ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1563/2022УИД от 16.09.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

судья Холодная Е.И. дело № 66а-1563/2022 УИД № 91OS0000-01-2022-000041-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Сочи

16 сентября 2022 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В.,

судей Рассказовой Г.В., Солдатовой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-96/2022 по апелляционной жалобе административного истца Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота»

на решение Верховного Суда Республики Крым от 20 мая 2022 г., вынесенное по административному иску Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым об оспаривании нормативного акта,

заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,

установила:

Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» (далее -Приказ № 48/27) установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года включительно в соответствии с Приложением № 1 к настоящему приказу. Установлены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года в соответствии с Приложением № 2 к настоящему приказу. Признан утратившим силу с 1 января 2021 г. приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 7 ноября 2019г. №50/6 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2020 год». Пунктом 5 Приказа № 48/27 установлено, что настоящий приказ вступает в силу через десять дней со дня его опубликования.

Приказом от 8 декабря 2021 года № 50/2 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» (далее - Приказ № 50/2) внесены изменения в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» (далее - Приказ) (пункт 1): Приложение № 1 к Приказу изложено в новой редакции в соответствии с приложением к настоящему приказу (пункт 1.1). Пунктом 2 Приказа № 50/2 установлено, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 года.

Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» (далее - Учреждение) обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным иском, в котором просило признать недействительным и отменить приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 8 декабря 2021 года № 50/2 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы».

Административный иск мотивирован тем, что истец не является теплоснабжающей организацией, не осуществляет продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), не может относится к теплоснабжающим организациям в силу п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190- ФЗ «О теплоснабжении» ввиду отсутствия закрепления за Учреждением источников тепловой энергии, деятельность по ресурсоснабжению сторонних потребителей в перечень деятельности Учреждения не включена. В нарушение п. 34, 35 Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, утвержденного приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 15.07.2014 г. № 1/1 (ред. от 01.06.2017 г.), извещение от 30.11.2021 г. № 1245/05-13 о заседании 08.12.2021 г. по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию поступило в адрес Учреждения 07.12.2021 г. (вх. № 4985), то есть меньше чем за 10 дней до заседания правления. Заседание Правления проведено раньше назначенного времени в отсутствие представителей ФКУ «Управление Черноморского флота» при наличии ходатайства истца об отложении заседания, что лишило истца возможности представить необходимые документы. Указанное свидетельствует о нарушении ответчиком пункта 43 Регламента Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым.

Оспариваемым решением Верховного Суда Республики Крым от 20 мая 2022 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» просит отменить решение и вынести новое об удовлетворении административных требований. Доводы апелляционной жалобы повторяют основания административного иска.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГКУ «Крымское территориальное управлением имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым, прокуратура Республики Крым настаивают на законности решения суда и отклонении доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФКУ «Управление Черноморского флота» Шуст Н.М. настаивала на доводах апелляционной жалобы и необходимости отмены решения суда.

Представитель административного ответчика Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым Таловер Г.П. возражала в удовлетворении доводов апелляционной жалобы, поддержав возражения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, не явились. Доказательств уважительности причин неявки и ходатайств об отложении судебного заседания не предоставляли. Судебная коллегия, руководствуясь ст. 213, 308 КАС РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав доклад дела, изучив поступившую апелляционную жалобу и дополнения к ней, возражения, выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Екимцова М.Н., полагавшего решение суда законным и не подлежащим отмене, судебная коллегия оснований, предусмотренных ст. 308-309 КАС РФ, к удовлетворению доводов апелляционной жалобы не находит.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Материалами дела подтверждено, что административный истец ФКУ «Управление Черноморского флота» является ресурсноснабжающей организацией, в отношении которой установлены оспариваемые ставки тарифов, оспариваемые Учреждением по различны основаниям.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии у административного истца ФКУ «Управление Черноморского флота» права на оспаривание указанного нормативного акта, является верным.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в частности, выясняет, соблюдены ли форма и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, а также требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункты «б», «в» пункта 2 части 3 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Рассматривая административные требования ФКУ «Управление Черноморского флота» об отмене оспариваемого приказа по тому основанию, что оно не осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения и не является теплоснабжающей организацией и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из принципа преюдиции, закрепленного в ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, указав, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Крым от 12 августа 2021 года по делу № 2а-107/2021, оставленным без изменения апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 0 декабря 2021 года, кассационным определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2022 года, отказано в удовлетворении административного иска Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» к Государственному комитету по ценам и тарифам Республики Крым о признании недействительным приказа Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 года № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы». Одним из основных доводов, рассмотренных в указанном споре являлось определение того обстоятельства, относится ли административный истец ФКУ «Управление Черноморского флота» к организациям, осуществляющим регулируемый вид деятельности. Суды пришли к выводу о том, что факт владения ФКУ «Управление Черноморского флота» источниками тепловой энергии и несения трат на их содержание подтверждены документально, а также то, что Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота» осуществляет продажу тепловой энергии потребителям, относящимся к 4 объектам жилищного фонда, расположенных по адресу: Республика Крым, ул. 5 Авиагородок, 14а; Республика Крым, Сакский р-н, с. Витино, в/ч 81415, в/г N 189; Республика Крым, Черноморский р-н, с. Оленевка, в/ч 49385, в/г Черн-2; Республика Крым, Сакский р-н, с. Витино, ул. Степная, позволяет отнести ФКУ «Управление Черноморского флота» к ресурсноснабжающим организациям.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2022 г. по делу № 127-КАС22-64-К4 отказано ФКУ «Управление Черноморского флота» в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что ФКУ «Управление Черноморского флота» в силу Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» является теплоснабжающей организацией, в отношении которой уполномоченным органом должны быть установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», не подлежит доказыванию при рассмотрении настоящего дела, является верным.

Доводы апелляционной жалобы административного истца ФКУ «Управление Черноморского флота» об обратном являются построенными без учета указанных принципов процессуального права, сводятся исключительно к немотивированному несогласию с вынесенным судебным актом и подлежат отклонению.

Государственное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и основывается, в том числе, на принципе соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (статья 3).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе, в соответствии со следующими основными принципами: обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; ) осуществление федерального и регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, в том числе за установлением и изменением в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Согласно статье 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», тарифы на тепловую энергию подлежат регулированию.

Из материалов дела следует, что решением Комитета от 28.10.2021 года № 282 открыто дело о корректировке тарифов на тепловую энергию ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2022-2023 года в соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. № 1075.

Извещение об открытии дела об установлении тарифов от 01.11.2021 № 1 136/05-13 с копией решения об открытии тарифного дела направлено ФКУ «Управление Черноморского флота». В указанном извещении истцу сообщено об открытии дела о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2022-2023 годы, разъяснено право ознакомиться с решением об открытии дела от 28.10.2021 г. № 282 в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на Портале Правительства Республики Крым в Разделе Государственного комитета по ценам и тарифам - https://gkz.rk.gov.ru, а также сообщено о необходимости предоставления перечня документов, указанного в извещении, - в течение 7 рабочих дней с момента получения настоящего запроса на бумажном носителе с сопроводительным письмом.

Из материалов тарифного дела усматривается, что в рамках подготовки принятия обжалуемого нормативного правового документа, по результатам проведения первичной антикоррупционной экспертизы отделом правового и кадрового обеспечения Комитета составлено экспертное заключение от 29.10.2021 г. № 170.

29.10.2021 г. на официальном сайте Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым опубликован проект приказа «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы». Указан срок проведения - с 30.10.2021 г. по 08.11.2021 г.

В ответ на извещение от 01.11.2021 г. № 1136/05-13 ФКУ «Управление Черноморского флота» направлено письмо от 13.11.2021 г. исх. № 94/8/4369, согласно которому Учреждение не владеет на законном или ином основании объектами теплоснабжения, Учреждение не является теплоснабжающей организацией. Основания для предоставления информации и документов в адрес Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым у Учреждения отсутствуют. Просит закрыть тарифное дело об установлении тарифов на тепловую энергию ФКУ «Управление Черноморского флота» на 2022-2023 годы.

Во исполнение Распоряжения Совета министров Республики Крым от 23 июня 2017 г. № 720-р «О вопросах взаимодействия с прокуратурой Республики Крым», проект приказа направлен в электронном виде в прокуратуру Республики Крым в день получения экспертного заключения. По результатам рассмотрения проекта приказа прокуратурой Республики Крым письмом от 15.11.2021 г. № Исорг-7/1 -16682-21/16634-20350001 дано заключение о соответствии проекта Приказа № 50/2 правовым актам, имеющим более высокую юридическую силу, об отсутствии нарушений законодательства.

Письмом Комитета от 30.11.2021 г. исх. № 1245/05-13 ФКУ «Управление Черноморского флота» направлено для ознакомления экспертное заключение и проект решения о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ФКУ «Управление Черноморского флота», на 2022-2023 годы. Сообщено, что заседание Правления Комитета по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию состоится 08.12.2021 г. в 14:00 по адресу: г. Симферополь, ул. Павленко, 18, в случае изменения времени проведения заседания Правления, Учреждение будет проинформировано дополнительно. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией, сложившейся на территории Республики Крым по причине распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, рекомендовано воздержаться от посещения заседания Правления Комитета и направить в срок до 10:00 07.12.2021 г. письменную позицию относительно предлагаемого уровня тарифов и экспертного заключения о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2022-2023 годы.

Письмо Комитета от 30.11.2021 г. исх. № 1245/05-13 сдано в отдел почтовой связи 01.12.2021 г., получено истцом 07.12.2021 г., что подтверждается штампами на уведомлении о вручении и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29500065150610.

Повестка заседания правления № 50, на котором рассматривался вопрос о внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17.12.2020 № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» опубликована на сайт Комитета 26.11.2021 по ссылке https://gkz.rk.gov.ru/m/structure/202012 30 13 13 2021 god.

8 декабря 2021 года состоялось заседание правления Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым, на котором, согласно выписке из протокола заседания № 50 от 8 декабря 2021 года, при рассмотрении вопроса № 2 - о внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» присутствовали 6 членов правления, включая заместителя председателя и представителя антимонопольного органа.

Во исполнение пункта 5.4.5 Положения о Комитете одним из членов правления - начальником управления по обеспечению деятельности комитета Таловер Г.П. к заседанию правления была представлена письменная позиция, которая была учтена при голосовании и при определении кворума. В силу изложенного, состав Правления признан правомочным.

По результатам рассмотрения вышеуказанного вопроса присутствующие члены правления единогласно проголосовали за внесение в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» изменения: Приложение № 1 к Приказу изложить в новой редакции в соответствии с Приложением № 6 к протоколу заседания № 50 от 8 декабря 2021 года.

Согласно пункту 28 Правил регулирования орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и отражает ее результаты в своем экспертном заключении, которое приобщается к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

По результатам проведения экспертизы специалистами Комитета составлено экспертное заключение от 08.12.2021 № 132/Т-2022-2023.

Решение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» принято по результатам заседания правления 08.12.2021 г. № 50, на основании чего был издан оспариваемый приказ.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.

Оспариваемый приказ по существу административным истцом ФКУ «Управление Черноморского флота» не оспаривался.

Доводам административного истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого акта в части соблюдения процедуры принятия, обеспечения доступа на заседание Правления Комитета, судом первой инстанции дана надлежащая оценка.

В частности, суд применил положения 34, 35, 43 Регламента Комитета определяющих, что рассмотрение дела об установлении тарифов на Правлении осуществляется в присутствии уполномоченных (по доверенности) представителей организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, извещение о дате, времени и месте рассмотрения дела, направляется не позднее, чем за 10 дней до заседания, в случае отсутствия на заседании Правления по уважительной причине уполномоченных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение дела переносится на срок, определяемый Правлением. В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия. Неявка представителей регулируемой организации, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела, без уважительной причины не является препятствием к рассмотрению дела. Суд установил, что административному истцу извещение от 30.11.2021 г. № 1245/05-13 о заседании Правления 08.12.2021 г. по вопросу корректировки долгосрочных тарифов на тепловую энергию направлено в адрес истца 01.12.2021 года, в котором уведомило об открытии дела об установлении тарифов, разъяснено право ознакомиться с решением об открытии дела от 28.10.2021 г. № 282, а также о необходимости предоставления перечня документов, указанного в извещении, - в течение 7 рабочих дней с момента получения извещения.

Материалами дела подтверждается и не оспаривалось при рассмотрении спора судом первой инстанции, что документы, указанные в извещении от 01.11.2021 г. ФКУ «Управление Черноморского флота» в Комитет не предоставлялись, при наличии на то объективной возможности.

29.10.2021 г. на официальном сайте Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым опубликован проект приказа «О внесении изменений в приказ Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 17 декабря 2020 г. № 48/27 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» на 2021-2023 годы» с указанием срока проведения - с 30.10.2021 г. по 08.11.2021 г.

Доводы административного истца о необходимости ознакомления с повесткой заседания на бумажном носителе, верно отклонены судом со ссылкой на Инструкцию по организации защиты информации при подключении и использовании информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства обороны РФ от 29.11.2018г. №611. Официальный сайт Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым находится в открытом доступе, как и официальный сайт иных государственных органов, административный истец не лишен права знакомится с размещенной на указанных сайтах информацией.

Судом исследован на основании предоставленных письменных и устных доказательств вопрос о своевременной явке представителей административного истца на заседание комиссии и невозможности участия в нем, и отклонен, поскольку, как следует из материалов дела позиция административного истца сводилась исключительно к несогласию с выводом о том, является ли она теплоснабжающей организацией, имеющей регулируемый вид деятельности. Доказательств о нарушении процедуры проведения заседания Правления в суд первой инстанции, как и в суд апелляционной инстанции, представлено не было.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает. Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ,

определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 20 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий

судьи