ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1647/20 от 22.09.2020 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Сафина М.М. Дело № 66а-1647/2020

(номер дела в суде первой инстанции 3а-365/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего

ФИО1,

Судей

Мироновой Н.В., ФИО2

при секретаре

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Красноборское» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании бездействия комиссии

по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Красноборское» на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 июня 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,

установила:

административный истец общество с ограниченной ответственностью «Красноборское» (далее – ООО «Красноборское», административный истец, Общество) обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением об оспаривании бездействия комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан.

В обоснование требований, изложенных в административном исковом заявлении указано, что административному истцу на праве долгосрочной аренды до 26 июля 2064 года принадлежит объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 17 590 рублей кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Административный истец оплачивает арендные платежи при расчете которых, используется кадастровая стоимость арендованного им земельного участка.

28 декабря 2019 года ООО «Красноборское» обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственный корпус торгового комплекса «Савиново») площадью 17 590 квадратных метров с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Данное заявление Комиссией не принято к рассмотрению в виду истечения пятилетнего срока с даты внесения оспариваемой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости (10 января 2014 года), о чем заявителю направлено уведомление от 13 января 2020 года № 26-05/18.

Административный истец полагает, что им был соблюден порядок, сроки и условия подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе были приложены, установленные ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» документы. Комиссия в свою очередь неправомерно отказала в принятии заявления к рассмотрению, чем существенно нарушила права административного истца.

Административный истец просил признать незаконным уведомление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 13 января 2020 года № 26-05\18, обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан рассмотреть по существу заявление административного истца от 26 декабря 2019 года, взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 рублей.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 июня 2020 года в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Красноборское» к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об оспаривании бездействия комиссии отказано.

С решением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 июня 2020 года не согласилось общество с ограниченной ответственностью «Красноборское», предъявив апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда.

В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ООО «Красноборское» указало, что решение является незаконным и необоснованным. Судом первой инстанции не были применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению, что является основанием для отмены или изменения судебного решения. Вывод суда первой инстанции о том, что применение пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» не может распространяться на деятельность внесудебного органа является немотивированным. Заявитель жалобы полагает, что пропуск пятилетнего срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен. Отсутствие в законодательстве нормы о восстановлении пропущенного срока для подачи документов в комиссию по рассмотрению споров об оспаривании результатов кадастровой стоимости является правовым пробелом, в связи с чем, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ подлежат применению по аналогии (аналогия права) и свидетельствуют о возможности обратиться в Комиссию. Таким образом, административный истец имеет право оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2013 года, так как в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости по данному объекту недвижимости.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ООО «Красноборское» не участвовало, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» не присутствовали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, путем направления судебного извещения с уведомлением, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции судебную коллегию в известность не поставили, при указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу положений пункта 15 части 1 статьи 20 КАС РФ рассмотрение административных дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в качестве суда первой инстанции отнесено к подсудности Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее-Закон об оценочной деятельности) определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Согласно статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Аналогичные полномочия Комиссии по принятию решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, предусмотрены в статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", арендатор недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным иском об определении кадастровой стоимости, соответствующей рыночной, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Комиссия создается органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть четвертая статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Порядок создания и работы комиссии) утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года № П/20 (с учетом изменений, внесенных приказами от 25 октября 2013 года № П/438, 3 февраля 2016 года № П/0050) создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан в составе четырех человек.

Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан от 10 декабря 2013 года № П/525 утверждены Положение о порядке создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Республике Татарстан и Порядок ведения делопроизводства комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости по Республике Татарстан (далее – Порядок ведения делопроизводства).

Частью десятой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 18 марта 2020 года) предусмотрено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Согласно пункта 14 Порядка создания и работы комиссии, при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.

Согласно пункту 15 Порядка создания и работы комиссии, пунктам 2.16, 2.17 Порядка ведения делопроизводства в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в Комиссию с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь Комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

Как следует из материалов дела и установлено судом, административному истцу ООО «Красноборское» на праве долгосрочной аренды до 26 июля 2064 года принадлежит объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 17 590 рублей кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 927 от 25ноября 2013 года в размере 141 988 063,10 рублей по состоянию на 1 января 2014 года.

Аналогичные сведения содержатся в выписке из единого государственного реестра недвижимости (л.д.21).

Административный истец оплачивает арендные платежи при расчете которых, используется кадастровая стоимость арендованного им земельного участка.

28 декабря 2019 года ООО «Красноборское» обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

9 января 2020 года в Комиссию поступило заявление ООО «Красноборское» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственный корпус торгового комплекса «Савиново»), площадью 17 590 квадратных метров с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д.82).

Заявление ООО «Красноборское» Комиссией не принято к рассмотрению, поскольку пятилетний срок с даты внесения оспариваемой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости (10 января 2014 года) истек. Заявителю ООО «Красноборское» направлено уведомление от 13 января 2020 года № 26-05/18 (л.д.79-81).

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что процессуальное решение Комиссии об отклонении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости основано на нормах статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которая ограничивала право подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости пятилетним сроком, исчисляемым со дня внесения в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости) сведений об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости. Порядок действий Комиссии при поступлении заявления за пределами этого срока, а также форма извещения заявителя о непринятии заявления не нарушены, предписаны вышеприведенными правовыми нормами.

Данные выводы суда первой инстанции являются правильными, они сделаны при верном применении судом норм материального права, которые регулируют спорные правоотношения, суд правильно определил фактические обстоятельства дела, которые подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, которым суд дал правильную оценку. Доводы апелляционной жалобы ООО «Красноборское подлежат отклонению по следующим основаниям.

Согласно пункта 14 Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263, при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления, при этом датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считается дата представления его в территориальный орган уполномоченного федерального органа либо день сдачи его в организацию почтовой связи для направления в комиссию по месту нахождения территориального органа уполномоченного федерального органа.

Согласно пункта 15 Порядка создания и работы комиссии, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод, что перечень оснований для отказа в принятии заявления к рассмотрению является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку основания для рассмотрения заявления по существу у Комиссии отсутствовали ввиду пропуска срока подачи заявления.

Положением о работе Комиссии не предусмотрено разрешение ею вопроса о восстановлении пропущенного срока, в связи, с чем пропуск срока подачи заявления является самостоятельным основанием для его возврата.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» о том, что пропуск пятилетнего срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен несостоятельны, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, который правомерно указал о том, что указанные разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ не могут быть приняты в качестве обоснования незаконности бездействия комиссии, поскольку этот пункт содержит разъяснение о возможности восстановления срока для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд при выяснении причин пропуска в судебном заседании и отражении соответствующих выводов в решении суда, но не может распространяться на деятельность внесудебного органа.

Ссылка на применении аналогии права при указанных обстоятельствах, также несостоятельна, поскольку из смысла статьи 126 Конституции Российской Федерации и конкретизирующих ее положений пункта 1 части 7 статьи 2 и пункта 1 части 3 статьи 5, пункта 7 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", часть 4 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", следует, что Верховный Суд Российской Федерации дает разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации, следовательно указанные разъяснения не могут распространяться и применяться в деятельности иных органов.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствует о нарушении норм материального и процессуального права, основаны на неправильном толковании положений законодательства и не могут служить основанием для признания действий (бездействий) Комиссии незаконными.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, изложенную административным истцом в административном исковом заявлении, которое было предметом исследования в суде первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда.

Судебная коллегия полагает, что решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.

Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.

Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 июня 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Красноборское» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Татарстан.

Председательствующий:

Судьи: