ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1618/2021 от 19.11.2021 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1618/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 19 ноября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сиротиной Е.С.,

судей Брянцевой Н.В., Артамоновой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Даниленко Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-142/2021 (УИД 61OS0000-01-2021-000071-18) по административному иску государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» к Региональной службе по тарифам Ростовской области о признании недействующими пункты 1 и 2 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/52 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» на 2021 год»,

по апелляционным жалобам государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» и Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 19 июля 2021 г.

Заслушав доклад судьи Брянцевой Н.В., объяснения представителя государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» ФИО3, представителя Региональной службы по тарифам Ростовской области ФИО4, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, заключение прокурора отдела Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

20 декабря 2018 г. региональной службой по тарифам Ростовской области (далее - РСТ, орган регулирования) постановлением № 85/27 установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения государственному унитарному предприятию Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» (далее по тексту ГУП РО «УРСВ», Предприятие) согласно приложению 1 к постановлению на период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2023 г. с разбивкой по полугодиям (пункт 1 постановления).

Данным постановлением установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения согласно приложению № 2 (пункт 2 постановления).

В постановление от 20 декабря 2018 г. № 85/27 были внесены изменения постановлениями Региональной службы по тарифам от 28 марта 2019 г. № 11/6 и от 18 июня 2019 г. № 26/2.

Тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2020 г. были откорректированы постановлением № 66/57 от 18 декабря 2019 г.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/52 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год» установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 год с учетом корректировки согласно приложению к постановлению (далее по тексту постановление от 18 декабря 2020 г. № 54/52).

Согласно указанному постановлению (пункт 1) тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» филиала «Белокалитвинский» на 2021 г. с учётом корректировки определены в следующих размерах:

- тариф на питьевую воду в размере 61,78 руб. (здесь и далее за 1 куб.м), тариф для населения (с учётом НДС) в размере 74,14 руб.; тариф на водоотведение в размере 61,08 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 73,30 руб. на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.;

- на питьевую воду тариф в размере 62,95 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 75,54 руб.; тариф на водоотведение в размере 62,24 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 74,69 руб. на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.

По филиалу «Орловский» на 2021 г. с учётом корректировки установлены:

- тариф на питьевую воду в размере 76,67 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 92,00 руб. на период с 1 января 2021 г. по 30 июня 2021 г.;

- тариф на питьевую воду в размере 79,65 руб., тариф для населения (с учётом НДС) в размере 95,58 руб. на период с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2021 г.

Пунктом 2 постановления № 54/52 тарифы установленные постановлением от 20 декабря 2018 г. № 85/27 на 2021 год признаны утратившими силу.

ГУП РО «УРСВ» обратилось в Ростовский областной суд с административным иском о признании недействующими пункты 1 и 2 приложения к постановлению от 18 декабря 2020 г. № 54/52.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что тарифным органом при корректировке тарифов на 2021 г. неверно произведен расчёт по филиалу «Белокалитвинский» в части статей затрат: фактические расходы на приобретение электрической энергии, расходы на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций, фактические расходы на уплату водного налога, фактические расходы на оплату транспортного налога, фактические и плановые расходы на арендную и концессионную плату, лизинговые платежи, компенсация экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды, плановые расходы на реагенты, фактические и плановые расходы на амортизацию, базовый уровень операционных расходов необходимой валовой выручки, принят без применения фактического индекса изменения потребительских цен за 2019 г.; по филиалу «Орловский» административный истец указывает на неверно произведенный РСТ расчёт расходов по статьям затрат плановые и фактические расходы, на приобретение топлива, водный налог, налог на имущество организаций, расходы на уплату транспортного налога, расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, амортизация, компенсация экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды.

Решением Ростовского областного суда от 19 июля 2021 г. административное исковое заявление государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» удовлетворено.

Признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/52 «О корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467), на 2021 год», в части размеров тарифов, установленных в пунктах 1 и 2 приложения к постановлению.

На Региональную службу по тарифам Ростовской области возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт в части, в которой постановление от 18 декабря 2020 г. № 54/52 признано недействующим настоящим решением суда.

С Региональной службы по тарифам Ростовской области в пользу ГУП РО «УРСВ» взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 4500 руб.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Региональная служба по тарифам Ростовской области в апелляционной жалобе просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.

ГУП РО «УРСВ» также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований предприятия относительно текущих расходов по филиалу «Белокалитвинский», состоящих из расходов на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других предприятий; фактических расходов на оплату водного налога; фактических и плановых расходов на арендную и концессионную плату, лизинговые платежи; расходы на компенсацию экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды; плановые расходы на реагенты; фактические операционные расходы; по филиалу «Орловский» сбытовые расходы гарантирующей организации (плановые расходы на формирование резерва по сомнительным долгам).

Относительно апелляционных жалоб ГУП РО «УРСВ», Региональная служба по тарифам Ростовской области и прокуратура Ростовской области представили возражения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, возражениях на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, свидетелей, заключение прокурора, судебная коллегия установила следующее.

Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 г. № 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее - Методические указания № 1746-э).

Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 5 данного Закона установление цен в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных программ, а также контроль за их выполнением отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная служба по тарифам Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2.1.4 Положения о региональной службе по тарифам Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13 января 2012 г. № 20).

ГУП РО «УРСВ» осуществляет деятельность в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Белокалитвинского района и п. Орловский Ростовской области на основе утвержденных РСТ тарифов.

29 апреля 2020 г. ГУП РО «УРСВ» обратилось в тарифный орган с заявлением о корректировке на 2021 г. ранее установленных постановлением РСТ от 20 декабря 2018 г. № 85/27 долгосрочных тарифов на питьевую воду и водоотведение с применением метода индексации, с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов, от их плановых значений.

Дело о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения, установленных с применением метода индексации, на 2021 г. открыто РСТ 15 мая 2020 г. № 40.3/369/15.05.2020.

По результатам проведенной экспертизы предложения ГУП РО «УРСВ» о корректировке НВВ и долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 г. подготовлены экспертные заключения от 14 декабря 2020 г. в отношении Белокалитвинского и Орловского филиалов.

Постановлением от 18 декабря 2020 г. № 54/52 предприятию установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на 2021 г. с учетом корректировки и признаны утратившими силу тарифы, установленные постановлением от 20 декабря 2018 г. № 85/27 на 2021 год, в редакции постановления РСТ от 18 декабря 2019 г. № 66/57.

Исходя из анализа положений федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме, порядку введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается.

Проверяя соответствие содержания оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.

Пункт 33 Основ ценообразования предусматривает, что долгосрочные тарифы устанавливаются, в том числе, методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

Согласно пункту 80 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учётом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчёте тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» пункта 73 настоящего документа, а также с учётом положений пункта 78 настоящего документа.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Предприятием к корректировке предложена по филиалу «Белокалитвинский» необходимая валовая выручка по услуге холодное водоснабжение – 63 066,35 тыс. руб., по водоотведению – 25 312,70 тыс. руб.

Тарифным органом размер необходимой валовой выручки (далее по тексту НВВ) при корректировке тарифов по холодному водоснабжению признан обоснованным в размере 61 613,92 тыс. руб., по водоотведению – 25 442,04 тыс. руб., что усматривается из экспертного заключения по делу о корректировке от 14 декабря 2020 г. (том 1 л.д. 153-178) и выписки из протокола заседания Правления РСТ от 18 декабря 2020 г. № 54.

РСТ Ростовской области уменьшила заявленные предприятием расходы на приобретение электрической энергии на холодное водоснабжение (питьевая вода) и водоотведение.

В качестве основания сослалось на абзац 3 пункта 64 Основ ценообразования. При расчете РСТ Ростовской области приняты за основу фактические расходы на приобретение электрической энергии на питьевую воду 18 931,88 тыс. руб. и на водоотведение 4229,85 тыс. руб.

При рассмотрении спора суд первой инстанции, проанализировав представленное в материалы тарифного дела экспертное заключение по расчету расходов на приобретение электрической энергии, согласно которому в корректировку необходимой валовой выручки ГУП РО «УРСВ» по филиалу «Белокалитвинский» были заявлены фактические расходы за 2019 год на приобретение электрической энергии в размере 24 560,56 тыс. руб. в тарифе на питьевую воду; 4230,93 тыс. руб. в тарифе на водоотведение, сделал вывод о необоснованном уменьшении органом регулирования расходов на приобретение электрической энергии ввиду того, что они подлежат расчету с учётом долгосрочного параметра регулирования тарифов (удельного расхода электрической энергии).

Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Уменьшая расходы на приобретение электрической энергии, орган регулирования фактические затраты на приобретение электрической энергии определил с учётом фактического объёма отпуска воды из источников водоснабжения и фактического значения показателя удельного расхода электрической энергии, который составил 1,822 кВт ч/куб.м. (холодное водоснабжение) и 1,871 кВт ч/куб.м. (водоотведение).

Вместе с тем, удельный расход электроэнергии утвержден постановлением РСТ от 20 декабря 2018 г. № 85/27 (Приложение №2) как долгосрочный параметр регулирования в сфере холодного водоснабжения и водоотведения филиала «Белокалитвинский» и составил на питьевую воду – 2,1958 кВт ч/куб.м., на водоотведение 2,7055 кВт ч/куб.м. (том 1 л.д. 203).

Согласно подпункту «г» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Удельный расход электрической энергии в силу пункта 84 Методических указаний является долгосрочным параметром регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации.

Согласно абзацу 3 пункта 95 Методических указаний при определении фактических расходов учитываются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объёме, определённом исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчёте на общий объём воды, в отношении которой, осуществляется водоподготовка, и (или) на общий объём транспортируемой питьевой воды (общий объём сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) общий объём транспортируемых сточных вод), и объёма используемой мощности, а также исходя из фактических цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Пунктом 43 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на приобретение электрической энергии (мощности) и холодной воды учитываются значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, таких как удельный расход электрической энергии и уровень потерь воды в случае, если установление тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров регулирования.

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно руководствуясь вышеприведёнными положениями законодательства пришел к выводу, что при расчёте фактических затрат органом регулирования применён показатель удельного расхода электрической энергии, не соответствующий долгосрочному параметру регулирования, утверждённому постановлением РСТ от 20 декабря 2018 г. № 85/27, в связи с чем корректировка тарифов должна осуществляться с учётом соблюдения долгосрочных параметров регулирования тарифов, которые не подлежат пересмотру в течение всего периода регулирования.

Судом первой инстанции, верно, не принята ссылка РСТ на положения абзаца 3 пункта 64 Основ ценообразования, поскольку данная норма не содержит использованный РСТ метод расчёта тарифов без применения утвержденного долгосрочного параметра регулирования.

Следует также отметить, что материалы дела не содержат сведений, что снижение объема потребления электрической энергии за 2019 г. каким-либо образом связаны с выполнением Предприятием мероприятий, предусмотренных производственной программой по ремонту сетей водоснабжения и водоотведения.

Согласно экспертному заключению расходы на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций (регулируемые организации) по холодному водоснабжению в размере 2 389,60 руб. - в части фактических расходов за 2019 г. и в размере 2594,55 тыс. руб. – в части плановых затрат на 2021 г., исключены регулирующим органом в полном объёме.

Отказывая во включении в тариф фактических расходов за 2019 г., связанных с приобретением воды у подразделения ГУП РО «УРСВ» г. Белая Калитва в объёме 80 тыс. куб.м. для потребителей п. Сосны, суд первой инстанции руководствуясь положениями пункта 14, 21, 49, подпункта «а» пункта 65, пункта 76 Основ ценообразования, пункта 50 Методических указаний признал необоснованными данные расходы, установив, что ГУП РО «УРСВ» наделено статусом гарантирующей организации одновременно на территории двух муниципальных образования: Белокалитвинский район и город Белая Калитва, что в силу подпункта «а» пункта 65 Основ ценообразования не относится к расходам на оплату товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций, поскольку порядок учёта затрат на покупку и продажу воды между подразделениями (участками) ГУП РО «УРСВ» не является услугой по передаче холодной воды покупателям Белокалитвинского района в результате приобретения воды у других регулируемых организаций, учитывая, что спорные затраты учтены в затратах на подъём воды в г. Белая Калитва.

Судебная коллегия соглашается с таким выводам суда первой инстанции и считает, что действия РСТ по не включению расходов ГУП РО «УРСВ» для потребителей Белокалитвинского района понесенных на приобретение указанного объёма воды в г. Белая Калитва являются правильными, соответствующими действующему законодательству, в связи с чем размер расходов по указанной статье затрат пересмотру не подлежит.

Также является обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерном снижении органом регулирования сумм водного налога с 1272,93 тыс. руб. до 486,98 тыс. руб.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что расходы на оплату водного налога в 2019 г. органом регулирования рассчитаны исходя из фактических объёмов поднятой воды в 2019 году с учётом уровня потерь воды, определённого в качестве долгосрочного параметра регулирования, налоговая база определена по категориям абонентов.

В соответствии с положениями подпункта «б» пункта 65 Основ ценообразования неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

ГУП РО «УРСВ» водный налог согласно представленным декларациям рассчитан с применением ставок сверх установленных квартальных (годовых) лимитов ввиду отсутствия у Предприятия лицензии на добычу воды.

Суд первой инстанции согласился с мнением РСТ, применившим при расчете водного налога ставки, установленные в соответствии с положениями главы 25.2, части 2 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.

Расходы на уплату налогов относятся к неподконтрольным расходам, в числе которых учитывается водный налог (пункт 30 Методических указаний, пункт 65 Основ ценообразования). Данные расходы являются текущими (пункт 76 Основ ценообразования), которые в расчете тарифов с применением метода индексации включаются в НВВ в размере планируемых расходов на соответствующий год долгосрочного периода регулирования (пункт 85 Методических указаний).

Согласно пункта 1 статьи 333.8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.12 Налоговая кодекса Российской Федерации налоговая ставка за 1 тыс.куб.м. воды, забранной из подземных водных объектов бассейна реки Дон на территории Северо-Кавказского экономического района, к которому относится Ростовская область, равна 486 руб. На основании пункта 1.1 этой же статьи в 2021 г. налоговая ставка применяется с коэффициентом 2,66.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом 1 настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом 1.1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита (пункт 2 статьи 333.12 Налоговая кодекса Российской Федерации).

Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (пункт 1 статьи 11).

С учетом изложенного судебная коллегия полагает правомерными доводы РСТ об отсутствии основания для расчета водного налога по повышенной ставке в размере пятикратного размера согласно пункту 2 статьи 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования.

Вопреки доводам апелляционной жалобы отсутствие у Предприятия лицензии на недропользование не свидетельствует о необходимости применения ставки в повышенном размере, поскольку обязанность получения специального разрешения лежит на ГУП РО «УРСВ».

Таким образом, неполучение апеллянтом лимитов не может являться основанием для возложения на потребителя обязанности нести расходы по оплате водного налога посредством необоснованного увеличения тарифа.

У РСТ Ростовской области не возникло установленной пунктом 15 Основ ценообразования обязанности для включения в неподконтрольные расходы расходов на арендную плату по договорам аренды объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 44 Основ ценообразования экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом.

В подтверждение затрат на аренду объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения Предприятием представлены договоры аренды объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения от 13 мая 2019 г. № 20/19 и от 31 октября 2016 г. № 84/2016, заключенные с ООО «Галактика», договоры аренды земельных участков, заключенные с администрацией Белокалитвинского района.

Однако в нарушение подпункта «е» пункта 17 Правил регулирования тарифов Предприятие не представило экономически обоснованные исходные данные по договорам аренды имущества (расчет арендной платы с учетом расходов на амортизацию и уплату налогов).

В связи с этим орган регулирования отказал административному истцу во включении в состав необходимой валовой выручки расходов на аренду на законных основаниях.

Судебная коллегия соглашается также с необоснованностью заявленных Предприятием расходов по заключенным с администрацией Белокалитвинского района договорам аренды земельных участков.

Муниципальные образования в силу положений пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве налогоплательщика земельного налога, поскольку земля не подлежит амортизации (статья 256 Налогового кодекса Российской Федерации).

Ссылка апеллянта на применение положений Земельного кодекса Российской Федерации судебной коллегией не принимается, ввиду того, что основана на неверном толковании норм действующего законодательства в сфере регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для включения в состав неподконтрольных расходов по филиалу «Белокалитвинский» ГУП РО «УРСВ» компенсации экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в прошлые периоды, в размере 16 894,02 тыс. руб. в тарифе на водоснабжение, 15 894,93 тыс. руб. на водоотведение (с учетом уточнения сумм в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции), недополученных доходов в сфере водоснабжения в сумме 244,03 тыс. руб., в сфере водоотведения в сумме 29,93 тыс. руб.

Апеллянт выражает несогласие с отсутствием выводов, изложенных РСТ в экспертном заключении, относительно обоснованности сумм заявленных расходов, подлежащих включению в тариф.

Суд первой инстанции, отказывая во включении данных расходов в тариф, исходил из того, что экономически обоснованные расходы и недополученный доход за 2019 г. подлежат учёту органом регулирования не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, т.е. не позднее 2023 г. При этом, невключение данных сумм в необходимую валовую выручку до этого времени, каким-либо нормам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и не свидетельствует о незаконности постановления РСТ № 54/52 в оспариваемой части.

Неподконтрольные расходы включают в себя расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 15 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтённых органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов (подпункт «ж» пункта 65 Основ ценообразования).

Согласно пункта 15 Основ ценообразования в случае, если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов на её товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объёме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчётностью.

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.

Из приложения 2.3 «Неподконтрольные расходы» к заключению № 40.3/369/15.05.2020 следует, что расходы по компенсации экономически обоснованных расходов и выпадающих доходов в размере 16 201,79 тыс. руб. РСТ не приняты в соответствии с требованиями пункта 91 Методических указаний – тарифы на истекший 2019 г. были установлены методом индексации.

Судебная коллегия полагает правильными выводы суда первой инстанции о соблюдении тарифным органом требований закона в части рассмотрения заявки Предприятия по названной статье.

Отсутствие выводов, изложенных в заключение относительно заявленных Предприятием сумм, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку они подлежат рассмотрению органом регулирования не позднее 2023 г., в связи с чем административный истец не лишен возможности повторно указать их в заявке для рассмотрения.

Аналогичная позиция изложена судом по статье компенсация экономически обоснованных расходов по Орловскому филиалу, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.

Согласно экспертному заключению Предприятием в числе неподконтрольных расходов в тарифы на питьевую воду и водоотведение заявлены плановые расходы по статье «Химреагенты на 2021 год, дополнительно к химреагентам, предусмотренным в базовом уровне» в размере 128,94 тыс.руб. по холодному водоснабжению и в размере 89,19 тыс.руб. по водоотведению.

Исключая из предложенных ГУП РО «УРСВ» расходов затраты на реагенты, РСТ исходила из того, что данные расходы включены в базовый уровень операционных расходов.

Суд первой инстанции согласился с позицией тарифного органа, указав, что расходы на химические реагенты были включены органом регулирования в составе базового уровня операционных расходов, в соответствии с действовавшей на период установления тарифов на 2019-2023 гг. редакцией пункта 61 Основ ценообразования.

Согласно пункта 61 Основ ценообразования, в редакции постановления Правительства РФ от 4 июля 2019 г. № 855 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406» расходы на химические реагенты исключены из базового уровня операционных расходов и включены в подпункт «л» пункта 65 Основ ценообразования, в неподконтрольные расходы.

Пунктом 6 постановления Правительства РФ от 4 июля 2019 г. № 855 определено, что Основы ценообразования и Правила в редакции настоящего постановления применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, на 2020 год и последующие годы.

Базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, которые в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки не изменяются (пункт 79 Основ ценообразования).

Постановление Правительства РФ от 4 июля 2019 г. № 855 не содержит положений о корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных ранее до принятия данного нормативного акта.

Поскольку в соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования при установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учёт одних и тех же расходов, относимых на разные регулируемые виды деятельности, то включение расходов Предприятия на химические реагенты в состав неподконтрольных расходов будет противоречить действующему законодательству, так как данные расходы уже были включены РСТ в тариф в числе операционных при установлении тарифов на долгосрочный период.

ГУП РО «УРСВ» также не согласилось с заключением экспертов в части не применения тарифным органом фактического индекса изменения потребительских цен за 2019 г. при корректировке на 2021 г. тарифов по филиалу «Белокалитвинский» на холодное водоснабжение и водоотведение, установленных методом индексации. Базовый уровень операционных расходов необходимой валовой выручки утверждён РСТ в размере 72 269,11 тыс. руб. по холодному водоснабжению и 22 104,78 тыс.руб. по водоотведению.

При рассмотрении дела суд первой инстанции проанализировав положения пункта 60 Основ ценообразования, пункта 45 Методических указаний пришел к выводу, что действующее законодательство не предусматривает при корректировке тарифов применение фактического индекса изменений потребительских цен на первый год долгосрочного периода, с чем соглашается судебная коллегия, поскольку данное суждение суда не противоречит нормам, регулирующим правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Не находит судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, поданной РСТ относительно включения по филиалу «Белокалитвинский» в необходимую валовую выручку по водоснабжению затрат на амортизацию за 2019 год в размере 4589,55 тыс.руб. и на 2021 год в размере 4589,55 тыс.руб.

Из экспертного заключения следует, что фактические затраты включены за 2019 г. в размере 3987,30 тыс.руб. на уровне плановой величины, плановые затраты на 2021 г. исключены в полном объёме. Позиция тарифного органа основана на положениях статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из которой амортизационные отчисления не осуществляются в отношении имущества созданного за счет бюджетных средств и принадлежащего предприятию на праве хозяйственного ведения.

Проанализировав представленные ведомости амортизации основных средств за 2019 г., расчёт амортизационных отчислений на 2021 г., копии инвентарных карточек основных средств, принятых к учёту в 2019 г., приказ о вводе основных средств в эксплуатацию, суд первой инстанции посчитал такую позицию органа регулирования как не соответствующую требованиям действующего законодательства.

По мнению суда при определении названных расходов подлежат применению положения специального законодательства о бухгалтерском учёте, которое запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счёт бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержит, в связи с чем пришел к выводу, что в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся у Предприятия в хозяйственном ведении подлежит начислению амортизация.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на положениях действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

Согласно пункту 77 Основ ценообразования величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Согласно пункту 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Пунктом 17 ПБУ 6/01 определено, что стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Порядок организации бухгалтерского учета основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 октября 2003 г. № 91н, согласно пункту 49 которых стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.

Таким образом, вышеприведенные положения бухгалтерского учета запрета на начисление амортизации на имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования и закрепленное за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, не содержат.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что в отношении объектов подлежит начислению амортизация, и затраты по данной статье подлежат включению тарифным органом в расчет тарифа, является правильным.

Ссылка РСТ на положения статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации основана на ошибочном толковании закона, поскольку положения этой нормы регулируют налоговые правоотношения, связанные с начислением налога на прибыль юридического лица.

Аналогичная позиция изложена судом первой инстанции по филиалу «Орловский», с которой суд апелляционной инстанции соглашается.

При рассмотрении требований Предприятия об оспаривании постановления РСТ № 54/52 о корректировке тарифов в сфере холодного водоснабжения в отношении филиала «Орловский», судом первой инстанции установлено, что в соответствии с постановлениями администрации Орловского района от 13 февраля 2020 г. № 116, администрации Семикаракорского района от 16 июня 2017 г. № 630, администрации Семикаракорского района от 20 февраля 2019 г. № 220, администрации Дубовского района от 8 февраля 2019 г. № 20, администрации Волгодонского района от 16 августа 2017 г. № 659, администрации Ремонтненского района от 2 марта 2017 г. № 139, администрации Зимовниковского района от 30 декабря 2016 г. № 812, ГУП РО «УРСВ» филиал Орловский наделён статусом гарантирующей организации, оказывает услуги по водоснабжению на территории Орловского, Ремонтненского, Зимовниковского, Дубовского, Семикаракорского и Волгодонского районов, определены сельские поселения в их составе и зоны деятельности гарантирующей организации.

Тарифным органом снижен заявленный Предприятием размер необходимой валовой выручки по холодному водоснабжению с 190 680,03 тыс. руб. до 148 679,85 тыс. руб., что следует, из экспертного заключения по делу о корректировке от 14 декабря 2020 г. (том 1 л.д.179-194).

Удовлетворяя требования ГУП РО «УРСВ» по филиалу Орловский в части включения в тариф расходов на приобретение топлива за 2019 г. в размере 164,33 тыс. руб., на 2021 г. в размере 255,56 руб., суд первой инстанции исходил из того, что РСТ не дана оценка представленным Предприятием документам, подтверждающим расходы на приобретение топлива, которые обоснованы бухгалтерской документацией, договора поставки, актами-приема передачи.

В подтверждение затрат на приобретение топлива предприятием представлены договоры поставки газа с указанием точек поставки и проектной мощности оборудования в точках поставки, договоры на поставку угля, отчёты по проводкам за 2019 год с приложением товарных накладных и (или) счет-фактур.

Суд первой инстанции, проанализировав производственную программу, утвержденную постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2018 г. № 86/26 пришел к выводу, что в ней определена обслуживаемая территория филиала «Орловский» с перечнем районов и населенных пунктов, в договорах поставки газа указаны точки подключения, что позволяет соотнести их с территориями, на которых осуществляет деятельность Орловский филиал ГУП РО «УРСВ», концессионные соглашения, представленные Предприятием, содержат перечень имущества, товарные накладные и нормы представленного в тарифное дело положения об учётной политике для целей бухгалтерского и налогового учёта на 2019 год, утвержденного приказом генерального директора ГУП РО «УРСВ» № 195 от 19 декабря 2018 г., дают основания к рассмотрению РСТ экономически обоснованного объёма расходов.

Учитывая изложенное, вопреки доводам жалобы судебная коллегия полагает, что отказ РСТ во включении данных затрат ввиду отсутствия материалов, подтверждающих экономическую обоснованность использования топлива, является неправомерным.

Соглашается судебная коллегия и с выводами суда первой инстанции о включении в состав неподконтрольных расходов плановых расходов на уплату налога на имущество в размере 5 265,37 тыс. руб.

РСТ отказано во включении указанных расходов со ссылкой на положения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и на отсутствие у ГУП РО «УРСВ» налогооблагаемого имущества, обязанности по оплате налога на имущество, переданное по концессионным соглашениям.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исходил из того, что не включение заявленных расходов на уплату налога на имущество не будет отвечать принципам государственной политики в сфере водоснабжения, предусмотренным подпунктами 4, 5 части 2 статьи 3 Закона о водоснабжении.

Срок действия концессионных соглашений правильно не принят судом в качестве основания для отказа в требованиях, поскольку срок по концессионному соглашению от 16 ноября 2014 № 1 в отношении муниципального имущества, не истек ввиду того, что составляет 10 лет, а в отношении остальных концессионных соглашений, имеются положения об их пролонгации, в связи с чем доводы апеллянта о согласовании продления срока концессионного соглашения с антимонопольным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О концессионных соглашениях» судебной коллегией не принимаются.

При формировании необходимой валовой выручки на 2019 год Предприятием по филиалу Орловский заявлены плановые расходы на формирование резерва по сомнительным долгам за 2019 г. в размере 10,78 тыс.руб. и на 2021 г. в размере 868,49 тыс.руб.

Согласно экспертному заключению в необходимую валовую выручку общества РСТ не включены расходы на формирование резерва по сомнительным долгам по причине не представления обосновывающих материалов, подтверждающих сбытовые расходы.

Суд первой инстанции согласился с позицией тарифного органа, указав, что Предприятием не представлен расчёт сумм, предложенных к включению в размере не более 2% необходимой валовой выручки, документы, подтверждающие наличие сомнительной задолженности, в том числе акт, сформированный по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, приказ о создании резерва по сомнительным долгам, а также судебные акты и постановления судебных приставов-исполнителей, подтверждающих взыскание задолженности и процедуру исполнения.

Расходы по сомнительным долгам относятся к неподконтрольным расходам (пункт 65 Основ), которые в свою очередь входят в состав текущих расходов (пункт 58 Основ) и учитываются в составе НВВ при применении метода индексации.

В соответствии с абзацем 2 пункта 25 Правил регулирования решения правления (коллегии) органа регулирования принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов.

В соответствии с пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов. Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (абзац 2 пункта 25 Правил регулирования тарифов).

Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. № 1154-э, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.

Следовательно, предоставление полного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации, бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих обоснованность включения расходов в НВВ, лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.

Пункт 20 Правил регулирования не устанавливает обязанности органа регулирования в любом случае запросить от регулируемой организации дополнительные материалы, поскольку отсутствие каких-либо из документов не является непреодолимым препятствием для установления соответствующего тарифа.

Между тем, Предприятие, действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка водоснабжения и водоотведения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на долгосрочный период регулирования тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию соответствующих услуг, поскольку законодательством именно на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех объективно существующих обстоятельств.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца не отрицала отсутствие судебных постановлений о взыскании задолженности.

При изложенных обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об обоснованности позиции РСТ по не включению затрат ГУП РО «УРСВ» на формирование резерва по сомнительным долгам, не противоречат требованиям действующего законодательства.

Учитывая, что при расчете тарифа на 2021 год неверно была определена НВВ ввиду невключения в ее состав в отношении филиала «Белокалитвинский» ГУП РО «УРСВ» расходов на приобретение электрической энергии, на амортизацию и в отношении филиала «Орловский» ГУП РО «УРСВ» по статьям затрат расходы на приобретение топлива, водный налог, налог на имущество организаций и на амортизацию, суд первой инстанции обоснованно признал недействующим со дня принятия пункты 1, 2 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18 декабря 2020 г. № 54/52 «О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ГУП РО «УРСВ» (ИНН 6167110467) на 2021 год».

Вопреки доводам апелляционных жалоб выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 307, 308, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ростовского областного суда от 19 июля 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного унитарного предприятия Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» и Региональной службы по тарифам Ростовской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ростовский областной суд, в течение 6 месяцев.

Мотивированное апелляционное определение составлено 3 декабря 2021 г.

Председательствующий

Судьи