ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1540/2022 от 12.07.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Салихова Х.А. Дело № 66а-1540/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3га-1065/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 12 июля 2022 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Рогачёвой Ю.А.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению потребительского общества «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза» к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости,

по частным жалобам ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация», Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан на определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 апреля 2022 года о взыскании судебных расходов, которым заявление удовлетворено частично,

установил:

потребительское общество «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза» обратилось в суд с заявлением о взыскании судебных расходов, понесенных при рассмотрении настоящего административного дела.

Просило взыскать с Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» расходы на проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 330 000 рублей, расходы на проведение судебной экспертизы в размере 80 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 30 000 рублей, расходы на получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в размере 11 660 рублей, почтовые расходы в размере 1 383 рублей, расходы на получение заверенных копий платежных документов в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 60 000 рублей.

Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 апреля 2022 года заявление потребительского общества «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза» удовлетворено частично.

С Правительства Республики Башкортостан в пользу потребительского общества «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза» взысканы судебные расходы на проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 208 3330,30 рублей, расходы на проведение судебной экспертизы в размере 60 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 20 000 рублей, расходы на получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в размере 9 310 рублей, почтовые расходы в размере 878 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.

С ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу потребительского общества «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза» взысканы расходы на проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 100 833,33 рублей; расходы на проведение судебной экспертизы в размере 12 000 рублей; расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 000 рублей; расходы на получение сведений, содержащихся в ЕГРН, в размере 1 225 рублей; почтовые расходы в размере 263,40 рублей; расходы на получение заверенной копии платежного документа в размере 300 рублей; расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.

С ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация» в пользу потребительского общества «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза» взысканы расходы на проведение оценки рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 20 833,33 рублей; расходы на проведение судебной экспертизы в размере 2 000 рублей; расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 000 рублей; расходы на получение сведений, содержащихся в ЕГРН, в размере 245 рублей; почтовые расходы в размере 87,80 рублей; расходы на оплату услуг представителя в размере 1 000 рублей.

На указанное определение ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного определения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов.

В обоснование доводов частной жалобы указывает, что обращение административного истца в суд с иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости связано с реализацией права на уточнение кадастровой стоимости, а не с нарушением его прав административным ответчиком. Расходы по оплате судебной экспертизы должен нести административный истец, поскольку указанные расходы возникли по его инициативе.

Правительством Республики Башкортостан также подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного определения и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов с Правительства Республики Башкортостан. Указывает, что административный истец реализовал свое право на уточнение кадастровой стоимости объектов недвижимости, при этом факт нарушения Правительством Республики Башкортостан требований законодательства установлен не был. В связи с изложенным оснований для взыскания с Правительства Республики Башкортостан судебных расходов у суда не имелось.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Башкортостан также подана частная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного определения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требования. В обоснование доводов частной жалобы указывает, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не утверждало результаты государственной кадастровой оценки спорных объектов недвижимости. Определение рыночной стоимости объектов недвижимости само по себе не свидетельствует о наличии ошибок в ходе кадастрового учета.

Относительно доводов частных жалоб административным истцом представлены возражения, в которых просит обжалуемое определение оставить без изменения.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.

Изучив материалы дела, проверив доводы частных жалоб и возражений на них, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с положениями статей 111-112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ, а также расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Судебные расходы, согласно части 1 статьи 103 КАС РФ, состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым, в том числе, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей (статья 106 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что потребительское общество «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза» является собственником зданий с кадастровыми номерами , , , помещений с кадастровыми номерами , , , , , , , , а также арендатором земельного участка с кадастровым номером . Указанные объекты недвижимости расположенны по адресу:

Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , , , по состоянию на 1 января 2015 года утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года № 646 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов городских округов города Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан» в размере 26 061 855,64 рублей, 15 071 114,03 рублей, 7 771 705,45 рублей, 18 663 294,99 рублей, 7 106 029,20 рублей, 15 197 426,50 рублей, 28 851 251,58 рублей, 68 201 323,49 рублей, 3 322 536,61 рублей, 7 817 875,49 рублей соответственно.

Согласно ответам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан и ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация», кадастровая стоимость здания с кадастровым номером по состоянию на 5 марта 2020 года, помещения с кадастровым номером по состоянию на 15 августа 2017 года определены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2015 года № 496 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан по состоянию на 1 января 2015 года" в размере 14 709 322,52 рублей и 21 233 613,66 рублей соответственно.

Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером , определенная по состоянию на 5 марта 2020 года, имеет дату внесения и применения – 5 марта 2020 года.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 105 169 726,44 рублей определена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан по состоянию на 17 октября 2017 года с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года № 646. Кадастровая стоимость имеет дату внесения и применения – 17 октября 2017 года.

21 июня 2019 года внесены изменения в сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером . Кадастровая стоимость определена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан в размере 352 446 482,34 рублей по состоянию на 21 июня 2019 года с применением удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года № 646. Кадастровая стоимость имеет дату внесения и применения – 27 июня 2019 года.

В 2019 году проведены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков, результаты которых утверждены приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 18 октября 2019 года № 1443. Кадастровая стоимость указанного земельного участка пересчитана по состоянию на 21 июня 2019 года и составила 141 155 049,09 рублей, утверждена актом ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация» от 19 февраля 2020 года № 12. Кадастровая стоимость имеет дату внесения – 21 февраля 2020 года, дату применения – 1 января 2020 года.

Не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости, административный истец обратился в суд с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, ссылаясь на то, что несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости ведет к уплате налогов и арендной платы, исчисляемой от кадастровой стоимости земельного участка, в повышенном размере.

При обращении в суд с иском административный истец представил отчеты об оценке ИП Мокшанова Д.А. №10-20 от 22 марта 2020 года, №16-20 от 20 апреля 2020 года, №76-19 от 8 ноября 2019 года, согласно которым рыночная стоимость составляет: объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , , , по состоянию на 1 января 2015 года 9 087 000 рублей, 5 255 000 рублей, 2 710 000 рублей, 6 507 000 рублей, 391 000 рублей, 1 330 000 рублей, 2 681 000 рублей, 11 595 000 рублей, 969 000 рублей, 2 726 000 рублей соответственно; объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 15 августа 2017 года в размере 2 556 000 рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 5 марта 2020 года в размере 5 111 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 17 октября 2017 года в размере 17 372 000 рублей, по состоянию на 21 июня 2019 года на дату внесения и применения – 27 июня 2019 года, 18 733 000 рублей и по состоянию на 21 июня 2019 года на дату внесения – 21 февраля 2020 года, дату применения – 1 января 2020 года, 17 905 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела судом назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту . Расходы по проведению экспертизы в размере 80 000 рублей оплачены административным истцом.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года исковые требования потребительского общества «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза» удовлетворены, на основании заключения эксперта установлена кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , , , по состоянию на 1 января 2015 года 12 376 022 рублей, 7 992 666 рублей, 3 256 728 рублей, 7 982 119 рублей, 785 566 рублей, 1 823 002 рублей, 3 691 530 рублей, 21 406 907 рублей, 1 369 777 рублей, 3 842 615 рублей соответственно; объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 15 августа 2017 года в размере 4 078 940 рублей; объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 5 марта 2020 года в размере 9 835 241 рублей; земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 17 октября 2017 года в размере 53 887 143 рублей, по состоянию на 21 июня 2019 года в размере 71 379 360 рублей.

Письменными материалами дела подтверждено, что административный истец при рассмотрении настоящего дела понес расходы на оплату услуг оценщика по составлению отчетов об оценке в размере 330 000 рублей, по оплате судебной экспертизы в размере 80 000 рублей, по оплате государственной пошлины при обращении в суд с иском в размере 30 000 рублей, на получение сведений, содержащихся в ЕГРН в размере 11 270 рублей, по оплате почтовых расходов в размере 1 317 рублей, на получение заверенной копии платежного документа в размере 300 рублей, по оплате юридических услуг в размере 60 000 рублей.

Частично удовлетворяя заявление потребительского общества «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза» и возлагая обязанность возмещения указанных судебных расходов на Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация», суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статей 103, 106, 111-112 КАС РФ, исходил из разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П.

Оценивая существенность расхождения кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером , суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что разница между рыночной и кадастровой стоимостью (33%) не является значительной, находится в пределах приемлемого с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазона отклонений.

В связи с изложенным, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что расходы, связанные с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 5 марта 2020 года равной рыночной стоимости, необходимо отнести на счет административного истца потребительского общества «Стерлитамакская межрайонная торговая база Башпотребсоюза».

Судом также учтено, что определенная административными ответчиками кадастровая стоимость спорных объектов с кадастровыми номерами , (по состоянию на 1 января 2015 года) , , , , , , , , , (по состоянию на 17 октября 2017 года, по состоянию на 21 июня 2019 года на дату внесения и применения – 27 июня 2019 года и на дату внесения – 21 февраля 2020 года, дату применения – 1 января 2020 года) значительно превышает итоговую величину их рыночной стоимости (53%, 47%, 58%, 57%, 89%, 88%, 87%, 69%, 59%, 81%, 51%, 49%, 80%, 49% соответственно), установленную судом в качестве кадастровой.

Принимая во внимание приведенную разницу между признанной судом экономически обоснованной рыночной стоимостью указанных объектов недвижимости и их кадастровой стоимостью, утвержденной Правительством Республики Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация», учитывая соотношение размера судебных расходов, понесенных административным истцом в связи с рассмотрением настоящего административного дела, и размера налоговой выгоды в связи с изменением кадастровой стоимости объектов недвижимости, суд апелляционной инстанции признает, что такое расхождение является существенным и не укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений, что само по себе лишает обязательства, определяемые кадастровой стоимостью, справедливых экономических оснований, что повлекло нарушение прав административного истца как плательщика налога, исчисляемого от кадастровой стоимости.

С учетом изложенного и вышеприведенных правовых норм, доводы частных жалоб об отсутствии нарушения прав истца со стороны административных ответчиков, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными.

Как было изложено выше, кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , (по состоянию на 1 января 2015 года), , , , , , , , утверждена Правительством Республики Башкортостан; объектов недвижимости с кадастровыми номерами (по состоянию на 5 марта 2020 года), (по состоянию на 15 августа 2017 года), (по состоянию на 17 октября 2017 года и на 21 июня 2019 года) утверждена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»; объекта недвижимости с кадастровым номером (по состоянию на 21 июня 2019 года с датой внесения – 21 февраля 2020 года, датой применения – 1 января 2020 года) утверждена ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация».

Является правильным вывод суда о том, что судебные расходы, связанные с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , (по состоянию на 1 января 2015 года), , , , , , , , подлежат взысканию с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а именно с Правительством Республики Башкортостан.

Расходы, связанные с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами (по состоянию на 5 марта 2020 года), (по состоянию на 15 августа 2017 года), (по состоянию на 17 октября 2017 года и на 21 июня 2019 года) подлежат взысканию с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

С ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация» подлежат взысканию расходы, связанные с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером (по состоянию на 21 июня 2019 года с датой внесения – 21 февраля 2020 года, датой применения – 1 января 2020 года) как с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

Рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами , (по состоянию на 1 января 2015 года), , , , , , , , , (по состоянию на 21 июня 2019 года Определена ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация») определена в отчете от ДД.ММ.ГГГГ

Рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером (по состоянию на 17 октября 2017 года и на 21 июня 2019 года определена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии») определена в отчете от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуг по определению рыночной стоимости по отчету от составляет 20 833,33 рублей за один объект, по отчету от 8 ноября 2019 года составляет 40 000 рублей за один объект.

Из ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ стоимость услуг по определению рыночной стоимости земельных участков составляет 4 000 рублей за объект, по определению рыночной стоимости объектов капитального строительства – 6 000 рублей за объект.

До обращения в суд с административным исковым заявлением административный истец обратился с соответствующими заявлениями в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

В связи с чем административным истцом получены по две выписки на объекты капитального строительства с кадастровыми номерами , , , , , , , , и одна выписка на земельный участок с кадастровым номером .

Административным истцом понесены расходы на получение заверенной копии платежного документа в размере 300 рублей. Административным истцом оплачено 30 000 рублей в пользу по договору о возмездном оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ. По данному договору исполнитель обязался оказать комплекс услуг по снижению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером . Данная кадастровая стоимость утверждена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в связи с чем, расходы на получение заверенной копии платежного документа в размере 300 рублей в пользу административного истца подлежат взысканию с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Таким образом, расходы, связанные с установлением кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , (по состоянию на 1 января 2015 года), , , , , , , , составили: на проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 208 3330,30 рублей, расходы на проведение судебной экспертизы в размере 60 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 20 000 рублей, расходы на получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в размере 9 310 рублей, почтовые расходы в размере 878 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, и правомерно взысканы на Правительства Республики Башкортостан.

Расходы, связанные с установлением кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами (по состоянию на 5 марта 2020 года), (по состоянию на 15 августа 2017 года), (по состоянию на 17 октября 2017 года и на 21 июня 2019 года) составили: на проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 100 833,33 рублей; расходы на проведение судебной экспертизы в размере 12 000 рублей; расходы на оплату государственной пошлины в размере 6 000 рублей; расходы на получение сведений, содержащихся в ЕГРН, в размере 1 225 рублей; почтовые расходы в размере 263,40 рублей; расходы на получение заверенной копии платежного документа в размере 300 рублей; расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей, и правомерно возложены на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Расходы, связанные с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером (по состоянию на 21 июня 2019 года с датой внесения – 21 февраля 2020 года, датой применения – 1 января 2020 года) составили: на проведение оценки рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 20 833,33 рублей; расходы на проведение судебной экспертизы в размере 2 000 рублей; расходы на оплату государственной пошлины в размере 2 000 рублей; расходы на получение сведений, содержащихся в ЕГРН, в размере 245 рублей; почтовые расходы в размере 87,80 рублей; расходы на оплату услуг представителя в размере 1 000 рублей, и правомерно возложены на ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и Техническая инвентаризация».

Доводы частной жалобы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о том, что Учреждение не является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, и не наделено полномочиями по утверждению кадастровой стоимости, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26 декабря 2011 года № П/531 и от 12 мая 2015 года № П/210 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Таким образом, в случае учета ранее не учтенных объектов недвижимости, изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости осуществляется ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Применительно к таким объектам недвижимости именно ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого должна быть возложена обязанность по возмещению понесенных по делу судебных расходов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами (по состоянию на 5 марта 2020 года), (по состоянию на 15 августа 2017 года), (по состоянию на 17 октября 2017 года и на 21 июня 2019 года) применил удельные показатели кадастровой стоимости, утвержденные постановлением Правительства Республики Башкортостан. Результаты определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости утверждены актом ФГБУ «ФКП Росреестра», в связи с чем суд первой инстанции правомерно взыскал судебные расходы с данного административного ответчика.

Частично удовлетворяя заявление и определяя размер взыскиваемых расходов на оплату юридических услуг в размере 14 000 рублей, судом первой инстанции учтены категория дела, его сложность, объем заявленных требований, длительность рассмотрения дела, количество судебных заседаний и их продолжительность, объем оказанных услуг.

Суд апелляционной инстанции указанный размер считает обоснованным, отвечающим принципам разумности и справедливости.

Анализируя состав и размер заявленных к взысканию судебных расходов, суд апелляционной инстанции находит верными выводы суда первой инстанции о том, что они были необходимы для реализации права административного истца на обращение в суд и для правильного разрешения настоящего дела в части установления кадастровой стоимости спорных объектов.

Доводы частных жалоб правовых оснований к отмене определения суда не содержат, основаны на неправильном толковании примененных судом норм закона.

Предусмотренные статьей 316 КАС РФ основания для отмены или изменения определения суда в апелляционном порядке отсутствуют. Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права.

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, частную ГБУ Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация», Правительства Республики Башкортостан, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Башкортостан – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья Ю.А. Рогачёва