№ 66а-1503/2021 | |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
город Сочи |
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сиротиной Е.С.,
судей Брянцевой Н.В. и Носковой А.А.
при секретаре судебного заседания Дораевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-150/2021 (УИД № 61OS0000-01-2021-000084-76) по административному исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Управление Водоканал» о признании недействующими отдельных положений постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/40 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП «Управление «Водоканал» (ИНН <***>), г. Таганрог, на 2021 год»
по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия «Управление Водоканал» на решение Ростовского областного суда от 8 июля 2021 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сиротиной Е.С., объяснения представителя муниципального унитарного предприятия «Управление Водоканал» ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области ФИО2, допросив свидетеля ФИО3, выслушав заключение прокурора Екимцова М.Н., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее – РСТ, тарифный орган, регулирующий орган) от 20 декабря 2018 г. № 85/19 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП «Управление «Водоканал» (ИНН <***>), г. Таганрог, на 2019-2023 годы» (далее - постановление от 20 декабря 2018 г. № 85/19) установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для муниципального унитарного предприятия «Управление Водоканал» (далее - МУП «Управление «Водоканал», предприятие, регулируемая организация) на питьевую воду, техническую воду и на водоотведение на пятилетний долгосрочный период 2019 - 2023 г.г. с разбивкой по полугодиям (приложение № 1 к постановлению) и долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 г.г. (приложение № 2 к постановлению).
Постановлением от 18 декабря 2020 г. № 54/40 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения МУП «Управление «Водоканал» (ИНН <***>), г. Таганрог, на 2021 год» (далее – постановление от 18 декабря 2020 г. № 54/40) признаны утратившими силу тарифы, установленные постановлением от 20 декабря 2018 г. № 85/19 на 2021 г., и установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 г. по полугодиям с учетом корректировки на питьевую воду, техническую воду и на водоотведение.
МУП «Управление «Водоканал» обратилось в Ростовский областной суд с административным иском о признании недействующим постановления от 18 декабря 2020 г. № 54/40.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что тарифным органом снижены неподконтрольные расходы на выплату займов и кредитов в связи с необоснованностью экономической целесообразности привлечения кредитных средств и расходы на амортизацию основных средств в связи с не представлением документов, подтверждающих расчет амортизации. Размер необходимой валовой выручки (далее также – НВВ) определен РСТ с нарушением законодательства, установленные размеры тарифов не позволяют обеспечить нормальное функционирование предприятия и осуществление регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Решением Ростовского областного суда от 8 июля 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе МУП «Управление «Водоканал», ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов РСТ и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, выслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела и тарифного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и признает решение суда постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого акта недействующим.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. № 1154-э (далее – Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях», пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Таким исполнительным органом государственной власти Ростовской области является Региональная служба по тарифам Ростовской области.
Согласно подпункту 2.1.4 пункта 2.1 Положения о Региональной службой по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20, РСТ утверждает цены (тарифы) и их предельные уровни, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения.
МУП «Управление «Водоканал» осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории г. Таганрог Ростовской области на основе утвержденных РСТ тарифов.
29 апреля 2020 г. МУП «Управление «Водоканал» обратилось в тарифный орган с заявлением о корректировке на 2021 г. ранее установленных постановлением от 20 декабря 2018 г. № 85/19 долгосрочных тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение с применением метода индексации, с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов, от их плановых значений.
Дело о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода индексации, на 2021 г. открыто РСТ 7 мая 2020 г.
По результатам проведенной экспертизы предложения МУП «Управление «Водоканал» о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 г. подготовлено экспертное заключение от 7 декабря 2020 г.
Постановлением от 18 декабря 2020 г. № 54/40 предприятию установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 г. с учетом корректировки и признаны утратившими силу тарифы, установленные постановлением от 20 декабря 2018 г. № 85/19 на 2021 год.
Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается.
Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции с выводами суда первой инстанции соглашается.
В соответствии со статьей 3 Закона о водоснабжении и водоотведении регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется, в том числе в соответствии с принципами достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно статье 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины НВВ.
Одним из методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является метод индексации, согласно которому расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (пункт 2 части 1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования необходимой валовой выручкой признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 80 Основ ценообразования предусмотрено, что НВВ регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения.
Согласно пункту 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации НВВ регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств, нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
НВВ регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки НВВ, указанной в пункте 90 Методических указаний и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73, пункта 78 данного документа (пункт 80 Основ ценообразования).
Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки НВВ, установленной в Методических указаниях и включающей в себя следующие показатели: отклонение фактически достигнутого объема поданной воды и принятых сточных вод от объема, учтенного при установлении тарифов; отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов; отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов; ввод объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменение утвержденной инвестиционной программы; степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при не достижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 90 Методических указании НВВ регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Пунктом 12 Методических указаний предусмотрено, что в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В силу пунктов 12, 13, 16, 25 Правил регулирования тарифов установление тарифов производится органом регулирования тарифов путем открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, осуществляемого, в том числе по предложению регулируемой организации, с приложением необходимых обосновывающих материалов, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, посредством анализа, проверки и экспертизы предложений организаций об установлении тарифов и материалов, представленных в обоснование этих предложений.
Согласно пункту 16 Правил государственного регулирования № 406 и пункту 5 Регламента предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности и необходимых обосновывающих материалов, указанных в пункте 17 Правил № 406.
В соответствии с пунктом 20 Правил № 406 и пунктом 13 Регламента в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении (пункт 25 Правил № 406 и пункт 15 Регламента).
В соответствии с п. 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из источников информации в соответствующем приоритетном порядке.
При определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
В соответствии с пунктом 35 Правил государственного регулирования № 406 корректировка долгосрочных тарифов по основаниям, предусмотренным Основами ценообразования, осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом, согласно пункту 22 которого при корректировке долгосрочных тарифов орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело в соответствии с требованиями, установленными Правилами № 406 и Регламентом к процедуре рассмотрения вопросов, связанных с установлением регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 26 Правил регулирования экспертное заключение органа регулирования тарифов содержит обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.
Пунктом 30 Правил регулирования тарифов установлено, что орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Согласно экспертному заключению по делу о корректировке от 7 декабря 2020 г. и протоколу заседания Правления РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54 тарифным органом снижен заявленный предприятием размер НВВ, в том числе, в связи со снижением неподконтрольных расходов и исключением расходов по статье «амортизация».
Неподконтрольные расходы на 2021 г. снижены органом регулирования с заявленных 120 525,03 тыс. руб. до 37 107,96 тыс. руб. на питьевую воду, с 6 928,59 тыс. руб. до 5 177,84 тыс. руб. на техническую воду, с 57 586,74 тыс. руб. до 14 342,35 тыс. руб. на водоотведение.
МУП «Управление «Водоканал» заявлены расходы по статье «Амортизация» на холодное водоснабжение (вода питьевая) – 44 956,09 тыс. руб., на холодное водоснабжение (вода техническая) – 617,02 тыс. руб., на водоотведение – 18 412,14 тыс. руб.
Органом регулирования данные расходы исключены в связи с не предоставлением предприятием обосновывающих материалов.
В соответствии с пунктом 17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов прилагаются, в том числе копии бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату; расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и НВВ от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с методическими указаниями; расчет объема оказываемых услуг отдельно по регулируемым видам деятельности, предусмотренным Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ с обоснованием объемов собственного потребления воды и потерь при транспортировке воды по водопроводным (канализационным) сетям.
Частью 12 статьи 31 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ, пунктами 19 - 21 Основ ценообразования на организации, оказывающие услуги в сфере водоснабжения и водоотведения по установленным тарифам, возложена обязанность вести раздельный учет доходов и расходов в соответствии с Порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 января 2014 г. № 22/пр (далее - Порядок № 22/пр).
Согласно пунктам 2, 4 Порядка № 22/пр раздельный учет расходов и доходов ведется на основании данных бухгалтерского и статистического учета раздельно по осуществляемым видам деятельности, централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и другим критериям, установленным названным порядком.
В силу пункта 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по регулируемым видам деятельности: в сфере холодного водоснабжения: холодное водоснабжение, в том числе транспортировка холодной воды, включая распределение воды и подвоз воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения; в сфере горячего водоснабжения: горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения; в сфере водоотведения: водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Пунктом 19 Основ ценообразования установлено, что в случае, если регулируемая организация осуществляет свою деятельность с использованием нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, она обязана вести учет по регулируемым видам деятельности, указанным в пункте 18 Основ ценообразования, раздельно по каждой системе.
Согласно пункту 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В обоснование расходов по статье «Амортизация» заявителем представлены анализ счета 02 «Амортизация основных средств», который предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств только за 2019 г. в нарушение пункта 17 Правил; копия ведомости начисления амортизации за 2019 г., договор хозяйственного ведения от 1 января 2001 г. № 228 с приложением перечня объектов по состоянию на 1 января 2001 г.
Пунктом 19 Приказа Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» при расчете амортизационных отчислений предусмотрено использование формулы, состоящей из следующих показателей: сумма амортизации за месяц; остаточная стоимость объекта основных средств (ОС) на начало года, в котором рассчитывается амортизация; срок полезного использования объекта ОС в годах; коэффициент, установленный организацией.
Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н, учет основных средств ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств, при наличии большого количества объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях их учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта; на основе соответствующих данных бухгалтерского учета, а также технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств.
Инвентарная карточка объекта основных средств по форме с кодом ОС-6, утверждённой постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств», составляется на каждый объект в отдельности, в том числе на бумажном носителе, содержащем подпись материально-ответственного лица.
В карточке ОС-6 отражаются сведения об основных средствах на дату передачи (дата выпуска, данные документа о вводе в эксплуатацию, срок эксплуатации, начисленная амортизация, остаточная стоимость), о первоначальной стоимости и срок полезного использования, о приемке объекта, о краткой индивидуальной характеристике объекта, о переоценке основного средства, перемещениях объекта и его списании, затратах на реконструкцию, модернизацию и ремонт.
Предприятием не были представлены тарифному органу расчет амортизации на 2021 г. по эксплуатируемым объектам, содержащий остаточную стоимость по каждому объекту, первоначальную стоимость, размер начисленной амортизации, срок полезного использования, амортизационные группы; актуальный перечень амортизируемого имущества; подробный расчет планируемых расходов в сравнении с фактическими данными за 2019 г. и на последнюю отчетную дату 2020 г.; копия ведомости начисления амортизации на последнюю отчетную дату 2020 г.; копии карточек учета основных средств № ОС-6; приказ по отнесению к группам и срокам полезного использования; расчет амортизации с указанием ввода и выбытия основных фондов, с разделением фондов на основные, общехозяйственные и непроизводственные активы; результаты инвентаризации; справка об использовании амортизационных отчислений; копии приказа о проведении переоценки, позволяющий провести полный анализ указанных расходов.
Дополнительно представленные МУП «Управление «Водоканал» документы не содержат информации по оспариваемой статье, в связи с чем не позволили РСТ определить величину амортизации в составе расходов.
Представленные предприятием инвентарные карточки в отношении трех транспортных средств с учетом Положения об учетной политике для целей бухгалтерского учета на 2019 г. по МУП «Управление» Водоканал» не являются документами, подтверждающими расходы на амортизацию.
Представленные предприятием анализ счета 02 «Амортизация основных средств, копия ведомости начисления амортизации только за 2019 г., договор хозяйственного ведения от 1 января 2001 г. № 228 не являются данными бухгалтерского учета регулируемой организации, на основании которых можно сделать вывод о наименовании объекта, используемого в регулируемом виде деятельности, сроке полезного использования, дате постановки на учет, первоначальной и остаточной стоимости, и не подтверждают экономическую обоснованность заявленных затрат.
В нарушение пункта 17 Правил № 406 предприятием не представлены тарифному органу обосновывающие материалы - документы, подтверждающие величину амортизации в составе расходов, в связи с чем у органа регулирования отсутствовала возможность самостоятельно провести полный анализ указанных расходов и включить данные затраты в состав тарифа.
При корректировке тарифов органом регулирования не приняты заявленные предприятием по статье «займы и кредиты» затраты на погашение займов и кредитов, в том числе проценты по ним, на питьевую воду в размере 51 282,29 тыс. руб. (в том числе 42 357,40 руб. – основной долг, 7 618,81 руб. – проценты), на техническую воду в размере 1 733,06 тыс. руб. (в том числе 1 313,20 руб. – основной долг, 419,86 руб. – проценты) и на водоотведение в размере 24 394,71 тыс. руб. (в том числе 22 880,50 руб. – основной долг, 1 514,21 руб.– проценты) в связи с отсутствием экономического обоснования необходимости включения в тариф данных затрат.
В обоснование данных расходов предприятием представлены кредитное соглашение с ОАО «Альфа-Банк» от 17 декабря 2019 г. № 02E81L об открытии невозобновляемой кредитной линии; дополнительные соглашения от 17 декабря 2019 г. № 02E81T001, от 25 декабря 2019 г. № 02E81T002 об открытии невозобновляемой кредитной линии; распределение расходов по займам и кредитам по видам услуг; платежные поручения о погашении процентов по кредитному соглашению от 17 декабря 2019 г. № 02E81L; платежные требования о погашении процентов по кредитному соглашению от 17 декабря 2019 г. № 02E81L; платежные поручения об оплате процентов по кредиту на основании контракта об оказании финансовых услуг № 4 от 9 октября 2017 г. за МУП «Управление «Водоканал» на основании писем; платежные поручения о погашении кредита по кредитному соглашению от 17 декабря 2019 г. № 02E81L; акты сверки взаимных расчетов за 2019 г. по кредитному соглашению от 17 декабря 2019 г. № 02E81L, по контракту об оказании финансовых услуг № 4 от 9 октября 2017 г.
При этом документы, подтверждающие ведение раздельного учета по осуществляемым видам деятельности доходов и расходов в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ, Порядком ведения раздельного учета затрат от 25 января 2014 г. № 22/пр, фактические расходы в указанном размере, а также целевое назначение кредитных средств и отнесение их на расходы предприятия в связи с осуществлением регулируемых видов деятельности, не представлены.
Предприятием тарифному органе не были представлены подробный расчет расходов на займы и кредиты и проценты по ним, акты сверки взаимных расчетов с ОАО «Альфа-Банк» на последнюю отчетную дату 2020 г., копия контракта об оказании финансовых услуг от 9 октября 2017 г. № 4, бухгалтерская отчетность, подтверждающая фактическое списание части долга, экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и сведения, подтверждающие необходимость пополнения оборотных средств за счет кредита,
Имеющиеся в материалах тарифного дела документы не позволяют сделать вывод об обоснованности и целесообразности привлечения кредитных средств на покрытие расходов, связанных с регулируемыми видами деятельности предприятия.
Платежные поручения от 17 декабря 2019 г. №№ 3829 - 3835; от 18 декабря 2019 г. № 7387 и от 25 декабря 2019 г. №№ 3957, 3959, 3960 - 3963, 3978, 3981 об оплате потребленной электроэнергии за май-сентябрь 2019 г., природный газ за январь - ноябрь 2019 г., авансовые платежи за декабрь 2019 г., оплата долга по постановлению исполнительного производства № 17393/19/61018-СД, услуг по приему ила для обезвреживания, за пользование водными объектами не были представлены регулируемой организацией, в связи с чем тарифный орган был лишен возможности провести анализ данных документов.
Согласно пункту 76 Основ ценообразования расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, включаются в неподконтрольные расходы за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 настоящего документа.
Подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования определено, что средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, включаются в величину нормативной прибыли регулируемой организации.
Пунктом 15 Основ ценообразования установлен порядок учета расходов связанных с включением заемных средств в НВВ.
Судом первой инстанции обоснованно учтено, что расходы на займы и кредиты, не относимые на реализацию мероприятий инвестиционной программы, оценены тарифным органом с учетом их целевого назначения, относимости к регулируемым видам деятельности, документального подтверждения необходимости привлечения заемных средств.
Судом оценена бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 г., свидетельствующая об убыточности предприятия по регулируемым видам деятельности и наличию дохода от нерегулируемых видов деятельности, что также не подтверждает целесообразность привлечения кредитных средств.
Предприятием представлен бюджет движения денежных средств, свидетельствующий о наличии на 31 декабря 2019 г. дефицита денежных средств. При этом регулируемой организацией не представлен помесячный плановый расчет необходимых средств для его погашения, расчет формирования сумм кассовых разрывов с целью обоснования их возникновения и необходимости кредитования предприятия на эти цели, для дальнейшего отнесения указанных расходов на регулируемые виды деятельности.
При анализе подтверждающей наличие кассового разрыва бухгалтерской и статистической отчетности органом регулирования установлено, что предприятием не представлены подтверждающие документы на предмет отнесения полученных предприятием кредитов на его производственную деятельность.
Представленные регулируемой организацией документы не подтверждают обоснованность и целесообразность привлечения кредитных средств на покрытие расходов, связанных с регулируемыми видами деятельности предприятия.
Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Предоставление необходимых документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств, лежит на регулируемой организации (пункт 13 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения).
Вопреки доводам административного истца отсутствие предложения тарифного органа представить дополнительные материалы не свидетельствует о нарушении принципов соблюдения баланса экономических интересов регулируемой организации и потребителей, обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, а также практики оценки обосновывающих материалов, и не создает непреодолимых препятствий для установления экономически обоснованного тарифа.
Законодательством не предусмотрена обязанность регулирующего органа запрашивать дополнительные материалы, отсутствие которых не является непреодолимым препятствием для корректировки тарифа. Приведенное полномочие является правом тарифного органа, непринятие мер к реализации которого не может свидетельствовать о нарушении процедуры принятия оспариваемого правового акта.
При этом на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
МУП «Управление «Водоканал», являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для корректировки тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что органом регулирования проверка проведена не произвольно, без изменения правовой позиции по оценке достаточности объема доказательств подтверждения расходов.
При наличии у предприятия выпадающих расходов и недополученных доходов, в силу положений пункта 15 Основ ценообразования № 406, оно не лишено права заявить их, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств в полном объеме, не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
В соответствии с подпунктами 4 и 5 пункта 2 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Тарифным органом приведено обоснование со ссылками на правовые нормы, на основании которых органом регулирования тарифов принято решение об исключении оспариваемых затрат, что позволяет проверить обоснованность определения размера тарифа и не свидетельствует о произвольном установлении тарифов регулирующим органом.
Разрешая административное дело, суд первой инстанции, установив все обстоятельства, дав оценку правомерности действий регулирующего органа, пришел к верным выводам, что оспариваемое в рамках данного административного дела постановление тарифного органа соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, имеющих большую юридическую силу, подход, примененный тарифным органом является законным и правильным, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства. При этом суд на основании подробного исследования материалов тарифного дела и представленных сторонами доказательств дал надлежащую оценку доводам административного истца по существу спора и относительно показателей, составляющих элементы оспариваемого тарифа.
Несогласие истца с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, аналогичны доводам, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, должным образом мотивированы в решении суда.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 8 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Управление Водоканал» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 октября 2021 г.
Председательствующий
Судьи