ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1523/2021 от 02.02.2022 Второго апелляционного суда общей юрисдикции

Дело № 66а-43/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 2 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Павловой О.А.,

судей Пластинина И.В. и Шадриной Е.В.,

при секретаре Швец К.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи административное дело № 3а-543/2021 по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Свердловского областного суда от 3 сентября 2021 года, которым оставлен без удовлетворения его административный иск о признании не действующим в части приказа Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области от 7 августа 2020 года № 338 «Об утверждении Порядка подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки».

Заслушав доклад судьи Пластинина И.В., объяснения представителя административного ответчика Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области – ФИО2, заключение прокурора Капсамун И.С.,

установила:

приказом Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области (далее – Министерство) от 7 августа 2020 года № 338 (далее – Приказ) утверждён Порядок подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки (далее – Порядок).

Приказ опубликован 10 августа 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 11 августа 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Согласно пункту 5 Порядка для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – управление агропромышленного комплекса Министерства агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области или в Министерство (в случае отсутствия управления на соответствующей территории) представляются:

1) заявление о подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя по форме согласно приложению № 1 к Порядку;

2) согласие субъекта на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 2 к Порядку.

Дополнительно к указанным документам заинтересованным лицом, зарегистрированным в качестве крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющим деятельность без образования юридического лица представляются:

- копия налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу (КНД 1151059) или копия налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (КНД 1152017), за отчетный финансовый год с отметкой налогового органа о приеме декларации;

- копия книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), или копия книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, за отчетный финансовый год;

- информация о производственной деятельности глав крестьянских (фермерских) хозяйств – индивидуальных предпринимателей за отчетный финансовый год по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;

- отчет о средствах целевого финансирования за отчетный финансовый год по форме, утвержденной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

ФИО1, являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился с административным иском, которым с учётом уточнений просил признать недействующими положения пункта 5 Порядка, устанавливающих необходимость предоставления указанных документов для подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемый Приказ нарушает его права, поскольку в силу правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства не требуется подтверждения статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя, в связи с чем, оспариваемые положения противоречат статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральному закону от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Решением Свердловского областного суда от 3 сентября 2021 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; неправильное применение норм материального права.

На апелляционную жалобу административным ответчиком и участвовавшим в деле прокурором представлены возражения.

Представитель административного ответчика в судебном заседании просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Прокурор в судебном заседании дал заключение о законности обжалуемого судебного акта.

Административный истец о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещён своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах и возражениях относительно них (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Выслушав объяснения представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации сельское хозяйство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

Подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами).

Согласно статье 2, статье 3, части 1, пункту 1 части 3, пункту 3 части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» правовое регулирование отношений в сфере развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В целях данного Федерального закона сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Государственная аграрная политика основывается на принципе доступности и адресности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основным направлением государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Из преамбулы, пунктов 1, 2, 4 статьи 1, пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» следует, что данный Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

Статьёй 2 Закона Свердловской области от 4 февраля 2008 года № 7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области» установлены меры государственной поддержки, в том числе в виде предоставление из областного бюджета субсидий.

Пунктом 1 статьи 11 данного закона предусмотрено, что субсидии из областного бюджета предоставляются указанным лицам в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Свердловской области, принимаемыми Правительством Свердловской области.

Согласно подпункту 2 пункта 2, подпункту 1 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

В целях реализации положений пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации постановлением от 6 сентября 2016 года № 887, действовавшим на момент издания оспариваемого нормативного правового акта, утвердило общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Согласно подпункту «а» пункта 4 указанных общих требований при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, за исключением документов, которые были представлены при проведении отбора (если это предусмотрено правовым актом), а также при необходимости требования к указанным документам.

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 года № 887 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492, которым утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее – Общие требования).

Согласно подпунктам «в», «д» пункта 4, подпунктам «а», «б» пункта 5 Общих требований (в редакции на момент вынесения обжалуемого судебного решения) в целях установления порядка проведения отбора (в случае, если субсидия предоставляется по результатам отбора) в правовом акте, помимо прочего указываются: следующие требования к участникам отбора, которым должен соответствовать участник отбора на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется проведение отбора, или иную дату, определенную правовым актом: у участника отбора должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом); у участника отбора должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, а также иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, из бюджета которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (за исключением субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) учреждениям, субсидий в целях возмещения недополученных доходов, субсидий в целях финансового обеспечения или возмещения затрат, связанных с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) получателями субсидий физическим лицам) (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

требования, предъявляемые к форме и содержанию предложений (заявок), подаваемых участниками отбора, которые включают в том числе согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации об участнике отбора, о подаваемом участником отбора предложении (заявке), иной информации об участнике отбора, связанной с соответствующим отбором, а также согласие на обработку персональных данных (для физического лица).

При определении условий и порядка предоставления субсидий в правовом акте указывается следующая информация: дата, на которую получатель субсидии должен соответствовать требованиям, указанным в подпунктах «в» и «г» пункта 4 данного документа; перечень документов, представляемых получателем субсидии для подтверждения соответствия требованиям, указанным в подпункте «а» данного пункта, а также при необходимости требования к указанным документам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Государственная программа).

Приложением № 6 к Государственной программе являются Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

Согласно пунктам 1, 2 данных правил, они устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, направленных на создание новых субъектов малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, развитие сельскохозяйственной кооперации и обеспечение деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров путем предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Используемое в данных правилах понятие «заявитель» означает крестьянское (фермерское) хозяйство или индивидуальный предприниматель, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, основными видами деятельности которых являются производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции, зарегистрированные на сельской территории или на территории сельской агломерации субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году.

Постановлением Правительства Свердловской области от 2 августа 2012 года № 834-ПП утверждено Положение о Министерстве агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области.

Согласно подпункту 2 пункта 2, подпункту 2 пункта 10, абзацу 4 подпункта 2, абзацу 3 подпункта 14 пункта 11 данного положения Министерство является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным по предоставлению государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.

В сфере агропромышленного комплекса Министерство осуществляет предоставление государственной поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов.

Министерство рассматривает заявления сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции на получение субсидий.

Министерство издает правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.

Согласно пунктам 1, 4 оспариваемого Порядка, данный порядок определяет условия и процедуру подтверждения заинтересованным лицом статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки в соответствии с законом Свердловской области от 4 февраля 2008 года № 7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области».

Подтверждение статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя в целях получения мер государственной поддержки осуществляется Министерством ежегодно (или по итогам отчетного финансового года) на основании письменного заявления заинтересованного лица.

Суд первой инстанции правомерно установил, что оспариваемый Приказ был принят в пределах предоставленных полномочий Министерству, с соблюдением порядка принятия, введения его в действие, в том числе правил опубликования. Указанные обстоятельства административным истцом не оспаривались.

Рассматривая доводы административного иска о противоречии оспариваемых положений Порядка нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу об отсутствии такого противоречия.

Анализ приведенных норм федерального законодательства свидетельствует, что субъекты Российской Федерации, участвуя в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры государственной поддержки за счёт бюджетных средств, в том числе, поступающих в виде субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также цели, условия и порядок их предоставления.

Перечень документов, необходимость предоставления которых оспаривает административный истец, на федеральном уровне не определён, однако, такая необходимость вытекает из Общих требований и связана с подтверждением волеизъявления административного истца на получение мер государственной поддержки, согласием на обработку персональных данных, использованных средствах целевого финансирования и подтверждением деятельности, связанной с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что необходимость и условия предоставления документов, указанных в пункте 5 Порядка, не ставят под сомнение статус административного истца как главы крестьянского (фермерского) хозяйства, не возлагают на него какой-либо незаконной обязанности, поскольку получение мер государственной поддержки в любом случае является его правом.

Необходимость предоставления документов в данном случае обусловлена тем, что не все крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право на получение мер государственной поддержки, а только те, основными видами деятельности которых являются производство и (или) переработка сельскохозяйственной продукции.

Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на письмо департамента правового обеспечения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19 сентября 2016 года «О подтверждении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя крестьянскими (фермерскими) хозяйствами» не противоречит выводам суда первой инстанции, поскольку не определяет порядок получения мер государственной поддержки, кроме того, письмо не является нормативным правовым актом.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, фактически повторяют позицию административного истца по существу спора, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с данной оценкой у судебной коллегии не имеется.

Таким образом, при рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

С учётом изложенного решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Свердловского областного суда от 3 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи