ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-147/2024 от 21.02.2024 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-147/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 21 февраля 2024 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Головкиной Л.А.,

судей Вдовиченко С.В., Белоногого А.В.

при ведении протокола помощником судьи Бочаровой С.А.,

с участием прокурора Андреевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-176/2023 по апелляционной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 29 ноября 2023 года, которым административное исковое заявление автономной некоммерческой благотворительной организации «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» о признании не действующим в части постановление Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2015 года № 520 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области», удовлетворено частично.

Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., объяснения представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области - Большаковой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца автономной некоммерческой благотворительной организации «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» - Ивановой Е.Н., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Андреевой Н.А., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

Правительством Ленинградской области 28 декабря 2015 года издано постановление № 520 (далее – Постановление № 520), опубликованное 29 декабря 2015 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 30 декабря 2015 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Ленинградской области (далее – Порядок) (л.д.116-128).

Пунктом 2.1 Порядка установлено, что расчет арендной платы за использование земельного участка осуществляется по формуле:

А = Б x S x Кри x Кз x Кио x Ку x Кр,

где: А - расчетная сумма арендной платы за использование земельного участка, руб. в год;

Б - базовая ставка арендной платы, руб./кв. м, определяется в соответствии с приложением 1 к настоящему Порядку;

S - площадь земельного участка, кв. м;

Кри - коэффициент разрешенного использования земельного участка, устанавливается правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти Ленинградской области в сфере управления и распоряжения государственным имуществом;

Кз - коэффициент территориального зонирования, устанавливаемый в диапазоне от 0,6 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления городских поселений и городского округа на основании генерального плана и правил землепользования и застройки. В случае если решение уполномоченного органа местного самоуправления отсутствует, принимается равным 1;

Кио - коэффициент наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей, устанавливаемый решением уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) в диапазоне от 1 до 2,323. В случае если решение уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) отсутствует, принимается равным 1;

Ку - коэффициент учета водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, определяемый согласно приложению 2 к настоящему Порядку. Применяется только для площадей обременений в виде водоохранной зоны и(или) прибрежной защитной полосы (по данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости или иного документа, подтверждающего наличие обременений);

Кр - коэффициент развития, устанавливаемый в диапазоне от 0,1 до 1 решением уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) для отдельных видов разрешенного использования земельных участков. Коэффициент носит инвестиционный характер и должен соответствовать политике муниципального района (городского округа) в части поддержки развития отдельных отраслей экономики. В случае если решение уполномоченного органа местного самоуправления отсутствует, принимается равным 1.

Размер базовой ставки указан в приложении 1 к Порядку.

Автономная некоммерческая благотворительная организация «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» (далее – АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров») обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просила признать не действующим Постановление № 520 в той мере, в которой в его тексте отсутствует дифференцированный подход к определению арендной платы за земельные участки арендуемыми коммерческими и некоммерческими организациями, а также отсутствуют корректирующие коэффициенты для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность на арендуемых участках.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, <адрес>, площадью 16703 кв.м. В соответствии с договором аренды земельного участка № 32/4.4-08 от 11 июля 2018 года размер арендной платы рассчитывается арендодателем в соответствии с оспариваемым Порядком.

АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» указывает, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не отвечает принципам экономической обоснованности и учета поддержки социально-значимых видов деятельности, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582. Порядок не содержит разграничения арендаторов на коммерческие и некоммерческие организации и не учитывает осуществление арендатором благотворительной деятельности на арендуемых участках.

По мнению административного истца при определении размера арендной платы необходимо применять корректирующие коэффициенты, исходя из специального субъекта-арендатора и цели использования земельного участка, так как доходность земельного участка и объекта недвижимости у некоммерческих организаций отсутствует, ввиду благотворительного характера осуществляемой деятельности. Указав в Порядке, что право на размер арендной платы в размере земельного налога имеют только лица, указанные в пункте 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, административный ответчик необоснованно сузил круг лиц, имеющих такое право, по сравнению с федеральным законодательством.

Решением Ленинградского областного суда от 29 ноября 2023 года административный иск удовлетворен частично (л.д.202-213).

Суд признал недействующим с даты вступления решения суда в законную силу Постановление № 520 в той мере, в которой в Порядке не учитывается необходимость поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога. Суд возложил на Правительство Ленинградской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанное не действующим в части Постановление № 520 в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим Постановление № 520 в той мере, в которой в его тексте отсутствует дифференцированный подход к определению арендной платы за земельные участки коммерческими и некоммерческими организациями, судом отказано (л.д.202-213).

В апелляционной жалобе Правительство Ленинградской области просит решение Ленинградского областного суда от 29 ноября 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» требований. Податель жалобы указывает, что решение суда противоречит положения пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации. Оспариваемое Постановление № 520 предусматривает отсылочную норму, устанавливающую ограничение на установление максимально допустимого размера арендной платы. Принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности реализован путем установления коэффициента вида разрешенного использования земельного участка, который снижает арендную плату в целях реализации социально значимой деятельности. Оспариваемый нормативный правовой акт прав и законных интересов административного истца не нарушает (л.д.216-218).

АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» представлены возражения на апелляционную жалобу.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.

Судебная коллегия, изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1, частью 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Как следует из представленных суду материалов АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» в соответствии с договором аренды земельного участка № 32/4.4-08 от 11 июля 2018 года, заключенным с администрацией муниципального образование «Муринское городское поселение» Всеволожского района Ленинградской области, является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, <адрес>, площадью 16703 кв.м, размер арендной платы рассчитывается арендодателем в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением № 520 (л.д.19-25, 39-40).

АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» внесена в государственный реестр социально ориентированных некоммерческих организаций Ленинградской области, является получателем государственной поддержки в Ленинградской области (л.д.41-47).

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами по делу, что административный истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом; оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия, официально опубликован, что также подтверждается вступившим в законную силу решением Ленинградского областного суда от 12 сентября 2016 года по административному делу № 3а-67/2016.

Правительством Российской Федерации 16 июля 2009 года принято постановление № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582).

Постановление Правительства № 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2(2015)», утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 июня 2015 года).

Как установлено Постановлением № 582 к основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности относятся:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (Принцип № 1);

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя. При этом составные части формулы, в соответствии с которой определяется размер арендной платы (за исключением показателя уровня инфляции и кадастровой стоимости), могут изменяться в большую сторону не чаще одного раза в 3 года (Принцип № 2);

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости (Принцип № 3);

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков (Принцип № 4);

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога (Принцип № 5);

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться (Принцип № 6);

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют (Принцип № 7).

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением № 582 (далее – Методические рекомендации).

Как установлено пунктом 29 Методических рекомендаций, в целях применения Принципа № 6 положениями порядка определения размера арендной платы рекомендуется исключить возможность создания дискриминационных условий в отношении арендаторов земельных участков (в том числе в зависимости от организационно-правовой формы арендаторов) при определении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые по одним и тем же основаниям, принадлежащие одному публично-правовому образованию, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности.

Отклоняя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого Порядка принципу экономической обоснованности, ввиду неучета в формуле расчета арендной платы организационно-правовой формы арендатора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемый в части нормативный правовой акт указанному принципу не противоречит.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку Постановлением № 582, наряду с принципом экономической обоснованности, определен принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться, при этом согласно пункту 29 Методических рекомендаций, необходимо исключать возможность создания дискриминационных условий в отношении арендаторов земельных участков, в том числе в зависимости от организационно-правовой формы арендаторов.

Рекомендации по применению принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога (Принцип № 5) даны в разделе VI Методических рекомендаций, в соответствии с которыми, в целях применения Принципа № 5 целесообразно исходить из необходимости учета интересов лиц, осуществляющих деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также лиц, освобожденных от уплаты земельного налога в соответствии с положениями статей 388, 389 Налогового кодекса Российской Федерации; из возможности отнесения видов деятельности к социально значимым в случае, если осуществляемая деятельность, например: направлена на реализацию социально значимой функции; относится к деятельности, в отношении которой предусмотрены налоговые льготы; имеет в соответствии с государственными программами соответствующую поддержку; в том числе исходить из целей, обусловленных приоритетами социально-экономического развития субъекта Российской Федерации или муниципального образования; предусматривать, что при установлении размера арендной платы за земельные участки, предоставляемые лицам, осуществляющим социально значимую деятельность, размер арендной платы устанавливается в пределах размера земельного налога, исчисляемого в отношении таких земельных участков.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о противоречии оспариваемого нормативного правового акта, законодательству, имеющему большую юридическую силу, ввиду не соответствия Принципу № 5.

Как указано ранее, АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» является социально ориентированной некоммерческой организацией в Ленинградской области и на земельном участке с кадастровым номером осуществляет строительство конно-спортивного центра. Проект является благотворительным, сочетает в себе поддержку взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья и детей групп социального риска, ориентирован на улучшение качества жизни жителей Ленинградской области, пропаганду физической культуры и спорта среди инвалидов. Реализация проекта предполагает осуществление социальной реабилитации и адаптации инвалидов, а также их трудоустройство, профилактику зависимого поведения, укрепления физического и нравственного здоровья детей и подростков Ленинградской области. Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу и подтверждаются Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2022 года по делу № А56-91150/2021, Уставом АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» (л.д.30-33, 187-192).

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Областного закона Ленинградской области от 29 июня 2012 года № 52-оз «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организациях в Ленинградской области, одной из форм государственной поддержки указанных организаций является установление социально ориентированным некоммерческим организациям особенностей определения размера арендной платы за пользование государственным имуществом Ленинградской области, а также внесение этой платы.

Судом установлено, что 6 августа 2014 года Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом с обществом с ограниченной ответственностью «Центр менеджмента оценки и консалтинга» заключен государственный контракт на выполнение работ по разработке методики определения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Ленинградской области, а также земельными участками, расположенными на территории Ленинградской области, государственная собственность на которые не разграничена.

В пункте 5.3.2. Технического задания к государственному контракту указано, что необходимо определить экономически обоснованные значения факторов, влияющих на величину арендной платы за пользование земельными участками, в том числе, фактор, учитывающий социально-значимые виды деятельности арендатора. Проанализировать категории арендаторов, которым предполагается применить указанный фактор. Наименование категории должно соответствовать видам деятельности, установленным ОКВЭД.

В разделе 6.9 Отчета указано, что согласно Техническому заданию, в методику расчета арендной платы должен быть включен фактор, учитывающий социально значимые виды деятельности арендатора. Для социально значимых видов деятельности устанавливаются ставки арендной платы с понижающим коэффициентом 0,1 (расчет коэффициента представлен в разделе 6.6. Отчета) (СД-диск л.д.142).

В разделе 7 Отчета приведена Методика определения арендной платы, в пункте 2.7 которой указано, что размер арендной платы за земельный участок, предоставленный в аренду организации, входящей в реестр Ленинградской области социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей государственной поддержки, не может превышать размер земельного налога за этот участок.

В разделе 9 Отчета «Оценка социально-экономических последствий определения размера арендной платы в соответствии с разработанной Методикой…» указано, что во исполнение принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности и категорий арендаторов – физических лиц предусмотрены понижающие ставку арендной платы коэффициенты.

В приложении 3 к Отчету приведены социально-значимые виды деятельности арендаторов (наименование в соответствии с ОКВЭД).

Таким образом, разработанная в соответствии с государственным контрактом Методика определения размера арендной платы учитывала социально значимые виды деятельности арендатора и предусматривала установление арендной платы в размере, не превышающем земельного налога, для лиц, осуществляющих социально значимую деятельность.

В то же время, утвержденный в соответствии с разработанной Методикой и утвержденный Постановлением № 520 Порядок, не учитывает положений Методики, касающихся необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.

Доводы административного ответчика, согласно которым коэффициент вида разрешенного использования (Кри) учитывает социально значимый вид деятельности арендатора, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку понятие вида разрешенного использования земельного участка, не является тождественным понятию вида деятельности арендатора.

Ссылка подателя жалобы на Приказ Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 11 января 2016 года № 2 «Об установлении коэффициента разрешенного использования земельного участка», в соответствии с которым производится расчет размера арендной платы для организаций осуществляющих социально значимые виды деятельности, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку Приказ Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 11 января 2016 года № 2 не содержит положений, предусматривающих установление размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, в целях поддержки социально значимых видов деятельности, как об этом указано в Методических рекомендациях, Постановлении № 582, Отчете (СД-диск л.д.142).

Как установлено пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка: 1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте; 2) с лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории жилой застройки, если земельный участок образован в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и предоставлен указанному лицу, или с юридическим лицом, обеспечивающим в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации реализацию решения о комплексном развитии территории жилой застройки; 2.1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования; 3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков; 4) в соответствии с пунктом 3 или 4 статьи 39.20 настоящего Кодекса с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления.

Доводы административного ответчика о противоречии выводов суда положениям пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, ввиду закрытого перечня субъектов, для которых размер арендной платы определяется в размере не выше размера земельного налога, к которым не относятся организации, осуществляющие социально значимые виды деятельности, не могут служить основанием для отмены судебного акта, поскольку рекомендации по применению принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога (Принцип № 5) даны в разделе VI Методических рекомендаций, при этом противоречие оспариваемого в части нормативного правового акта положениям Постановления № 582 и Методическим рекомендациям установлено в ходе рассмотрения настоящего дела.

Довод подателя жалобы о противоречии Постановления № 582 положениям Земельного кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку указанное постановление предметом проверки в рамках настоящего дела не является.

Доводы жалобы о том, что Методические рекомендации, которыми суд руководствовался при принятии оспариваемого решения, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу, не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судом норм материального права, поскольку Методические рекомендации направлены на оказание содействия и методическое обеспечение при применении органами государственной власти и органами местного самоуправления основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением № 582, при рассмотрении дела судом дана оценка оспариваемого в части Постановления № 520 в совокупности с нормами земельного законодательства, федерального законодательства и законам субъекта Российской Федерации, регулирующими спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом подробного изучения судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, направлены на иное толкование норм права и не могут служить предусмотренными статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебного постановления.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинградского областного суда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Ленинградской области – без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Ленинградский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.03.2024