ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1655/2022 от 27.07.2022 Четвёртого апелляционного суда общей юрисдикции

Судья Хамидуллина Э.М. Дело № 66а-1655/2022

(номер дела в суде первой инстанции 3га-382/2022)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород 27 июля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Сорокина М.С.,

судей Батялова В.А., Буруновой С.В.

при секретаре Защитниковой А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по коллективному административному исковому заявлению Полянского Степана Евгеньевича, Вахитова Азата Марсовича, Абдул Навид Хамид, Родионова Андрея Сергеевича, Родионовой Анжелы Викторовны, Хабибуллина Кирилла Раулевича, Мхитарян Софии Аркадьевны, Даутова Олега Наиловича, Тахаутдинова Руслана Ильгамовича, Гайнизаманова Эрика Ильдусовича, Ивановой Марии Юрьевны, Иванова Александра Борисовича, Костарева Георгия Игоревича, Костаревой Ольги Вячеславовны, Карагеорги Ольги Рамисовны, Ромина Владимира Евгеньевича, Резяпова Ахмета Гизаровича, Юревич Алисы Андреевны, Гайнизаманова Ильгиза Ильдусовича, Махмутова Дамира Расулевича, Сабировой Альбины Рафаилевны, Петрова Максима Павловича, Газетдиновой Радмилы Зинферовны, Ильясова Раиля Фаукатовича, Ильясова Ильдара Насибулловича, Самигуллиной Раушании Узбековны, Джандаровой Евгении Руслановны к Главе Республики Башкортостан, администрации Главы Республики Башкортостан о признании недействующим Указа Главы Республики Башкортостан от 17 июня 2021 года № УГ-304 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с распространением в Республике Башкортостан новой короновирусной инфекции (COVID-19)»,

по административному исковому заявлению Загитова Амира Ахатовича, Светлакова Артема Викторовича, Калимуллина Руслана Рауфовича, Юсуповой Лилии Рамусовны, Шангареевой Ксении Павловны, Пономаренко Зульфии Занфировны, Яхина Фарита Рашитовича, Ганеева Назифа Галиевича, Кутлаевой Ильсюяр Талгатовны, Холовой Галины Алексеевны к Главе Республики Башкортостан, администрации Главы Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 10.1 Указа Главы Республики Башкортостан от 17 июня 2021 года № УГ-304 «О внесении изменений в Указ Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года № УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с распространением в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» по апелляционной жалобе Полянского Степана Евгеньевича, ведущего дело в интересах группы лиц, апелляционной жалобе Светлакова Артема Викторовича, Калимуллина Руслана Рауфовича, Юсуповой Лилии Рамусовны, Шангареевой Ксении Павловны, Пономаренко Зульфии Занфировны, Яхина Фарита Рашитовича, Ганеева Назифа Галиевича, Кутлаевой Ильсюяр Талгатовны, Холовой Галины Алексеевны на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 апреля 2022 года, которым в удовлетворении требований административных истцов отказано.

Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Сорокина М.С., объяснения Полянского С.Е., Юсуповой Л.Р., Кутлаевой И.Т., Пономаренко З.З., Шангареевой К.П., Яхина Ф.Р., представителя Главы Республики Башкортостан, администрации Главы Республики Башкортостан – Назаркина А.И., представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан – Шамсияровой Э.Г., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренкова Е.А., судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции

установила:

18 марта 2020 года Главой Республики Башкортостан принят Указ № УГ-111 «О введении режима «Повышенная готовность» на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» (далее – Указ № УГ-111).

Указ № УГ-111 опубликован 18 марта 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (http://www.npa.bashkortostan.ru), 23 марта 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), в издании «Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан» от 13 апреля 2020 года № 11 (665), ст. 595.

В дальнейшем в Указ № УГ-111 неоднократно вносились изменения, которые были опубликованы в установленном порядке.

В частности, Указом Главы Республики Башкортостан от 17 июня 2021 года № УГ-304 (далее – Указ № УГ-304), опубликованном 18 июня 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (http://www.npa.bashkortostan.ru), 24 июня 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), в издании «Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан» от 12 июля 2021 года № 20 (710), ст. 1015, в Указ № УГ-111 внесены изменения, в соответствии с которыми:

в пункте 2.1 слова «с 1 по 7 мая 2021 года» заменены словами «до 2 июля 2021 года» (подпункт 1 пункта 1);

в абзаце втором пункта 3, в абзаце четвертом пункта 9, в абзаце втором пункта 22, в абзаце втором пункта 25 слова «в приложении к настоящему Указу» заменены словами «в приложении № 1 к настоящему Указу» (подпункт 2 пункта 1);

подпункт 3 пункта 5 (обязать граждан) изложен в следующей редакции:

«3) исполнять правила поведения организаций (ИП, самозанятых) в части требований, касающихся правил поведения граждан при обращении в организации (к ИП, к самозанятым) в целях приобретения товаров, работ, услуг, в том числе в части возможности получения услуг (товаров, работ) лишь при наличии одного из документов, указанных в пункте 10.1 настоящего Указа (справка (сертификат) о прохождении вакцинации, в том числе компонентом I вакцины против COVID-2019; о наличии противопоказаний к вакцинации против COVID-2019; об отрицательном результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом ПЦР);» (подпункт 3 пункта 1);

дополнен пунктом 10.1 следующего содержания:

«10.1. Установить, что в соответствии со сроками и сферами деятельности, определенными приложением N 2 к настоящему Указу, организации (ИП, самозанятые) предоставляют услуги (товары, работы) только гражданам Российской Федерации (за исключением граждан в возрасте до 18 лет), имеющим при себе один из следующих документов:

сертификат о прохождении вакцинации против COVID-2019, полученный с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) в электронном либо распечатанном виде;

справку медицинской организации о прохождении вакцинации против COVID-2019, в том числе компонентом I вакцины против COVID-2019;

справку медицинской организации о наличии противопоказаний к вакцинации против COVID-2019;

справку об отрицательном результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), в электронном либо распечатанном виде (действительно в течение 3 суток со дня выдачи).» (подпункт 4 пункта 1);

в пункте 11 слова «с 1 по 7 мая 2021 года» заменены словами «до 25 июля 2021 года» (подпункт 5 пункта 1);

подпункт 2 пункта 15 (установить, что при строгом соблюдении правил поведения, установленных настоящим Указом, органами исполнительной власти Республики Башкортостан, а также рекомендациями Роспотребнадзора, осуществляется) изложить в следующей редакции:

«2) дистанционно – прием документов, необходимых для поступления в образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации, проведение вступительных испытаний, рассмотрение апелляций. Очная форма разрешается в отношении поступающих в возрасте до 18 лет, а также поступающих, имеющих при себе один из документов, указанных в пункте 10.1 настоящего Указа (справка (сертификат) о прохождении вакцинации, в том числе компонентом I вакцины против COVID-2019; об отрицательном результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом ПЦР);» (подпункт 6 пункта 1);

в абзаце третьем пункта 23 слова «в период с 1 по 7 мая 2021 года» исключены (подпункт 7 пункта 1);

пункт 28 (Министерству здравоохранения Республики Башкортостан) дополнен абзацем вторым следующего содержания:

«- обеспечить выдачу медицинскими организациями гражданам справок о прохождении вакцинации против COVID-2019, в том числе компонентом I вакцины против COVID-2019, о наличии противопоказаний к вакцинации против COVID-2019;» (подпункт 8 пункта 1);

приложение постановлено считать приложением № 1 (подпункт 9 пункта 1);

дополнен приложением № 2, определяющим сферы деятельности, в которых услуги (товары, работы) предоставляются гражданам Российской Федерации (за исключением граждан в возрасте до 18 лет), имеющим при себе справку (сертификат) о прохождении вакцинации, в том числе компонентом I вакцины против COVID-2019; о наличии противопоказаний к вакцинации против COVID-2019; об отрицательном результате лабораторного исследования на COVID-2019 методом ПЦР, и сроки введения данного требования (подпункт 10 пункта 1).

Указ № УГ-304 вступил в силу 22 июня 2021 года (пункт 2).

Указ № УГ-111 в редакции Указа № УГ-304 (с последующими изменениями) действовал до 9 сентября 2021 года, когда он был изложен в новой редакции (Указ Главы Республики Башкортостан от 9 сентября 2021 года № УГ-493).

Полянский С.Е., Вахитов А.М., Абдул Н.Х., Родионов А.С., Родионова А.В., Хабибуллин К.Р., Мхитарян С.А., Даутов О.Н., Тахаутдинов Р.И., Гайнизаманова Э.И., Иванова М.Ю., Иванов А.Б., Костарев Г.И., Костарева О.В., Карагеорги О.Р., Ромин В.Е., Резяпов А.Г., Юревич А.А., Гайнизаманов И.И., Махмутов Д.Р., Сабирова А.Р., Петров М.П., Газетдинова Р.З., Ильясов Р.Ф., Ильясов И.Н., Самигуллина Р.У., Джандарова Е.Р. обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с коллективным административным исковым заявлением об оспаривании Указа № УГ-304, указывая на то, что он ущемляет права лиц, которые по различным причинам не делают прививку, ограничивает возможность одних субъектов правоотношений заниматься своей деятельностью, быть социально и экономически полезными обществу, затрагивает права граждан на свободу выбора как в отношении досуга, так и в отношении использования вакцины, содержит императивные условия либо нести бремя затрат по регулярным анализам, либо вакцинироваться, что недопустимо в силу конституционных норм относительно права выбора.

Загитов А.А., Светлаков А.В., Калимуллин Р.Р., Юсупова Л.Р., Шангареева К.П., Пономаренко З.З., Яхин Ф.Р., Ганеев Н.Г., Кутлаева И.Т., Холова Г.А. обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об оспаривании пункта 10.1 Указа № УГ-304 (фактически – пункта 10.1 Указа № УГ-111 в редакции Указа № УГ-304), указывая на то, что его положениями, которые распространяют свое действие на всех жителей Республики Башкортостан, в том числе и на них, нарушены их права, свободы и законные интересы, что 23, 27 и 28 июля 2021 года при обращении в библиотеки, расположенные по адресам г. Уфа, проспект Октября, д. 62/2, г. Уфа, проспект Октября, д. 9, г. Уфа, ул. Комсомольская, д. 138, Яхину Ф.Р., Загитову А.А., Юсуповой Л.Р., Шангареевой К.П., Ганееву Н.Г., Кутлаевой И.Т., Холовой Г.А. было отказано в обслуживании (в выдаче книг, предоставлении информации с интернета, работе с книгами в читальном зале), 24 июля 2021 года при посещении ГУП кинотеатр «Родина», расположенного по адресу г. Уфа, ул. Ленина, д. 42, Шангареевой К.П., Пономаренко З.З., Калимуллину Р.Р., Светлакову А.В., Юсуповой Л.Р. было отказано в обслуживании (в продаже билетов) в связи с отсутствием предусмотренных оспариваемым Указом документов (сертификатов, справок). По мнению административных истцов, при обращении в организации для получения услуг у граждан не могут требовать предъявления каких-либо документов или сведений о состоянии их здоровья, которые относятся к их персональным данным.

Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 10 февраля 2022 года названные административные дела объединены в одно производство для их совместного рассмотрения и разрешения.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 апреля 2022 года в удовлетворении требований административных истцов отказано.

В апелляционной жалобе Полянский С.Е., ведущий дело в интересах группы лиц, ставит вопрос об отмене решения суда, приводя доводы, изложенные в коллективном административном исковом заявлении, а также указывая на то, что судом проигнорирована и не отражена в решении позиция административных истцов.

В апелляционной жалобе Светлаков А.В., Калимуллин Р.Р., Юсупова Л.Р., Шангареева К.П., Пономаренко З.З., Яхин Ф.Р., Ганеев Н.Г., Кутлаева И.Т., Холова Г.А. ставят вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, принятого при неправильном применении норм материального права и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных ими требований. В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что судом не дана оценка доводам административных истцов о том, что Глава Республики Башкортостан не обладает полномочиями по установлению предусмотренных оспариваемым указом ограничений, что они могут быть установлены только федеральным законодательством, что в Российской Федерации пандемия официально не объявлена, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, что оспариваемая норма противоречит гражданскому законодательству, законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Нюрнбергскому кодексу 1947 года, Хельсинской декларации Всемирной медицинской организации, что судом не дана оценка статьям и трудам ученых, статистическим сведениям Росстата за период с 1970 года по 2022 год, не запрошены и не исследованы доказательства, сообщенные и представленные административными истцами.

Относительно доводов апелляционных жалоб Главой Республики Башкортостан, администрацией Главы Республики Башкортостан, Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан представлены возражения.

В судебной заседании суда апелляционной инстанции Полянский С.Е. (с использованием систем видео-конференц-связи), ведущий дело в интересах группы лиц по коллективному административному иску, доводы апелляционных жалоб поддержал, просил их удовлетворить.

В судебной заседании суда апелляционной инстанции Юсупова Л.Р. (с использованием систем видео-конференц-связи), являющаяся административным истцом и представителем административных истцов – Кутлаевой И.Т., Шангареевой К.П., Пономаренко З.З., Калимуллина Р.Р., Яхина Ф.Р., Холовой Г.А., доводы апелляционных жалоб поддержала, просила их удовлетворить.

В судебной заседании суда апелляционной инстанции административные истцы Кутлаева И.Т., Пономаренко З.З., Шангареева К.П., Яхин Ф.Р. (с использованием систем видео-конференц-связи) доводы апелляционных жалоб поддержали, просили их удовлетворить.

В судебной заседании суда апелляционной инстанции представитель Главы Республики Башкортостан, администрации Главы Республики Башкортостан – Назаркин А.И. (с использованием систем видео-конференц-связи) просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебной заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан – Шамсиярова Э.Г. (с использованием систем видео-конференц-связи) просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации – Куренкова Е.А., полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующему.

Отказывая в удовлетворении требований административных истцов, суд первой инстанции, проанализировав нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, во взаимосвязи с материалами дела, установил, что Глава Республики Башкортостан принял оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.

Отклоняя доводы о его несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и о нарушении прав, свобод и законных административных истцов, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые ограничения соответствует требованиям федерального законодательства, направлены на предупреждение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), носят временный характер, вызванный особыми условиями введенного в регионе режима повышенной готовности в связи с угрозой данного заболевания, представляющего опасность для окружающих.

По результатам рассмотрения настоящего дела суд первой инстанции, констатировав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, соразмерен конституционно значимым целям и соответствует критериям, определенным Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных в рамках настоящего требований.

Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктами «б» и «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (здесь и далее – Федеральный закон № 68-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия Указа № УГ-304).

В статье 1 Федерального закона № 68-ФЗ приведены основные понятия, в том числе, чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ).

В силу положений статьи 19 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее – Правила), которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, при этом при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты «а», «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).

Согласно положений подпунктов «а», «м», «у», «ф» пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «м» настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 настоящего Федерального закона.

Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта «а» пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

На территории Республики Башкортостан принят и действует Закон Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года № 26-з «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон РБ № 26-з), целью которого, среди прочих, является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Статьей 10 Закона РБ № 26-з (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесено: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принятие решений об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Башкирской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; установление регионального уровня реагирования в порядке, установленном частью 8 статьи 4.1 настоящего Закона; установление обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом «л» настоящей части; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Республики Башкортостан или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ, устанавление дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом «а.1» статьи 10 Федерального закона № 68-ФЗ.

Реализуя предоставленные приведенными федеральными и региональными нормами полномочия, Глава Республики Башкортостан, который является высшим должностным лицом Республики Башкортостан и возглавляет Правительство Республики Башкортостан (статьи 82, 91 Конституции Республики Башкортостан), своим Указом № УГ-111 (с последующими изменениями) в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с Федеральным законом № 68-ФЗ, Законом РБ № 26-з ввел на территории Республики Башкортостан режим функционирования «Повышенная готовность», а также установил на территории региона в условиях режима повышенной готовности соответствующие ограничительные меры, в том числе, которые оспариваются административными истцами.

Из изложенного с очевидностью следует вывод о том, что Указ № УГ-111, а равно Указ № УГ-304 о внесении в него изменений приняты Главой Республики Башкортостан в пределах предоставленных ему полномочий.

Статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, предусмотрено, что ограничительные мероприятия (карантин) – это административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей относится к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся (статья 6 Федерального закона № 52-ФЗ).

В силу положений части 1 статьи 29, статьи 31 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся, в том числе, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением, в том числе, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как указано в пункте 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 49-П, 30 января 2020 года по решению Всемирной организации здравоохранения эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 ситуация признана пандемией (заявление Генерального директора ВОЗ по итогам второго совещания Комитета по чрезвычайной ситуации в соответствии с Международными медико-санитарными правилами, в связи со вспышкой заболевания, вызванного новым коронавирусом 2019 г. (NCoV), 30 января 2020 года; вступительное слово Генерального директора ВОЗ на пресс-брифинге по COVID-19, 11 марта 2020 года). Распространение коронавирусной болезни, начавшееся в 2019 году, поставило перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности множество проблем не только медицинского, но и социального, политического, экономического и юридического характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 285 «О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Принятыми в целях реализации положений статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки рекомендовано: обеспечить своевременное принятие противоэпидемических мер, направленных на стабилизацию обстановки, связанной с распространением случаев заболевания COVID-19; принять меры санитарно-эпидемиологического характера (в том числе посредством осуществления ограничительных мероприятий), направленные на защиту лиц, относящихся к группам риска заболевания COVID-19, в первую очередь людей в возрасте 65 лет и старше, лиц, больных хроническими заболеваниями.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденными Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15 (далее – СП 3.1.3597-20), определены требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (пункт 1.1). Раздел IV «Противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19» СП 3.1.3597-20 предусматривает противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, включающие комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространения инфекции, которые организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1). Пункт 4.2 СП 3.1.3597-20 предусматривает эпидемиологическую тактику при COVID-19: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса; максимальное ограничение контактов (при распространении инфекции); выявление больных, их своевременная изоляция и госпитализация; экстренная профилактика (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям. Пунктом 4.4 СП 3.1.3597-20 определены мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, к которым, среди прочих, отнесены: использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

Следовательно, не вызывает сомнения то обстоятельство, что совокупность введенных оспариваемым нормативным правовым актом в границах территории Республики Башкортостан ограничительных мер, включая меры, которые оспариваются административными истцами, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.

При таких обстоятельствах, исходя из взаимосвязанных положений статей 18, 21, 41, 42, 55, 56, 72 Конституции Российской Федерации и приведенных ранее нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и регулирующих рассматриваемые правоотношения, разъяснений, данных в подпункте «а» пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подлежат отклонению как несостоятельные, не способные повлечь признание оспариваемого указа не действующим доводы административных истцов о его противоречии приведенным как в административных исках, так и в апелляционных жалобах нормативным правовым актам и нормам международного права, а также о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Так. согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 декабря 2020 года № 49-П, Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья.

Вместе с тем необходимость защиты жизни и здоровья граждан при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения и осуществлении мер по борьбе с эпидемиями и ликвидацией их последствий - учитывая, что жизнь человека является высшей конституционной ценностью, без которой реализация гражданских, экономических, социальных и иных прав становится во многом бессмысленна, - предполагает принятие таких правовых актов, которые не исключают возможности ограничения прав и свобод человека, в том числе и свободы передвижения, но только в той мере, в какой это соответствует поставленным целям при соблюдении требований соразмерности и пропорциональности (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Оспариваемые административными истцами ограничения являются соразмерными, не носят произвольный характер, направлены на защиту жизни и здоровья населения как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, обусловлены необходимостью предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничения эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Республики Башкортостан и, тем самым, на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, включая административных истцов, на территории данного субъекта Российской Федерации.

При этом оспариваемые ограничительные меры не являются бессрочными и абсолютными, а носят временный характер, введены только в период действия режима повышенной готовности исходя из складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки в Республике Башкортостан.

Избрание же конкретных видов ограничений и способов их обеспечения осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в пределах усмотрения, предоставленного ему в рамках решения вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, исходя из конкретных обстоятельств состояния санитарно-эпидемиологической обстановки, роста заболеваемости и особенностей распространения коронавирусной инфекции в данном субъекте Российской Федерации. В данном случае баланс между ограничениями прав и свобод человека и защитой его жизни и здоровья в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества соблюден.

В связи с изложенным, не имеет правового значения и не ставит под сомнение законность оспариваемого нормативного правового акта и обжалуемого решения суда позиция административных истцов о том, что, по их мнению, в Российской Федерации пандемия официально не объявлена, что граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, что при рассмотрении дела суду надлежало учесть статьи и труды ученых, статистических сведений Росстата за период с 1970 года по 2022 год.

Вопреки доводам апелляционных жалоб позиция административных истцов о незаконности Указа № УГ-304, его противоречии гражданскому законодательству, законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, Нюрнбергскому кодексу 1947 года, Хельсинской декларации Всемирной медицинской организации получила со стороны суда надлежащую правовую оценку и была признана несостоятельной, что нашло необходимое и достаточное отражение в обжалуемом судебном акте.

Ссылки административных истцов на отсутствие у Главы Республики Башкортостан полномочий по установлению оспариваемых ограничений подлежат отклонению как основанные на неверном толковании ранее приведенных норм материального права, в силу которых такие полномочия у него без сомнения имеются.

Ссылки в апелляционных жалобах на то, что судом не были запрошены и исследованы доказательства, сообщенные и представленные административными истцами, на правовую судьбу обжалуемого судебного акта повлиять не могут, поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения настоящего дела, судом установлены, а необходимые для этого доказательства имеются в материалах дела и были исследованы судом. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

В целом доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, заявлявшимся административными истцами в суде первой инстанции, которым в решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.

Учитывая, что отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречили оспариваемые положения указа, что права, свободы и законные интересы административных истцов и иных лиц им не нарушены, а предусмотренные им ограничительные меры носят временный характер, обусловлены введением на территории Республики Башкортостан, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), режима повышенной готовности, продиктованы необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимым целей, соответствуют принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ отказал в удовлетворении заявленных административными истцами требований.

Апелляционные жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и не получили бы соответствующую оценку в решении. Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Полянского Степана Евгеньевича, ведущего дело в интересах группы лиц, апелляционную жалобу Светлакова Артема Викторовича, Калимуллина Руслана Рауфовича, Юсуповой Лилии Рамусовны, Шангареевой Ксении Павловны, Пономаренко Зульфии Занфировны, Яхина Фарита Рашитовича, Ганеева Назифа Галиевича, Кутлаевой Ильсюяр Талгатовны, Холовой Галины Алексеевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Мотивированное апелляционное определение составлено 4 августа 2022 года

Председательствующий

Судьи