ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 66А-1658/2022 от 31.08.2022 Третьего апелляционного суда общей юрисдикции

№ 66а-1658/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи 31 августа 2022 года

Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Печуриной Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 3а-436/2022 по частной жалобе представителя ООО «Склады на Садовой» на определение Волгоградского областного суда от 30 мая 2022 года о прекращении производства по делу.

Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А., суд

установил:

ООО «Склады на Садовой» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Волгоградской области от 3 февраля 2022 года № 26/2 и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года.

Определением Волгоградского областного суда от 30 мая 2022 года производство по административному делу прекращено.

Суд первой инстанции, проанализировав положения частей 1 и 15 статьи 22.1 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которым с 1 января 2022 года рассмотрение судебных споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Волгоградской области не осуществляется, на основании пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ прекратил производство по делу, поскольку административным истцом не соблюден внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В частной жалобе административный истец просит определение судьи от 30 мая 2022 года отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального права.

В силу части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) частная жалоба рассмотрена судьей единолично в судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы, суд пришел к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ, с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Волгоградской области произведена на основании Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о государственной кадастровой оценке) свидетельствует, что оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки регулируется Законом об оценочной деятельности.

В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, включая Закон об оценочной деятельности и Закон о государственной кадастровой оценке, в том числе признана утратившей силу статья 22 Закона о государственной кадастровой оценке, предусматривающая порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, одновременно Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ дополнен статьей 22.1, которой введен внесудебный порядок установления кадастровой стоимости в размере рыночной на основании решения уполномоченного бюджетного учреждения.

Указанной нормой также предусмотрено, что решение данного бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (статья 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ до 1 января 2023 г. установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке, согласно которому в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – решение); с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

В соответствии частью 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ, рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с постановлением администрации Волгоградской области 20 декабря 2021 г. № 710-п датой перехода к применению на территории Волгоградской области положений статьи 22.1 Закона о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости является 1 января 2022 г.

Таким образом, с 1 января 2022 г. рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Как установлено судом, административный истец оспаривает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером установленную по состоянию на 1 января 2020 г. приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 г. № 79-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков категории «Земли населенных пунктов» на территории Волгоградской области».

Настоящий административный иск поступил в адрес Волгоградского областного суда 4 мая 2022 года, то есть после 1 января 2022 года.

Суд первой инстанции указывает на то, что до 1 января 2022 года административный истец не обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

Вместе с тем, из представленного административным истцом заявления следует, что он обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Волгоградской области 30 декабря 2021 года, о чем свидетельствует штамп Почты России на описи вложения в почтовое отправление.

Данное заявление Комиссией рассмотрено, по итогам чего вынесено оспариваемое решение от 3 февраля 2022 года № 26/2.

Данное обстоятельство судом первой инстанции не учтено.

Поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости земельного участка начата административным истцом до 1 января 2022 года, положения статьи 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке не подлежат применению к спорным правоотношениям; на дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости у заявителя, вопреки выводам суда первой инстанции, существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 22 поименованного закона.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального права, повлиявшее на исход дела, без устранения которого невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов, что служит основанием для отмены судебного акта и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судья

определила:

определение Волгоградского областного суда от 30 мая 2022 года отменить.

Административное дело по административному исковому заявлению ООО «Склады на Садовой» о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Волгоградской области от 3 февраля 2022 года № 26/2 и об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной направить в Волгоградский областной суд на новое рассмотрение.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения настоящего определения через суд первой инстанции.

Судья Ю.А. Печурина