ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1479/20 от 04.06.2020 Первого апелляционного суда общей юрисдикции

Дело №66а-1479/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 4 июня 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Овсянкиной Н.В.,

судей Жудова Н.В. и Ефремовой О.Н.,

при секретаре Савиной М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1458/2019 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры о признании недействующими в части Правил благоустройства территории городского округа Домодедово Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 19.12.2018 г. №1-4/939, по апелляционной жалобе Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области на решение Московского областного суда от 12 декабря 2019 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции Жудова Н.В., объяснения представителя административного ответчика Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области и заинтересованного лица Администрации городского округа Домодедово Шмелькова Д.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Русакова И.В., возражавшего по жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Решением Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области от 19.12.2018 N1-4/939 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Домодедово.

Пунктом 1.3.10 указанных Правил установлено, что обязанности по содержанию зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, возлагаются на собственников, владельцев автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов.

Пунктом 3.1.8 Правил благоустройства предусмотрено, что уборка железнодорожных путей, проходящих в черте населенных пунктов городского округа Домодедово в пределах полосы отчуждения (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути), осуществляется силами и средствами железнодорожных организаций, эксплуатирующих данные сооружения.

Заместитель прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах Российской Федерации обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов городского округа Домодедово Московской области о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу приведенных норм Правил благоустройства в следующих частях: пункта 1.3.10 в части слов «железных дорог», пункта 3.1.8 полностью.

Требования мотивированы тем, что оспариваемые нормы Правил благоустройства допускают неопределенность запретов и требований, влекущую неоднозначное толкование в целях определения лиц, ответственных за их выполнение.

По мнению прокурора полномочий для регулирования вопросов, связанных с содержанием земель федерального железнодорожного транспорта, железнодорожных путей и сооружений инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных на земельных участках, являющихся федеральной собственностью, у Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области не имелось, поскольку эти вопросы составляют предмет ведения Российской Федерации и нашли своё разрешение на федеральном уровне.

Решением Московского областного суда от 12 декабря 2019 года административное исковое заявление удовлетворено. Оспариваемые нормативные положения признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

На указанное решение Советом депутатов городского округа Домодедово Московской области подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска со ссылкой на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное толкование примененного законодательства.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заместителем прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры представлены возражения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда.

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила благоустройства приняты с соблюдением порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, и по этим основаниям не обжалуются.

В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, к которым федеральным законодательством отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

При этом законодательный орган местного самоуправления, утверждая правила благоустройства территории городского округа и решая вопросы местного значения, не вправе вторгаться в сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые, в том числе федеральным транспортом, путями сообщения, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.

Согласно пункту 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки в частности для размещения железнодорожных путей и установления полос отвода.

В силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правовое регулирование в области железнодорожного транспорта находится в ведении Российской Федерации.

При этом в соответствии с положениями пункта 2 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации.

Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года №611.

Пунктом 4 названных Правил предусмотрено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечить следующий режим использования земельных участков:

а) не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

б) не допускать в местах расположения инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, если это угрожает безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а в местах расположения водопроводных, канализационных сетей и водозаборных сооружений - проведение сельскохозяйственных работ;

в) не допускать в местах прилегания к сельскохозяйственным угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности;

г) не допускать в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов;

д) отделять границу полосы отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге от опушки естественного леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Кроме этого, в соответствии с приказом Министерства путей сообщения от 15 мая 1999 года N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, согласно пункту 3 которого содержание полосы отвода должно соответствовать градостроительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным требованиям, устанавливаемым нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Разделом 2 названного Положения предусмотрены требования, предъявляемые к содержанию полосы отвода для обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, безопасности населения, нормальной эксплуатации инженерных сооружений и других объектов федерального железнодорожного транспорта.

Пунктом 5 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2007 года №18, установлено, что с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ в том числе по обеспечению содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии.

Подпунктом 2 пункта 1 Условий эксплуатации железнодорожных переездов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2015 года № 237 определено, что названные Условия устанавливают требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту железнодорожных переездов, участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов и на подходах к ним.

Удовлетворяя исковые требования, суд, сославшись на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Кодекса Московской области об административных правонарушениях, Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2006 года №611, и другие нормативные акты, пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что полномочий для регулирования вопросов, связанных с содержанием земель железнодорожного транспорта, железнодорожных путей у Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области не имелось, поскольку эти вопросы составляют предмет ведения Российской Федерации и нашли, как это следует из приведенных выше нормативных положений, свое разрешение на федеральном уровне.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского областного суда от 12 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов городского округа Домодедово Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи