Судья Каминский Э.С. дело № 66а-1633/2022
(номер дела в суде первой инстанции
3а-296/2022)
ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 17 августа 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А.,
судей Савинова К.А., Бушминой А.Е.,
при секретаре Чайко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 15 декабря 2021 года № 529-116/тэ-2021 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция», на 2021-2025 годы и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 516-94/тэ-2020», возложении обязанности принять новый нормативный правовой акт, по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 апреля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А., объяснения представителей Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам ФИО6, ФИО7, ФИО8, возражения представителей общества с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» ФИО9, ФИО10, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам (далее - Госкомитет, тарифный орган) от 15 декабря 2021 года № 529-116/тэ-2021 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция», на 2021-2025 годы и признании утратившим силу постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 17 декабря 2020 года № 516-94/тэ-2020» (далее – Постановление № 529-116/тэ-2021) установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые указанной организацией с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 19 декабря 2021 года за № 8557, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 20 декабря 2021 года.
Общество с ограниченной ответственностью «Смежная сетевая компания «Интеграция» (далее - ООО «Интеграция», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления № 529-116/тэ-2021 в части отказа в принятии штатной численности персонала в количестве 13 человек, затрат на фонд оплаты труда в сумме тыс. рублей и затрат на социальные отчисления в сумме тыс. рублей. Административный истец полагает, что нормативный правовой акт в оспариваемой части противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основам ценообразования и Правилам регулирования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22 октября 2012 года «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э. Полагает, что установленные тарифы не являются экономически обоснованными, поскольку Госкомитет при их расчете неверно установил в статье расходов на оплату труда нормативную численность персонала, что повлекло снижение объема необходимой валовой выручки (далее – НВВ).
Решением Верховного суда Республики Татарстан от 15 апреля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено, Постановление № 529-116/тэ-2021 признано не действующим со дня его принятия, на Госкомитет возложена обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение двадцати дней с дня вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе Госкомитет ставит вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением норм материального права, без полного и всестороннего исследования доказательств, имеющих значение для дела, принятии по делу нового судебного акта. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на несогласие с выводом суда о непредставлении доказательств обоснованности снижения количества производственного (рабочего), общепроизводственного (цехового) и административно-управленческого персонала, полагает, что нормативная численность персонала принята в соответствии с приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий».
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе административным истцом и участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Заинтересованным лицом акционерным обществом «Татэнерго» представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано, что если заявителем не представлено соответствующее обоснование заявленных расходов, то регулирующий орган в соответствии с представленными полномочиями вправе отказать во включении в тариф неподтвержденных (необоснованных) расходов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Регулирование отношений в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования), утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, (далее – Методические указания).
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Орган исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинет Министров Республики Татарстан предоставил полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, как органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.2.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года № 468.
Рассматривая дело, суд установил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.
Пунктом 33 Правил регулирования тарифов предусмотрено, орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
На основании пункта 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе, из расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
Из материалов дела следует, что ООО «Интеграция» является организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии по находящимся во владении тепловым сетям, 11 июня 2020 года обратилось в Госкомитет с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2021-2025 годы, приложив пакет обосновывающих материалов, а также заявление о выборе метода регулирования тарифов, а именно метода индексации.
По результатам рассмотрения заявления ООО «Интеграция» Госкомитетом принято постановление от 17 декабря 2020 года № 516-94/тэ-2020 об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2021 – 2025 годы.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2021 года, постановление Госкомитета от 17 декабря 2020 года № 516-94/тэ-2020 признано недействующим, на административного ответчика возложена обязанность принять новый нормативный правовой акт об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Интеграция», на 2021-2025 годы.
Во исполнение решения Верховного суда Республики Татарстан от 23 июля 2021 года и апелляционного определения Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2021 года Госкомитетом 15 декабря 2021 года принято постановление № 529-116/тэ- 2021 «Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Смежная сетевая компания «Интеграция» на 2021-2025 годы и признании утратившим силу постановления Госкомитета от 17 декабря 2020 года № 516-94/тэ-2020».
Проверяя содержание Постановления № 529-116/тэ-2021 в оспариваемой части на предмет его соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции проанализировал положения Федерального закона № 190-ФЗ, Основ ценообразования, Методических указаний, пришел к выводу о том, что тарифным органом не представлено доказательств обоснованности снижения количества производственного рабочего, общепроизводственного (цехового) и административно-управленческого персонала ООО «Интеграция» при расчете оспариваемых тарифов.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестиционного капитала; метод сравнения аналогов.
В процессе формирования оспариваемых тарифов Госкомитетом применен метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Согласно пункту 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Согласно пункту 58 Основ ценообразования расходы на оплату труда относятся к операционным расходам.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с Методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Обращаясь в суд с требованиями о признании Постановления № 529-116/тэ-2021 недействующим, административный истец указывал на экономически необоснованный (заниженный) размер утвержденных тарифов ввиду неправомерного установления в статье расходов на оплату труда нормативной численности персонала, что повлекло снижение объема НВВ.
Из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при определении НВВ по статье Операционные (подконтрольные) расходы Госкомитетом были учтены не в полном объеме расходы организации на оплату труда производственных рабочих, цехового персонала и административно-управленческого персонала.
Предприятием было предложено включить в расчет тарифов расходы на оплату труда на численность сотрудников 45 человек в размере тыс. рублей.
Госкомитетом утверждена численность работников ООО «Интеграция» в составе 32,5 человек (из них административно-управленческий персонал численностью с учетом доли 25,13 от 28 человек на все виды осуществляемой Обществом регулируемой деятельности), в связи с чем фонд оплаты труда, рассчитанный тарифным органом составил тыс. рублей.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона № 190-ФЗ одним из принципов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 года, следовательно, на него распространяется действие этого соглашения в сфере оплаты труда.
Из пункта 2.6 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (действие документа продлено до 31 декабря 2022 года) следует, что плановая численность персонала определяется на основании фактической численности, подтвержденной бухгалтерской и статистической отчетностью за последний отчетный период; размер плановой численности подтверждается штатным расписанием на плановый период. Размер плановой численности в целом по организации не должен превышать максимальных значений нормативной численности в целом по организации, рассчитанной в соответствии со следующими актами, применяемыми в зависимости от осуществляемого вида регулируемой деятельности:
- Рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 года № 66;
- Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 12 октября 1999 года № 74;
- Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 03.04.2000 N 68;
- Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22 марта 1999 года № 65;
- Нормативами численности промышленно-производственного персонала тепловых электростанций, утвержденными от 3 декабря 2004 года РАО «ЕЭС России»,
- Нормативами численности промышленно-производственного персонала электростанций с газотурбинными установками мощностью 12 - 150 МВт, утвержденными 3 декабря 2004 года ОАО «РАО «ЕЭС России»;
- Нормативами численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, утвержденными от 3 декабря 2004 года РАО «ЕЭС России»;
- Укрупненными нормативами численности промышленно-производственного персонала гидроэлектростанций и каскадов гидроэлектростанций, утвержденными от 3 декабря 2004 года РАО «ЕЭС России»;
- Типовыми нормативами численности инженерно-технических работников и служащих предприятий газового хозяйства, утвержденными приказом Минжилкомхоза РСФСР от 30 сентября 1983 года № 470.
В соответствии с представленным с тарифной заявкой штатным расписанием ООО «Интеграция», численность занятого в регулируемой деятельности по передаче тепловой энергии производственного рабочего персонала составляет 29 штатных единиц, общепроизводственного (цехового) персонала – 9 штатных единиц, административно-управленческого персонала – 28 штатных единиц. При этом, определяя соответствующие расходы на 2021 год, административный истец произвел расчет фонда оплаты труда исходя из площади продольного сечения и протяженности тепловых сетей в двухтрубном исчислении 30,83 километра в соответствии с Нормативами численности промышленно-производственного персонала тепловых сетей, разработанными ОАО «ЦОТэнерго» и утвержденными ОАО «РАО «ЕЭС России» 3 декабря 2004 года, которые устанавливают оптимальную численность работников, необходимую для эффективного и стабильного функционирования тепловых сетей.
В соответствии с перечнем материалов, включаемых в предложение по установлению цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, содержащимся в приложении 3 Методических указаний, средняя заработная плата на одного сотрудника организации определяется в соответствии с приложением 4.9 «Расчет расходов оплату труда» к Методическим указаниям.
В нарушение положений пункта 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ, пункта 42 Основ ценообразования; без анализа действующего Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы; без изучения положений локальных правовых актов Организации в сфере оплаты труда, административным ответчиком среднесписочная численность работников, задействованных в реализации услуги по тепловой энергии, была рассчитана по нормативам согласно Приказу Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий».
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что расчет расходов на оплату труда, произведенный органом регулирования противоречит пункту 42 Основ ценообразования и пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов).
Соглашаясь с указанными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия учитывает также и тот факт, что в экспертном заключении в нарушение пункта 29 Правил регулирования соответствующий экономический анализ не содержится, соответствующие выводы не отражены.
В силу пунктов 29, 30 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в экспертном заключении.
Вместе с тем в нарушение пунктов 29, 30 Правил регулирования цен (тарифов) экспертное заключение Госкомитета не содержит выводов относительно экономической необоснованности (невозможности) утверждения значения расходов на оплату труда в размере, заявленном обществом. Исходя из содержания экспертного заключения, невозможно сделать вывод на основании каких исходных данных органом регулирования производился расчет численности и расходов на оплату труда.
Согласно позиции административного ответчика, Госкомитет не принял во внимание предложенную Обществом численность работников, основанную на Нормативах численности промышленно-производственного персонала тепловых сетей, разработанных ОАО «ЦОТэнерго» и утвержденных ОАО РАО «ЕЭС России», поскольку он не является правовым актом органа государственной власти Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а регулирует деятельность в отдельно созданном хозяйствующем субъекте.
Вместе с тем, применение при расчете численности персонала Норматива численности промышленно-производственного персонала тепловых сетей, разработанного ОАО «ЦОТэнерго» и утвержденного ОАО «РАО «ЕЭС России» 3 декабря 2004 года, предусмотрено пунктом 2.6 Рекомендаций по планированию экономически обоснованных расходов (средств) работодателей на оплату труда работников и иных расходов, обусловленных трудовыми отношениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Таким образом, удовлетворяя заявленные требования, суд установил, что НВВ определена административным ответчиком с нарушением положений действующего законодательства, регулирующего правоотношения по тарифному регулированию в сфере теплоснабжения, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что тарифы для административного истца на передачу тепловой энергии, рассчитанные на основе незаконного и экономически необоснованно сниженного размера НВВ, поэтому являются неверными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они мотивированы, обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения органом регулирования для определения расходов по статье «Фонд оплаты труда» нормативной численности цехового, производственного и административно-управленческого персонала, утвержденной в Приказе Госстроя Российской Федерации от 12 октября 1999 года № 74, отклоняются, поскольку носят рекомендательный характер. Определение Обществом численности персонала с учетом штатного расписания и на основании Норматива, разработанного ОАО «ЦОТэнерго» и утвержденного ОАО «РАО «ЕЭС России» 3 декабря 2004 года, не противоречит положениям Отраслевого тарифного соглашения.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на ошибочном и произвольном толковании норм права, тождественны доводам возражений на административный иск, получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и с учетом изложенных в настоящем апелляционном определении выводов судебной коллегии не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи