ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1507/2022 от 12.07.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Каминский Э.С.

Дело № 66а-1507/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3а-306/2022

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

12 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Ходус Ю.А.

судей Мироновой Н.В., Буруновой С.В.

при секретаре судебного заседания Кулагиной А.А.

с участием прокурора Яковлевой Ю.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Орлова к Государственному Совету Республики Татарстан о признании не действующим отдельных положений Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма»,

по апелляционной жалобе Орлова на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 марта 2022 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано, заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В.,

установила:

Государственным Советом Республики Татарстан 14 июня 2007 года был принят Закон Республики Татарстан № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (далее – Закон Республики Татарстан № 31-ЗРТ).

Приложением к указанному Закону Республики Татарстан является Методика определения пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее – Методика).

В пункте 2 Методики указано, что порог стоимости имущества принимается равным расчетному показателю рыночной стоимости жилого помещения СЖ.

Подпунктом «а» пункта 2 Методики предусмотрено, что порог размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина, определяется в городах, где имеется возможность получения ипотечного кредита на приобретение жилого помещения, - исходя из уровня среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ, определяемого по формуле:

ПД = 0,7 x СЖ x ПС / (1 - (1 + ПС)-КП) / (0,3 x РС), где

ПД - пороговое значение среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ;

СЖ - расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма;

ПС - процентная ставка по кредиту за месяц (десятичная дробь);

КП - общее число платежей по кредиту за весь срок кредита (количество месяцев);

РС - количество членов семьи;

0,7 - соотношение суммы кредита и стоимости квартиры;

0,3 - соотношение платежа по кредиту с совокупным семейным месячным доходом.

Данный Закон опубликован в газетах «Республика Татарстан» № 144, от 20 июля 2007 года, «Ватаным Татарстан» № 147-148 от 21 июля 2007 года, официальном печатном издании «Ведомости Государственного Совета Татарстана», 2007 год, № 7 (I часть), ст. 617, вступил в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2005 года (статья 28 Закона Республики Татарстан № 31-ЗРТ).

Орлов А.В. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением, в котором просил: признать Приложение к Закону Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» № 31-ЗРТ от 13 июля 2007 года недействующим в части коэффициента «0,7», называемого – «соотношение суммы кредита и стоимости квартиры» в формуле определения пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, возложить на Государственный Совет Республики Татарстан, внести в Методику поправки уточняющие какие именно процентные ставки и сроки ипотечного кредитования необходимо использовать для расчета пороговых значений дохода, исключив этим возможность для произвольного ограничения прав граждан на улучшение жилищных условий со стороны исполнительных органов власти Республики Татарстан.

По мнению административного истца, названный нормативный правовой акт в оспариваемой им части не соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку не учитывает многоступенчатый характер оценки финансово-имущественного положения гражданина, предусмотренный Методикой, в том числе в случае отсутствия у гражданина собственных средств на первоначальный взнос по ипотечному кредиту. Кроме того, Методика допускает полную неопределенность в вопросе выбора процентной ставки (ПС) и срока ипотечного кредита (КП) в формуле, содержащейся в подпункте «а» пункта 2 Методики.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 29 марта 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Орлова А.В. было отказано.

С принятым решением не согласился Орлов А.В., предъявил апелляционную жалобу, в которой просит отменить принятое решение и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Орлов А.В. указал, что при принятии решения суд неправильно применил нормы материального права, а также не дал оценку доводам, административного истца, в связи с чем пришел к неверному выводу о соответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В частности, в апелляционной жалобе Орлов А.В. указывает, что в силу отсутствия в нормах Закона Республики Татарстан № 31-ЗРТ отсылки на пункты 3-7 Методики определения пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина, и подлежащего налогообложению, указанные пункты Методики, за исключением пункта 2, не нашли применения на практике. Данное обстоятельство, по мнению административного истца, исключает осуществление органами местного самоуправления проверки наличия у граждан средств на первоначальный взнос по ипотечному кредиту в целях признания их малоимущими для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Кроме этого, Орлов А.В. в апелляционной жалобе указывает, что несоответствие в решении суда возражениям на заявленные требования в части определения в Методике процентной ставки и срока ипотечного кредитования, используемых в формуле расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ (подпункт «а» пункта 2 Методики). По мнению административного истца, его требования сводились к необходимости определения методологических, а не конкретных показателей процентной ставки по ипотечному кредиту и его срока.

На апелляционную жалобу, предъявленную Орловым А.В., прокурором, участвующим в деле, а также Государственным Советом Республики Татарстан принесены возражения, в которых содержится требование об оставлении решения суда без изменения, а в удовлетворении требований, изложенных в апелляционной жалобе, просят отказать.

Административный истец Орлов А.В., участвующий в судебном заседании суда апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи, его представитель доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, поддержали, дали пояснения по ее существу.

Представитель Государственной Совета Республики Татарстан действующая на основании доверенности Даутова Э.А., участвующая в судебном заседании суда апелляционной инстанции, путем использования системы видеоконференц-связи с требованиями, изложенными в апелляционной жалобе, не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле в судебном заседании суда апелляционной инстанции не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, при указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1-4 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции допущено не было, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пункта «к» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе жилищное законодательство.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации), которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статьей 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области жилищного законодательства и условие включения нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в систему жилищного законодательства Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации). Такой порядок подлежит установлению законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда полномочны устанавливать органы местного самоуправления (пункт 2 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 67 Конституции Республики Татарстан Государственный Совет Республики Татарстан - парламент Республики Татарстан является постоянно действующим высшим представительным, законодательным органом государственной власти Республики Татарстан.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Государственным Советом Республики Татарстан в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением формы и вида данного нормативного правового акта, порядка его принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования. По указанным основаниям административным истцом не оспаривается.

Разрешая административное исковое заявление Орлова А.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе он соответствует Методическим рекомендациям для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, которая утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17 (далее – Методические рекомендации № 17 от 25 февраля 2005 года).

Суд первой инстанции также пришел к выводу об отсутствии неопределенности в вопросе выбора процентной ставки (ПС) и срока ипотечного кредита (КП) в оспариваемой формуле, содержащейся в подпункте «а» пункта 2 Методики.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, которые соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, которым дана правильная оценка.

В соответствии со статьей 9 Закона Республики Татарстан № 31-ЗРТ граждане признаются малоимущими в целях предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании решения уполномоченного органа в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества.

Пороговые значения дохода и стоимость имущества, приходящегося на каждого члена семьи гражданина или одиноко проживающего гражданина, в указанных целях осуществляется уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой к данному Закону Методикой (статья 4 Закона Республики Татарстан № 31-ЗРТ).

Судебной коллегией установлено, что Методика разработана органами государственной власти Республики Татарстан на основании Методических рекомендаций от 25 февраля 2005 года № 17 и принята для реализации полномочий, установленных пунктом 3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления Республики Татарстан при определении прав граждан на получение жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основе учета доходов граждан и стоимости принадлежащего им имущества.

Пункт 10.1 Методических рекомендаций от 25 февраля 2005 года № 17 предписывает органам государственной власти субъектов Российской Федерации при определении прав граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, на постановку на учет как малоимущих ввести систему предварительного отбора с целью исключения уже на первом этапе возможности постановки на учет в качестве малоимущих семей и одиноко проживающих граждан-заявителей, уровень среднемесячных доходов или стоимость имущества которых заведомо превышают пороговые значения размеров среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и позволяют данной семье приобрести жилое помещение по норме не ниже нормы предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма за счет собственных или заемных средств, в том числе за счет продажи имеющегося имущества, собственных накоплений или кредитных средств.

Согласно пункту 10.7 Методических рекомендаций от 25 февраля 2005 года № 17 пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежат установлению исходя из потенциальной возможности приобретения гражданами жилого помещения по норме предоставления за счет собственных средств, с учетом того, что порог стоимости имущества равен расчетному показателю рыночной стоимости жилого помещения СЖ, а порог размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, следует определять исходя, в том числе, из уровня среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ, определяемого по формуле:

ПД = 0,7 x СЖ x ПС / (1 - (1 + ПС)-КП) / 0,3 x РС,

где ПД - пороговое значение среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ;

ПС - процентная ставка по кредиту за месяц (десятичная дробь);

КП - общее число платежей по кредиту за весь срок кредита (количество месяцев);

РС - количество членов семьи;

0,7 - соотношение суммы кредита и стоимости квартиры;

0,3 - соотношение платежа по кредиту с совокупным семейным месячным доходом.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, нормы права, изложенные в нормативно правовом акте, имеющим большую юридическую силу относительно оспариваемого нормативного правового акта, судебная коллегия приходит к выводу, что формула расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ, содержащаяся в подпункте «а» пункта 2 Методики полностью соответствует аналогичной формуле, содержащейся в подпункте 1 пункта 10.7 Методических рекомендаций от 25 февраля 2005 года № 17.

Суд первой инстанции, проанализировав пункты 10.1 - 10.10 Методических рекомендаций от 25 февраля 2005 года № 17 правомерно указал, что исследуемый критерий (0,7 - соотношение суммы кредита и стоимости квартиры), при определении порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ; является элементом предварительного отбора заявителей на постановку на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, обратного административным истцом не доказано.

И как следствие, суд первой инстанции правомерно указал, что окончательное признание граждан малоимущими для приведенных целей предусматривает применение процедуры, закрепленной в пунктах 3 – 7 Методики. Поэтому, оспариваемая Методика также регламентирует многошаговую систему оценки финансово-имущественного положения гражданина, что полностью согласуется с положениями Методических рекомендаций от 25 февраля 2005 года № 17.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с тем, что в нормах Закона Республики Татарстан № 31-ЗРТ отсутствуют ссылки на пункты 3-7 Методики определения пороговых значений дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина, и подлежащего налогообложению, указанные пункты Методики, за исключением пункта 2, не нашли применения на практике, и что данное обстоятельство исключает осуществление органами местного самоуправления проверки наличия у граждан средств на первоначальный взнос по ипотечному кредиту в целях признания их малоимущими для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, судебной коллегией отклоняются.

Как следует из статей 4 и 9 Закона № 31-ЗРТ в их совокупности граждане признаются малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании решения органа местного самоуправления в случае, если размер дохода, приходящегося на каждого гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, не превышают порогового значения дохода и стоимости имущества, определяемых в соответствии с Методикой. В указанных нормах Закона № 31-ЗРТ отсутствуют ссылки на отдельные пункты Методики, они не предполагают применение на практике только отдельных ее положений. Методика представляет собой методологический документ, отражающий многошаговую систему оценки органами местного самоуправления финансово-имущественного положения гражданина в целях признания его малоимущим, которая основана на Методических рекомендациях от 25 февраля 2005 года № 17 и полностью им соответствует.

Доводы апелляционной жалобы о несоответствие решения суда возражениям на заявленные требования в части определения в Методике процентной ставки и срока ипотечного кредитования, используемых в формуле расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи и необходимого для получения ипотечного кредита в банке на текущих условиях для приобретения жилого помещения по расчетной стоимости СЖ (подпункт «а» пункта 2 Методики), поскольку его (истца) требования сводились к необходимости определения методологических, а не конкретных показателей процентной ставки по ипотечному кредиту и его срока, судебной коллегией также отклоняются.

В части 1 статьи 178 КАС РФ указано, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Материалами дела подтверждается, что Орлов А.В. в административном иске заявлял требование о возложении на Государственный Совет Республики Татарстан обязанности по внесению в Методику поправок о том, какие именно процентные ставки и сроки ипотечного кредитования необходимо использовать в указанной формуле (л.д. 5).

Между тем, положения Методики уже содержат методологическую основу для определения органами местного самоуправления соответствующих показателей с учетом текущих условий банков и платежеспособности населения конкретного муниципального образования. Такой подход согласуется с положениями пункта 10.2 Методических рекомендаций от 25 февраля 2005 года № 17, согласно которым пороговые значения дохода и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего и подлежащего налогообложению, определяются с учетом социально-экономического положения муниципального образования, бюджетных возможностей, состояния жилищного фонда и других факторов.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 14) и Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14 и 16) обеспечение проживающих в поселении, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения поселения, городского округа.

В связи с изложенным, закрепление в Методике конкретных показателей, в том числе в виде указания на среднестатистические данные Центрального Банка Российской Федерации по жилищным (ипотечным) кредитам, ограничит полномочия органов местного самоуправления в выборе наиболее оптимальных в муниципальном образовании условий в целях расчета порогового значения среднемесячного совокупного дохода на каждого члена семьи, которые могут отличаться от среднестатистических данных.

Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, нарушений норм процессуального законодательства, которые могли бы повлечь отмену принятого решения, судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 29 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – Орлова без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, в течение шести месяцев через Верховный Суд Республики Татарстан.

Мотивированное апелляционное определение составлено 25 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи