородской области», пришел к правильному выводу, что приказ министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области № Сл-326-25615/18 от 12 ноября 2018 года, являющийся нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принят в пределах полномочий Нижегородской области, в соответствии с компетенцией уполномоченного на то органа, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения его в действие.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником объекта недвижимости – нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , пом. 31, которое включено в пункт 743 раздела «город Нижний Новгород» Перечня на 2019 год (л.д.41-42).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером имеет следующие характеристики: назначение – нежилое, наименование – помещение, площадь – 64.,7 кв.м, адрес: , пом. 31, располагается на пером этаже многоквартирного дома с кадастровым номером , расположенного на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования – под многоквартирный дом.

Согласно договору аренды помещения от 1 июля 2016 года, заключенному между ИП ФИО1 и директором АНО «Учебный центр «Авто-Профи НН» на неопределенный срок, нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 64.7 кв.м, расположенное по адресу: г. Н.Новгород, р-н Сормовский, передано во временное пользование последнему.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству, указав, что отнести указанное помещение к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни техническая документация, ни фактическое использование помещения.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.

Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).

В соответствии со статьей 62 частью 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 КАС РФ.

Юридически значимыми обстоятельства, подлежащими доказыванию при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, которым утвержден перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются фактические обстоятельства, связанные с установлением назначения, разрешенного использования, наименования помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов.

В связи с чем, судом апелляционной инстанции на основании статьи 306 КАС РФ в порядке подготовки административного дела к рассмотрению и в целях правильного разрешения настоящего административного дела в соответствии со статьей 63 КАС РФ у ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области, в Управление Росреестра Нижегородской области, КП НО «Нижтехинвентаризация – БТИ Нижегородской области» запрошены: кадастровое дело на помещение с кадастровым номером ; технический паспорт и технический план на здание с кадастровым номером и помещение с кадастровым номером ; сведения о назначении, разрешенном использовании и наименовании названного здания и помещения расположенного в нем; сведения о связи здания с кадастровым номером с земельным участком на юридически значимую дату; выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок и объекты недвижимости, которые судебная коллегия в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ приобщила к материалам дела.

Как следует из сведений ФГБУ «ФКП Росреестра» по объект капитального строительства с кадастровым номером расположенный по адресу: , внесен в Единый государственный реестр недвижимости как ранее учтенный на основании данных, полученных в результате инвентаризации учетно-технической документации Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Сормовское отделение). Технический паспорт на вышеуказанный объект отсутствует.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на юридически значимую дату и по настоящее время объект капитального строительства с кадастровым номером , расположен на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования – под многоквартирный дом. Сведения об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка в значимый период отсутствуют.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости в значимый период наименование и назначение здания с кадастровым номером 52:18:0010089:24 – «многоквартирный дом»; наименование помещения с кадастровым номером – «помещение», назначение – «нежилое».

Из документов технического учета (технического паспорта) помещения с кадастровым номером , изготовленного Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Сормовское отделение) по состоянию на 12 января 2015 года и экспликации площади помещения следует, что помещение № 1 имеет назначение «торговый зал» площадью 54,3 кв.м, и помещения с назначением: «кабинет», «подсобное помещение», «санузел».

Аналогичные сведения содержатся также в справке № 6859 о технических характеристиках объекта капитального строительства, предоставленной Нижегородским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (Сормовское отделение) к экспликации к поэтажному плану части объекта помещение П 31 по состоянию на 12 января 2015 года по адресу: .

Таким образом, из сведений, содержащихся в документах технического учета, следует, что общая площадь помещений имеющих назначение «торговый зал» составляет 54,3 кв.м, т.е. 84 % от общей площади помещения – 64,7 кв.м.

Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.

Анализ приведенных доказательств позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что на момент утверждения Перечня на 2019 год, нежилое помещение с кадастровым номером , назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов.

Следовательно, помещение с кадастровым номером предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, поскольку наименование помещений, расположенных в нем, общей площадью более 20 процентов общей площади этого помещения в соответствии со сведениями, содержащимися в документах технического учета, предусматривает размещение в нем торговых объектов.

Судебная коллегия полагает, что наличие договора аренды не является основанием для исключения из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку исходя из системного толкования положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, договор аренды помещений здания, в отсутствие надлежащим образом оформленного и полученного в установленном порядке документа, подтверждающего реальное использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, не являются допустимыми доказательствами фактического использования здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения Постановлением Правительства Нижегородской области 2 октября 2015 года № 635 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения (далее – Порядок), в соответствии с пунктом 10 которого, собственник объекта недвижимого имущества, организация, владеющая таким объектом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, доверительный управляющий, осуществляющий доверительное управление таким объектом, или Центральный банк Российской Федерации (в отношении имущества Центрального банка Российской Федерации) в случае несогласия с включением или невключением соответствующего объекта недвижимого имущества в Перечень вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением следующих документов:

- документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление (приказ о назначении руководителя, доверенность или иное), в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;

- документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

- документы, подтверждающие деятельность на объекте недвижимого имущества, в отношении которого подано заявление (лицензии (по выбору лицензиата - в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью или на бумажном носителе, либо выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью), устав, выписка из единого государственного реестра юридических лиц, выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей).

В целях рассмотрения заявлений (обращений) и прилагаемых к ним документов, предусмотренных пунктами 9 - 11 настоящего Порядка, уполномоченный орган создает межведомственную комиссию с участием представителей Учреждения, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области (пункт 13 названного Порядка).

Пунктом 14 Порядка предусмотрено, что межведомственная комиссия рассматривает заявления (обращения) и прилагаемые к ним документы в срок не более 60 рабочих дней со дня их регистрации и принимает одно из следующих решений:

1) о возможности (о невозможности) включить объект недвижимого имущества в Перечень;

2) о возможности (о невозможности) исключить объект недвижимого имущества из Перечня;

3) о необходимости проведения обследования объекта недвижимого имущества и вынесения заявления на повторное рассмотрение;

4) о соответствии объекта недвижимого имущества требованиям, установленным пунктом 11 настоящего Порядка.

При этом, одним из оснований для принятия решения о возможности исключить объект недвижимого имущества из Перечня является 1) несоответствие фактического использования объекта недвижимого имущества требованиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 16 Порядка).

Объекты недвижимого имущества подлежат исключению из Перечня в случаях:

- несоответствия фактического использования объекта недвижимого имущества требованиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае подачи заявления (обращения) в срок не позднее 60 календарных дней с начала налогового периода, на который определен Перечень, с включением или невключением объекта недвижимости в который не согласен заявитель, - с первого числа текущего налогового периода с учетом даты подачи заявления (обращения) в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящего Порядка;

- несоответствия фактического использования объекта недвижимого имущества требованиям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае подачи заявления (обращения) в срок позднее 60 календарных дней с начала налогового периода, на который определен Перечень, с включением или невключением объекта недвижимости в который не согласен заявитель, - с первого числа очередного налогового периода с учетом даты подачи заявления (обращения) в соответствии с пунктами 9 - 11 настоящего Порядка в случае, если в отношении объекта недвижимости не произошло изменение вида фактического использования или в отношении данного объекта не внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 20 Порядка).

Таким образом, заинтересованное лицо, собственник нежилого помещения не лишен возможности в установленный срок требовать исключения из Перечня на 2019 год принадлежащего ему объекта недвижимости, в случае, если его фактическое использование не соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ, в соответствии с правилами, которые определены в выше названном Порядке. Однако, в данном случае ФИО1 своим правом на определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, по правилам, установленным действующим Порядком, не воспользовался, фактический осмотр спорного помещения не производился, в связи с этим, представленные договоры аренды спорного нежилого помещения, не могут быть надлежащими доказательствами о фактическом использовании нежилого спорного помещения.

Установив данные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что не имеется оснований для исключения нежилого помещение с кадастровым номером из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Таким образом, обжалуемое решение суда является незаконным, в связи с чем, данное решение суда подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

Также, судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: , пом. 31, которое включено в пункт 743 раздела «» Перечня на 2019 год.

Однако, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции в мотивировочной части решения допустил описку, ошибочно указал кадастровый номер нежилого помещения, принадлежащего ФИО1 на праве собственности - 52.

Абзац второй пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. № 5 «О применении судами норм кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» позволяет суду апелляционной инстанции исправить допущенные судом первой инстанции описки.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым исправить допущенную судом первой инстанции явную описку, указав в мотивировочной части решения кадастровый номер нежилого помещения, принадлежащего административному истцу на праве собственности - .

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Нижегородского областного суда от 24 января 2022 года - отменить и принять по настоящему административному делу новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО1 к министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области о признании недействующим пункта 743 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год – отказать.

Исправить описку, допущенную в мотивировочной части решения Нижегородского областного суда от 24 января 2022 года, указав кадастровый номер нежилого помещения, принадлежащего административному истцу на праве собственности - .

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) через Нижегородский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 28 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи