66а-24/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 25 января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А,
судей Белоногого А.В. и Бутковой Н.А
при секретаре Швец К.М,
с участием прокурора Парфеновой Е.Г,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-179/2021 по апелляционным жалобам Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал-Ресурс» о признании не действующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2020 года №54 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе».
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения представителей Правительства Санкт-Петербурга и Губернатора Санкт-Петербурга ФИО1 и ФИО2, также представляющей интересы Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, настаивавших на доводах апелляционных жалоб, представителя административного истца, адвоката Яковлевой А.А, находившей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
10 февраля 2020 года Правительством Санкт-Петербурга принято постановление №54 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» (далее постановление №54), пунктом 1 которого утверждён проект планировки территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» в составе:
- чертежа красных линий территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» (границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки; существующие красные линии, устанавливаемые красные линии, отменяемые красные линии; номера характерных точек красных линий, в том числе точек начала и окончания красных линий, точек изменения описания красных линий; перечень координат характерных точек красных линий) согласно приложению №1 (пункт 1.1);
- чертежа границ зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» (границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки; границы зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, входящих в состав линейного объекта регионального значения; номера характерных точек границ зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения, в том числе точек начала и окончания, точек изменения описания границ таких зон) согласно приложению №2 (пункт 1.2);
- положения о размещении линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» согласно приложению №3 (пункт 1.3).
Пунктом 2 постановления №54 утверждён проект межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» в составе:
- чертежа межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» (красные линии) согласно приложению № 4 (пункт 2.1);
- перечня и сведений о площади образуемых земельных участков, в том числе которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных нужд, способы образования земельных участков, вид разрешённого использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» согласно приложению №5 (пункт 2.2);
- чертежа межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» (границы и условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и(или) изъятие для государственных нужд) согласно приложению №6 (пункт 2.3);
- сведений о границах территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе», содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно приложению №7 (пункт 2.4).
Пунктом 3 указанного постановления предусмотрено, что оно вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал-Ресурс» обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу постановление №54 в части отсутствия примыкания линейного объекта к кварталам №6 и №9, предусмотренных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2006 года №711.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, посёлок Шушары, территория Пулковское, Соколиная ул., с кадастровыми номерами:
- № (участок №1),
- № (участок №2),
- № (участок №3),
- № (участок №4),
- № (участок №6),
- № (участок №7),
- № (участок №8),
- № (участок №13),
- № (участок №14),
- № (участок №15),
- № (участок №16),
- № (участок №17),
- № (участок №18),
- № (участок №19).
Данные земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой действует оспариваемое постановление, а также постановление Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2006 года №711 «Об утверждении проекта планировки территории в западной части Пушкинского района, ограниченной Петербургским шоссе, Варшавским направлением Октябрьской железной дороги, проектируемой улицей № 1, соединяющей Петербургское шоссе с продолжением Ленинградского шоссе и проектируемой улицей № 2», которое утверждено, в том числе, и в целях строительства улично-дорожной сети в кварталах №6 (земельные участки истца №1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 18, 19) и №9 (земельные участки истца №13, 14, 15, 16, 17).
Оспариваемое правовое регулирование, которое предусматривает частичное наложение на территорию действия постановления Правительства Санкт-Петербурга от 7 июня 2006 года №711, не учитывает необходимость строительства выездов (съездов) к кварталам №6 и №9, строительство улично-дорожной сети в которых осуществляет административный истец.
Истец ссылался на то, что оспариваемый проект планировки территории нарушает его права, поскольку исключает возможность подключения земельных участков, принадлежащих истцу, к улично-дорожной сети; при принятии оспариваемого регулирования не учтена необходимость переустройства мелиоративной системы, существующей в границах территории действия проекта планировки 2006 года, что приводит к невозможности попадания поверхностных вод, образующихся на территории кварталов №6 и №9, в существующие ливневые стоки, подтоплению земельных участков истца, в связи с чем создаётся дополнительная нагрузка на построенное ранее административным истцом ливневое канализационное обеспечение, делая его неэффективным.
Оспариваемое постановление, по мнению административного истца, принято в нарушение пункта 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: без учёта зон с особыми условиями использования, входящими в территорию проектирования, а также в нарушение пункта 7 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 22 января 2015 года № 4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или её отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга», и требований, установленных СП 42.13330.2016.
В обоснование административного искового заявления истец также указал и на нарушение процедуры принятия оспариваемого постановления, мотивировав тем, что заключение на проект оспариваемого постановления Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга подготовлено до получения заключения Министерства культуры Российской Федерации; отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее согласование проекта оспариваемого постановления с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Министерством культуры Российской Федерации. При проведении публичных слушаний по проекту документации по планировке территории в нарушение пункта 5 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга №400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» на экспозицию не был представлен полный комплект этой документации.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2021 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал-Ресурс» удовлетворено (том 5, л.д.236-253).
В апелляционной жалобе Правительство Санкт-Петербурга просит указанное решение суда отменить и принять новое судебное постановление, которым отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что транспортное обслуживание кварталов №6 и №9 может быть осуществлено путём въездов с перспективной улично-дорожной сети: Соколиной ул., Кокколевской ул., ул.Редькое Кузьмино, которые предусмотрены как оспариваемом постановлении, так и в документации по планировке территории 2006 года; на схеме улично-дорожной сети отображены объекты транспортной инфраструктуры с учётом существующих потребностей в транспортном обеспечении, в том числе кварталов №6 и №9 путём строительства перспективной дороги и проездов, устраиваемых параллельно основной проектируемой магистральной улицы, через которые предусмотрено транспортное подключение кварталов №6 и №9; судом применены нормы СП 34.13330.2021 и ГОСТ Р 58653-2019, не подлежащие применению; оспариваемое постановление отвечает требованиям к содержанию нормативных правовых актов, является определённым, ясным, недвусмысленным.
В апелляционной жалобе Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга также просит судебное решение отменить, полагая его незаконным и необоснованным, принять новое, которым отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что из схемы организации улично-дорожной сети и схемы движения транспорта следует, что примыкания для перспективных улиц №5 и №6 входят как границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки, так и в границы зон планируемого размещения линейного объекта регионального значения; планировочное решение линейного объекта, положенное в основу оспариваемой документации, предусматривает организацию въездов на территорию перспективной застройки с бокового проезда – три въезда по типу «косынка» для внутриквартальных проездов и два примыкания для перспективных улиц №5 и №6. Вопреки выводам суда первой инстанции, из оспариваемой документации следует, что сохранены решения проекта планировки территории 2006 года в части установления красных линий: так, в составе проекта 2006 года утверждены красные линии в виде трёх замкнутых контуров под кварталы с внутренним выделением зон под внутриквартальные проезды, а также выделением зоны общего пользования под перспективные улицы №5 и №6; в составе оспариваемой же документации данное решение сохранено: красные линии линейного объекта установлены по зоне планируемого размещения линейного объекта и имеют разрыв в местах перспективного примыкания улиц №5 и №6.
Относительно апелляционной жалобы Правительства Санкт-Петербурга административным истцом (том 6, л.д.79-87), участвующим в деле прокурором представлены возражения (том 6, л.д.74-78).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу Правительства Санкт-Петербурга, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации); регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории и проект межевания территории являются документами по планировке территории (часть 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждение документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования, выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В городе федерального значения Санкт-Петербурге полномочиями по утверждению документации по планировке территории в силу положений статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года № 508-100 «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге» наделено Правительство Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 года №100, издаёт, среди прочего, нормативные правовые акты по вопросам, нормативное регулирование которых в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга отнесено к компетенции Правительства.
Оспариваемое постановление утверждено Правительством Санкт-Петербурга с учётом протокола и заключения о результатах публичных слушаний в соответствии с положениями части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 14 февраля 2020 года постановление опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.
В эту же дату указанное постановление внесено в Реестр нормативных правовых актов за регистрационным номером №6812, что согласуется с положениями постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 18 июня 2004 года №438-пг «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации».
Как установлено судом первой инстанции на основе представленных доказательств, постановление №54 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме с соблюдением порядка официального опубликования.
Верно признан несостоятельным довод истца о нарушении процедуры проведения публичных слушаний по проекту планировки.
Согласно части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки и межевания территории до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В силу положений статьи 5.1, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации целью проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории является соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, и лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
Публичные слушания по оспариваемой документации проведены в период с 1 октября 2019 года по 6 ноября 2019 года.
Собрание участников публичных слушаний состоялось 23 октября 2019 года, что согласуется с положениями части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года №400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге».
Вопреки утверждениям истца, подтверждается получение согласования этой документации с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга, Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга и Министерством культуры Российской Федерации до проведения публичных слушаний.
Так, 6 мая 2019 года получено согласование документации от Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (том 2, л.д.237-238), а 29 августа 2019 года – от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга (том 2, л.д.249), 18 сентября 2019 года – от Министерства культуры Российской Федерации (том 2, л.д.245-246).
Довод о незаконности оспариваемого постановления, поскольку согласование от Министерства культуры Российской Федерации получено после заключения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, не свидетельствует о наличии нарушений процедуры подготовки документации, поскольку полученное от Министерства культуры Российской Федерации согласование подтверждает соответствие этого нормативного правового акта законодательству в сфере охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1).
Исходя из положений статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по её обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертёж или чертежи планировки территории, на которых в том числе отображаются границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; положение о характеристиках планируемого развития территории; положение об очередности планируемого развития территории, содержащее этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения (часть 3). Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершённого строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам (часть 4).
В силу частей 2, 3, 4, 5, 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории разрабатывается, в том числе в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых участков.
Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории, в том числе включает в себя перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования. На чертежах межевания территории, в том числе отображаются границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры.
Отклоняя довод истца о том, что проектной документацией не предусмотрено отведение поверхностных вод с территории кварталов №6 и №9, суд правомерно указал, что предусмотренный проектом планировки территории порядок сбора и отвода сточных вод не приведёт к нарушению естественного поверхностного и грунтового стока вод, так как в рамках выполнения предусмотренных проектом планировки территории работ предполагается обустройство специально созданных (проектируемых) очистных сооружений, при этом диаметры сетей ливневой канализации и размер территории под локальные очистные сооружения учитывают сбор ливневых стоков с территории линейного объекта и прилегающей территории. Более того, из схемы инженерного обеспечения линейного объекта с определением территории под объекты инженерной инфраструктуры, включённой в состав обосновывающих материалов проекта планировки, усматривается, что оспариваемой документацией также предусмотрено подключение мелиоративных канав, отводящих поверхностные воды с территории кварталов № 6 и 9, к проектируемой ливневой канализации. Таким образом, предусмотренное оспариваемой документацией создание ливневой канализации (локальных очистных сооружений) не затрагивает и не влечёт каких-либо негативных последствий (изменений) для существующего естественно поверхностного и грунтового стока вод.
Довод истца о незаконности оспариваемого нормативного правового акта ввиду его утверждения в нарушение пункта 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть без учёта зон с особыми условиями использования территорий, входящими в территорию проекта планировки 2020 года, проверялся судом и обоснованно отклонён.
В силу пункта 18 раздела IV Положения о составе и содержании документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 года №564 (далее Положение о составе и содержании документации по планировке территории), раздел 3 «Материалы по обоснованию проекта планировки территории. Графическая часть» графическая часть проекта планировки (материалы по обоснованию) должна содержать следующие схемы:
а) схема расположения элементов планировочной структуры (территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов);
б) схема использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
в) схема организации улично-дорожной сети и движения транспорта;
г) схема вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории;
д) схема границ территорий объектов культурного наследия;
е) схема границ зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, лесничеств;
ж) схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пожар, взрыв, химическое, радиоактивное заражение, затопление, подтопление, оползень, карсты, эрозия и т.д.);
з) схема конструктивных и планировочных решений.
В силу пункта 21 Положения о составе и содержании документации по планировке территории, схема организации улично-дорожной сети и движения транспорта выполняется в случае подготовки проекта планировки территории, предусматривающего размещение автомобильных дорог и (или) железнодорожного транспорта. На этой схеме отображаются: границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки (подпункт «а»); границы зон планируемого размещения линейных объектов (подпункт «б»); границы зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения (подпункт «в»); категории улиц и дорог (подпункт «г»); линии внутриквартальных проездов и проходов в границах территории общего пользования, границы публичных сервитутов (подпункт «д»); остановочные пункты наземного общественного пассажирского транспорта, входы (выходы) подземного общественного пассажирского транспорта (подпункт «е»); объекты транспортной инфраструктуры с выделением эстакад, путепроводов, мостов, тоннелей, объектов внеуличного транспорта, железнодорожных вокзалов, пассажирских платформ, сооружений и устройств для хранения и обслуживания транспортных средств (в том числе подземных) и иных подобных объектов в соответствии с региональными и местными нормативами градостроительного проектирования (подпункт «ж»); хозяйственные проезды и скотопрогоны, сооружения для перехода диких животных (подпункт «з»); основные пути пешеходного движения, пешеходные переходы на одном и разных уровнях (подпункт «и»); направления движения наземного общественного пассажирского транспорта (подпункт «к»); иные объекты транспортной инфраструктуры с учётом существующих и прогнозных потребностей в транспортном обеспечении территории (подпункт «л»).
Пунктом 24 Положения о составе и содержании документации по планировке территории установлено, что на схеме границ зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, лесничеств, которая может представляться в виде одной или нескольких схем, отображаются границы территории, в отношении которой осуществляется подготовка проекта планировки (подпункт «а»); границы зон планируемого размещения линейных объектов (подпункт «б»); границы зон планируемого размещения линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с изменением их местоположения (подпункт «в»); границы зон с особыми условиями использования территорий: установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации; подлежащие установлению, изменению в связи с размещением линейных объектов; подлежащие установлению, изменению в связи с размещением линейных объектов, подлежащих реконструкции в связи с их переносом из зон планируемого размещения линейных объектов либо в границах зон планируемого размещения линейных объектов ((подпункт «г»); границы особо охраняемых природных территорий, границы лесничеств (подпункт «д»).
Как усматривается из данных РГИС, содержащихся на электронном носителе (диск: файлы №017, 018, 019), в границах территории проектирования расположены следующие зоны с особыми условиями использования территории:
- охранная зона канализационных сетей,
- охранная зона воздушных линий электропередачи,
- охранная зона газораспределительной сети,
- охранная зона водопроводных сетей,
- охранная зона подстанций и других электротехнических сооружений,
- охранные зоны объектов электросетевого хозяйства.
Таким образом, материалы по обоснованию проекта планировки (раздел «Графическая часть») содержат схему границ зон с особыми условиями использования территорий, содержащую конкретизирующие сведения о расположении в границах проектирования различных видов зон с особыми условиями использования территории.
Оспариваемое постановление признано судом не действующим по основанию его несоответствия нормам, имеющим большую юридическую силу, а именно: требованиям, изложенным в СП 42.13330.2016.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
Согласно части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», требованиями технических регламентов, сводов правил с учётом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включённых в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 2 данной статьи.
Тождественное нормативное регулирование установлено пунктом 7 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 22 января 2015 года № 4-5 «О порядке подготовки документации по планировке территории в Санкт-Петербурге, порядке внесения изменений в такую документацию, порядке отмены такой документации или её отдельных частей, порядке признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению и внесении изменений в некоторые законы Санкт-Петербурга».
Правительством Российской Федерации 4 июля 2020 года принято постановление №985, которым утверждён перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (далее Перечень национальных стандартов и сводов правил №985).
Перечень национальных стандартов и сводов правил №985 утратил силу с 1 сентября 2021 года в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2021 года № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года №985» (далее Перечень национальных стандартов и сводов правил № 815).
Из Перечня национальных стандартов и сводов правил №815, действующего в настоящее время, следует, что утверждён новый перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в разделе «Своды правил» (пункт 29) которого также содержатся пункты 11.1, 11.4, 11.5 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01- 89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Согласно пункту 11.1 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01- 89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в действующей редакции, земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктуры предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
При планировании развития населённого пункта следует обеспечивать сбалансированное развитие территории и транспортных сетей. Проектировать транспортную сеть и УДС городских и сельских поселений следует в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети. Структура УДС должна обеспечивать возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям.
Пунктом 11.4 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в действующей редакции установлено, что улично-дорожную сеть населённых пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учётом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы.
Категории улиц и дорог крупнейших и больших городов следует назначать в соответствии с квалификацией, приведённой в таблице 11.1, для средних и малых городов - по таблице 11.1а.
В пункте 11.5 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» содержатся расчётные параметры улиц и дорог крупнейших, крупных и больших городов согласно таблице 11.2.
При этом пунктом 3.36 «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» установлено, что улица: Территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети городского и сельского поселения.
В силу пункта 3.37 Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», улично-дорожная сеть; УДС: Система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учётом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Таким образом, «Свод правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», на нарушение требований которого ссылается административный истец, как следует из содержания пунктов 11.1, 11.4, 11.5, содержит требования о необходимости сбалансированного развития транспортных сетей при планировании развития населённого пункта.
Достижение этого возможно за счёт развития транспортных сетей и улично-дорожной сети в виде единой системы в увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные транспортные связи со всеми функциональными зонами, с другими поселениями системы расселения, объектами, расположенными в пригородной зоне, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети.
При этом структурное содержание улично-дорожной сети, планируемой к развитию в границах конкретного поселения (населённого пункта), должно обеспечивать возможность реализации альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям.
Вместе с тем, вышеупомянутые положения «Свода правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», устанавливая общие требования, предъявляемые к планированию и организации улично-дорожной сети и транспортных сетей в их увязке с планировочной структурой поселения и прилегающей к нему территории, не устанавливают обязательных требований, предусматривающих необходимость организации съездов (примыканий) с любых дорог и внутриквартальных проездов, предназначенных для движения транспортных средств в границах проектируемого квартала, на магистраль, т.е. дорогу с высокой интенсивностью движения; положения указанного свода правил указывают лишь на необходимость выделения улиц и дорог магистрального и местного значения, а также главных улиц, назначения категорий улиц и дорог крупнейших, крупных, больших, средних и малых городов в соответствии с приведённой классификацией, применения установленных расчётных параметров.
В указанном своде правил содержание «увязки» выражается в том, что в проектируемом квартале населённого пункта структура улично-дорожной сети должна обеспечивать возможность альтернативных маршрутов движения по дублирующим направлениям, в том числе должны быть предусмотрены альтернативные съезды в квартале на магистральную улицу, при этом не установлено нормативное положение, закрепляющее, что каждая дорога (улица, внутриквартальный проезд) должна иметь непосредственное примыкание к магистральной дороге районного (регионального) значения.
При этом требование о необходимости отображения на схеме организации улично-дорожной сети и схеме движения транспорта обозначений «примыкания» (съездов) и сведений об их наличии в нормах Положения о составе и содержании документации по планировке территории отсутствует.
Вместе с тем, из схемы организации улично-дорожной сети и движения транспорта документации по планировке территории линейного объекта 2020 года следует, что транспортное обслуживание кварталов 6 и 9 может быть осуществлено путём въездов с перспективной улично-дорожной сети: Соколиной ул., Кокколевской ул., ул.Редькое Кузьмино, которые предусмотрены как оспариваемом постановлении, так и в документации по планировке территории 2006 года.
Поскольку нормативные требования об обязательности отображения обозначений «примыкания» (съездов) на схеме организации улично-дорожной сети и схеме движения транспорта, которые не являются основной частью проекта планировки территории, отсутствуют, в том числе не предусмотрены «Сводом правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», выводы суда первой инстанции о противоречии оспариваемого нормативного правового акта положениям этого свода правил являются ошибочными.
Судебная коллегия отмечает, что вопрос об установлении (не установлении) на схеме организации улично-дорожной сети, схеме движения транспорта конкретных условных обозначений, в данном случае «примыканий» (съездов), вторгается в вопрос целесообразности принятия соответствующего нормативного правового акта в этой части (целесообразность именно такого планировочного решения улично-дорожной сети), что не соотносится с процессуальной характеристикой судебной оценки в порядке нормоконтроля нормативного правового акта (подпункт «а» пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
С учётом указанных обстоятельств, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о наличии оснований для признания не действующим оспариваемого в части постановления, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 сентября 2021 года отменить.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «Терминал-Ресурс» о признании не действующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2020 года №54 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта регионального значения «Южная магистраль от Волхонского шоссе до Соколиной ул. и Сарицкая ул. от Соколиной ул. до Петербургского шоссе» - отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Санкт-Петербургский городской суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи