ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1642/2022 от 26.07.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Кинчарова О.Е. Дело № 66а-1642/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3а-89/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 26 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.

судей Батялова В.А., Буруновой С.В.

при секретаре Защитниковой А.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании недействующим в части пункта 4 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», по апелляционной жалобе Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 29 апреля 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А., объяснения представителей административного истца Сафина И.Ф., административного ответчика Дьяконовой М.В., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

25 декабря 2019 года Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области принят приказ № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы» (далее также приказ № 06-482).

27 декабря 2021 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области принят приказ № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области»

Указанные приказы были официально опубликованы 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

Акционерное общество «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее – АО «ГНЦ НИИАР») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство, тарифный орган) от 27 декабря 2021 года № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части определения необходимой валовой выручки 2022 года (далее – НВВ) АО «ГНЦ НИИАР».

В обоснование требования указало, что не учтенные при тарифном регулировании, но фактически понесенные в предыдущем периоде регулирования (2015-2019 годы) расходы составили 14 896,44 тыс.руб. При тарифном регулировании на 2021 год в качестве расходов к возмещению была учтена сумма 3724,11 тыс. руб., а оставшаяся часть в размере 11 172,33 тыс. руб. перенесена на будущие периоды тарифного регулирования (2022-2024 годы).

Однако при корректировке НВВ по передаче электрической энергии на 2022 год органом регулирования было произведено сглаживание в размере ( – 11 055,68 тыс. руб.), вместо 3 884,25 тыс. руб. Таким образом, НВВ на содержание сетей неправомерно снижено на 14 939,93 тыс. руб.

Решением Ульяновского областного суда от 29 апреля 2022 года было постановлено: «административное исковое заявление акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» об оспаривании нормативного правового акта в части удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункт 4 приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 27 декабря 2021 года № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» в части внесения изменений в строку 3 Приложения к приказу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 года» в части установления необходимой валовой выручки акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» на 2022 год.

Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» расходы по уплате государственной пошлины 4500 руб.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Не согласившись с решением суда, административный ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение Ульяновского областного суда от 29 апреля 2022 года отменить, принять по делу новое решение, в соответствии с которым исковые требования акционерного общества «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» оставить без удовлетворения, указав, что судом при принятии оспариваемого решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения административного дела. Выводы суда о невозможности применения абзаца 14 пункта 37 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике» к АО «ГНЦ-НИИАР» не основанными на действующем законодательстве. Указанный абзац не содержит указания о неприменении к методу долгосрочной индексации НВВ, и применении только в случае установления НВВ методом доходности инвестированного капитала.

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, в которой он просит апелляционную жалобу административного ответчика оставить без удовлетворения.

Прокурор, участвующий в деле, представил возражения, в которых считал необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного истца доводы апелляционной жалобы считал необоснованными.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – Основы ценообразования, Правила государственного регулирования), и Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки утвержденные Приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных данной нормой.

Из материалов дела следует, что АО «Государственный научный центр – Научно-исследовательский институт атомных реакторов» является территориальной сетевой организацией, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области.

Министерством цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области принят приказ 25 декабря 2019 года № 06-482 «Об установлении необходимой валовой выручки (НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) 2020-2024 годы», которым установлена необходимая валовая выручка (в том числе и для АО «ГНЦ НИИАР»), подлежащая ежегодной корректировке.

Долгосрочные параметры регулирования для АО «ГНЦ НИИАР» на период 2020-2024 годы установлены приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-481.

По итогам обращения 27 апреля 2021 года АО «ГНЦ НИИАР» в Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год Агентством 27 декабря 2021 года принят приказ № 389-П «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области и Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области», пунктом 4 которого внесены изменения в приказ Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25 декабря 2019 года № 06-482, в том числе установлена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь АО «ГНЦ НИИАР» на 2022 год в размере 123 039,73 тыс. руб.

Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к их форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.

Согласно части 1 статьи 20 Закона об электроэнергетике основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав; обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования и Правилами.

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.

Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами; индекс эффективности подконтрольных расходов; коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

Для АО «ГНЦ НИИАР» период регулирования 2020-2024 годы является долгосрочным периодом регулирования с применением метода долгосрочной индексации НВВ.

Согласно выписке из протокола заседания Правления Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области № 50-э от 27 декабря 2021 года (стр.33 выписки из протокола) и экспертному заключению по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии АО «ГНЦ НИИАР» на 2022 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки от 15 декабря 2021 года (стр.35 экспертного заключения) анализ предыдущего долгосрочного периода регулирования (2015-2019) проводился при утверждении необходимой валовой выручки на базовый год нового долгосрочного периода регулирования (2020). Не учтенные при тарифном регулировании расходы, но фактически понесенные в предыдущем периоде регулирования составили 14 896,44 тыс. руб. При тарифном регулировании на 2021 год в качестве расходов, подлежащих возмещению в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, была учтена сумма в размере 3 724,11 тыс. руб., оставшаяся часть 11 172,33 тыс. руб. перенесена на будущие периоды.

В целях соответствия единых котловых тарифов предельным уровням тарифов на передачу электрической энергии по Ульяновской области, утвержденным приказом ФАС России от 16 декабря 2021 года № 1429/21, и в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в отношении АО «ГНЦ НИИАР» было применено сглаживание, на 2022 год включена сумма (- 11 055,86 тыс. руб.)

Согласно отзыву Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области и позиции представителя Агентства в целях соответствия единых котловых тарифов предельным уровням тарифов на передачу электрической энергии по Ульяновской области, утвержденным ФАС России приказом от 16 декабря 2021 года № 1429/21, на основании пункта 37 Основ ценообразования в отношении АО «ГНЦ НИИАР» было применено перераспределение НВВ 2022 года в размере (- 11 055,86 тыс. руб.), затраты в данной сумме переносятся на следующие периоды тарифного регулирования. Таким образом, сумма к возмещению в будущие тарифные периоды составила 22 228,01 тыс. руб. (11 172,33 тыс. руб. + 11 055,86 тыс. руб.), соответственно, при установлении тарифов на 2023 год должно быть учтено 11 114,00 тыс. руб., на 2024 год - 11 114,00 тыс. руб.

Проверяя доводы представителя административного истца о неправомерности перераспределения вышеуказанных не учтенных при тарифном регулировании расходов за предыдущий долгосрочный период регулирования (11 172,33 тыс. руб.) и экономически обоснованных расходов, исключаемых из НВВ общества на 2022 года, (11 055,86 тыс. руб.), суд первой инстанции пришел к выводу, что в целях сглаживания роста тарифов могут быть распределены фактические неучтенные расходы и недополученные доходы, выявленные по результатам анализа прошлых периодов регулирования.

Суд посчитал правомерным, что в целях недопущения значительного роста НВВ АО «ГНЦ НИИАР» и сглаживания изменения единых (котловых) тарифов Агентством при определении НВВ на 2022 год для общества не включены экономически обоснованные расходы регулируемой организации за предыдущий период тарифного регулирования (2019 год) в размере 11 172,33 тыс. руб., а были перераспределены на будущие периоды тарифного регулирования, поскольку это соответствует приведенным выше положениям абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования.

А также, что доводы представителя административного истца о том, что положения абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования не распространяются на АО «ГНЦ НИИАР», судом первой инстанции признаны несостоятельными, поскольку необходимая валовая выручка общества с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования превышает 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 года.

В указанной части данные выводы суда первой инстанции сторонами по делу не оспариваются.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о не соответствии требованиям действующего законодательства перераспределение в целях сглаживания необходимой валовой выручки за 2022 год в сумме 11 055, 68 тыс. руб. на будущие периоды тарифного регулирования исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования.

Исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе, по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе, относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (абзац 11 пункта 7 Основ ценообразования).

В экспертном заключении по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии АО «ГНЦ НИИАР» на 2022 г. по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки эксперты, осуществляя данное перераспределение, ссылаются на положения п. 7 Основ ценообразования.

Вместе с тем п. 7 Основ ценообразования не предусматривает возможность в целях сглаживания роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии перераспределения планируемых затрат, включаемых в необходимую валовую выручку на услуги по передаче электрической энергии.

Также судом первой инстанции обосновано указано, что абз. 14 п. 37 Основ ценообразования, которым предусмотрена возможность перераспределения необходимой валовой выручки в целях сглаживания роста тарифов по годам в пределах одного долгосрочного периода регулирования применяется только в случае установления тарифов методом доходности инвестированного капитала, а в рассматриваемом случае применен метод долгосрочной индексации НВВ, для которого законодатель не предусмотрел возможность перераспределения необходимой валовой выручки.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего административного дела было установлено, что в нарушение норм Правил регулирования, ни в экспертном заключении от 15.12.2021, ни в протоколе заседания Правления Агентства от 27,12.2021 не указано, какие именно расходы исключены из экономически обоснованного размера необходимой валовой выручки общества, определенного на 2022 г., отсутствует расчет указанных расходов, методология их определения.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый в части приказ № 389-П противоречит Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и нарушают в связи с этим права и законные интересы административного истца.

Несогласие тарифного органа с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место существенное нарушение судом норм права.

Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционных жалобах, не имеется.

Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ульяновского областного суда от 29 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Ульяновский областной суд.

Мотивированное апелляционное определение составлено 29 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи